Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2016 N 13АП-17696/2016, 13АП-18227/2016, 13АП-17700/2016 ПО ДЕЛУ N А42-847/2016

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. N 13АП-17696/2016, 13АП-18227/2016,
13АП-17700/2016

Дело N А42-847/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: Малышевой Л.В. по доверенности от 01.08.2016;
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 72532);
- от третьего лица: Зиновьева А.В. по доверенности от 01.01.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-17696/2016, 13АП-18227/2016, 13АП-17700/2016) ООО "Управляющая компания "Тепло Севера", Государственной жилищной инспекции Мурманской области и ПАО "Мурманская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 25.05.2016 по делу А42-847/2015 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению ООО "Управляющая компания "Тепло Севера"
к Государственной жилищной инспекции Мурманской области
третье лицо - публичное акционерное общество "Мурманская ТЭЦ"
о признании незаконным предписания от 30.12.2015 N 1350/44
установил:

ООО "Управляющая компания "Тепло Севера" (184381, Мурманская обл., г. Кола, ул. Заводская, д. 5; ОГРН 1145105000149; далее - ООО "УК "Тепло Севера", управляющая компания, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (183038, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 25/26; ОГРН 1025100849850; далее - ГЖИ Мурманской области, инспекция) о признании незаконным предписания N 1350/44 от 30.12.2015 об обязании ООО "УК "Тепло Севера" прекратить выставление платежных документов по оплате населением коммунальных услуг отопления и подогрева воды и о необходимости произвести перерасчет по названным услугам за ноябрь 2015 года.
Определением суда от 20.04.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ПАО "Мурманская ТЭЦ" (183038, г. Мурманск, ул. Шмидта, д. 14; ОГРН 1055100064524; далее также - ресурсоснабжающая организация).
Решением суда первой инстанции признан недействительным пункт два предписания N 1350/44 от 30.12.2015 Государственной жилищной инспекции Мурманской области как несоответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Суд обязал ГЖИ Мурманской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "УК "Тепло Севера". В остальной части в удовлетворении заявления отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО "УК "Тепло Севера" направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, признав недействительным пункт первый предписания N 1350/44 от 30.12.2015 об обязании в срок до 15.02.2016 прекратить выставление в платежных документах платы за коммунальную услугу отопления и тепловую энергию, использованную на подогрев воды, потребителям этих услуг в спорных многоквартирных домах, поскольку факт надлежащего исполнения до настоящего время, как договора теплоснабжения, так и договоров управления подтверждается материалами дела и судебными актами А42-7356/2015 и А42-8521/2014.
ПАО "Мурманская ТЭЦ" и ГЖИ Мурманской области не согласны с решением суда первой инстанции и просили отменить его, признав законным и обоснованным пункт 2 оспариваемого предписания об обязании управляющей компании произвести собственникам и пользователям помещений спорных многоквартирных домов перерасчет данных услуг за ноябрь 2015 года в связи с тем, что после расторжения договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания не вправе была требовать с потребителей внесения платы за потребленную коммунальную услугу по отоплению и тепловую энергию, использованную на подогрев воды и выставлять в платежных документах плату за данный вид услуги за ноябрь 2015 года.
ГЖИ Мурманской области, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, своих представителей в суд не направила.
Законность, обоснованность обжалуемого решения проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей ООО "УК "Тепло Севера" и ПАО "Мурманская ТЭЦ", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции находит обоснованными доводы ПАО "Мурманская ТЭЦ" и ГЖИ Мурманской области.
Как следует из материалов дела, в период с 17.12.2015 по 30.12.2015 Государственной жилищной инспекцией Мурманской области на основании распоряжения от 14.12.2015 N 2417 проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "Тепло Севера" за соблюдением управляющей компанией Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Основанием для проведения проверки послужило предостережение прокурора Кольского района о недопустимости выставления квитанций населению по коммунальной услуге за отопление и подогрев воды в многоквартирных домах по улице Кривошеева (д. 2-6, 6-12) и обращения ПАО "Мурманская ТЭЦ" на предмет выставления управляющей компанией "двойных" квитанций.
В ходе проверки инспекцией было установлено, что ООО "УК "Тепло Севера", как управляющая компания, названных многоквартирных домов являлось исполнителем указанных услуг по договору теплоснабжения от 01.08.2014 N 3195, заключенного с ПАО "Мурманская ТЭЦ".
В связи с наличием у управляющей компании подтвержденной арбитражным судом задолженности за поставленную тепловую энергию, превышающей три расчетных периода (месяца), данный договор 01.11.2015 был расторгнут ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке, следовательно, управляющая компания уже не являлась исполнителем услуг отопления и подогрева воды, и не вправе была выставлять к оплате квитанции по оплате таких услуг за ноябрь 2015 года.
