Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Жилищно-строительного кооператива "ЭКСТРА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 года
по делу N А40-39256/2017,
принятое судьей Гречишкиным А.А. (шифр судьи 109-227),
по иску Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа"
к Жилищно-строительному кооперативу "ЭКСТРА",
третье лицо Главное контрольное управление г. Москвы
о признании недействительным договора, применении последствий недействительной (ничтожной) сделки; взыскании бюджетных средств в размере 2 605 340 руб.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Козионов Ю.Г. по доверенности от 24.05.2017;
- от ответчика: Вишняков В.С. по доверенности от 20.03.2017, Лаврова М.Г. по протоколу от 20.12.2015.
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЖСК "ЭКСТРА" о признании недействительным: договора N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года на предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года на предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, применении последствий недействительной (ничтожной) сделки; взыскании бюджетных средств в сумме 2 605 340 руб.
Решением суда от 22.06.2017 года с ЖСК "ЭКСТРА" в пользу ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" взыскан долг в сумме 2 605 340 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с ЖСК "ЭКСТРА" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 36 027 руб.
ЖСК "ЭКСТРА" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, наличие оснований для применения по заявленным истцом требованиям судом срока исковой давности.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" представило письменные возражения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО" (уполномоченная организация) и ЖСК "ЭКСТРА" (управляющий) был заключен договор N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года, N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года, N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, во исполнение условий которых, на расчетный счет ЖСК "ЭКСТРА" перечислены денежные средства за период 2013 года в сумме 1 229 880 руб., за период 2014 года в сумме 1 044 500 руб., за период 2015 года в сумме 330 960 руб., что подтверждается материалами дела и со стороны ответчика не оспаривается.
Порядок и расчет бюджетной субсидии предусмотрен Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с "Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно части 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от установленных Правительством Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договоров, уполномоченная организация (ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО") имеет право обеспечивать контроль за эффективным использованием управляющим бюджетных средств, в том числе путем проверки фактического выполнения работ на предмет их соответствия действующим правилам и нормам обслуживания (содержания) жилищного фонда.
Согласно пункта 3.2.10 договоров, управляющий обязан подтверждать фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ или иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющего.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на проведенную проверку использования средств бюджетной субсидии, выделенной ЖСК "ЭКСТРА" в период с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, установление факта необоснованного перечисления денежных средств из бюджета города Москвы 2 605 340 руб., и нарушения бюджетного законодательства.
По утверждению истца, ЖСК "ЭКСТРА", жителям многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рыбинская 3-я, дом 21 корп. 2 в платежный документ кроме расходов на "содержание и ремонт" в размере 24,52 руб. за 2013 год, 25,51 руб. за 2015 год и 26,53 руб. за 2016 год, включены статьи расходов: "целевые взносы на уставную деятельность" в размере 3 руб. 50 коп. на 1 кв. метр в 2013 и 2014 годах, 7 руб. за 1 кв. метр в 2015 и 2016 годах, указанная статья включает в себя: затраты на зарплату бухгалтера, слесарей, ремонт канализационных труб в подвале, благоустройство дома, цветы, замену лифтов, лампочек в подъездах, картриджей для принтеров и прочие почтовые и канцелярские расходы, которые фактически являются расходами по управлению многоквартирным домом, и уже входят в ставку планово-нормативного расхода на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, что является нарушением порядка и условий предоставления субсидии, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Как установлено судом, выставляя дополнительные платежи жителям МКД, ЖСК завышало ставку планово-нормативного расхода, дополнительно взимая плату за услуги, содержащиеся в ставке планово-нормативного расхода, в связи с чем лишено права на получение субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, так как дополнительные взносы на управленческие расходы фактически увеличивают ставку планово-нормативного расхода, что приводит к нарушению требований установленных нормативно правовыми актами Правительства Москвы.
По расчету истца ответчиком неправомерно получило субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущей ремонт общего имущества в многоквартирном доме: в 2013 году - 1 229 880 руб., в 2014 году - 1 044 500 руб., в 2015 году - 330 960 руб.
Согласно условий пункта 5.1 договоров, управляющий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Поскольку со стороны ответчика не предоставлено доказательств по возврату излишне полученных бюджетных средств, предоставленных по договору N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года, N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года, N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года, то выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в указанной части, правомерны.
По утверждению истца, взимание с жителей многоквартирного дома ЖСК "ЭКСТРА" платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в повышенном размере является нарушением названных нормативных актов Правительства Москвы, регулирующих порядок и условия предоставления бюджетных субсидий, а также основанием для признания спорных договоров недействительными в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем доводы истца в указанной части необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункта 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Как правильно указал суд первой инстанции, нарушение стороной условий договора относится к неисполнению обязательств и признания их недействительными не влечет.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 г. по делу N А40-39256/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "ЭКСТРА" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2017 N 09АП-33458/2017 ПО ДЕЛУ N А40-39256/17
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2017 г. по делу N А40-39256/17
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яремчук Л.А.
судей Елоева А.М., Сазоновой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сасюком Р.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Жилищно-строительного кооператива "ЭКСТРА"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 года
по делу N А40-39256/2017,
принятое судьей Гречишкиным А.А. (шифр судьи 109-227),
по иску Государственного казенного учреждения города Москвы "Дирекция заказчика жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Восточного административного округа"
к Жилищно-строительному кооперативу "ЭКСТРА",
третье лицо Главное контрольное управление г. Москвы
о признании недействительным договора, применении последствий недействительной (ничтожной) сделки; взыскании бюджетных средств в размере 2 605 340 руб.
при участии в судебном заседании:
- от истца: Козионов Ю.Г. по доверенности от 24.05.2017;
- от ответчика: Вишняков В.С. по доверенности от 20.03.2017, Лаврова М.Г. по протоколу от 20.12.2015.
