Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от ПАО "ДЭК": Сорокиной О.В., представителя по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания"
на решение от 05.11.2015
по делу N А73-11079/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.,
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания"
о взыскании 33 114,53 рубля,
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания" (ОГРН 114724001243, ИНН 2724186201, далее - ООО "УК "ДВСРК") о взыскании стоимости сверхнормативного потребления электрической энергии в количестве 9173 кВт, переданной в марте, апреле, июне 2015 года на общедомовые нужды в размере 33 114,53 рубля.
Решением суда от 05.11.2015 иск удовлетворен полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит принятый по делу судебный актом от 05.11.2015 отменить.
Мотивируя требования жалобы, ее податель указывает, что между сторонами договор энергоснабжения не заключался, соответственно управляющая компания не предоставляет потребителям коммунальную услугу электроснабжения, собственными средствами коммунальный ресурс не производит и не приобретает электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды. В этой связи истец предоставляет коммунальную услугу непосредственно потребителям, следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности по оплате сверхнормативного потребления отсутствуют. Считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на правовую позицию суда кассационной инстанции по делу N А73-11478/2014, которое не является преюдициальным для разрешения настоящего спора.
Также заявитель возражает относительно вывода суда о правомерности указания в сведениях, отражающих потребление электроэнергии в жилых помещениях МКД, данных о минусовых и нулевых начислениях в квартирах, оборудованных ИПУ, что противоречит нормам действующего законодательства.
Истец в письменном отзыве на жалобу, а также через своего представителя в судебном заседании представил возражения относительно доводов апелляционной жалобы, сославшись на их несостоятельность.
Согласно материалам дела, собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах: по ул. Клубная N 15, по ул. Локомотивная N 7, по проспекту 60 лет Октября N N 76, 88 в городе Хабаровске выбран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией, заключены договоры с ООО "УК "ДВСРК".
В марте, апреле и июне 2015 года ПАО "ДЭК" в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, осуществляло поставку электрической энергии.
На стоимость отпущенной истцом электроэнергии ответчику выставлены счета-фактуры, в которые включены объемы электроэнергии по сверхнормативному потреблению по местам общего пользования МКД, определенные в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Ссылаясь на неисполнение управляющей компанией обязательств по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) в размере 33114,53 рубля, ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ).
На основании пункта 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Материалами настоящего дела установлено и ответчиком не оспаривается, что ООО "УК "ДВСРК" осуществляет функции управляющей организации в отношении жилых домов, являющихся объектами поставки электрической энергии в марте, апреле, июне 2015 года при отсутствии фактически заключенного между сторонами договора электроснабжения.
Отсутствие письменного договора, по мнению ответчика, исключает возможность отнесения на него ответственности за сверхнормативное потребление коммунального ресурса.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" также разъяснено, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора.
Обязанность ответчика как управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе электрической энергии, предусмотрена пунктом 13 Правил N 354.
Кроме того следует отметить, что подпункт "а" пункта 9 Правил N 354 прямо устанавливает положение о том, что управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Нельзя признать обоснованным довод ответчика о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг в силу положений пункта 14 Правил N 354.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Следовательно, управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.
Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5614/13 от 24.09.2013, отказ во взыскании задолженности за коммунальный ресурс с организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами возможны только при выборе непосредственного способа управления.
Совокупность изложенных правовых норм свидетельствует о том, что ответчик в силу закона обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, соответственно, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, ООО "ДВСРК" является лицом обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им жилые дома.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
Согласно абзацу второму пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил N 354).
Указанное положение направлено на обязание управляющих организаций не просто поддерживать общее имущество МКД в определенном состоянии, но и грамотно управлять им, что является основой хозяйственной деятельности управляющей компании.
Собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика решения о распределении сверхнормативного потребления не принимались.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 на ООО "ДВСРК", как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды, за свой счет, независимо от наличия или отсутствия договора с энергоснабжающей организацией.
При изложенных в мотивированной части настоящего постановления обстоятельствах, ссылка суда первой инстанции на дело N А73-11478/2014, в рамках которого рассматривался аналогичный спор, но с другим ответчиком, не опровергает верности вышеназванного вывода об обязанности ООО "ДВСРК" оплатить сверхнормативный объем потребления электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды. Кроме того неверность вывода ответчика опровергается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Общий объем электрической энергии, поданной в места общего пользования жилых домов, определен истцом как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учета и электроэнергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу, об обоснованности методики расчета в части определения объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета.
Сверхнормативный объем электроэнергии, предъявленный к оплате управляющей организации, определен исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (которые определены путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления электроэнергии на ОДН, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.06.2013 N 174-пр).