Однако ООО "УК "Тепло Севера" продолжало выставлять населению платежные документы об оплате услуг отопления и подогрева воды при одновременном выставлении таких документов ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Вышеуказанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки N 2341 от 30.12.2015.
По итогам проверки 30.12.2015 ГЖИ Мурманской области выдано предписание N 1350/44, согласно которому ООО "УК "Тепло Севера" обязано в срок до 15.02.2016 прекратить выставление в платежных документах платы за коммунальную услугу отопления и тепловую энергию, использованную на подогрев воды, потребителям этих услуг в вышеперечисленных 4 многоквартирных домах (пункт 1), а также произвести собственникам и пользователям помещений спорных многоквартирных домов перерасчет данных услуг за ноябрь 2015 года (пункт 2).
Ссылаясь на незаконность названного предписания, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования в части признания пункта 2 оспариваемого предписания недействительным, сделал вывод о том, что у управляющей компании отсутствует обязанность по пересчету собственникам и пользователям помещений спорных многоквартирных домов услуг отопления и подогрева воды за ноябрь 2015 года. Апелляционный суд не согласен с данным выводом суда.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: оспариваемые акты (решение, действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Часть 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) устанавливает, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Аналогичное положение содержится в статье 17 Закона N 294-ФЗ.
Таким образом, инспекция в пределах осуществления государственного жилищного надзора обязана выдать предписание при наличии нарушения требований, установленных жилищным законодательством.
В данном случае, предметом спора является предписание ГЖИ Мурманской области от 30.12.2015 N 1350/44 о необходимости управляющей компании в срок до 15.02.2016 прекратить выставление в платежных документах платы за коммунальную услугу отопления и тепловую энергию, использованную на подогрев воды, потребителям этих услуг в вышеперечисленных многоквартирных домах, а также произвести собственникам и пользователям помещений спорных многоквартирных домов перерасчет данных услуг за ноябрь 2015 года.
Как видно из материалов дела, 01.08.2014 между ПАО "Мурманская "ТЭЦ" (энергоснабжающая организация) и ООО "УК "Тепло Севера" (абонентом) заключен договор теплоснабжения N 3195, согласно которому энергоснабжающая организация обязуется поставлять абоненту тепловую энергию надлежащего качества, а абонент обязан оплатить поставленную тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
Пунктами 9.1, 9.4 договора установлено, что договор вступает в силу с момента его заключения и применяется к правоотношениям, возникшим в период с 01.08.2014 по 31.12.2014. Договор считается продленным на тех же условиях на каждый последующий календарный год, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора. Изменение условий и расторжение договора допускается по письменному соглашению сторон, а также в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации (пункт 10.4 договора).
Пунктом 10.5 договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в порядке, предусмотренном пунктом 4.2.9 договора.
Согласно пункту 4.2.9 договора, при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед гарантирующим поставщиком за поставленную энергию в размере, превышающем ее стоимость за три расчетных периода (расчетных месяца) в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора при условии обеспечения соблюдения прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме (в редакции постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А42-8521/2014).
В соответствии с указанными пунктами договора и пунктом 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), учитывая наличие у управляющей компании задолженности, ПАО "Мурманская ТЭЦ" направило в ее адрес уведомление от 26.10.2015 N 28-1/8782, в котором сообщило о расторжении договора в одностороннем порядке с 01.11.2015.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации ГК РФ (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.
Как предусмотрено положением пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ, предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Из вышеприведенных норм следует, что право на односторонний отказ от исполнения договора возникает при условии, что возможность отказа предусмотрена нормой права или допускаемыми законом условиями договора.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В силу пункта 1 статьи 426 ГК РФ заключенный между энергоснабжающей организацией и абонентом договор теплоснабжения N 3195 от 01.08.2014 является публичным.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 ГК РФ, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац 4 пункта 2 статьи 450).
Согласно пункту 3 статьи 523 ГК РФ к существенному нарушению договора поставки покупателем отнесено неоднократное нарушение сроков оплаты товара
Таким образом, энергоснабжающая организация наделена правом одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения только в одном случае - при неоднократном нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, сроков оплаты полученной энергии (при этом законом или иными правовыми актами данное право энергоснабжающей организации на односторонний отказ может быть исключено или ограничено путем установления порядка реализации данного права).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организации или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Пунктом 2 названного Постановления установлено, что Правила N 124, утвержденные этим Постановлением, применяются к отношениям, вытекающим из договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах), заключенных до вступления в силу этих Правил управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Согласно подпункту "а" пункта 30 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право ресурсоснабжающей организации отказаться от его исполнения полностью при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем 8 предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Приведенной нормой установлены условия и порядок реализации ресурсоснабжающей организацией права на односторонний отказ от исполнения договора, заключенного с юридическим лицом - исполнителем коммунальных услуг, но только в том случае, если такое условие включено в договор энергоснабжения.
