Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник квартиры требует производить расчеты за потребленную тепловую энергию исходя из показаний самовольно установленных приборов учета тепла.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ведерникова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шиловской Н.Ю.
судей Кудасовой Т.А., Кордюковой Г.Л.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2016 года гражданское дело N 2-2985/15 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года по иску Ч. к ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о принятии в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, обязании произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Ч., представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района Санкт-Петербурга - А., судебная коллегия городского суда,
Ч. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> установленные в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с 19.11.2014, обязании произвести перерасчет согласно показаниям с 19.11.2014.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
01.10.2014 истцом с ООО "Водоконтроль" был заключен договор на выполнение работ по установке приборов учета тепла в вышеуказанной квартире.
19.11.2014 направил в ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" Калининского района письмо с просьбой принять в эксплуатацию установленные в квартире распределители затрат на отопление, а также произвести расчеты за потребленное тепло в квартире по показаниям указанных приборов, однако получил отказ, в связи с чем полагает, что его права нарушены.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года исковые требования удовлетворены
Данным решением, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> установленные в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с 19.11.2014.
Обязал общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" производить расчет за потребленную тепловую энергию в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, согласно показаниям распределителей затрат на отопление <...> с 19.11.2014.
С общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" в доход государства взыскана государственная пошлина в размере <...>
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования и, обязывая ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> а также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истца распределителей затрат на отопление с 19.11.2014, суд первой инстанции исходя из представленных доказательств, заключения эксперта пришел к выводу, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Между тем с указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ч. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N <...> от 05.08.2004 года (л.д. 22), договором передачи квартиры в собственность граждан N 54931 от 07.06.2004 года (л.д. 23)
Ответчик ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" является управляющей организацией, обслуживающей указанный адрес.
01.10.2014 между истцом и ООО "Водоконтроль" был заключен договор на выполнение работ по установке приборов учета тепла в вышеуказанной квартире (л.д. 10 - 11).
Указанные работы были выполнены в полном объеме, о чем составлены акты ввода в эксплуатацию распределителей затрат на отопление (л.д. 11).
19.11.2014 в ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" было направлено письмо с просьбой принять в эксплуатацию установленные в квартире распределители затрат на отопление, а также производить расчеты за потребленное тепло в квартире по показаниям указанных приборов (л.д. 8).
01.12.2014 из ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" истец получил ответ о том, что вопрос о возможности ввода в эксплуатацию установленных в указанной квартире приборов учета, будет разрешен после получения из ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" инструкции по вводу в базу данных показаний квартирных приборов учета потребления тепловой энергии. В настоящее время ответчик не имеет технической возможности принять указанные счетчики, поскольку многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутри домовых инженерных систем отопления и для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии требуется вынос общедомовых стояков из квартиры (л.д. 9).
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и принятом в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ 13-1157.
В силу пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из доводов апелляционной жалобы ответчика не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо что распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что показания установленных в квартире истца распределителей затрат на отопление могут повлиять на определение платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителей) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 и N 307 от 06.04.2013, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 на порядок оплаты коммунальной услуги, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ч. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о принятии в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, обязании произвести перерасчет отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 21.01.2016 N 33-988/2016 ПО ДЕЛУ N 2-2985/2015
Требование: Об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление, установленные в квартире, обязании произвести перерасчет.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Собственник квартиры требует производить расчеты за потребленную тепловую энергию исходя из показаний самовольно установленных приборов учета тепла.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 января 2016 г. N 33-988/2016
Судья: Ведерникова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Шиловской Н.Ю.
судей Кудасовой Т.А., Кордюковой Г.Л.
при секретаре Ш.
рассмотрела в судебном заседании 21 января 2016 года гражданское дело N 2-2985/15 по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года по иску Ч. к ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о принятии в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, обязании произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Шиловской Н.Ю., объяснения Ч., представителя ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района Санкт-Петербурга - А., судебная коллегия городского суда,
установила:
Ч. обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику об обязании принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> установленные в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, с 19.11.2014, обязании произвести перерасчет согласно показаниям с 19.11.2014.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>.
01.10.2014 истцом с ООО "Водоконтроль" был заключен договор на выполнение работ по установке приборов учета тепла в вышеуказанной квартире.
19.11.2014 направил в ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" Калининского района письмо с просьбой принять в эксплуатацию установленные в квартире распределители затрат на отопление, а также произвести расчеты за потребленное тепло в квартире по показаниям указанных приборов, однако получил отказ, в связи с чем полагает, что его права нарушены.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года исковые требования удовлетворены
Данным решением, суд обязал общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" принять в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> установленные в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> с 19.11.2014.
Обязал общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" производить расчет за потребленную тепловую энергию в квартире, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, согласно показаниям распределителей затрат на отопление <...> с 19.11.2014.
С общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" в доход государства взыскана государственная пошлина в размере <...>
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм действующего законодательства.
Судебная коллегия, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене.
Удовлетворяя исковые требования и, обязывая ответчика ввести в эксплуатацию распределители затрат на отопление <...> а также произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истца распределителей затрат на отопление с 19.11.2014, суд первой инстанции исходя из представленных доказательств, заключения эксперта пришел к выводу, что ответчик, являясь лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, обязан в соответствии с пунктом 31 "у" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011, осуществить по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию приборов учета, соответствующих законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 01 числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Между тем с указанным выводом судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ч. является собственником квартиры <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N <...> от 05.08.2004 года (л.д. 22), договором передачи квартиры в собственность граждан N 54931 от 07.06.2004 года (л.д. 23)
Ответчик ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" является управляющей организацией, обслуживающей указанный адрес.
01.10.2014 между истцом и ООО "Водоконтроль" был заключен договор на выполнение работ по установке приборов учета тепла в вышеуказанной квартире (л.д. 10 - 11).
Указанные работы были выполнены в полном объеме, о чем составлены акты ввода в эксплуатацию распределителей затрат на отопление (л.д. 11).
19.11.2014 в ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" было направлено письмо с просьбой принять в эксплуатацию установленные в квартире распределители затрат на отопление, а также производить расчеты за потребленное тепло в квартире по показаниям указанных приборов (л.д. 8).
01.12.2014 из ООО "Жилкомсервис N 3 Калининского района" истец получил ответ о том, что вопрос о возможности ввода в эксплуатацию установленных в указанной квартире приборов учета, будет разрешен после получения из ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" инструкции по вводу в базу данных показаний квартирных приборов учета потребления тепловой энергии. В настоящее время ответчик не имеет технической возможности принять указанные счетчики, поскольку многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутри домовых инженерных систем отопления и для установки индивидуального прибора учета тепловой энергии требуется вынос общедомовых стояков из квартиры (л.д. 9).
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и принятом в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Абзацем вторым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов установлено, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в случае, если в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии.
Расчет по указанной формуле производится исходя из суммарного объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, пропорционально площади жилого (нежилого) помещения.
Как усматривается из пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Пункт 42(1) абзац второй Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не находится в противоречии с пунктами 31 и 33 этих же Правил, поскольку данные положения устанавливают права и обязанности исполнителя и потребителя и не регулируют отношения, связанные с установлением размера платы за коммунальную услугу.
Соответствие данного пункта Правил требованиям закона подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2014 N АКПИ 13-1157.
В силу пункта 53 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то рассчитанный в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении, оборудованном распределителями, подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Как следует из доводов апелляционной жалобы ответчика не все жилые и нежилые помещения дома, в котором проживает истец, оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, либо что распределителями оборудованы жилые помещения, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что показания установленных в квартире истца распределителей затрат на отопление могут повлиять на определение платы за отопление лишь после оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителей) тепловой энергии, либо после оборудования распределителями более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах" (вместе с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах) со дня вступления в силу Правил, утвержденных данным Постановлением, признается утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01 июля 2016 года.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 3 Приложения ежемесячный размер платы за отопление в жилом и в нежилом помещении в многоквартирном доме, оборудованном распределителем, определяется по формуле 7, которая, в свою очередь, не предусматривает учет индивидуальных показателей распределителей, установленных в квартирах граждан.
Общий размер платы за отопление в конкретном жилом помещении многоквартирного дома определяется по данной формуле с использованием общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется по формуле 1 с учетом также общей площади квартиры в многоквартирном доме или общей площади жилого дома, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иные пункты 1 - 4 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг также не содержат формул, позволяющих учитывать при определении размера платы показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии или распределителей, установленных в жилых помещениях граждан.
Кроме того, анализ Постановлений Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 и N 307 от 06.04.2013, регулирующих особенности применения Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 позволяет сделать вывод, что законодательно было закреплено право органов государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Правительством Санкт-Петербурга было одобрено предложение о переходе с 01.09.2012 на порядок оплаты коммунальной услуги, установленной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Таким образом, предложенный истцом способ определения размера платы за отопление с учетом показаний установленных им в квартире распределителей затрат на отопление и при отсутствии доказательств оборудования всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, в котором он проживет, индивидуальными приборами (распределителями) учета потребления тепловой энергии, не предусмотрен действующим законодательством, регулирующим оплату услуг по отоплению в многоквартирных домах, а поэтому отсутствуют правовые основания для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июля 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ч. к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 3 Калининского района" о принятии в эксплуатацию распределителей затрат на отопление, обязании произвести перерасчет отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)