Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.11.2017 N Ф07-11129/2017 ПО ДЕЛУ N А05-8795/2016

Требование: О признании недействительными акта проверки и предписания жилищной инспекции об устранении выявленных нарушений.

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Обществу (управляющая компания) предписано произвести перерасчет потребителю, проживающему в многоквартирном доме, платы за электроэнергию за спорный период.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2017 г. по делу N А05-8795/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Подвального И.О., рассмотрев 23.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 по делу N А05-8795/2016 (судьи Мурахина Н.В., Кутузова И.В., Холминов А.А.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ПлесецкСтройСервис", место нахождения: 164262, Архангельская область, Плесецкий район, рабочий поселок Плесецк, Строительная улица, дом 2, офис 8, ОГРН 1122920000906, ИНН 2920014689 (далее - Общество, ООО "ПлесецкСтройСервис"), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области, место нахождения: 163072, город Архангельск, Комсомольская улица, дом 38, корпус 1, ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555 (далее - Инспекция), о признании недействительным акта проверки соблюдения жилищного законодательства в жилищной сфере от 28.03.2016 N ОК-03/07-01/301 и предписания об устранении выявленных нарушений от 28.03.2016 N ОК-03/07-06/46.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Архангельская сбытовая компания", место нахождения: 369000, Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск, проспект Ленина, дом 147, ОГРН 1052901029235, ИНН 2901134250 (далее - ПАО "АСК").
Решением суда первой инстанции от 23.12.2016 (судья Ипаев С.Г.) по делу N А05-8795/2016 принят отказ Общества от заявленных требований в части признания недействительным акта проверки соблюдения жилищного законодательства в жилищной сфере от 28.03.2016 N ОК-03/07-01/301. Производство по делу в указанной части прекращено. Предписание об устранении выявленных нарушений от 28.03.2016 N ОК-03/07-06/46 признано недействительным в части возложения на Общество обязанности произвести перерасчет размера платы за электроэнергию потребителю, за ноябрь 2015 года в сумме 743 руб. 75 коп. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции 11.07.2017 решение суда отменено в части отказа в признании недействительным предписания Инспекции в части возложения на Общество произвести перерасчет платы за электроэнергию потребителю за декабрь 2015 года на сумму 803 руб. 95 коп.
В кассационной жалобе ПАО "АСК", ссылаясь на неправильное применение апелляционной инстанцией норм материального права, просит постановление отменить.
Определением заместителя председателя Арбитражного суда Северо-Западного округа Соколовой С.В. от 23.11.2017 в связи с прекращением полномочий (отставки) судьи, ранее участвовавшей в рассмотрении настоящего дела, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 АПК РФ судья Самсонова Л.А. заменена судьей Мунтян Л.Б.
После замены судьи в силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ рассмотрение кассационной жалобы начато с самого начала.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность постановления проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в Инспекцию поступило обращение гражданина, проживающего в доме N 38 по улице Лесной в поселке Обозерский Архангельской области, содержащее жалобу на нарушение управляющей компанией порядка внесения платы за коммунальную услугу по электроснабжению.
С целью установления фактов, изложенных в указанном обращении, инспекцией в период с 03.03.2016 по 31.03.2016 на основании распоряжения от 03.03.2016 N ОК-03/01-15/814 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ПлесецкСтройСервис" лицензионных требований.
В ходе проверки инспекцией установлено, что Общество осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N 38, расположенным по улице Лесной в поселке Обозерский Архангельской области (далее - МКД N 38), на основании лицензии от 30.04.2015 N 000186 и договора управления от 01.07.2015 (далее - договор управления).
Во исполнение возложенных на себя обязательств управляющая компания ООО "ПлесецкСтройСервис" (покупатель) 01.03.2013 заключило с ПАО "АСК" (гарантирующий поставщик) договор энергоснабжения N 4-02324 (том 1, листы 35 - 38), согласно пункту 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется продавать электрическую энергию, с привлечением сетевых организаций оказывать услуги по передаче электрической энергии, а также с привлечением третьих лиц оказывать иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а покупатель обязуется оплатить приобретаемую электрическую энергию, услуги по передаче электрической энергии, а также иные услуги в порядке, количестве (объеме) и сроки, которые предусмотрены настоящим договором. Согласно пунктам 6.1 и 6.2.1 и 6.2.2 указанного договора размер платежа определяется по итогам расчетного периода на основании показаний приборов учета (средств измерения) и должен быть внесен до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Счета, счета-фактуры установленной формы и акты выполненных работ покупатель получает у гарантирующего поставщика.
Кроме этого, Общество (управляющая компания) и ПАО "АСК" (гарантирующий поставщик) 01.03.2013 заключили агентский договор N 4-02361 (том 1, листы 39 - 40), согласно пункту 1.1 в целях расчета платы за потребленную электрическую энергию в жилых помещениях и в местах общего пользования, определения объемов потребления электрической энергии собственников (пользователей) жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, а также взыскания задолженности с фактических потребителей электрической энергии. Согласно пункту 2.1.2 агентского договора гарантирующий поставщик обязуется ежемесячно по поручению управляющей компании производить расчет потребленной потребителями электроэнергии, в том числе на общедомовые нужды; предоставлять фактическим потребителям платежные квитанции по показаниям приборов учета, оформленные в порядке и сроки, которые предусмотрены действующим законодательством.
Пунктом 7.3 указанного договора предусмотрено, что он может быть расторгнут по соглашению сторон или в случаях, предусмотренных действующим законодательство.
