Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2015 N 17АП-15678/2015-ГК ПО ДЕЛУ N А71-3132/2015

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N 17АП-15678/2015-ГК

Дело N А71-3132/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Лихачевой А.Н., Яринского С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Безденежных М.К.,
при участии:
- от истца, общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг - ЖРП": Тительбаум К.А., доверенность от 20.03.2015, паспорт;
- от ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"; от третьего лица, Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
- рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 21 сентября 2015 года
по делу N А71-3132/2015,
принятое судьей Мелентьевой А.Р.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-ЖРП" (ОГРН 1021801175945, ИНН 1831001478)
к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о снижении размера платы за горячее водоснабжение,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к обществу с ограниченной ответственностью "Уралоптторг-ЖРП" (ОГРН 1021801175945, ИНН 1831001478)
третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о взыскании задолженности по договору теплоснабжения в горячей воде, неустойки

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Уралоптторг - ЖРП" (далее - ООО "Уралоптторг - ЖРП") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением (дело N А71-3132/2015) к обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") об обязании ответчика в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу снизить размер платы за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение), поставленный в период с апреля 2012 года по ноябрь 2014 года на сумму 1 468 106 руб. 42 коп. за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15% размера платы, определенного за такой месяц согласно представленным истцом расчетам (с учетом удовлетворенных судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайств ООО "Уралоптторг - ЖРП" об изменении исковых требований; т. 4 л.д. 5-7, 57, 205; т. 6 л.д. 50, 57).
ООО "УКС" обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском (дело N А71-3765/2015) к ООО "Уралоптторг - ЖРП" о взыскании задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с 01.01.2014 по 31.12.2014 в рамках договора теплоснабжения N К1038 от 01.01.2008, в сумме 10 576 039 руб. 81 коп., неустойки, начисленной на основании пункта 6 Приложения 3 к договору теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 за период с 21.02.2014 по 29.06.2015, в сумме 2 286 648 руб. 91 коп. с последующим ее начислением по день фактической уплаты долга (с учетом удовлетворенных судом первой инстанции на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ходатайств ООО "УКС" об изменении исковых требований; т. 1 л.д. 5-6; т. 5 л.д. 144, 185, 198).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.06.2015 (т. 5 л.д. 145-146) дело N А71-3132/2015 по иску ООО "Уралоптторг - ЖРП" к ООО "УКС" о снижении размера платы за коммунальный ресурс и дело N А71-3765/2015 по иску ООО "УКС" к ООО "Уралоптторг - ЖРП" о взыскании задолженности по договору теплоснабжения N К1038 от 01.01.2008 и неустойки объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением им номера дела А71-3132/2015 (часть 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2015 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Минэнерго УР).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 сентября 2015 года (резолютивная часть решения от 16.09.2015, судья А.Р.Мелентьева) в удовлетворении исковых требований ООО "Уралоптторг - ЖРП" отказано. Исковые требования ООО "УКС" удовлетворены частично. С ООО "Уралоптторг - ЖРП" в пользу ООО "УКС" взыскано 1 011 005 руб. 27 коп., из которых 831 275 руб. 03 коп. долг, 179 730 руб. 24 коп. неустойка с последующим ее начислением на сумму долга исходя из одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с 30.06.2015 по день фактической оплаты долга, а также 9 862 руб. 82 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части исковых требований ООО "УКС" отказано. ООО "УКС" из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 40 051 руб. 26 коп. (т. 6 л.д. 59-75).
Ответчик по первоначальному иску, ООО "УКС", не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении встречных исковых требований, обратился с апелляционной жалобой. Находя решение в данной части незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменением подлежащего применению закона, нарушением норм процессуального права, просит решение в части отменить, исковые требования ООО "УКС" удовлетворить в полном объеме.
Заявитель указал, что постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 для ООО "УКС" установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правила N 776 от 04.09.2013, пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации учитывая наличие приборов учета на границе балансовой принадлежности сетей сторон, апеллянт считает, что количество воды на горячее водоснабжение, и объем тепловой энергии в составе горячей воды (объем обязательств исполнителя коммунальных услуг перед ООО "УКС") должны быть определены по показаниям приборов учета, в связи с чем, находит неверным вывод суда о признании обоснованным расчета ООО "Уралоптторг - ЖРП", произведенного с применением временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-Р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Апеллянт указал, что указанным распоряжением Правительства Удмуртской Республики утверждены Временные методические рекомендации по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, которые разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Поскольку в спорный период времени ООО "Уралоптторг - ЖРП" направляло в ООО "УКС" показания общедомовых (коллективных) приборов учета ресурса горячая вода, обеспечивающих раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, у ООО "УКС" не имелось оснований для применения иного способа расчета объема потребленной горячей воды, кроме использования показаний приборов учета.
