Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья - Бабанина О.М.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Н., с участием К. рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Мельникова А.И. на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2017 года, постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 1 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К.,
постановлением заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 01.11.2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения. К. объявлено устное замечание.
Не согласившись с постановлением, защитник К. - Мельников А.И. обратился в Пермского районный суд Пермского края с жалобой, просил постановление отменить, указывая, что в действиях К. отсутствует состав административного правонарушения.
Решением судьи указанного суда от 15.03.2017, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник К. - Мельников А.И. просит отменить принятые в отношении К., акты как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить, указывая, на отсутствие в действиях состава административного правонарушения, поскольку между ТСН "Гамово, 21" и ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015 был заключен договор поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение). В соответствии с пунктом 4.1.3 договора ООО "ЭнергоРесурс" обязано не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" от 26.10.2015, вода отобранная из спускного крана на узле учета ввода ГВС в дом не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. По данному факту в адрес ООО "ЭнергоРесурс" неоднократно были направлены претензии. Пробы горячей воды, отобранные 25.02.206, 10.05.2016, 02.06.2016, 04.07.2016, 02.08.2016 на вводе также не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01. 23.03.2016 была вновь направлена претензия по факту несоответствия поставляемой горячей воды положениям СанПиН 2.1.4.1074-01. Обязанность по обеспечению жителей дома по адресу: <...> Октября, 21 (ТСН "Гамово, 21") горячей водой надлежащего качества возложена на ООО "ЭнергоРесурс" на основании заключенного договора.
В судебном заседании К. на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав К., проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Привлекая председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. к административной ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ заместитель начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю исходил из того, что 29.09.2016 в 14 часов 30 минут при исполнении должностных обязанностей председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. допустил нарушение санитарного законодательства выразившегося в том, что в период с марта 2016 по август 2016 при наличии данных о несоответствии качества горячей воды требованиям санитарного законодательства по показателям: железо, жесткость общая не предприняты меры по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово, что не соответствует статье 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункту 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Отказывая в удовлетворении жалобы защитнику К. - Мельникову А.И. об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения председателем правления ТСН "Гамово, 21" К. указанных выше норм и наличия полномочий на принятие мер по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово.
С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Изложенные требования закона при рассмотрении дела судьей районного суда, выполнены не в полной мере.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" положения этого Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Из системного толкования приведенной нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила предоставления коммунальных услуг урегулированы, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила от 06.05.2011 N 354).
Пункт 2 Правил от 06.05.2011 N 354 определяет, что "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае ТСН "Гамово, 21" по отношению к собственникам и пользователям помещений дома N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово является исполнителем.
Пунктами 115, 117 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрены случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг потребителю. Указанные пункты не содержат положений обязывающих исполнителя - ТСН "Гамово, 21" при наличии данных о несоответствии качества воды требованиям санитарного законодательства предпринять меры по ограничению или прекращению водоснабжения.
Учитывая изложенное, в части предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поскольку в данной части другими федеральными законами рассматриваемый вопрос не урегулирован.
Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержит основные понятия, используемые для целей настоящего Закона: абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
ТСН "Гамово, 21" в соответствии со статьей 31 Правил от 06.05.2011 N 354 заключен договор поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение) с ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015. Пунктом 1.1 данного договора определено, что ООО "ЭнергоРесурс" обязуется поставлять ТСН "Гамово, 21" горячее водоснабжение (подавать горячую воду при централизованной системе горячего водоснабжения) для бытового потребления (услугу по горячему водоснабжению, коммунальные услуги) в жилое помещение дом N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово, а ТСН "Гамово, 21" обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду. Пунктом 4.1 на ООО "ЭнергоРесурс" возложены обязанности в том числе: обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения), кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; принимать необходимые меры по своевременной ликвидации последствий аварий и инцидентов на объектах централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе на водопроводных сетях, по которым осуществляется транспортировка горячей воды, принадлежащих ООО "ЭнергоРесурс", осуществляющим горячее водоснабжение, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-техническими документами, а также меры по возобновлению действия таких объектов и сетей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.
Из системного толкования приведенной нормы статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" условий заключенного ТСН "Гамово, 21" в соответствии со статьей 31 Правил от 06.05.2011 N 354 договора поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение) с ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015 следует, что ТСН "Гамово, 21" организацией, осуществляющей горячее водоснабжение и на которую возложена обязанность по соблюдению порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения не является.