В рассматриваемом случае условие, предусматривающее право отказа ПАО "Мурманская ТЭЦ" от исполнения договора теплоснабжения N 3195 от 01.08.2014, предусмотрено пунктами 10.5 и 4.2.9 названного договора.
Наличие задолженности ООО "УК "Тепло Севера" перед ПАО "Мурманская ТЭЦ", превышающей трехмесячный период, подтверждается вступившим в законную силу 28.09.2015 решением Арбитражного суда Мурманской области от 11.06.2015 по делу N А42-1787/2015, которым взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию в сумме 8 708 358,34 рублей за период с августа 2014 года по февраль 2015 года, и вступившим в законную силу 24.11.2015 решением Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2015 по делу N А42-7356/2015, которым взыскана задолженность по тепловой энергии в сумме 4 174 229,99 рублей за период март - июнь 2015 года.
Таким образом, факт ненадлежащего исполнения ООО "УК "Тепло Севера" обязательства по оплате поставленной тепловой энергии в течение более трех расчетных периодов является установленным.
Кроме того, решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2016 по делу N А42-10365/2015, в рамках которого рассматривалось требование ООО "УК "Тепло Севера" о признании вышерассмотренного договора теплоснабжения N 3195 от 01.08.2014 действующим, также подтверждена более трехмесячная просрочка исполнения управляющей компанией перед ПАО "Мурманская ТЭЦ" денежных обязательств, правомерность и обоснованность одностороннего отказа последнего от указанного договора теплоснабжения, а равно отсутствие нарушений прав населения таким расторжением. В частности, в рамках последнего вывода данным решением арбитражного суда, помимо прочего, установлено, что ПАО "Мурманская ТЭЦ" не допущено нарушения прав потребителей, а именно, предоставление потребителям коммунальных услуг "отопление" и "подогрев воды" ресурсоснабжающей организацией не прекращалось; письмом от 26.10.2015 N 28-1/8815 ПАО "Мурманская ТЭЦ" уведомило общество, Государственную жилищную инспекцию Мурманской области, Прокурора Кольского района Мурманской области и Главу администрации муниципального образования город Кола о принятии на себя обязательств по выставлению собственникам помещений многоквартирных домов отдельного платежного документа за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения до момента заключения договора теплоснабжения с иным исполнителем коммунальных услуг или напрямую с потребителями; теплоснабжение многоквартирных домов, находящихся в управлении общества осуществляется ПАО "Мурманская ТЭЦ" в полном объеме, ограничений потребления теплоэнергии не вводилось.
Вышеуказанные выводы судов являются для настоящего дела в силу статьи 69 АПК РФ преюдициальными и не подлежащими доказыванию вновь в рамках рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что пункт 1 предписания ГЖИ Мурманской области от 30.12.2015 N 1350/44 о прекращении выставления ООО "УК "Тепло Севера" платежных документов по оплате отопления и подогрева воды, соответствует вышеприведенным положениям законодателя и пунктам 10.5, 4.2.9 договора теплоснабжения, следовательно, оснований для удовлетворения апелляционная жалоба ООО "УК "Тепло Севера" в данной части не имеется.
Доводы апелляционной жалобы управляющей компании по сути выражают несогласие с принятыми судебными актами по делам А42-8521/2014, А42-1787/2015 и А42-7356/2015 и А42-10365/2015 и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
Апелляционный суд считает обоснованными требования ПАО "Мурманская ТЭЦ" и ГЖИ Мурманской области о законности пункта 2 предписания N 1350/44 от 30.12.2015 по следующим основаниям.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 ЖК РФ).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правил N 354) предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с частями 6.2, 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик при наличии заключенных договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного с ресурсоснабжающей организацией.
Материалами дела подтверждается, что реализовав право на односторонний отказ от исполнения договора теплоснабжения, с 01.11.2015 ПАО "Мурманская ТЭЦ" начало предоставлять коммунальные услуги, в части отопления и горячего водоснабжения, напрямую гражданам-потребителям до момента выбора ими иного способа управления, выбора иной управляющей организации или непосредственного управления, приняло на себя обязательства по выставлению собственникам помещений МКД г. Колы по ул. Кривошеева д. 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 отдельного платежного документа за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, уведомив потребителей о наличии у исполнителя коммунальных услуг ООО "УК "Тепло Севера" задолженности за поставленную тепловую энергию и выпуске отдельного платежного документа ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Законность действий ПАО "Мурманская ТЭЦ" по отказу от исполнения договора подтверждена решением Арбитражного суда Мурманской области от 03.02.2016 по делу N А42-103 65/2015, вступившим в законную силу.
