Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 11.02.2016 ПО ДЕЛУ N А26-10660/2015

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2016 г. по делу N А26-10660/2015


Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Подкопаева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой А.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья "Уют-1"
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа
о признании незаконным решения, выраженного в письме N 5319/14-03/гжи от 06.07.2015
третье лицо, - Фонд капитального ремонта Республики Карелия
при участии представителей:
заявителя, товарищества собственников жилья "Уют-1", - Автуховича Л.П. (доверенность от 16.11.2015),
ответчика, Государственной жилищной инспекции Республики Карелия, - Акатьевой Е.Е. (доверенность от 19.01.2016),
ответчика, администрации Петрозаводского городского округа, - не явился,
третьего лица, Фонда капитального ремонта Республики Карелия, - Июдиной Н.О. (доверенность от 01.07.2015),

установил:

товарищество собственников жилья "Уют -1" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - жилищная инспекция), администрации Петрозаводского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения, выраженного в письме N 5319/14-03/гжи от 06.07.2015.
Товарищество указывает в заявлении, что 21 апреля 2015 года общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме N 32 по ул. Мелентьевой в г. Петрозаводске принято решение об избрании в качестве способа формирования фонда капитального ремонта в многоквартирном доме перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет. 29 апреля 2015 года товарищество подало заявку в банк на открытие специального счета и 30 апреля 2015 г. уведомило об этом жилищную инспекцию. 12 мая 2015 года сведения об открытии счета и его владельце предоставлены в жилищную инспекцию. С учетом изложенного, по мнению заявителя, собственники помещений дома N 32 по ул. Мелентьевой в установленный законом срок реализовали решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В отзывах на заявление жилищная инспекция и администрация не согласны с заявленными требованиями, просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на заявление третье лицо, Фонд капитального строительства Республики Карелия, считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по причине пропуска товариществом срока представления в жилищную инспекцию уведомления о способе формирования фонда капитального ремонта.
В судебном заседании представитель товарищества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель жилищной инспекции в судебном заседании заявленные требований не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.
Представитель Фонда капитального ремонта Республики Карелия в судебном заседании считала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, по основаниям, изложенным в заявлении.
Администрация о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, явку своего представителя в суд не обеспечила, в отзыве на заявление просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Неявка представителя администрации не препятствует рассмотрению дела по существу, в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей товарищества, жилищной инспекции и третьего лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено, что товарищество осуществляет управление общим имуществом многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Петрозаводск, ул. Мелентьевой, д. 32.
21 апреля 2015 года собственники помещений в указанном многоквартирном доме провели общее собрание собственников помещений, на котором, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома N 32 по ул. Мелентьевой на специальном счете товарищества; владельцем специального счета определили товарищество; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, утвердили ОАО "Сбербанк России".
29 апреля 2015 года товарищество обратилось в Карельское отделение ОАО "Сбербанк России" с заявлением об открытии специального счета для формирования фонда капитального ремонта и уведомило об этом жилищную инспекцию.
Согласно уведомлению Северо-Западного Банка ОАО "Сбербанк России" ОАО, товариществу 08 мая 2015 года открыт специальный счет для формирования фонда капитального ремонта N 40705810525000000171.
08 мая 2015 года товарищество направило в жилищную инспекцию справку банка об открытии специального счета и его владельце, письмо и справка поступили в жилищную инспекцию 12 мая 2015 г.
Письмом от 07 мая 2015 года N 3588/ГЖИи жилищная инспекция направила в администрацию информацию о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его в установленный законом срок, в перечне домов указан многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой.
Постановлением администрации N 2336 от 14.05.2015 года (утратило силу в связи с принятием Постановления N 2731 от 02.06.2015 года) многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой в Петрозаводске включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Письмом от 29 мая 2015 года N 4318/14-03/ГЖИи жилищная инспекция сообщила товариществу, что в жилищную инспекцию 12 мая 2015 года поступила справка банка об открытии специального счета, дата открытия которого 08 мая 2015 г., что является нарушением требований части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилищная инспекция указал, что способ формирования фонда капитального ремонта товариществом не реализован; правовые основания для внесения принятого решения в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и открытых в кредитной организации, отсутствуют.
