Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.09.2016 N 17АП-10961/2016-АК ПО ДЕЛУ N А71-2880/2016

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2016 г. N 17АП-10961/2016-АК

Дело N А71-2880/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (ИНН 1840038019, ОГРН 1151840003480): не явились;
- от заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН 1831057079, ОГРН 1021801169510): Кузнецов А.В. по доверенности от 02.10.2015;
- от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "УК ГарантСервис": не явились;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 15 июня 2016 года по делу N А71-2880/2016,
принятое судьей Калининым Е.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания"
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о признании незаконным бездействия

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - заявитель, ООО "Городская УК") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным бездействия Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - заинтересованное лицо) при проведении проверки по заявлению ООО "Городская УК" N ЮО-1018 от 02.11.2015 и N ЮО-1162 от 02.12.2015, что выразилось в следующем: нарушено право заявителя на ознакомление с материалами проверки; нарушены сроки проведения проверки; выводы, указанные в ответе не соответствуют нормам действующего законодательства; не указаны результаты проверки в соответствии с поставленными вопросами и требованиями действующего законодательства; и об обязании в проведении проверки по заявлениям ООО "Городская УК" N ЮО-1018 от 02.11.2015 и N ЮО-1162 от 02.12.2015 в соответствии с действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Гарант Сервис".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Городская УК" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики надлежащим образом не проверена законность проведения общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунальном хозяйстве и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласна по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционной жалобе, а также заявил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления представителя ООО "Городская УК" от 15.02.2016 об ознакомлении с материалами проверки. Данное ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено на основании абз. 2 ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Заявитель и третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Городская УК" направило в адрес Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики заявление от 02.11.2015 N ЮО-1018 и заявление от 02.12.2015 N ЮО-1162 с просьбой провести проверку законности проведения собраний, законности принятых собственниками решений, оформленных протоколами от 21.10.2015 и от 15.11.2015 по многоквартирному дому N 115 по ул. Союзной в г. Ижевске.
Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики на заявление ООО "Городская УК" от 02.12.2015 N ЮО-1162 направлен ответ от 04.02.2016 N 781, в котором сообщается, что из протокола от 15.11.2015 следует, что в общем собрании, проведенного в форме очно-заочного голосования, проголосовало 3322,2 кв. м или 69,47% общей площади жилых и нежилых помещений МКД N 115 по ул. Союзная г. Ижевска; а также указано, что при подсчете кворума с использованием выписок из ЕГРП было установлено, что в общем собрании от 15.11.2015 приняло участие 2290,7 кв. м или 68,9% от общего числа голосов (т. 1 л.д. 33).
Кроме того, Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики на заявление ООО "Городская УК" от 02.11.2016 N ЮО-1018 дан ответ от 04.02.2016 N 781, в котором сообщается, что из протокола от 21.10.2015 следует, что в общем собрании, проведенного в форме заочного голосования, проголосовало 2347,04 кв. м или 70,65% общей площади жилых и нежилых помещений МКД N 115 по ул. Союзная г. Ижевска; а также указано, что при подсчете кворума с использованием выписок из ЕГРП было установлено, что в общем собрании от 21.10.2015 приняло участие 2346,7 кв. м или 70,6% от общего числа голосов (т. 1 л.д. 30).
04.03.2016 в адрес Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики поступило заявление от представителя ООО "Городская управляющая компания" Вологжанина А.С. с просьбой повторно ознакомить с материалами проверки в отношении ООО "Городская управляющая компания" по дому N 115 по ул. Союзной в г. Ижевске (т. 1 л.д. 21).