от третьего лица: не явился, извещен.
установил:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ЖСК "ЭКСТРА" о признании недействительным: договора N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года на предоставление субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года на предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договора N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года на предоставлении субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, применении последствий недействительной (ничтожной) сделки; взыскании бюджетных средств в сумме 2 605 340 руб.
Решением суда от 22.06.2017 года с ЖСК "ЭКСТРА" в пользу ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" взыскан долг в сумме 2 605 340 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано; с ЖСК "ЭКСТРА" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина по иску в сумме 36 027 руб.
ЖСК "ЭКСТРА" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, указав на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, наличие оснований для применения по заявленным истцом требованиям судом срока исковой давности.
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ВАО" представило письменные возражения, в которых считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО" (уполномоченная организация) и ЖСК "ЭКСТРА" (управляющий) был заключен договор N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года, N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года, N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, во исполнение условий которых, на расчетный счет ЖСК "ЭКСТРА" перечислены денежные средства за период 2013 года в сумме 1 229 880 руб., за период 2014 года в сумме 1 044 500 руб., за период 2015 года в сумме 330 960 руб., что подтверждается материалами дела и со стороны ответчика не оспаривается.
Порядок и расчет бюджетной субсидии предусмотрен Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с "Временным порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме").
Согласно части 3 приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП, размер (сумма) бюджетной субсидии определяется в зависимости от установленных Правительством Москвы случаев предоставления бюджетных субсидий управляющим организациям как разница между доходом управляющей организации от начисления платежей за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме по ценам, установленным Правительством Москвы, и фактически состоявшимися расходами, но не выше планово-нормативного расхода.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договоров, уполномоченная организация (ГКУ "Дирекция ЖКХиБ СВАО") имеет право обеспечивать контроль за эффективным использованием управляющим бюджетных средств, в том числе путем проверки фактического выполнения работ на предмет их соответствия действующим правилам и нормам обслуживания (содержания) жилищного фонда.
Согласно пункта 3.2.10 договоров, управляющий обязан подтверждать фактически состоявшиеся расходы копиями договоров, копиями актов выполненных работ или иных первичных документов, нашедших отражение в бухгалтерской отчетности управляющего.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на проведенную проверку использования средств бюджетной субсидии, выделенной ЖСК "ЭКСТРА" в период с 01.01.2013 года по 31.12.2015 года на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, установление факта необоснованного перечисления денежных средств из бюджета города Москвы 2 605 340 руб., и нарушения бюджетного законодательства.
По утверждению истца, ЖСК "ЭКСТРА", жителям многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рыбинская 3-я, дом 21 корп. 2 в платежный документ кроме расходов на "содержание и ремонт" в размере 24,52 руб. за 2013 год, 25,51 руб. за 2015 год и 26,53 руб. за 2016 год, включены статьи расходов: "целевые взносы на уставную деятельность" в размере 3 руб. 50 коп. на 1 кв. метр в 2013 и 2014 годах, 7 руб. за 1 кв. метр в 2015 и 2016 годах, указанная статья включает в себя: затраты на зарплату бухгалтера, слесарей, ремонт канализационных труб в подвале, благоустройство дома, цветы, замену лифтов, лампочек в подъездах, картриджей для принтеров и прочие почтовые и канцелярские расходы, которые фактически являются расходами по управлению многоквартирным домом, и уже входят в ставку планово-нормативного расхода на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, что является нарушением порядка и условий предоставления субсидии, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 24.04.2007 года N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации".
Как установлено судом, выставляя дополнительные платежи жителям МКД, ЖСК завышало ставку планово-нормативного расхода, дополнительно взимая плату за услуги, содержащиеся в ставке планово-нормативного расхода, в связи с чем лишено права на получение субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, так как дополнительные взносы на управленческие расходы фактически увеличивают ставку планово-нормативного расхода, что приводит к нарушению требований установленных нормативно правовыми актами Правительства Москвы.
По расчету истца ответчиком неправомерно получило субсидии из бюджета города Москвы на содержание и текущей ремонт общего имущества в многоквартирном доме: в 2013 году - 1 229 880 руб., в 2014 году - 1 044 500 руб., в 2015 году - 330 960 руб.
Согласно условий пункта 5.1 договоров, управляющий в случае выявления уполномоченной организацией или органом, уполномоченным проверять правильность расходования бюджетных средств, неточностей и информационных искажений в расчетах, повлекших необоснованное увеличение бюджетных субсидий и нецелевое их использование, возвращает излишне полученные суммы в бюджет города Москвы.
Поскольку со стороны ответчика не предоставлено доказательств по возврату излишне полученных бюджетных средств, предоставленных по договору N 68-БС/2013 от 22.02.2013 года, N 32-БС/2014 от 30.01.2014 года, N 23-БС/2015 от 02.06.2015 года, то выводы суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований в указанной части, правомерны.
По утверждению истца, взимание с жителей многоквартирного дома ЖСК "ЭКСТРА" платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в повышенном размере является нарушением названных нормативных актов Правительства Москвы, регулирующих порядок и условия предоставления бюджетных субсидий, а также основанием для признания спорных договоров недействительными в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем доводы истца в указанной части необоснованные и правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно пункта 2 ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
Как правильно указал суд первой инстанции, нарушение стороной условий договора относится к неисполнению обязательств и признания их недействительными не влечет.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2017 г. по делу N А40-39256/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "ЭКСТРА" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Е.А.САЗОНОВА
Л.А.ЯРЕМЧУК
Судьи
А.М.ЕЛОЕВ
Е.А.САЗОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)