Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.04.2016 N 17АП-2282/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-30957/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2016 г. N 17АП-2282/2016-АК

Дело N А60-30957/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Погореловой Д.М.,
при участии:
- от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком" (ОГРН 1096671017750, ИНН 6671303269): не явились;
- от заинтересованного лица - Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): не явились;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2015 года
по делу N А60-30957/2015,
принятое судьей Гнездиловой Н.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком"
к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области
о признании недействительным предписания,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным предписания Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-05-06-157 от 05.06.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.12.2015 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что работы по устранению указанных в предписании нарушений является комплексным устранением неисправностей изношенных элементов паркинга, в частности его кровли, т.е. ее замена либо восстановление. Данные работы являются работами капитального характера. Указывает, что на общество не может быть возложена обязанность по осуществлению капитального ремонта крыши паркинга в связи с тем, что заявитель является ненадлежащим субъектом по производству соответствующих работ. Полагает, что подземный паркинг не может быть отнесен к местам общего пользования; обязанность по внутренней уборке помещений, находящихся в частной собственности, возложена непосредственно на собственников такого помещения.
Департамент жилищного и строительного надзора Свердловской области в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области (в настоящее время - Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области) на основании приказа N 29-05-01-539 от 07.04.2015 проведена проверка в отношении ООО "Интерком", осуществляющего управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, 19.
По результатам проверки составлен акт N 29-05-02-718 от 23.04.2015, вынесено предписание N 29-05-03-718 от 23.04.2015 со сроком исполнения до 01.10.2015.
В связи с поступившими обращениями граждан на основании приказа N 29-05-04-113 от 25.05.2015 Управлением вновь проведена проверка в отношении ООО "Интерком", осуществляющим управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, 19.
По результатам проверки составлен акт N 29-05-05-157 от 02.06.2015, вынесено предписание N 29-05-06-175 от 02.06.2015 со сроком исполнения до 01.07.2015. Впоследствии 05.06.2015 лицом, уполномоченным на проведение проверки, был внесены уточняющие пункты и формулировки в акт проверки, а также конкретизированы мероприятия, которые необходимо провести ООО "Интерком" с целью устранения выявленных нарушений.
Пункт N 1 вышеназванного предписания по тексту был дополнен формулировками "выявить причины". Помимо этого указанный пункт, в абзаце, касающемся установления маяков, был дополнен следующим: "Принять меры по выявлению причин деформации и их устранению. Организовать систематическое наблюдение за трещинами. В случае выявления деформации принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформации. Стабилизирующиеся трещины заделывать. Предоставить копию журнала наблюдения за маяками". Также, предписание N 29-05-06-157 было дополнено новым пунктом N 2*, согласно которому на Управляющую компанию "Интерком" возложена обязанность восстановить лестничный марш.
Полагая, что предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований жилищного законодательства N 29-05-06-157 от 05.06.2015 года является незаконным и нарушает права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком", заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания недействительным.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Оспариваемое предписание вынесено уполномоченным государственным органом в пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что согласно приказу от 25.05.2015 N 29-05-04-113 срок проведения проверки составил с 26.05.2015 по 11.06.2015.
В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - ФЗ N 294) по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
02.06.2015 должностным лицом Управления составлен акт проверки, в который впоследствии были внесены изменения (в части формулировок), которые фактически не меняют существа выявленных нарушений.
Согласно ч. 1 ст. 17 ФЗ N 294 в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора) проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В свою очередь, закон не содержит запрета должностному лицу, вынесшему предписание внести в него уточнения, т.е. конкретизировать формулировки мероприятий. В связи с чем 05.06.2015 должностным лицом, выдавшим предписание, была произведена корректировка выданного предписания, которое также было направлено в адрес ООО "Интерком".
Внесенные уточнения должностным лицом произведены в пределах срока проведения проверки, и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Относительно выявленных нарушений и доводов заявителя о том, что паркинг не входит в состав общего имущества многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с п.п. "а", "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе (помимо прочего) технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая (помимо прочего) коллективные автостоянки и гаражи, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Указанная позиция Департамента подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2013 года N 6037/13 по делу N А40-29754/12-127-277.
В связи с чем на общедомовое имущество, в состав которого входят встроенные гаражи с машино-местами, распространяется режим мест общего пользования. Поскольку ООО "Интерком" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Екатеринбург, ул. Соболева, д. 19, общество обязано содержать общее имущество многоквартирного дома в надлежащем состоянии.
Довод заявителя о том, что предписание возлагает на заявителя обязанности, относящиеся к работам капитального характера, в частности, касающихся выявления и устранения причин течи, сырости на стенах, скопления вод на полах, промочек, отслоения верхнего отделочного слоя потолка, деформация стен и др., правомерно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном толковании закона.
В частности, указанный заявителем перечень работ не относится к капитальным работам, поскольку относятся к работам текущего характера, т.к. направлены на устранение неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Доводу заявителя о том, что предписание незаконно возлагает на управляющую организацию обязанность по уведомлению собственников паркинга о необходимости решения на общем собрании вопросов (восстановление теплообменников, двигателей, датчиков, выполнение финишного покрытия пола, уборка паркинга, установка тепловой завесы, эксплуатация ворот N 2 и пр.) судом дана верная оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Уведомление управляющей организацией собственников паркинга о необходимости проведения собственниками общего собрания не возлагает на управляющую организацию обязанность по инициированию, проведению и (или) участию в общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома, а возлагает лишь обязанность по извещению собственников о необходимости проведения общего собрания по указанным в предписании вопросам.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" утвержден стандарт управления многоквартирным домом, который предусматривает в том числе: организацию собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества и кооператива, а в случаях, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, управляющей организацией рассмотрения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, общим собранием членов товарищества или кооператива (далее - собрание) вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в том числе: уведомление собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива о проведении собрания.
Согласно п. 7 ст. 45 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления.
Таким образом, в связи с тем, что паркинг является общим имуществом многоквартирного дома, принятие решений о текущем или капитальном ремонте относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, управляющей компании указано в оспариваемом предписании на обязанность уведомления собственников паркинга о необходимости решения возникших вопросов по его содержанию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительным оспариваемого предписания.
В целом доводы общества по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако оснований для переоценки апелляционный суд не усматривает.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции оставляет судебный акт без изменения и отказывает в удовлетворении апелляционной жалобы общества.
Поскольку в соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1500 руб., с заявителя подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1500 руб.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 декабря 2015 года по делу N А60-30957/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Интерком" в доход федерального бюджета госпошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Ю.МУРАВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)