Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мелентьевой А.Р., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) к товариществу собственников жилья "Весна 14", г. Сарапул, Удмуртская Республика (ОГРН 1021800994687, ИНН 1827011890) о взыскании 32 369 рублей 29 копеек, в том числе 27 706 рублей 06 копеек долг, 4 663 рубля 23 копейки неустойка с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 09.04.2014 N 16_ГВС,
общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Весна 14" (далее - ТСЖ "Весна 14") о взыскании 27 706 руб. 06 коп. долга, 4 663 руб. 23 коп. неустойки с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 09.04.2014 N 16_ГВС.
Определением суда от 13.01.2016 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 228 АПК РФ исковое заявление и приложенные к нему документы, а также сведения о принятии искового заявления к производству суда и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Сторонам направлены данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде; указанные данные сторонами получены, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.
Ответчик в установленный судом срок (не позднее 04.02.2016), отзыв на исковое заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, не представил; иск не оспорил ни по существу, ни по размеру предъявленных требований; каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не направил.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09 апреля 2014 года между ООО "УКС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ТСЖ "Весна 14" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 16_ГВС (л.д. 16 - 27).
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 42.1 год с момента его подписания.
Пунктом 1 договора установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, отражающих информацию о состоянии задолженности абонента по оплате горячей воды за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, и выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
ООО "УКС" в период с мая по октябрь 2015 года поставило ТСЖ "Весна 14" горячую воду, предъявив последнему для оплаты счета-фактуры (л.д. 28 - 37, оборотная сторона), всего на сумму 101 124 руб. 05 коп., которая последним в полном объеме не оплачена.
Согласно расчету истца задолженность ТСЖ "Весна 14" перед ООО "УКС" составила 27 706 руб. 06 коп.
Предусмотренный разделом 10 договора претензионный порядок урегулирования споров истцом соблюден. Направленное ООО "УКС" в адрес ТСЖ "Весна 14" предарбитражное уведомление (претензия) от 12.11.2015 N Т3722/8 с предложением в установленный договором срок оплатить сумму долга и неустойки оставлено последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании долга и неустойки с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ), в том числе актами приема-передачи поданной-принятой тепловой энергии (л.д. 28 - 37), правомерно подписанными истцом в одностороннем порядке, между тем доказательств оплаты 27 706 руб. 06 коп. долга в материалы дела не представлено.
Вследствие чего у ТСЖ "Весна 14" возникла обязанность по оплате потребленных энергоресурсов, исполненная им ненадлежащим образом. Ответчик возражений против заявленных требований не представил, сумму долга не оспорил, доказательств оплаты 27 706 руб. 06 коп. долга суду не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
ТСЖ "Весна 14" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ООО "УКС", горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354.
Истец произвел расчет стоимости горячей воды исходя из показаний прибора учета. Методика расчета объема поставленных истцом коммунальных ресурсов ответчиком не оспорена.
Доказательств, подтверждающих, что в спорный период ответчик возражал относительно объема, качества и стоимости переданных истцом коммунальных ресурсов, суду не представлено.
Между тем суд пришел к выводу о необходимости применения в расчетах сторон порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 676 руб. 96 коп. (компонент на тепловую энергию), 25 руб. 69 коп. (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 747 руб. 38 коп. (компонент на тепловую энергию), 26 руб. 76 коп. (компонент на холодную воду).
Указанное постановление в исковой период не оспорено, не подлежащим применению не признано, в связи с чем, расчеты сторон в спорный период должны производиться с учетом утвержденного в установленном порядке двухкомпонентного тарифа.
В расчетах между ресурсоснабжающей организацией (истцом) и исполнителем коммунальных услуг (ответчиком) следует руководствоваться порядком определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленным распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Указанный показатель для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
22.06.2015 Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", поскольку факт не оборудования спорных МКД ИПУ, позволяющими вести учет принятых ресурсов по двум компонентам (в части ГВС), не оспаривается сторонами, к отношениям сторон настоящего спора подлежит применению распоряжение N 38-р, подпунктом 1 пункта 1 которого разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию). В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1). При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014. Данное распоряжение не отменено и подлежит применению.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана применять в расчетах с исполнителем коммунальных услуг утвержденный временными рекомендациями порядок расчетов. При этом наличие общедомового прибора учета при отсутствии у граждан приборов учета, позволяющих производить раздельный учет тепловой энергии на подогрев воды и поступающей для нужд ГВС холодной воды, в данном случае не может служить основанием для расчета объема потребленной горячей воды по показаниям общедомового потребления без учета Временных методических рекомендаций. Утвержденный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды учитывает все расходы ООО "УКС" для производства коммунального ресурса. Более того ООО "УКС" в целях ограничения роста платы за коммунальные ресурсы обязано было применять указанные временные рекомендации.
Действующее жилищное законодательство позволяет производить расчет стоимости потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета или нормативов потребления.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не утвержден; жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Весна 14", не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту.
Обязанность исполнителя по оплате коммунальных ресурсов не может превышать платы за коммунальные ресурсы, предъявленной к оплате гражданам.
С учетом изложенного, ООО "УКС" необоснованно предъявило к оплате ТСЖ "Весна 14" в 2014 году 36 839 руб. 69 коп. долга, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании стоимости суммы основного долга истцу следует отказать.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В случае нарушения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день предъявления требования от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа (пункт 37 договора).
В связи с несвоевременной оплатой поставленных энергоресурсов в порядке пункта 37 договора истец предъявил ответчику требование об уплате 4 663 руб. 23 коп. неустойки за период просрочки с 16.07.2015 по 11.11.2015.
