Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" - Сахарова А.А. (представителя по доверенности от 20.01.2017),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Дьяченко О.М. (представителя по доверенности от 23.03.2017), Москалевой О.М. (представителя по доверенности от 07.10.2016)
от администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - Беловой М.А. (представителя по доверенности от 26.09.2016), Хромовой Л.М. (представителя по доверенности от 14.10.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 по делу N А41-73327/16, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское Городское Жилищное Предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о признании недействительным распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 15.08.2016 N 215 об исключении сведений из реестра лицензий Московской области о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация и инспекция просят решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представители администрации и инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы инспекции по основаниям, изложенным в отзыве на нее, а также против доводов апелляционный жалобы администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Исходя из положений части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" инспекция вынесла распоряжение от 15.08.2016 N 215 об исключении из реестра лицензий Московской области сведений о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17 (далее - также МКД), общая площадь МКД составляет - 11379,43 кв. м.
Основанием для исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензий Московской области послужило назначение обществу двух и более раз в течение календарного года судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных инспекцией в отношении МКД, деятельность по управлению которым осуществляло общество по лицензии (постановление от 23.05.2016 мирового судьи судебного участка N 170 Орехово-Зуевского судебного района Московской области; постановление от 10.03.2016 мирового судьи судебного участка N 167 Орехово-Зуевского судебного района Московской области; постановление от 23.12.2015 мирового судьи судебного участка N 167 Орехово-Зуевского судебного района Московской области).
Не согласившись с инспекцией, общество 17.10.2016 оспорило данное распоряжение от 15.08.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с абзацем третьем пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса случая.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 192 Жилищного кодекса под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу части 3 статьи 192 Жилищного кодекса включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
На основании части 5 статьи 192 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса в случае если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 197 Жилищного кодекса орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - Правила информирования).
Согласно пункту 1 Правил информирования настоящие Правила определяют порядок информирования органов местного самоуправления, на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее соответственно - уполномоченный орган, лицензиат), собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц, включая организации, осуществляющие оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организации, осуществляющие проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - заинтересованные лица), об обстоятельствах, указанных в пункте 2 Правил информирования (далее - информирование).
Согласно пункту 3 Правил информирования ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования уполномоченных органов) и на уполномоченный орган (в части информирования заинтересованных лиц).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил информирования установлено, что уполномоченный орган должен быть проинформирован о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 Правил информирования.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил информирования уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 Правил информирования, путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещает собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Правил информирования.
Согласно пункту 6 Правил информирования уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 Правил информирования, извещает о наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 Правил информирования, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения.
Согласно пункту 7 статьи 198 Жилищного кодекса в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 Жилищного кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Письмом от 08.06.2016 N 08Исх-5308/С инспекция проинформировала Главу городского округа Орехово-Зуево Московской области о наличии оснований для исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензий Московской области.
Заместителем руководителя администрации направлено сообщение руководителю инспекции письмом от 16.06.2016 N 124Исх-2778 о том, что собственники помещений МКД, ресурсоснабжающие организации уведомлены о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензии Московской области.
Из материалов дела следует, что собственники помещений МКД извещены об этом 10.06.2016, оспариваемое распоряжение вынесено 15.08.2016, то есть до истечения сроков, предусмотренных указанными положениями жилищного законодательства (в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования собственников помещений в спорном многоквартирном доме + трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников), а именно: 16.08.2016.
Доводы инспекции и администрации о том, что при исчислении срока, по истечении которого инспекция была вправе вынести оспариваемое распоряжение, не должны учитываться указанные три рабочих дня, и инспекция была вправе вынести оспариваемое распоряжение, не дожидаясь истечения этих трех рабочих дней, отклоняются.
Как следует из пункта 15 Порядка информирования органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных заинтересованных лиц о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, утвержденного Приказом Руководителя инспекции от 12.05.2016 N 65, управление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами инспекции исключает сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий Московской области в случае неполучения протокола общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, содержащего решение собственников о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, по прошествии 3 рабочих дней со дня истечения двухмесячного срока, указанного в пункте 14 настоящего порядка (в котором воспроизведены положения части 7 статьи 198 Жилищного кодекса).
То обстоятельство, что собственники помещений в МКД в течение указанных трех рабочих дней не приняли на общем собрании решение о продолжении осуществления обществом деятельности по управлению МКД, не освобождало инспекцию при рассмотрении вопроса о вынесении оспариваемого распоряжения дождаться истечения этих трех дней.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения инспекция является верным.
