Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 07.12.2017 N Ф10-4933/2017 ПО ДЕЛУ N А62-474/2017

Требование: О признании недействительным предписания жилищной инспекции.

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Жилищная инспекция указала на то, что установленный прибор учета электроэнергии не является расчетным коллективным общедомовым прибором учета, поскольку установлен в ненадлежащем месте без соглашения с собственниками жилого дома, и выдала обществу предписание о необходимости произвести перерасчет размера платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. по делу N А62-474/2017


Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 07.12.2017
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при ведении протокола в судебном заседании кассационной инстанции помощником судьи Частиковой О.В.
при участии в заседании:
- от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" (ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075, проезд Проектируемый 4062-й, д. 6, стр. 25, г. Москва, 115432); Чертковой Н.В. - представителя по доверенности от 04.04.2017 N 25;
- от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, ул. Кловская, д. 13, г. Смоленск, 214038); Ковальчук О.В. - представителя по доверенности от 04.12.2017 N 11515;
- от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107, ул. Ямская 2-я, д. 4, г. Москва, 127018); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2017 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Рыжова Е.В.) по делу N А62-474/2017,

установил:

Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" (далее - Общество, АО "АтомЭнергоСбыт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - Инспекция) от 07.12.2016 N 1032/50/2016.
Дело рассмотрено с участием публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра".
Решением суда от 17.05.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 07.08.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение, постановление суда, принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, в связи с коллективным обращением потребителей, проживающих по адресу: Смоленская область, г. Ельня, ул. Советская, д. 45, на основании приказа от 22.11.2016 N 2972/ИП в отношении АО "АтомЭнергоСбыт" филиал "СмоленскАтомЭнергоСбыт" проведена внеплановая документарная проверка исполнения требований жилищного законодательства Российской Федерации в части порядка расчета размера платы за коммунальную услугу "электроснабжение" для потребителей, проживающих по указанному адресу.
По результатам проверки Инспекция пришла к выводу о том, что установленный на опоре прибор учета электроэнергии не может являться расчетным коллективным общедомовым прибором учета поступающей электроэнергии в многоквартирный жилой дом N 45 по ул. Советская, г. Ельня, Смоленской области на общедомовые нужды, поскольку установлен в ненадлежащем месте без соответствующего соглашения с собственниками данного жилого дома, в отсутствие доказательств отсутствия технической возможности.
В отсутствие надлежащим образом установленного прибора учета размер платы за потребленные коммунальные услуги на общедомовые нужды надлежит рассчитывать исходя из норматива потребления, утвержденного для соответствующей коммунальной услуги.
По результатам проверки составлен акт от 07.12.2016 N 2972/50 и выдано предписание от 07.12.2016 N 1032/50/2016.
Согласно предписанию в срок до 31.01.2017 Обществу необходимо произвести перерасчет размера платы за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды потребителям, проживающим в доме N 45 по ул. Советская г. Ельня Смоленской области, в соответствии с пунктом 48 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, определить объем электрической энергии, предоставленный на общедомовые нужды исходя из норматива потребления указанной коммунальной услуги за период с 01.06.2014 по июль 2016 включительно.
Посчитав предписание незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов Общества, является законным и обоснованным, обладает признаками исполнимости.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, а именно: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Пунктом 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса предусмотрено, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В случае невыполнения указанными лицами обязанности, установленной п. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению приборами учета используемой энергии обязана совершить сетевая организация в соответствии с п. 12 ст. 13 названного Закона и п. 150 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с данным разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта (п. 144 Основных положений).
Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом (п. 8 Правил N 354).
Таким образом, коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, состоящий из одного или нескольких средств измерения, должен быть установлен на месте соединения с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
При этом, абз. 8 п. 150 Основных положений предусмотрено, что при неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Как видно из материалов дела, согласно решения общего собрания собственников помещений в доме N 4 по ул. Советской в г. Ельня, изложенного в протоколе от 05.05.2010 N 1 (т. 1, л.д. 22), в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
Как видно из сообщения МРСК Центра от 14.11.2016 (т. 1, л.д. 88) в доме N 45 по ул. Советская, г. Ельня установлен один коллективный общедомовой прибор учета электроэнергии (далее ОДПУ), учитывающий электропотребление всего дома, тип прибора учета "ПСЧ-4ТМ.05МК.24.02", зав. N 1110121077, дата государственной поверки 3 квартал 2012 года, место установки ВЩУ на опоре N 7-1 Л-2 ТП 380 В Л 1001 ПС Ельня.
Допуск в эксплуатацию данного ОДПУ осуществлен 08.02.2013 и оформлен актом N R012/0040.

Таким образом, расчет стоимости потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в спорный период производился Обществом на основании прибора учета электрической энергии, установленной сетевой организацией на основании пунктов 150, 144 Основных положений.
Таким образом, при оценке правомерности предъявления Обществом расчета размера платы за электроснабжение, представленное на общедомовые нужды потребителям, проживающим в доме N 45 по ул. Советская г. Ельня Смоленской области, за период с 01.06.2014 по июнь 2016 исходя из объема, определяемого по правилам, установленным в п. 44, а не п. 48 Правил N 354, суду надлежало оценить имелись ли у собственников помещений вышеуказанного дома какие-либо замечания, возражения к установке приборов учета сетевой организацией.
Кроме того, предписывая Обществу произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, Инспекция должна установить, что сам факт установки прибора учета электрической энергии, установленному в ВЩУ на опоре N 7-1 Л-2 ТП 380 ВЛ 1001 ПС Ельня, повлиял на объем электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, предъявленный жителям вышеуказанного многоквартирного дома.
Поскольку суд кассационной инстанции не вправе устанавливать фактические обстоятельства дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты, принятые при недостаточно исследованных и установленных обстоятельствах, имеющих существенное значение для разрешения спора, подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки и противоречия и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 17.05.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.08.2017 по делу N А62-474/2017 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)