ООО "ПлесецкСтройСервис" направило в адрес ПАО "АСК" уведомление от 16.11.2015 N 1265, в котором управляющая компания известила гарантирующего поставщика о том, что с 16.11.2015 агентский договор считается расторгнутым (том 1, лист 41). В ответ на указанное уведомление ПАО "АСК" направило в адрес Общества письмо о сроках уплаты платежей за поставленную электроэнергию не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным (том 1, лист 42). Какие-либо возражения относительно одностороннего расторжения агентского договора ресурсоснабжающей организацией в указанном письме не заявлены.
ПАО "АСК" направило в адрес ООО "ПлесецкСтройСервис" уведомление от 27.11.2015 об одностороннем отказе от исполнения договора энергоснабжения N 4-02324 от 01.03.2013 в связи с наличием задолженности управляющей компании в сумме 9024 тыс. руб. за период с февраля по март 2015 года и с июня по июль 2015 года. В названном уведомлении ресурсоснабжающая компаний указала на то, что с 11.12.2015 права и обязанности исполнителя коммунальных услуг в части электроснабжения многоквартирных домов, переданных в управление ООО "ПлесецкСтройСервис".
ООО "ПлесецкСтройСервис" и ПАО "АСК" одновременно выставили платежные квитанции на оплату электрической энергии за ноябрь 2015 года и декабрь 2015 года потребителю, проживающему в МКД N 38.
Указанные обстоятельства отражены в акте проверки соблюдения жилищного законодательства в жилищной сфере от 28.03.2016 N ОК-03/07-01/301 (том 1, листы 15-18).
Инспекция, посчитав, что ООО "ПлесецкСтройСервис" в силу заключенных договора энергоснабжения от 01.03.2013 N 4-02324 и агентского договора от 01.03.2013 N 4-02361 неправомерно выставило платежные квитанции за электрическую энергию за ноябрь 2015 года и декабрь 2015 года потребителю, проживающему в МКД N 38, выдало Обществу предписание от 28.03.2016 N ОК-03/07-06/46, согласно которому заявителю следует в срок до 30.07.2016 произвести перерасчет потребителю, проживающему в указанном МКД размера платы за электроэнергию ноябрь 2015 года - на сумму 743,75 руб., за декабрь 2015 года - на сумму 803,95 руб.
ООО "ПлесецкСтройСервис", не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, приняв во внимание установленные обстоятельства, а также положения пункта 1 статьи 1010 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1 и 7.2 агентского договора, пункта 6.2.1 договора энергоснабжения пришли к выводу о расторжении сторонами агентского договора с 16.11.2015 и об отсутствии у ПАО "АСК" обязанности по выставлению счета-квитанции за потребленную в ноябре 2015 года электроэнергию потребителю, проживающему в МКД N 38, и признали в данной части предписание Инспекции недействительным.
Оспариваемое предписание в части возложения обязанностей на управляющую компанию по перерасчету за декабрь 2015 года суд первой инстанции признал законным и отказал в удовлетворении заявления. При этом суд первой инстанции исходил из утраты управляющей организацией статуса исполнителя коммунальной услуги по электроснабжению в связи с расторжением 11.12.2015 договора энергоснабжения.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решения суда в части отказа в признании недействительным оспариваемого предписания об устранении выявленных нарушений от 28.03.2016 N ОК-03/07-06/46 в части возложения на Общество обязанности произвести перерасчет размера платы за электроэнергию потребителю за декабрь 2015 года на сумму 803 руб. 95 коп., правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьями 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 ЖК РФ).
При выборе управления домом товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом эти организации несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать установленным требованиям. При заключении договора управления с управляющей организацией товарищество или кооператив контролирует выполнение управляющей организацией обязательств по договору, в том числе по оказанию всех услуг, выполнению работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно части 7 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 данной статьи и статьей 171 названного Кодекса.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В силу пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
Согласно пунктам 8 и 9 Правил N 354 в остальных случаях исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
Таким образом, как правильно указал суд апелляционной инстанции, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.
В рассматриваемом случае ООО "ПлесецкСтройСервис" осуществляет деятельность по управлению МКД N 38 на основании договора управления от 01.07.2015 (том 1, листы 82-88), согласно пункту 2.1 которого Общество обязалось в том числе предоставлять коммунальные услуги собственнику помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования "Обозерское" Архангельской области.
По смыслу пункта 13 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг является та организация (управляющая компания, товарищество собственников жилья или кооператив), которая имеет договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов.
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Во исполнение пункта 31 Правил N 354 ООО "ПлесецкСтройСервис", являясь исполнителем коммунальных услуг для собственников (пользователей) жилых помещений, приобретает у ПАО "АСК" электроэнергию для собственных нужд и в целях оказания коммунальных услуг, в том числе на общедомовые нужды, на основании указанного выше договора энергоснабжения.
Суды с учетом пункта 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" и подпункта "а" пункта 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, наличия у Общества задолженности по оплате коммунального ресурса за 6 расчетных месяцев (февраль, март, июнь, июль, август, сентябрь 2015 года) пришли к обоснованному выводу о том, что договор энергоснабжения между сторонами расторгнут с 11.12.2015.
При этом апелляционный суд исходя из буквального толкования пункта 14 Правил N 354, и учитывая действительность договора управления с ООО "ПлесецкСтройСервис", а также отсутствие решения собственников о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - ПАО "АСК", продолжение фактически сложившихся (в отсутствие договора) с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса счел Общество не утратившим статус исполнителя коммунального ресурса. Соответственно суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что у Инспекции отсутствовали достаточные основания для выдачи оспариваемого предписания.
Подход использованный апелляционной инстанцией согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 23.06.2015 N 8-КГПР15-2.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 286, частью 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2017 по делу N А05-8795/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Архангельская сбытовая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
Л.Б.МУНТЯН
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)