Также заявитель полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, не учтены положения статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Проанализировав положения статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, ООО "УКС" указало на то, что установленный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-Р временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды не мог применяться ООО "УКС" при наличии общедомовых приборов учета, обеспечивающих раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, поскольку Законом о водоснабжении, Жилищным кодексом Российской Федерации (нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу) предусмотрено определение объема потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета.
ООО "УКС" и третье лицо (Минэнерго УР) в заседание суда апелляционной инстанции 17.12.2015 явку представителей не обеспечили.
В судебном заседании представитель ООО "Уралоптторг - ЖРП" доводы жалобы отклонил как несостоятельные по мотивам, изложенным в письменном отзыве. Находя решение законным и обоснованным, просил его оставить без изменения. Не возражал против пересмотра дела в только в обжалуемой части.
Третье лицо, Минэнерго УР, представило письменный отзыв, в котором указало на необоснованность доводов жалобы. Находя правомерным применение в расчетах между ООО "УКС" и ООО "Уралоптторг - ЖРП" временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 21.01.2014 N 38-р, просит решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО "УКС" и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Возражений против рассмотрения судебного акта в пределах доводов апелляционной жалобы от участвующих в деле лиц не поступило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, между ООО "УКС" (Энергоснабжающая организация) и ООО "Уралоптторг - ЖРП" (Абонент) заключен договор теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 в редакции протокола разногласий, протокола урегулирования разногласий от 21.04.2008 (т. 1 л.д. 17-49), в соответствии с условиями которого Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать через присоединенную сеть на границу эксплуатационной ответственности (Приложение N 2) объектов, находящихся в управлении Абонента (Приложение 8а), тепловую энергию в горячей воде, отвечающую санитарным и техническим требованиям к режиму, объему, давлению и качеству, а Абонент обязался оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления (пункт 1.1).
В соответствии с пунктом 6.1 договор действует с 01.01.2008 по 31.12.2008.
Принимая во внимание, что доказательств расторжения, прекращения действия договора, заключения нового договора материалы дела не содержат, суд первой инстанции правомерно признал, что действие договора продлено на неопределенный период на тех же условиях на основании пункта 2 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт исполнения ООО "УКС" договора, поставки на объекты Абонента тепловой энергии и горячей воды ООО "Уралоптторг-ЖРП" не оспаривает.
В связи с тем, что в период с 01 апреля 2012 года по 30 ноября 2014 года ООО "УКС" поставило на объекты (многоквартирные дома), находящиеся в управлении ООО "Уралоптторг-ЖРП" горячую воду с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, ООО "Уралоптторг - ЖРП" обратилось в арбитражный суд с иском об обязании ООО "УКС" снизить размер платы за коммунальный ресурс (горячее водоснабжение) за период с апреля 2012 года по ноябрь 2014 года на сумму 1 468 106 руб. 42 коп. за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, исчисленной суммарно за каждый месяц, в котором произошло указанное превышение, на 0,15% размера платы, определенного за такой месяц (с учетом удовлетворенных судом первой инстанции ходатайство об изменении исковых требований).
В период с января по декабрь 2014 года ООО "УКС" поставило на объекты ООО "Уралоптторг - ЖРП" тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 90 852 383 руб. 64 коп. (т. 5 л.д. 186).
Объем тепловой энергии и горячей воды определен истцом при наличии общедомовых и индивидуальных приборов учета - по показаниям таких приборов учета; при отсутствии приборов учета - расчетным способом, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, площади жилых и нежилых помещений в домах, количества зарегистрированных в жилых помещениях граждан.
Согласно пунктам 3.2, 3.3 Приложения N 3 к договору теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 оплата за тепловую энергию производится Абонентом платежными поручениями в следующем порядке: до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, Абонент производит платеж в размере 60% от ежемесячной суммы платежа, установленной в пункте 3.1 приложения; до последнего числа месяца, следующего за расчетным, - 40% от ежемесячной суммы платежа, установленной пунктом 3.1 приложения. По окончании календарного года стороны производят сверку расчетов за год и производят корректировку размера оплаты в январе по фактическому теплопотреблению за истекший период.
Акты поданной - принятой тепловой энергии ООО "Уралоптторг - ЖРП" не подписаны. Выставленные ООО "УКС" для оплаты счета-фактуры оплачены частично.
По расчету ООО "УКС" задолженность ООО "Уралоптторг - ЖРП" за поставленные в 2014 году тепловую энергию и горячую воду составляет 10 576 039 руб. 81 коп. (с учетом проведенной корректировки на сумму 2 549 169 руб. 75 коп., связанной с превышением допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды за период с апреля 2012 года по ноябрь 2014 года).