В отзыве на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе ответчик в качестве некорректности расчета истца, ссылается на неправомерность учета минусовых и нулевых начислений в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии.
Между тем, указанный довод жалобы не может быть принят судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В материалы дела представлены сведения об индивидуальном потреблении (маршрутные листы) за спорный период, которые содержат информацию об индивидуальном объеме электроэнергии, потребленном в жилых и нежилых помещениях МКД.
Названные документы действительно содержат нулевые и минусовые показатели электропотребления, которые выставляются при следующих условиях.
В случае, когда собственники (наниматели) и пользователи жилых/нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов не представляли в ПАО "ДЭК" показания ИПУ, в указанные периоды расчет потребленной электроэнергии производится в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, либо если период работы прибора учета составил менее 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Аналогичным образом производится расчет в случае отсутствия допуска к прибору учета.
Далее, при контрольном снятии показаний ИПУ, если расчет за электроэнергию за предыдущие периоды составляет фактически меньший расход от выставленного ранее месячного объема, то данный объем электроэнергии перерасчитывается на основании пункта 61 Правил N 354, в связи с чем, выставляется минусовой показатель.
В случае, когда собственники (наниматели) и пользователи жилых/нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов предоставляют в ПАО "ДЭК" сведения об отсутствии расхода электроэнергии, то есть показания ИПУ не изменены по сравнению с предыдущим периодом, то объем электроэнергии по индивидуальному потреблению в жилом помещении выставляется как нулевое значение в соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354.
При этом из содержания пункта 59 Правил следует, что при начислении среднего объема потребления электроэнергии за расчетный период гарантирующий поставщик вправе самостоятельно определить любой период для расчета среднемесячного объема, который может составлять от 6 месяцев и более при работающем приборе.
Поскольку в силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, то в случае допущения при каких-либо обстоятельствах (например, упомянутых выше) завышения или занижения объема потребления ресурса, при установленной законом возможности перерасчета для граждан-потребителей, расчеты впоследствии необходимо приводить в максимальное соответствие с фактическим потреблением.
Таким образом, применение ПАО "ДЭК" данных показателей при определении объема потребления электроэнергии в жилых помещениях МКД не противоречит положениям Правил N 354 и применяется обоснованно.
Принимая во внимание положение части 1 статьи 9 АПК РФ, согласно которой судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Оспаривая корректность указанного истцом объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета, ответчик, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств неверного начисления истцом объема индивидуального потребления электроэнергии.
Кроме того, в силу взаимосвязанных положений части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "е (1)", "ж" пункта 31 Правил N 354 ответственность за предоставление коммунального ресурса и проведение начислений закон возлагает именно на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию), но не гарантирующего поставщика или потребителя.
Необходимо также отметить, что действующим законодательством не предусмотрено требование о ведении энергоснабжающей организацией учетных журналов по показаниям ИПУ в жилых/нежилых помещениях, в связи с чем, объем потребленной электроэнергии в таком случае может быть определен только при предоставлении показаний ИПУ потребителем электроэнергии, либо при контрольном снятии показаний, осуществляемом ПАО "ДЭК" один раз в квартал.
Иных доводов, опровергающих законность принятого по делу судебного решения, в апелляционной жалобе не приведено.
В силу изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
Решение от 05.11.2015 по делу N А73-11079/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2016 N 06АП-7248/2015 ПО ДЕЛУ N А73-11079/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. N 06АП-7248/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ротаря С.Б.,
судей Козловой Т.Д., Михайловой А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куликом Е.С.,
при участии в заседании:
от ПАО "ДЭК": Сорокиной О.В., представителя по доверенности от 01.01.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания"
на решение от 05.11.2015
по делу N А73-11079/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Манником С.Д.,
по иску публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания"
о взыскании 33 114,53 рубля,
установил:
Публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала Хабаровскэнергосбыт (ОГРН 1072721001660, ИНН 2723088770, далее - ПАО "ДЭК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дальневосточная строительно-ремонтная компания" (ОГРН 114724001243, ИНН 2724186201, далее - ООО "УК "ДВСРК") о взыскании стоимости сверхнормативного потребления электрической энергии в количестве 9173 кВт, переданной в марте, апреле, июне 2015 года на общедомовые нужды в размере 33 114,53 рубля.
Решением суда от 05.11.2015 иск удовлетворен полностью.
В апелляционной жалобе ответчик просит принятый по делу судебный актом от 05.11.2015 отменить.