Оснований для его отмены из доводов администрации, инспекции, материалов дела не усматривается.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 29.11.2016 последними было принято решение о продолжении осуществления обществом деятельности по управлению МКД со ссылкой на часть 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
При таких обстоятельствах теряется смысл в исключении из реестра лицензий Московской области сведений о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 по делу N А41-73327/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.05.2017 N 10АП-5185/2017 ПО ДЕЛУ N А41-73327/16
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 мая 2017 г. по делу N А41-73327/16
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Старчиковым А.В.
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское городское жилищное предприятие" - Сахарова А.А. (представителя по доверенности от 20.01.2017),
от Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" - Дьяченко О.М. (представителя по доверенности от 23.03.2017), Москалевой О.М. (представителя по доверенности от 07.10.2016)
от администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области - Беловой М.А. (представителя по доверенности от 26.09.2016), Хромовой Л.М. (представителя по доверенности от 14.10.2016),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области, Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 по делу N А41-73327/16, принятое судьей Афанасьевой М.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Орехово-Зуевское Городское Жилищное Предприятие" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения) о признании недействительным распоряжения Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - инспекция) от 15.08.2016 N 215 об исключении сведений из реестра лицензий Московской области о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционных жалобах администрация и инспекция просят решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представители администрации и инспекции в судебном заседании поддержали доводы апелляционных жалоб.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы инспекции по основаниям, изложенным в отзыве на нее, а также против доводов апелляционный жалобы администрации, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Изучив апелляционные жалобы, отзыв, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Исходя из положений части 5 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), постановления Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 "Об утверждении Порядка осуществления государственного жилищного надзора на территории Московской области и Положения о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" инспекция вынесла распоряжение от 15.08.2016 N 215 об исключении из реестра лицензий Московской области сведений о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17 (далее - также МКД), общая площадь МКД составляет - 11379,43 кв. м.
Основанием для исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензий Московской области послужило назначение обществу двух и более раз в течение календарного года судом административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний, выданных инспекцией в отношении МКД, деятельность по управлению которым осуществляло общество по лицензии (постановление от 23.05.2016 мирового судьи судебного участка N 170 Орехово-Зуевского судебного района Московской области; постановление от 10.03.2016 мирового судьи судебного участка N 167 Орехово-Зуевского судебного района Московской области; постановление от 23.12.2015 мирового судьи судебного участка N 167 Орехово-Зуевского судебного района Московской области).
Не согласившись с инспекцией, общество 17.10.2016 оспорило данное распоряжение от 15.08.2016 в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с абзацем третьем пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия (если не предусмотрено иное), а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 1.3 статьи 161 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и предусмотренного частью 3 статьи 200 Жилищного кодекса случая.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01.05.2015.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 192 Жилищного кодекса под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами в силу части 3 статьи 192 Жилищного кодекса включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
На основании части 5 статьи 192 Жилищного кодекса к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) с учетом особенностей, установленных Жилищным кодексом.
В соответствии с частью 5 статьи 198 Жилищного кодекса в случае если в течение календарного года лицензиату и (или) должностному лицу, должностным лицам лицензиата судом два и более раза было назначено административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом государственного жилищного надзора в отношении многоквартирного дома или многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, сведения о таких доме или домах по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, за исключением случая принятия решения, предусмотренного частью 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 197 Жилищного кодекса орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого лицензиат осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, иные заинтересованные лица должны быть проинформированы о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии решения об исключении сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о принятии лицензионной комиссией решения о направлении в суд заявления об аннулировании лицензии, о вступившем в законную силу решении суда об аннулировании лицензии и внесении соответствующей записи в реестр лицензий субъекта Российской Федерации. Порядок и сроки информирования об обстоятельствах, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а также лица, ответственные за соблюдение требований об информировании, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2015 N 289 утверждены Правила информирования о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом (далее - Правила информирования).
Согласно пункту 1 Правил информирования настоящие Правила определяют порядок информирования органов местного самоуправления, на территории которых юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом (далее соответственно - уполномоченный орган, лицензиат), собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, ресурсоснабжающих организаций, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц, включая организации, осуществляющие оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и организации, осуществляющие проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее - заинтересованные лица), об обстоятельствах, указанных в пункте 2 Правил информирования (далее - информирование).