Кроме этого, при рассмотрении жалобы судьей районного суда не учтено, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 в силу пункта 1 указанных Правил не распространяются на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями).
Судьей районного суда необоснованно сделан вывод, что качество воды существенно ухудшается в недопустимых пределах именно при прохождении по внутридомовым сетям и при подаче непосредственно в квартиру потребителя, однако данные обстоятельства должностным лицом при рассмотрении дела не устанавливались. За период с марта 2016 по август 2016 (вменяемый период нарушения) данных лабораторных исследований о качестве воды в квартирах потребителей материалы дела не содержат.
ТСН "Гамово, 21" не является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в том смысле, в котором определяют положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", соответственно председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. не располагал полномочиями по принятию мер по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. не относится к той категории должностного лица, на которое в силу статьи 2.4 КоАП РФ может быть возложена ответственность предусмотренная частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ, поскольку его вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.
Таким образом, оснований полагать о наличии в действиях председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 01.11.2016, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15.03.2017 подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом частью 3 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
жалобу защитника Мельникова А.И. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 1 ноября 2016 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 13.04.2017 ПО ДЕЛУ N 7-641-2017(21-400/2017)
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ст. 9.22 КоАП РФ (нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления энергии, газа, водоснабжения...).Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 13 апреля 2017 г. по делу N 7-641-2017(21-400/2017)
Судья - Бабанина О.М.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Н., с участием К. рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Мельникова А.И. на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2017 года, постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 1 ноября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К.,
установил:
постановлением заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 01.11.2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения. К. объявлено устное замечание.
Не согласившись с постановлением, защитник К. - Мельников А.И. обратился в Пермского районный суд Пермского края с жалобой, просил постановление отменить, указывая, что в действиях К. отсутствует состав административного правонарушения.
Решением судьи указанного суда от 15.03.2017, постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник К. - Мельников А.И. просит отменить принятые в отношении К., акты как незаконные и необоснованные, производство по делу прекратить, указывая, на отсутствие в действиях состава административного правонарушения, поскольку между ТСН "Гамово, 21" и ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015 был заключен договор поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение). В соответствии с пунктом 4.1.3 договора ООО "ЭнергоРесурс" обязано не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае" от 26.10.2015, вода отобранная из спускного крана на узле учета ввода ГВС в дом не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. По данному факту в адрес ООО "ЭнергоРесурс" неоднократно были направлены претензии. Пробы горячей воды, отобранные 25.02.206, 10.05.2016, 02.06.2016, 04.07.2016, 02.08.2016 на вводе также не соответствовали СанПиН 2.1.4.1074-01. 23.03.2016 была вновь направлена претензия по факту несоответствия поставляемой горячей воды положениям СанПиН 2.1.4.1074-01. Обязанность по обеспечению жителей дома по адресу: <...> Октября, 21 (ТСН "Гамово, 21") горячей водой надлежащего качества возложена на ООО "ЭнергоРесурс" на основании заключенного договора.
В судебном заседании К. на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав К., проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ нарушение организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, либо транзитной организацией установленного законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Привлекая председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. к административной ответственности по части 9 статьи 9.22 КоАП РФ заместитель начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю исходил из того, что 29.09.2016 в 14 часов 30 минут при исполнении должностных обязанностей председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. допустил нарушение санитарного законодательства выразившегося в том, что в период с марта 2016 по август 2016 при наличии данных о несоответствии качества горячей воды требованиям санитарного законодательства по показателям: железо, жесткость общая не предприняты меры по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово, что не соответствует статье 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункту 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01.
Частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
Согласно пункту 2.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" при возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и условий водоснабжения населения, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, обязаны немедленно принять меры по их устранению и информировать об этом центр госсанэпиднадзора.
Пунктом 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод в следующих случаях: существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения. Критерии существенного ухудшения качества питьевой воды, горячей воды устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Отказывая в удовлетворении жалобы защитнику К. - Мельникову А.И. об отмене постановления о привлечении к административной ответственности, судья районного суда исходил из доказанности факта нарушения председателем правления ТСН "Гамово, 21" К. указанных выше норм и наличия полномочий на принятие мер по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово.