Мотивируя требования жалобы, ее податель указывает, что между сторонами договор энергоснабжения не заключался, соответственно управляющая компания не предоставляет потребителям коммунальную услугу электроснабжения, собственными средствами коммунальный ресурс не производит и не приобретает электрическую энергию для целей использования на общедомовые нужды. В этой связи истец предоставляет коммунальную услугу непосредственно потребителям, следовательно, основания для возложения на ответчика обязанности по оплате сверхнормативного потребления отсутствуют. Считает неправомерной ссылку суда первой инстанции на правовую позицию суда кассационной инстанции по делу N А73-11478/2014, которое не является преюдициальным для разрешения настоящего спора.
Также заявитель возражает относительно вывода суда о правомерности указания в сведениях, отражающих потребление электроэнергии в жилых помещениях МКД, данных о минусовых и нулевых начислениях в квартирах, оборудованных ИПУ, что противоречит нормам действующего законодательства.
Истец в письменном отзыве на жалобу, а также через своего представителя в судебном заседании представил возражения относительно доводов апелляционной жалобы, сославшись на их несостоятельность.
Согласно материалам дела, собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах: по ул. Клубная N 15, по ул. Локомотивная N 7, по проспекту 60 лет Октября N N 76, 88 в городе Хабаровске выбран способ управления многоквартирным домом управляющей компанией, заключены договоры с ООО "УК "ДВСРК".
В марте, апреле и июне 2015 года ПАО "ДЭК" в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, осуществляло поставку электрической энергии.
На стоимость отпущенной истцом электроэнергии ответчику выставлены счета-фактуры, в которые включены объемы электроэнергии по сверхнормативному потреблению по местам общего пользования МКД, определенные в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Ссылаясь на неисполнение управляющей компанией обязательств по оплате сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды (далее - ОДН) в размере 33114,53 рубля, ресурсоснабжающая организация обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения присутствующего представителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
По правилам статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 ГК РФ).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (пункт 2 статьи 162 ЖК РФ).
На основании пункта 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению, заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
Материалами настоящего дела установлено и ответчиком не оспаривается, что ООО "УК "ДВСРК" осуществляет функции управляющей организации в отношении жилых домов, являющихся объектами поставки электрической энергии в марте, апреле, июне 2015 года при отсутствии фактически заключенного между сторонами договора электроснабжения.
Отсутствие письменного договора, по мнению ответчика, исключает возможность отнесения на него ответственности за сверхнормативное потребление коммунального ресурса.
Вместе с тем, согласно разъяснениям, изложенным в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" также разъяснено, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора.
Обязанность ответчика как управляющей компании заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе электрической энергии, предусмотрена пунктом 13 Правил N 354.
Кроме того следует отметить, что подпункт "а" пункта 9 Правил N 354 прямо устанавливает положение о том, что управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Нельзя признать обоснованным довод ответчика о том, что он не является исполнителем коммунальных услуг в силу положений пункта 14 Правил N 354.
В силу подпункта "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Следовательно, управляющая организация обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса.
Иное толкование данной нормы противоречило бы статьям 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления многоквартирным домом.
В силу правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5614/13 от 24.09.2013, отказ во взыскании задолженности за коммунальный ресурс с организации, осуществляющей управление многоквартирными домами, по существу означает признание проживающих в этих помещениях граждан абонентами ресурсоснабжающей организации, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг. Однако такие отношения между гражданами возможны только при выборе непосредственного способа управления.
Совокупность изложенных правовых норм свидетельствует о том, что ответчик в силу закона обязан приобретать электрическую энергию у гарантирующего поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению, использования электрической энергии на общедомовые нужды, а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, соответственно, в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, ООО "ДВСРК" является лицом обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемые им жилые дома.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354).
Согласно абзацу второму пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств (абзац третий пункта 44 Правил N 354).
Указанное положение направлено на обязание управляющих организаций не просто поддерживать общее имущество МКД в определенном состоянии, но и грамотно управлять им, что является основой хозяйственной деятельности управляющей компании.
Собственниками помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика решения о распределении сверхнормативного потребления не принимались.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 на ООО "ДВСРК", как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды, за свой счет, независимо от наличия или отсутствия договора с энергоснабжающей организацией.
При изложенных в мотивированной части настоящего постановления обстоятельствах, ссылка суда первой инстанции на дело N А73-11478/2014, в рамках которого рассматривался аналогичный спор, но с другим ответчиком, не опровергает верности вышеназванного вывода об обязанности ООО "ДВСРК" оплатить сверхнормативный объем потребления электроэнергии, приходящийся на общедомовые нужды. Кроме того неверность вывода ответчика опровергается правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в пункте 9 раздела VI Обзора судебной практики N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014.
Общий объем электрической энергии, поданной в места общего пользования жилых домов, определен истцом как разница показаний коллективного (общедомового) прибора учета и электроэнергии, потребленной жилыми и нежилыми помещениями.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу, об обоснованности методики расчета в части определения объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета.