Согласно пункту 3 Правил информирования ответственность за соблюдение требований об информировании возлагается на лицензирующий орган (в части информирования уполномоченных органов) и на уполномоченный орган (в части информирования заинтересованных лиц).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил информирования установлено, что уполномоченный орган должен быть проинформирован о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта РФ - в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня вступления в законную силу второго или последующего решения (постановления) суда о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом, с указанием сведений, предусмотренных подпунктом "а" пункта 7 Правил информирования.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил информирования уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 Правил информирования, путем размещения указанной информации в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме (на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом), а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" извещает собственников помещений в многоквартирном доме, деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, о наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Правил информирования.
Согласно пункту 6 Правил информирования уполномоченный орган в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня получения информации, предусмотренной пунктом 4 Правил информирования, извещает о наличии обстоятельств, указанных в пункте 2 Правил информирования, ресурсоснабжающие организации, с которыми лицензиатом заключены договоры поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и иных заинтересованных лиц способом, позволяющим подтвердить факт получения извещения.
Согласно пункту 7 статьи 198 Жилищного кодекса в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования в установленном статьей 197 Жилищного кодекса порядке собственников помещений в многоквартирном доме о наличии оснований для исключения сведений о многоквартирном доме из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации указанные собственники вправе принять на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решение о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом. В течение трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме орган государственного жилищного надзора должен быть уведомлен о принятом решении путем направления ему копии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В этом случае сведения о таком доме не исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Письмом от 08.06.2016 N 08Исх-5308/С инспекция проинформировала Главу городского округа Орехово-Зуево Московской области о наличии оснований для исключения многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензий Московской области.
Заместителем руководителя администрации направлено сообщение руководителю инспекции письмом от 16.06.2016 N 124Исх-2778 о том, что собственники помещений МКД, ресурсоснабжающие организации уведомлены о возникновении основания для исключения сведений о многоквартирном доме, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17, из реестра лицензии Московской области.
Из материалов дела следует, что собственники помещений МКД извещены об этом 10.06.2016, оспариваемое распоряжение вынесено 15.08.2016, то есть до истечения сроков, предусмотренных указанными положениями жилищного законодательства (в течение двух месяцев со дня надлежащего информирования собственников помещений в спорном многоквартирном доме + трех рабочих дней со дня оформления протокола общего собрания собственников), а именно: 16.08.2016.
Доводы инспекции и администрации о том, что при исчислении срока, по истечении которого инспекция была вправе вынести оспариваемое распоряжение, не должны учитываться указанные три рабочих дня, и инспекция была вправе вынести оспариваемое распоряжение, не дожидаясь истечения этих трех рабочих дней, отклоняются.
Как следует из пункта 15 Порядка информирования органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и иных заинтересованных лиц о возникновении отдельных оснований прекращения деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными на территории Московской области, утвержденного Приказом Руководителя инспекции от 12.05.2016 N 65, управление лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами инспекции исключает сведения о многоквартирном доме из реестра лицензий Московской области в случае неполучения протокола общего собрания собственников помещений в таком многоквартирном доме, содержащего решение собственников о продолжении осуществления лицензиатом деятельности по управлению многоквартирным домом, по прошествии 3 рабочих дней со дня истечения двухмесячного срока, указанного в пункте 14 настоящего порядка (в котором воспроизведены положения части 7 статьи 198 Жилищного кодекса).
То обстоятельство, что собственники помещений в МКД в течение указанных трех рабочих дней не приняли на общем собрании решение о продолжении осуществления обществом деятельности по управлению МКД, не освобождало инспекцию при рассмотрении вопроса о вынесении оспариваемого распоряжения дождаться истечения этих трех дней.
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого распоряжения инспекция является верным.
Оснований для его отмены из доводов администрации, инспекции, материалов дела не усматривается.
Кроме того, апелляционный суд принимает во внимание, что согласно протоколу общего собрания собственников помещений в МКД от 29.11.2016 последними было принято решение о продолжении осуществления обществом деятельности по управлению МКД со ссылкой на часть 7 статьи 198 Жилищного кодекса.
При таких обстоятельствах теряется смысл в исключении из реестра лицензий Московской области сведений о лицензиате - обществе в качестве управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, находящимся по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Крупской, д. 17.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 03.03.2017 по делу N А41-73327/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)