Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 19АП-2031/2017 ПО ДЕЛУ N А14-18326/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. по делу N А14-18326/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от Муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть": Черных Р.Н., представитель по доверенности от 30.12.2016;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2017 по делу N А14-18326/2016, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Аришонкова Е.А..), по заявлению Муниципального казенного предприятия городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 234 от 30.11.2016,
установил:

Муниципальное казенное предприятие городского округа г. Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - заявитель, МКП "Воронежтеплосеть", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - административный орган, ГЖИ Воронежской области) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 234 от 30.11.2016. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2017, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанным решением, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, МКП "Воронежтеплосеть" является ресурсоснабжающей организацией, а не исполнителем коммунальных услуг.
Обращает внимание суда на то, что МКП "Воронежтеплосеть" поставляет коммунальный ресурс на МКД N 53 по ул. Ростовская на основании договора на отпуск тепловой энергии и горячей воды от 25.11.2013 N 2117, заключенным с ЖК "Комфорт" - исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему водоснабжению.
Считает, что ответственность за нарушение качества коммунальной услуги по горячему водоснабжению в помещениях МКД N 53 по ул. Ростовская несет ЖК "Комфорт".
Ссылается на то, что коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии не может служить средством измерения теплоносителя (горячей воды) на вводе в многоквартирный дом.
Представитель Предприятия в судебном заседании, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области в представленном суду отзыве отклоняет доводы апелляционной жалобы. Указывает, что Предприятие, зная о предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества и о причинах данного нарушения, заключающегося в отсутствии внешней линии рециркуляции на инженерных сетях, находящихся в ведении Предприятия, не приняло мер к устранению данных нарушений, к обеспечению температурного уровня коммунальной услуги.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Дополнительно представленные в суд апелляционной инстанции документы как заявителем жалобы, так и административным органом возвращены данным лицам, поскольку в силу положений ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение лица участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в прокуратуру г. Воронежа поступила жалоба от жильца кв. N 55 дома N 53 по ул. Ростовская г. Воронежа Максимовой Н.Г. на отсутствие горячей воды из-за неработающей циркуляционной линии горячего водоснабжения от ЦТП до многоквартирного дома, в котором проживает Максимова Н.Г.
Указанная жалоба 07.10.2016 была передана на рассмотрение в ГЖИ Воронежской области.
ГЖИ Воронежской области 14.11.2016 на основании приказа по лицензионному контролю от 27.10.2016 N 4106 в период времени с 10 час. 30 мин. до 11 час. 30 мин. была проведена внеплановая выездная проверка МКП "Воронежтеплосеть" с целью проверки обращения жильца дома N 53 по ул. Ростовская г. Воронежа.
По результатам контрольных мероприятий составлен акт от 14.11.2016 N 02-05/2689, в котором отражено допущенное нарушение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 54 (далее - Правила), выразившееся в несоответствии качества коммунальной услуги (горячее водоснабжение) установленному нормативному уровню.
Установлено, что температура горячей воды на вводе в многоквартирный дом 53 по ул. Ростовская составила +51,4 градусов Цельсия, температура горячей воды в точке водоразбора квартиры 57 (расположенной на 10 этаже 10-этажного дома) составляет +33 градуса Цельсия, при нормативе +60 градусов Цельсия (п. 4.31 "Правил" и п. 5 Приложения N 1 к "Правилам").
При этом замеры произведены прибором учета тепловой энергии КТС-5, заводской номер 138115, который находится в технически исправном состоянии в соответствии с актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 02.10.2015, на момент проверки срок поверки прибора не нарушен.
Согласно материалов проверки установлено, что причиной предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества в точке водоразбора квартиры 57 и перерасхода горячей воды собственником квартиры является отсутствие линии рециркуляции от центрального теплового пункта ТК 16/6 (Новосибирская, 41А) до многоквартирного дома 53 по ул. Ростовская.
По указанным фактам 14.11.2016 в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководителем ГЖИ Воронежской области 30.11.2016 принято постановление N 234 по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым МКП "Воронежтеплосеть" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в виде административного штрафа в сумме 5000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассмотренным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области пришел к выводу о доказанности вины Предприятия во вменяемом административном правонарушении.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются установленные в законном порядке нормативный уровень либо режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, образуют действия либо бездействие лица, повлекшие нарушение установленного нормативного уровня либо режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектом правонарушения по данной статье являются должностные и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу норм ст. 162 ЖК РФ, управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг.
На основании ч.ч. 15, 16 ст. 161 ЖК РФ, организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
В силу п. 2 Правил, потребителем коммунальных услуг является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением.
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Согласно пп. "в" п. 3 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
В соответствии с пп. "д" п. 3 Правил, качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в Приложении N 1 к Правилам.
На основании п. 4 Правил коммунальная услуга по горячему водоснабжению представляет собой снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (пп. "а" п. 31 Правил).
Пункт 5 Приложения N 1 к Правилам предписывает обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании - санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09).
Виды предоставляемых потребителю коммунальных услуг приведены в пункте 4 Правил N 354, в числе которых выделена такая услуга как горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
В силу п. 6 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.
В силу п. 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (п. 13 Правил N 354).
Согласно пп. "а" п. 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 года N 124, в договоре ресурсоснабжения также предусматривается условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса. Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно - технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых систем).
На основании п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что температура горячей воды на вводе в дом (то есть на границе, за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса на которой отвечает ресурсоснабжающая организация) составила +51,4 °C, что ниже нормативного уровня.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Допущенное Предприятием нарушение требований норм действующего законодательства подтверждаются актом проверки от 14.11.2016, протоколом об административном правонарушении N 02-06/314 от 14.11.2016, и иными доказательствами, представленными в материалах дела, которые соответствуют требованиями относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности Инспекцией не допущено.
Установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия оспариваемого постановления не истек.
Учитывая вышеизложенное, суд области на законных основаниях отказал Предприятию в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя жалобы относительно того, что прибор учета тепловой энергии не может служить средством измерения теплоносителя (горячей воды) на вводе в многоквартирный дом не может быть принят во внимание, поскольку в акте проверки отражены го характеристики и указано на его исправность. Доказательств тому, что указанные показания не соответствовали действительности, не представлено.
Довод Предприятия о том, что последнее не является субъектом вменяемого административного правонарушения, отклоняется апелляционным судом, поскольку из толкования во взаимосвязи норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем деле правоотношений, управляющая организация не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов собственников жилого дома.
Апелляционный суд считает необходимым отметить, что исходя из характера предпринимательской деятельности, осуществляемой самостоятельно на свой риск и под свою ответственность, юридическое лицо обязано проявлять необходимую степень осторожности и осмотрительности и не допускать действий, которые могли быть квалифицированы как противоправные. Необходимость исполнения той или иной обязанности в сфере коммунальных услуг вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в отношения, урегулированные нормами права, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы Общества, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.03.2017 по делу N А14-18326/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)