В ответ на письмо товарищества от 16 июня 2015 года о принятии товариществом решения о формировании фонда капитального ремонта и открытии специального счета, жилищная инспекция 06 июля 2015 года направила в адрес товарищества письмо N 5319/14-03/ГЖИи, в котором указала, что последней датой открытия специального счета в целях формирования фонда капитального ремонта считается 5 мая 2015 года. Согласно справке банка об открытии специального счета, дата открытия счета - 08 мая 2015 года, что является нарушением требований ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса РФ - способ формирования фонда капитального ремонта не реализован.
Суд считает, что данное решение жилищной инспекции соответствует требованиям законодательства, не нарушает права товарищества, поэтому оснований для признания его недействительным не имеется, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла указанной нормы следует, что решение может быть признано незаконным при наличии одновременно двух условий: если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок (процедура) принятия собственниками помещений в многоквартирных домах решений о формировании фондов капитального ремонта урегулированы Жилищным кодексом РФ и Законом Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК).
В соответствии с частью 3 статьи 170 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, определено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Частью 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК (в редакции Закона Республики Карелия N 1871-ЗРК) "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК) установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение пяти месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном настоящим Законом порядке региональной программы, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Таким образом, органом государственной власти Республики Карелия определен срок, в течение которого должно быть принято и реализовано решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете. При этом, Законом Республики Карелия N 1871-ЗРК от 25 февраля 2015 года данный срок сокращен с шести до пяти месяцев, данный закон вступил в силу 9 марта 2015 года.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2014 года N 346-П утверждена "Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия, на 2015-2044 годы". Программа официально опубликована 01 декабря 2014 года. Следовательно, крайний срок для принятия решения собственниками помещений многоквартирных домов о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и реализации его наступает 05 мая 2015 года (с учетом переноса праздничных дней).
Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 172 Жилищного кодекса РФ владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 Жилищного кодекса РФ, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, товарищество должно было представить в жилищную инспекцию документы о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, включая уведомление банка об открытии специального счета в срок до 05.05.2015 года. Вместе с тем, 30 апреля 2015 года товарищество представило в жилищную инспекцию копию протокола общего собрания собственников помещений, письмо Сбербанка о принятии пакета документов на открытие специального счета, а 12 мая 2015 года - уведомление банка об открытии 08 мая 2015 года специального счета и его владельце.
Поскольку по состоянию на 05.05.2015 года товариществом не представлено уведомление банка об открытии специального счета, суд приходит к выводу, что собственники помещений спорного многоквартирного дома не реализовали способ формирования фонда капитального ремонта.
Пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении многоквартирного дома на счете регионального оператора в случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 2 настоящей статьи срок. Указанное решение принимается органом местного самоуправления в течение десяти дней с даты истечения срока, установленного частью 2 настоящей статьи, и в течение пяти дней с даты принятия направляется региональному оператору и собственникам помещений в многоквартирном доме, в отношении которого принято решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
В целях реализации администрацией обязанности, установленной пунктом 1 части 6 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК жилищной инспекцией 07 мая 2015 года направлено письмо в адрес администрации, содержащее информацию о многоквартирных домах, в том числе по дому N 32 по ул. Мелентьевой в Петрозаводске, собственники помещений в котором не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Согласно части 4 статьи 172 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Постановлением администрации N 2731 от 02.06.2015 года многоквартирный дом N 32 по ул. Мелентьевой в Петрозаводске включен в перечень домов, формирующих фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Кроме того, собственники помещений в многоквартирных жилых домах, согласно статье 173 Жилищного кодекса РФ, при наличии решения общего собрания собственников, имеют возможность изменить способ формирования капитального ремонта.
При таких обстоятельствах решение жилищной инспекции является законным и обоснованным, не нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Кроме того, товариществом пропущен срок для оспаривания решения жилищной инспекции.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как указывает товарищество, оспариваемое решение от 6 июля 2015 года поступило руководителю товарищества 24 июля 2015 года. Однако заявление об оспаривании решения жилищной инспекции поступило в арбитражный суд 23 ноября 2015 года, с нарушением установленного трехмесячного срока. Уважительных причин, препятствовавших в установленный срок обжаловать решение жилищной инспекции, в суд не представлено.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Расходы по государственной пошлине суд в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Судебные расходы отнести на заявителя, товарищество собственников жилья "Уют-1".
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.

А.В.ПОДКОПАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)