Наличие у ООО "Уралоптторг - ЖРП" задолженности за потребленные ресурсы послужило ООО "УКС" основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском, в том числе с требованием о взыскании неустойки, начисленной на основании пункта 6 Приложения 3 к договору теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 за период с 21.02.2014 по 29.06.2015, в сумме 2 286 648 руб. 91 коп.
Принимая во внимание, что ООО "УКС" признало обоснованными заявленные ООО "Уралоптторг - ЖРП" исковые требования о снижении размера платы за горячую воду за период с апреля 2012 года по ноябрь 2014 года в части и добровольно снизило размер встречных исковых требований на сумму 2 549 169 руб. 75 коп.; учитывая недостоверность расчета ООО "Уралоптторг - ЖРП", которое произвело расчет снижения размера платы без учета 14-дневного срока, предусмотренного для проведения планового, профилактического ежегодного ремонта, а также 8-часового периода допустимой продолжительности перерыва подачи горячей воды, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ООО "Уралоптторг - ЖРП" о понуждении ООО "УКС" снизить размер платы за коммунальный ресурс за период с апреля 2012 года по ноябрь 2014 года на сумму 1 468 106 руб. 42 коп.
Решение суда в части отказа в удовлетворении требований ООО "Уралоптторг - ЖРП" лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке не обжаловано, в связи с чем предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции не является.
Удовлетворяя заявленные ООО "УКС" требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки на объекты ООО "Уралоптторг - ЖРП" тепловой энергии и горячей воды; отсутствия оснований для определения стоимости горячей воды по двухкомпонентному тарифу, утвержденному для ООО "УКС"; признания достоверным расчета стоимости горячей воды, произведенного ООО "Уралоптторг - ЖРП" в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению"; отсутствия доказательств погашения долга за поставленные ресурсы в сумме 831 275 руб. 03 коп.; обоснованности требования ООО "УКС" о взыскании пеней в размере 179 730 руб. 24 коп.
Выводы суда первой инстанции в части удовлетворения встречных исковых требований ООО "УКС" в сумме 831 275 руб. 03 коп. участвующими в деле лицами не оспорены.
ООО "УКС" оспаривает судебный акт лишь в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании с ООО "Уралоптторг - ЖРП" 9 744 764 руб. 78 коп.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав объяснения представителя ООО "Уралоптторг - ЖРП" в судебном заседании, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и изменения либо отмены судебного акта.
В силу статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Судом первой инстанции правильно установлено, что в рассматриваемом случае ООО "УКС" для ООО "Уралоптторг - ЖРП" (исполнитель коммунальных услуг) является ресурсоснабжающей организацией.
Ответчик осуществляет приобретение энергоресурсов не с целью перепродажи, а для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном домах, находящихся в его управлении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает, что отношения сторон в спорный период регулировались, в том числе, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 307, Правил N 354, Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
Спор по объектам теплоснабжения в 2014 года, объему и стоимости поставленной ООО "Уралоптторг - ЖРП" тепловой энергии между сторонами отсутствует.
Разногласия касаются порядка определения стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета.
Учитывая наличие на границе балансовой принадлежности между ООО "УКС" и ООО "Уралоптторг - ЖРП" общедомовых приборов учета, обеспечивающих раздельный учет компонентов тепловая энергии и холодная вода, ООО "УКС" стоимость горячей воды определяет исходя из показаний приборов учета и двухкомпонентного тарифа на горячую воду, утвержденного постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8.
ООО "Уралоптторг - ЖРП" исходило из отсутствия оснований для применения двухкомпонентного тарифа при определении стоимости горячей воды, поставленной в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, позволяющими учитывать количество ресурса по каждому компоненту в случае отсутствия аналогичных приборов учета в жилых и нежилых помещениях таких домов. Полагает, что расчет платы за горячее водоснабжение должен производиться в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению.
Проанализировав доводы сторон, суд первой инстанции признал, что расчеты между ООО "УКС" и ООО "Уралоптторг - ЖРП" в ситуации, когда многоквартирные дома оборудованы общедомовыми приборами учета, позволяющими вести учет по двум компонентам (тепловая энергия, холодная вода), должны производиться в соответствии с порядком, установленным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Вопреки доводам жалобы, выводы суда первой инстанции являются правомерными на основании следующего.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 368 руб. 80 коп./Гкал (компонент на тепловую энергию), 11 руб. 62 коп./куб. м (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 426 руб. 33 коп./Гкал (компонент на тепловую энергию), 12 руб. 10 коп./куб. м (компонент на холодную воду).
Вместе с тем, Правилами N 354 не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание доводы ООО "Уралоптторг - ЖРП" относительно применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг рекомендаций по порядку определения количества тепловой энергии для нужд горячего водоснабжения, установленных распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Рекомендации, утвержденные указанным распоряжением, разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту.