Полагая, что Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики допустила незаконное бездействие, ООО "Городская УК" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 538 Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
В п. 26 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что при осуществлении регионального государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", являются поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в ч. 1 ст. 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных ч. 2 ст. 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением заявлений ООО "Городская УК" от 02.11.2015 N ЮО-1018 и от 02.12.2015 N ЮО-1162 на основании распоряжений от 15.01.2016 N 50, N 6 Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики проведена проверка правомерности принятия на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома N 115 по ул. Союзная г. Ижевска решения о выборе управляющей организации ООО "УК "ГарантСервис" (протоколы общего собрания от 21.10.2015 и от 15.11.2015), проверка начата 15.01.2016 и закончена 04.02.2016.
Результаты проверки зафиксированы в актах проверки от 04.02.2016 N 50, N 6. В данных актах проверки отражены следующие обстоятельства:
"В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 115 по ул. Союзная г. Ижевска от 21.10.2015 указаны дата и время проведения общего собрания в форме заочного голосования с 08:00 ч. 10.10.2015 до 20:00 час. 20.10.2015. Информация о проведении общего собрания собственников помещений в МКД N 115 по ул. Союзная г. Ижевска была доведена до сведения собственников помещений путем вручения уведомления под роспись. В представленном протоколе от 21.10.2015 общего собрания собственников помещений МКД, проведенного в форме заочного голосования, на повестку дня поставлено 16 вопросов, в том числе вопросы о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией ООО "Городская УК" на основании ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и выборе в качестве новой управляющей организации ООО "УК ГарантСервис". Из протокола от 21.10.2015 следует, что в общем собрании проголосовало 2347,04 кв. м или 70,65% общей площади жилых и нежилых помещений МКД N 115 ул. Союзная г. Ижевска. При подсчете кворума, с использованием выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно представленным ООО "УК ГарантСервис" бюллетеням заочного голосования установлено, что в общем собрании, оформленном протоколом от 21.10.2015, приняло участие собственников помещений данного многоквартирного дома N 115 по ул. Союзная г. Ижевска 2 346,1 или 70,6% от общего числа голосов. Согласно данным, размещенным на официальном сайте "Реформа ЖКХ" https://www.reformagkh.ru/, общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 3 322,2 кв. м. При расчете кворума применена общая площадь жилых и нежилых помещений 3 322,2 кв. м. Таким образом, собственниками помещений указанного дома решения на данном собрании приняты при наличии кворума. Следовательно, и решения по вопросам повестки дня данного собрания приняты собственниками, обладающими более чем 50% площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 115 по ул. Союзная г. Ижевска" (т. 1 л.д. 31).
"В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 115 по ул. Союзная г. Ижевска от 15.11.2015 указаны дата и время проведения общего собрания в форме очно-заочного голосования с 08:00 ч. 08.11.2015 до 20:00 час. 15.11.2015. Информация о проведении общего собрания собственников помещений в МКД N 115 по ул. Союзная г. Ижевска была доведена до сведения собственников помещений путем размещения уведомления в помещении данного дома. В представленном протоколе от 15.11.2015 общего собрания собственников помещений МКД, проведенного в форме очно-заочного голосования, на повестку дня поставлено 24 вопроса, в том числе вопросы о расторжении договора управления с прежней управляющей организацией ООО "Городская УК" в связи с невыполнением условий договора управления управляющей организацией и выборе в качестве новой управляющей организации ООО "УК ГарантСервис". Из протокола от 15.11.2015 следует, что в общем собрании проголосовало 2308,0 кв. м или 69,47% общей площади жилых и нежилых помещений МКД N 115 ул. Союзная г. Ижевска. При подсчете кворума, с использованием выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, согласно представленным ООО "УК ГарантСервис" бюллетеням очно-заочного голосования установлено, что в общем собрании, оформленном протоколом от 15.11.2015, приняло участие собственников помещений многоквартирного дома N 115 по ул. Союзная г. Ижевска 2290,7 или 68,9 от общего числа голосов. Согласно данным, размещенным на официальном сайте "Реформа ЖКХ" https://www.reformagkh.ru/, общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 3 322,2 кв. м. При расчете кворума применена общая площадь жилых и нежилых помещений 3 322,2 кв. м. Таким образом, собственниками помещений указанного дома решения на данном собрании приняты при наличии кворума. Следовательно, и решения по вопросам повестки дня данного собрания приняты собственниками, обладающими более чем 50% площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме N 115 по ул. Союзная г. Ижевска" (т. 1 л.д. 35).