С указанными выводами согласиться нельзя, поскольку они не соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Изложенные требования закона при рассмотрении дела судьей районного суда, выполнены не в полной мере.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" положения этого Закона применяются к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Из системного толкования приведенной нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и части 2 статьи 5, пункта 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правила предоставления коммунальных услуг урегулированы, в первую очередь, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
По правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации коммунальные услуги предоставляются в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила от 06.05.2011 N 354).
Пункт 2 Правил от 06.05.2011 N 354 определяет, что "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В рассматриваемом случае ТСН "Гамово, 21" по отношению к собственникам и пользователям помещений дома N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово является исполнителем.
Пунктами 115, 117 Правил от 06.05.2011 N 354 предусмотрены случаи, когда исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг потребителю. Указанные пункты не содержат положений обязывающих исполнителя - ТСН "Гамово, 21" при наличии данных о несоответствии качества воды требованиям санитарного законодательства предпринять меры по ограничению или прекращению водоснабжения.
Учитывая изложенное, в части предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", поскольку в данной части другими федеральными законами рассматриваемый вопрос не урегулирован.
Статья 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" содержит основные понятия, используемые для целей настоящего Закона: абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения; объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения - инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы.
ТСН "Гамово, 21" в соответствии со статьей 31 Правил от 06.05.2011 N 354 заключен договор поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение) с ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015. Пунктом 1.1 данного договора определено, что ООО "ЭнергоРесурс" обязуется поставлять ТСН "Гамово, 21" горячее водоснабжение (подавать горячую воду при централизованной системе горячего водоснабжения) для бытового потребления (услугу по горячему водоснабжению, коммунальные услуги) в жилое помещение дом N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово, а ТСН "Гамово, 21" обязуется принимать и оплачивать полученную горячую воду. Пунктом 4.1 на ООО "ЭнергоРесурс" возложены обязанности в том числе: обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды в точке подключения (технологического присоединения), кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; не допускать ухудшения качества питьевой воды ниже показателей, установленных законодательством Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; принимать необходимые меры по своевременной ликвидации последствий аварий и инцидентов на объектах централизованной системы горячего водоснабжения, в том числе на водопроводных сетях, по которым осуществляется транспортировка горячей воды, принадлежащих ООО "ЭнергоРесурс", осуществляющим горячее водоснабжение, находящихся в границах эксплуатационной ответственности, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-техническими документами, а также меры по возобновлению действия таких объектов и сетей с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и технического регулирования.
Из системного толкования приведенной нормы статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" условий заключенного ТСН "Гамово, 21" в соответствии со статьей 31 Правил от 06.05.2011 N 354 договора поставки коммунальных ресурсов (горячее водоснабжение) с ООО "ЭнергоРесурс" 12.02.2015 следует, что ТСН "Гамово, 21" организацией, осуществляющей горячее водоснабжение и на которую возложена обязанность по соблюдению порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения не является.
Кроме этого, при рассмотрении жалобы судьей районного суда не учтено, что положения Постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. N 83 в силу пункта 1 указанных Правил не распространяются на отношения между собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и исполнителями коммунальных услуг по горячему водоснабжению (товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями).
Судьей районного суда необоснованно сделан вывод, что качество воды существенно ухудшается в недопустимых пределах именно при прохождении по внутридомовым сетям и при подаче непосредственно в квартиру потребителя, однако данные обстоятельства должностным лицом при рассмотрении дела не устанавливались. За период с марта 2016 по август 2016 (вменяемый период нарушения) данных лабораторных исследований о качестве воды в квартирах потребителей материалы дела не содержат.
ТСН "Гамово, 21" не является организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, в том смысле, в котором определяют положения Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", соответственно председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. не располагал полномочиями по принятию мер по ограничению или прекращению горячего водоснабжения в жилом доме N 21 по ул. 50 лет Октября с. Гамово. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что председатель правления ТСН "Гамово, 21" К. не относится к той категории должностного лица, на которое в силу статьи 2.4 КоАП РФ может быть возложена ответственность предусмотренная частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ, поскольку его вина в совершении вменяемого правонарушения отсутствует.
Таким образом, оснований полагать о наличии в действиях председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу не может быть начато, а начатое производство по делу подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 01.11.2016, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15.03.2017 подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом частью 3 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
жалобу защитника Мельникова А.И. удовлетворить.
Постановление заместителя начальника Центрального территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю N <...> от 1 ноября 2016 года, решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 15 марта 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя правления ТСН "Гамово, 21" К. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)