Подпунктом 1 пункта 1 распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию).
В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1).
При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014.
Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
Временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
Согласно формуле, изложенной в распоряжении Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р, стоимость горячей воды (одноставочный тариф на горячую воду) рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом.
В установленном законом порядке распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р недействительным не признано, в связи с чем изложенные в нем положения подлежат применению к отношениям сторон в рамках настоящего спора.
Истец и ответчик не оспаривают то обстоятельство, что жилые помещения многоквартирных домов не оборудованы приборами учета горячей воды, позволяющими определять количество ресурса по каждому компоненту (тепловая энергия, холодная вода).
Учитывая, что на управляющую организацию не может быть возложена обязанность по оплате приобретаемого им ресурса в большем по объему и стоимости размере, чем это предусмотрено для проживающих в домах граждан-потребителей, а также то обстоятельство, что в 2014 году норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не был утвержден, суд первой инстанции правомерно признал, что расчет объема обязательств управляющей организации перед ООО "УКС" должен производиться в соответствии с порядком, предусмотренным распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
Правовая неопределенность в данном вопросе не должна приводить к нарушению прав конечных потребителей, добросовестно исполнивших свои обязательства по оплате ресурса по тарифу, который действовал в спорный период, применялся при расчетах с населением.
Межтарифная разница, возникшая у управляющей организации в случае применения ею двухкомпонентного тарифа, не может быть компенсирована за счет граждан-потребителей. При этом, какой-либо порядок (механизм) компенсации возможных убытков вследствие применения распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р исполнителям коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета также не установлен.
Пунктом 15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, а также статьей 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" для ресурсоснабжающей организации предусмотрена возможность компенсации расходов при установлении тарифа на следующий период регулирования при предоставлении подтверждающих документов.
При таких обстоятельствах возражения ответчика в указанной части правомерно приняты судом первой инстанции. ООО "Уралоптторг - ЖРП" обоснованно в отсутствие утвержденного норматива потребления на подогрев холодной воды для нужд горячего водоснабжения использовало в расчетах с населением временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции об излишнем предъявлении ООО "УКС" к оплате ООО "Уралоптторг-ЖРП" стоимости поставленной горячей воды в сумме 9 744 764 руб. 78 коп., соответствуют изложенным ранее требованиям действующего законодательства и установленным судом обстоятельствам.
Доводы ООО "УКС" о нарушении положений статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельные, не усматривая несоответствия распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил N 354.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Принимая во внимание отсутствие доказательств погашения долга в сумме 831 275 руб. 03 коп., суд первой инстанции правомерно признал обоснованными и удовлетворил требования ООО "УКС" в указанном размере.
В связи с несвоевременной оплатой поставленных энергоресурсов ООО "УКС" заявлено о взыскании с ООО "Уралоптторг - ЖРП" пеней, начисленных на основании пункта 6 Приложения N 3 к договору теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 за период с 21.02.2014 по 29.06.2015, в сумме 2 286 648 руб. 91 коп.
По правилам статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
На основании статьи 331 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Пунктом 6 Приложения N 3 к договору теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 предусмотрено, что при нарушении сроков оплаты, установленных пунктом 3.2 Приложения, Абонент уплачивает Энергоснабжающей организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты включительно.
Согласованный сторонами в договоре теплоснабжения в горячей воде N К1038 от 01.01.2008 размер пеней соответствует размеру законной неустойки, предусмотренной частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что ООО "Уралоптторг - ЖРП" допущена просрочка исполнения денежного обязательства, основания для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств отсутствуют, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными заявленные ООО "УКС" требования о взыскании пеней.
Принимая во внимание признанный доказанным размер обязательств ООО "Уралоптторг - ЖРП" перед ООО "УКС" суд первой инстанции удовлетворил требования ООО "УКС" о взыскании неустойки частично в размере 179 730 руб. 24 коп. (пропорционально удовлетворенным требованиям о взыскании долга).
Правильность расчета суда первой инстанции сторонами не оспорена, контррасчеты не представлены.
Требование ООО "УКС" о взыскании неустойки из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ с 30.06.2015 по день фактической уплаты долга суд первой инстанции признал не противоречащим положениям статей 330, 395, 809 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответствующим правовой позиции, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2014 года N 22, и удовлетворил его.
Изложенные выводы суда первой инстанции лицами, участвующими в деле, не оспорены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 сентября 2015 года является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, в связи с чем отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 сентября 2015 года по делу N А71-3132/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий
Н.Г.МАСАЛЬСКАЯ

Судьи
А.Н.ЛИХАЧЕВА
С.А.ЯРИНСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)