Позиция ООО "Городская УК" по настоящему делу сводится к тому, что Государственной жилищной инспекцией при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики допущено незаконное бездействие, так как в ответах не указаны результаты проверки в соответствии с поставленными вопросами и требованиями действующего законодательства; не соблюдены сроки проведения проверки; нарушено право заявителя на ознакомление с материалами проверки.
Данные доводы заявителя обоснованно отклонены судом первой инстанции, при этом суд верно исходил из того, что в ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено право должностных лиц органа государственного жилищного надзора проверять правомерность принятия общим собранием собственников решения о выборе управляющей организации; вместе с тем в силу ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания может быть обжаловано в судебном порядке собственником помещения в многоквартирном доме. То есть нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не предоставляют органу контроля право признать решение или протокол общего собрания недействительными.
Из пояснений представителя заинтересованного лица в судебном заседании следует, что ООО "Городская УК" инициировало судебный процесс в Устиновском районном суде г. Ижевска о признании незаключенным договора с новой управляющей компанией и признании действующим договора управления с ООО "Городская УК", предметом рассмотрения в указанном деле являются протоколы от 21.11.2015 и 15.11.2015 общих собраний собственников помещений многоквартирного дома N 115 по ул. Союзная в г. Ижевске.
Также суд апелляционной инстанции отмечает, что бездействие, которое подлежит оспариванию в порядке, установленном главой 24 АПК РФ, может выражаться в несовершении органом, осуществляющим публичные полномочия, тех действий, которые ему предписаны законом или иными нормативными актами. Суд полагает, что заинтересованным лицом не было допущено незаконное бездействие, напротив, получив обращения ООО "Городская УК" от 02.11.2015 и 02.12.2015, Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики организовала внеплановую выездную проверку в отношении инициаторов общего собрания по вопросу правомерности избрания новой управляющей компании; истребовала необходимые для проведения проверки документы; исследовала их; сделала выводы, которые отразила в актах проверки; по окончании проверки в адрес заявителя направила письма, которыми поставила заявителя в известность о результатах проверки.
Ссылки ООО "Городская УК" на нарушение права заявителя на ознакомление с материалами проверки, судом апелляционной инстанции отклоняются как не свидетельствующие о наличии незаконного бездействия Государственная жилищная инспекция при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики, поскольку Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" внеплановая выездная проверка проведена в отношении инициаторов общих собраний по вопросу правомерности избрания новой управляющей компании, а не в отношении заявителя; при этом по результатам проверки заявителю направлены ответы на его обращения.
Кроме того, из представленного в материалы дела заявления представителя ООО "Городская УК" Вологжанина А.С. от 15.02.2016, представитель ООО "Городская УК" ознакомился с материалами проверки еще 15.02.2016, о чем имеется соответствующая отметка на заявлении. В связи с чем ссылки заявителя на наличие заявления представителя ООО "Городская УК" от 04.03.2016 о повторном ознакомлении с материалами проверки, не свидетельствует о нарушении права заявителя на ознакомление с материалами проверки.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных ООО "Городская УК" требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При подаче апелляционной жалобы ООО "Городская УК" представлено ходатайство о зачете государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 276 от 16.11.2015 за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1500 рублей.
Согласно подп. 12 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении с апелляционной жалобой на решение арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных актов (действий, бездействий госоргана) государственная пошлина составляет 1500 рублей.
На основании п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.
Поскольку заявителем апелляционной жалобы представлен оригинал платежного поручения от 16.11.2015 N 276, суд апелляционной инстанции считает ходатайство о зачете государственной пошлины подлежащим удовлетворению в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 15 июня 2016 года по делу N А71-2880/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА

Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)