Сверхнормативный объем электроэнергии, предъявленный к оплате управляющей организации, определен исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды (которые определены путем умножения общей площади мест общего пользования на норматив потребления электроэнергии на ОДН, утвержденный Постановлением Правительства Хабаровского края от 28.06.2013 N 174-пр).
В отзыве на исковое заявление, а также в апелляционной жалобе ответчик в качестве некорректности расчета истца, ссылается на неправомерность учета минусовых и нулевых начислений в квартирах, оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии.
Между тем, указанный довод жалобы не может быть принят судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В материалы дела представлены сведения об индивидуальном потреблении (маршрутные листы) за спорный период, которые содержат информацию об индивидуальном объеме электроэнергии, потребленном в жилых и нежилых помещениях МКД.
Названные документы действительно содержат нулевые и минусовые показатели электропотребления, которые выставляются при следующих условиях.
В случае, когда собственники (наниматели) и пользователи жилых/нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов не представляли в ПАО "ДЭК" показания ИПУ, в указанные периоды расчет потребленной электроэнергии производится в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, исходя из среднемесячного объема потребления электроэнергии, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, либо если период работы прибора учета составил менее 6 месяцев, то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев. Аналогичным образом производится расчет в случае отсутствия допуска к прибору учета.
Далее, при контрольном снятии показаний ИПУ, если расчет за электроэнергию за предыдущие периоды составляет фактически меньший расход от выставленного ранее месячного объема, то данный объем электроэнергии перерасчитывается на основании пункта 61 Правил N 354, в связи с чем, выставляется минусовой показатель.
В случае, когда собственники (наниматели) и пользователи жилых/нежилых помещений в течение нескольких расчетных периодов предоставляют в ПАО "ДЭК" сведения об отсутствии расхода электроэнергии, то есть показания ИПУ не изменены по сравнению с предыдущим периодом, то объем электроэнергии по индивидуальному потреблению в жилом помещении выставляется как нулевое значение в соответствии с подпунктом "ж" пункта 31 Правил N 354.
При этом из содержания пункта 59 Правил следует, что при начислении среднего объема потребления электроэнергии за расчетный период гарантирующий поставщик вправе самостоятельно определить любой период для расчета среднемесячного объема, который может составлять от 6 месяцев и более при работающем приборе.
Поскольку в силу положений статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, то в случае допущения при каких-либо обстоятельствах (например, упомянутых выше) завышения или занижения объема потребления ресурса, при установленной законом возможности перерасчета для граждан-потребителей, расчеты впоследствии необходимо приводить в максимальное соответствие с фактическим потреблением.
Таким образом, применение ПАО "ДЭК" данных показателей при определении объема потребления электроэнергии в жилых помещениях МКД не противоречит положениям Правил N 354 и применяется обоснованно.
Принимая во внимание положение части 1 статьи 9 АПК РФ, согласно которой судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности, нежелание представить доказательства должно квалифицироваться исключительно как отказ от опровержения того факта, на наличие которого аргументированно со ссылкой на конкретные документы указывает процессуальный оппонент. Участвующее в деле лицо, не совершившее процессуальное действие, несет риск наступления последствий такого своего поведения.
Оспаривая корректность указанного истцом объема потребления по жилым помещениям, оборудованным индивидуальными приборами учета, ответчик, вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представил доказательств неверного начисления истцом объема индивидуального потребления электроэнергии.
Кроме того, в силу взаимосвязанных положений части 2.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "е (1)", "ж" пункта 31 Правил N 354 ответственность за предоставление коммунального ресурса и проведение начислений закон возлагает именно на исполнителя коммунальных услуг (управляющую организацию), но не гарантирующего поставщика или потребителя.
Необходимо также отметить, что действующим законодательством не предусмотрено требование о ведении энергоснабжающей организацией учетных журналов по показаниям ИПУ в жилых/нежилых помещениях, в связи с чем, объем потребленной электроэнергии в таком случае может быть определен только при предоставлении показаний ИПУ потребителем электроэнергии, либо при контрольном снятии показаний, осуществляемом ПАО "ДЭК" один раз в квартал.
Иных доводов, опровергающих законность принятого по делу судебного решения, в апелляционной жалобе не приведено.
В силу изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции, изложенных в оспариваемом решении.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого судебного акта, также не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение от 05.11.2015 по делу N А73-11079/2015 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
С.Б.РОТАРЬ
С.Б.РОТАРЬ
Судьи
Т.Д.КОЗЛОВА
А.И.МИХАЙЛОВА
Т.Д.КОЗЛОВА
А.И.МИХАЙЛОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)