Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Медведева О.И., помощник судьи Игнатенко В.Н.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания" - Булгару М.В. (доверенность от 12.01.2016 N 22), Правительства Красноярского края - Горбачева К.А. (доверенность от 15.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года по делу N А33-6288/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Красноярская теплотранспортная компания" (ОГРН 1122468025723, ИНН 2460237933, г. Красноярск, далее - общество), уточняя и дополняя заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края (далее - Правительство), выразившегося в непринятии нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с повышающими коэффициентами в г. Красноярске; возложении обязанности установить нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с повышающими коэффициентами в г. Красноярске путем принятия соответствующего акта в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 14.05.2016), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 июня 2016 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 21 июня 2016 года, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте суда округа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере установления тарифов на услуги по отоплению регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", иными нормативными актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
К полномочиям Правительства Красноярского края относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению на территории Красноярского края.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство приняло постановление от 13.09.2012 N 460-п "О расчете платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 1 июля 2016 года", которым предписано применять при расчете размера платы за отопление нормативы потребления тепловой энергии, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
На территории Красноярского края по состоянию на 30.06.2012 действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Красноярского городского совета от 28.12.2005 N В-160 "Об утверждении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в городе Красноярске".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31.12.2016.
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
В обеспечение реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Приведенные выше законоположения закрепляют содержание принадлежащих Правительству Российской Федерации и подлежащих реализации полномочий по определению на основании собственного решения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению прав и интересов заявителя в указанном им аспекте, поскольку собственно содержательная регламентация спорных правоотношений осуществлена самим высшим органом исполнительной власти Российской Федерации и в настоящем деле заявителем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что действия заинтересованного лица по делу не противоречат федеральному законодательству.
Поскольку установление размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием ранее действовавших тарифов по состоянию на 30.06.2012 является реализацией права, предоставленного субъекту Российской Федерации постановлением Правительства от 17.12.2014 N 1380, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов судебных инстанций об отказе в удовлетворении заявления.
Позиция заявителя, изложенная в кассационной жалобе, основана на ином подходе к толкованию норм права и не свидетельствует об ошибках, допущенных нижестоящими судебными инстанциями.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года по делу N А33-6288/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.06.2016 N Ф02-3012/2016 ПО ДЕЛУ N А33-6288/2015
Требование: О признании незаконным бездействия уполномоченного органа, выразившегося в непринятии нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с повышающими коэффициентами, обязании установить нормативы.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июня 2016 г. по делу N А33-6288/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оргоевым П.Н.,
при содействии Арбитражного суда Красноярского края (судья Медведева О.И., помощник судьи Игнатенко В.Н.),
при участии в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания" - Булгару М.В. (доверенность от 12.01.2016 N 22), Правительства Красноярского края - Горбачева К.А. (доверенность от 15.01.2015),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Красноярская теплотранспортная компания" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года по делу N А33-6288/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу (суд первой инстанции - Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
акционерное общество "Красноярская теплотранспортная компания" (ОГРН 1122468025723, ИНН 2460237933, г. Красноярск, далее - общество), уточняя и дополняя заявленные требования, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным бездействия Правительства Красноярского края (далее - Правительство), выразившегося в непринятии нормативного правового акта об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с повышающими коэффициентами в г. Красноярске; возложении обязанности установить нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению с повышающими коэффициентами в г. Красноярске путем принятия соответствующего акта в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит проверить законность принятых судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Министерство о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления, информация, размещенная на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" 14.05.2016), своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 14 июня 2016 года объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 21 июня 2016 года, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте суда округа.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Правоотношения в сфере установления тарифов на услуги по отоплению регламентированы Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", иными нормативными актами.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодательства постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе отопления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
К полномочиям Правительства Красноярского края относится утверждение нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению на территории Красноярского края.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрешалось до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Реализуя предоставленные полномочия, Правительство приняло постановление от 13.09.2012 N 460-п "О расчете платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края до 1 июля 2016 года", которым предписано применять при расчете размера платы за отопление нормативы потребления тепловой энергии, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
На территории Красноярского края по состоянию на 30.06.2012 действовали нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Красноярского городского совета от 28.12.2005 N В-160 "Об утверждении размера платы за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в городе Красноярске".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 N 1380 определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории субъекта Российской Федерации нормативов потребления коммунальных услуг в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и в случае принятия такого решения должны закончить этот переход не позднее 31.12.2016.
В силу подпункта "б" пункта 2 указанного постановления решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации о применении нормативов потребления тепловой энергии при расчете за отопление, установленных на 30.06.2012, действуют до отмены их принявшими органами.
В обеспечение реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, обязательные к исполнению в Российской Федерации всеми, включая органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на условиях и в порядке, предусмотренном действующими нормативными актами.
Приведенные выше законоположения закрепляют содержание принадлежащих Правительству Российской Федерации и подлежащих реализации полномочий по определению на основании собственного решения порядка расчета размера платы за коммунальную услугу.
Осуществление органами власти субъектов Российской Федерации полномочия по выбору установленного нормативными актами Правительства Российской Федерации порядка расчета не приводит к нарушению прав и интересов заявителя в указанном им аспекте, поскольку собственно содержательная регламентация спорных правоотношений осуществлена самим высшим органом исполнительной власти Российской Федерации и в настоящем деле заявителем не оспаривается.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что действия заинтересованного лица по делу не противоречат федеральному законодательству.
Поскольку установление размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием ранее действовавших тарифов по состоянию на 30.06.2012 является реализацией права, предоставленного субъекту Российской Федерации постановлением Правительства от 17.12.2014 N 1380, судебная коллегия приходит к выводу о правильности выводов судебных инстанций об отказе в удовлетворении заявления.
Позиция заявителя, изложенная в кассационной жалобе, основана на ином подходе к толкованию норм права и не свидетельствует об ошибках, допущенных нижестоящими судебными инстанциями.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 18 ноября 2015 года по делу N А33-6288/2015 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 февраля 2016 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)