В силу пункта 14 Правил 011 N 354, управляющая организация не может оказывать коммунальные услуги потребителям без заключения договора поставки коммунальных ресурсов с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, следовательно, - исполнитель коммунальных услуг не вправе выставлять потребителям счета (квитанции) на оплату коммунальных услуг, относящегося к соответствующему виду ресурса, по поставке которого ресурсоснабжающая организация отказалась от исполнения договора в порядке, предусмотренном таким договором, п. 30 Правил и ч. 3 ст. 450 ГК РФ.
Указанная позиция отражена в решении Верховного Суда Российской Федерации от 13.01.2014 по делу N АКПИ13-Ш6.
Таким образом, в отсутствие договора с ресурсоснабжающей организацией, ООО "УК Тепло Севера" была не вправе требовать с потребителей внесения платы за потребленную коммунальную услугу по отоплению и тепловую энергию, использованную на подогрев воды и с 01.11.2015 выставлять платежные документы и производить сбор денежных средств за услуги по отоплению и подогреву воды, оказанные ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Между тем, к акту проверки ГЖИ Мурманской области от 30.12.2015 N 2341 были приложены копии платежных документов ООО "УК Тепло Севера" за ноябрь 2015 года, в которые помимо услуг, оказываемых ООО "УК Тепло Севера" по содержанию и ремонту жилья, в нарушение требований ст. 155, 156, 161, 162 Жилищного кодекса РФ, содержали плату, причитающуюся за услуги по отоплению и подогреву воды, оказанные ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Отсутствие услуги по отоплению и подогреву воды, оказываемой ООО "УК Тепло Севера", является самостоятельным основанием для перерасчета в квитанциях потребителям, так как с даты отказа от исполнения договора теплоснабжения - 01.11.2015, ПАО "Мурманская ТЭЦ производится самостоятельный выпуск квитанции.
С учетом изложенного, ООО "УК "Тепло Севера", отразив в квитанциях плату за услуги по отоплению и подогреву воды, незаконно собрало денежные средства, предназначенные на оплату поставленного ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса.
То обстоятельство, что ООО "УК "Тепло Севера" продолжает разрешать вопросы текущего содержания и ремонта систем теплоснабжения спорных многоквартирных домов, свидетельствует лишь об исполнении им как управляющей компанией обязанности по содержанию и ремонту общего имущества этих домов, а не продолжение исполнения расторгнутого договора теплоснабжения.
В пункте 2 предписания ГЖИ Мурманской области указала на необходимость произведения перерасчета за предоставленную коммунальную услугу по отоплению и подогреву воды за ноябрь 2015 года собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домах г. Колы по ул. Кривошеева (д. 2-6, 8-10), предполагая необходимость исключения из единых платежных документов услуги по отоплению и подогреву воды за ноябрь 2015 года, которая была оказана ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Тем самым, инспекция действовала в интересах граждан-потребителей, которые в силу ст. 312 ГК РФ, обязаны были исполнить обязательства по оплате коммунальной услуги надлежащему лицу - ПАО "Мурманская ТЭЦ".
Более того, прокурором Кольского района директору ООО "УК "Тепло Севера" - Титову С.В. вынесено предостережение о недопустимости выставления квитанций населению по коммунальной услуге отопления и подогрева воды. Решением Кольского районного суда от 28.12.2015 по делу N 2а-2715/2015 предостережение прокуратуры было признано законным, решение вступило в законную силу 10.03.2016.
Таким образом, выводы, содержащиеся в решении суда первой инстанции в части отсутствия оснований для перерасчета противоречат выводам суда о законности предписания в части прекращения выставления управляющей организацией платежных документов.
При таких обстоятельствах, решение суда в части признания недействительным пункта 2 предписания N 1350/44 от 30.12.2015 подлежит отмене.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе возлагаются на заявителя, ПАО "Мурманская ТЭЦ" подлежит возврату из средств федерального бюджета государственная пошлина в сумме 3000 рублей, как излишне уплаченная.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 25 мая 2016 года по делу N А42-847/2016 отменить.
ООО "Управляющая компания "Тепло Севера" в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Мурманской области от 30.12.2015 N 1350/44 отказать.
ООО "Управляющая компания "Тепло Севера" в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)