Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "Жилищная компания": Годына С.В., паспорт, по доверенности от 30.08.2016
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2016 по делу N А32-10930/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания"
к заинтересованному лицу Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
о признании недействительным предписания
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 22.03.2016 N 000813.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал, недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.03.2016 N 000813. Взыскал с Государственной жилищной инспекции в пользу ООО "Жилищная компания" расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Жилищная компания" правомерно не производит работы по уборке подъездов в связи с решением собственников многоквартирного дома.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. На основании пункта 23 в указанный перечень также включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов. ООО "Жилищная компания" не оспаривает, что является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке. Таким образом, ООО "Жилищная компания" обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
В судебном заседании представитель ООО "Жилищная компания" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя жилищной инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N 000968л от 21.03.2016 с целью рассмотрения обращения Е.И. Гельманшина проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Жилищная компания" по адресу: г. Темрюк, ул. Гоголя, д. 30, результаты которой отражены в акте N 000951 от 22.03.2016.
В ходе проверки установлено, что управляющая компания ООО "Жилищная компания", действующая на основании лицензии, осуществляет деятельность по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 01.10.2014. Этим протоколом утверждена форма договора управления многоквартирным домом, и утвержден перечень работ и услуг, являющийся неотъемлемым приложением N 2 к договору управления домом.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края установлено, что обществом не представлены графики и акты выполненных работ по проведению уборки мест общего пользования. В отношении общества вынесено предписание от 22.03.2016 г. N 000813, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 04.05.2016.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положению о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086, государственная жилищная инспекция является органом обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющим контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением порядка и правил перевода жилых домов и помещений в нежилые.
В соответствии с пунктом 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
В соответствии с п. п. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"- "д" пункта 2 Правил.
Согласно п. п. "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки обществом не были представлены графики и акты выполненных работ по проведению уборки мест общего пользования, в связи с чем инспектор госжилинспекции края руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ выдал ООО "Жилищная компания" предписание об устранении выявленных нарушений.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖКРФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 23 в указанный перечень также включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "Жилищная компания" не оспаривает, что является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке.
Следовательно, ООО "Жилищная компания" обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Довод общества о том, что собственники помещений МКД на общем собрании приняли решение об отказе в утверждении работ по уборке подъездов силами ООО "Жилищная компания", и постановили проводить уборку собственными силами отклоняется апелляционной коллегией по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что общество выполняет функции по управлению, содержанию и ремонту многоквартирным домом N 30, в связи с чем для него являются обязательными требования Правил N 491 и Правил N 170. При этом согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Довод общества о том, что уборка подъездов им не осуществляется, в связи с чем данный вид работ исключен из перечня услуг, входящих в состав платы за содержание многоквартирного дома является ошибочным. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусматривает основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - изменение размера платы), но не освобождает управляющую компанию от выполнения минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
В то же время согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются межквартирные лестничные площадки, лестницы, а согласно подпункту "г" пункта 11 данных Правил содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решении общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу, что обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2016 по делу N А32-10930/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Жилищная компания" отказать. Апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2016 N 15АП-12114/2016 ПО ДЕЛУ N А32-10930/2016
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. N 15АП-12114/2016
Дело N А32-10930/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
от ООО "Жилищная компания": Годына С.В., паспорт, по доверенности от 30.08.2016
- от Государственной жилищной инспекции Краснодарского края: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.06.2016 по делу N А32-10930/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания"
к заинтересованному лицу Государственная жилищная инспекция Краснодарского края
о признании недействительным предписания
принятое в составе судьи Колодкиной В.Г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищная компания" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 22.03.2016 N 000813.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2016 заявленные требования удовлетворены. Суд признал, недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 22.03.2016 N 000813. Взыскал с Государственной жилищной инспекции в пользу ООО "Жилищная компания" расходы по госпошлине в сумме 3000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что ООО "Жилищная компания" правомерно не производит работы по уборке подъездов в связи с решением собственников многоквартирного дома.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. На основании пункта 23 в указанный перечень также включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов. ООО "Жилищная компания" не оспаривает, что является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке. Таким образом, ООО "Жилищная компания" обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От Государственной жилищной инспекции Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя инспекции.
В судебном заседании представитель ООО "Жилищная компания" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя жилищной инспекции.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения N 000968л от 21.03.2016 с целью рассмотрения обращения Е.И. Гельманшина проведена внеплановая выездная проверка деятельности ООО "Жилищная компания" по адресу: г. Темрюк, ул. Гоголя, д. 30, результаты которой отражены в акте N 000951 от 22.03.2016.
В ходе проверки установлено, что управляющая компания ООО "Жилищная компания", действующая на основании лицензии, осуществляет деятельность по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества многоквартирного дома N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке, что подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений от 01.10.2014. Этим протоколом утверждена форма договора управления многоквартирным домом, и утвержден перечень работ и услуг, являющийся неотъемлемым приложением N 2 к договору управления домом.
По результатам проверки Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края установлено, что обществом не представлены графики и акты выполненных работ по проведению уборки мест общего пользования. В отношении общества вынесено предписание от 22.03.2016 г. N 000813, которым предписано устранить выявленные нарушения в срок до 04.05.2016.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, общество обратилось в суд с заявлением.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно положению о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 г. N 1086, государственная жилищная инспекция является органом обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющим контроль, в том числе за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами; за соблюдением порядка и правил перевода жилых домов и помещений в нежилые.
В соответствии с пунктом 3.2.7 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170, Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц.
В соответствии с п. п. "з" п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а"- "д" пункта 2 Правил.
Согласно п. п. "а" пункта 2 Правил в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки обществом не были представлены графики и акты выполненных работ по проведению уборки мест общего пользования, в связи с чем инспектор госжилинспекции края руководствуясь п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ выдал ООО "Жилищная компания" предписание об устранении выявленных нарушений.
По смыслу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖКРФ).
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 23 в указанный перечень также включены работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "Жилищная компания" не оспаривает, что является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N 30 по ул. Гоголя в г. Темрюке.
Следовательно, ООО "Жилищная компания" обязано обеспечить благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Довод общества о том, что собственники помещений МКД на общем собрании приняли решение об отказе в утверждении работ по уборке подъездов силами ООО "Жилищная компания", и постановили проводить уборку собственными силами отклоняется апелляционной коллегией по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается, что общество выполняет функции по управлению, содержанию и ремонту многоквартирным домом N 30, в связи с чем для него являются обязательными требования Правил N 491 и Правил N 170. При этом согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Довод общества о том, что уборка подъездов им не осуществляется, в связи с чем данный вид работ исключен из перечня услуг, входящих в состав платы за содержание многоквартирного дома является ошибочным. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 предусматривает основания и порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (далее соответственно - услуги, работы, общее имущество) ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - изменение размера платы), но не освобождает управляющую компанию от выполнения минимального перечня работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
В то же время согласно подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных вышеназванным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются межквартирные лестничные площадки, лестницы, а согласно подпункту "г" пункта 11 данных Правил содержание общего имущества включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, указано, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решении общего собрания собственников помещений в доме.
На основании изложенного апелляционная коллегия пришла к выводу, что обществом не представлено в материалы дела достаточных доказательств в обоснование доводов о незаконности оспариваемого предписания и не доказано, что этим ненормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2016 по делу N А32-10930/2016 отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Жилищная компания" отказать. Апелляционную жалобу удовлетворить.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА
М.В.СОЛОВЬЕВА
Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
Н.Н.СМОТРОВА
Г.А.СУРМАЛЯН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)