Факт просрочки истцом подтвержден и ответчиком не оспорен. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Вместе с тем в связи с необоснованным предъявлением истцом ответчику к оплате 36 839 руб. 69 коп. стоимости ГВС, требование в части взыскания неустойки подлежит удовлетворению частично.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании неустойки на основании статей 329, 330, 331 ГК РФ подлежит удовлетворению частично в сумме 62 руб. 90 коп., в удовлетворении остальной части требования о взыскании неустойки следует отказать.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям и подлежат возмещению истцу в сумме 3 руб. 89 коп.
Руководствуясь статьями 15, 110, 167 - 171, 176, 181, 228 - 229 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Взыскать с товарищества собственников жилья "Весна 14", г. Сарапул, Удмуртская Республика (ОГРН 1021800994687, ИНН 1827011890) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) 62 рубля 90 копеек неустойки; а также 3 рубля 89 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение по делу подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 29.02.2016 ПО ДЕЛУ N А71-15932/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2016 г. по делу N А71-15932/2015
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи Мелентьевой А.Р., рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) к товариществу собственников жилья "Весна 14", г. Сарапул, Удмуртская Республика (ОГРН 1021800994687, ИНН 1827011890) о взыскании 32 369 рублей 29 копеек, в том числе 27 706 рублей 06 копеек долг, 4 663 рубля 23 копейки неустойка с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 09.04.2014 N 16_ГВС,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к Товариществу собственников жилья "Весна 14" (далее - ТСЖ "Весна 14") о взыскании 27 706 руб. 06 коп. долга, 4 663 руб. 23 коп. неустойки с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору горячего водоснабжения (снабжение горячей водой для целей оказания коммунальных услуг) от 09.04.2014 N 16_ГВС.
Определением суда от 13.01.2016 исковое заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 228 АПК РФ исковое заявление и приложенные к нему документы, а также сведения о принятии искового заявления к производству суда и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства размещены на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Сторонам направлены данные, необходимые для идентификации сторон в целях доступа к материалам дела в электронном виде; указанные данные сторонами получены, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.
Ответчик в установленный судом срок (не позднее 04.02.2016), отзыв на исковое заявление в порядке статьи 131 АПК РФ, не представил; иск не оспорил ни по существу, ни по размеру предъявленных требований; каких-либо заявлений или ходатайств в адрес суда не направил.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьями 226 - 228 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09 апреля 2014 года между ООО "УКС" (организация, осуществляющая горячее водоснабжение) и ТСЖ "Весна 14" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 16_ГВС (л.д. 16 - 27).
Срок действия договора установлен сторонами в пункте 42.1 год с момента его подписания.
Пунктом 1 договора установлено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, отражающих информацию о состоянии задолженности абонента по оплате горячей воды за расчетный период по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным, и выставляемых к оплате организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
ООО "УКС" в период с мая по октябрь 2015 года поставило ТСЖ "Весна 14" горячую воду, предъявив последнему для оплаты счета-фактуры (л.д. 28 - 37, оборотная сторона), всего на сумму 101 124 руб. 05 коп., которая последним в полном объеме не оплачена.
Согласно расчету истца задолженность ТСЖ "Весна 14" перед ООО "УКС" составила 27 706 руб. 06 коп.
Предусмотренный разделом 10 договора претензионный порядок урегулирования споров истцом соблюден. Направленное ООО "УКС" в адрес ТСЖ "Весна 14" предарбитражное уведомление (претензия) от 12.11.2015 N Т3722/8 с предложением в установленный договором срок оплатить сумму долга и неустойки оставлено последним без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании долга и неустойки с последующим ее начислением по день фактической оплаты долга.
Исследовав и оценив представленные доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Надлежащее исполнение прекращает обязательство (пункт 1 статьи 408 ГК РФ).
На основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки истцом энергоресурсов подтвержден надлежащими доказательствами (статьи 9, 65 АПК РФ), в том числе актами приема-передачи поданной-принятой тепловой энергии (л.д. 28 - 37), правомерно подписанными истцом в одностороннем порядке, между тем доказательств оплаты 27 706 руб. 06 коп. долга в материалы дела не представлено.
Вследствие чего у ТСЖ "Весна 14" возникла обязанность по оплате потребленных энергоресурсов, исполненная им ненадлежащим образом. Ответчик возражений против заявленных требований не представил, сумму долга не оспорил, доказательств оплаты 27 706 руб. 06 коп. долга суду не представлено (статьи 9, 65 АПК РФ).
ТСЖ "Весна 14" в соответствии с пунктами 8, 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), является исполнителем коммунальных услуг и приобретает у ресурсоснабжающей организации, ООО "УКС", горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
Следовательно, на правоотношения истца и ответчика распространяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и Правил N 354.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Указанная методика определения объема потребленных коммунальных ресурсов предусмотрена также Правилами N 354.
Истец произвел расчет стоимости горячей воды исходя из показаний прибора учета. Методика расчета объема поставленных истцом коммунальных ресурсов ответчиком не оспорена.
Доказательств, подтверждающих, что в спорный период ответчик возражал относительно объема, качества и стоимости переданных истцом коммунальных ресурсов, суду не представлено.
Между тем суд пришел к выводу о необходимости применения в расчетах сторон порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).
Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.
Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих: тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе, центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).
Правила N 354 установление тарифов на коммунальные услуги не регулируют.
Согласно пункту 1 Правил N 354 предмет их регулирования составляют общественные отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе, отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Подпунктом 2 пункта 31 Правил N 354 обязанность производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги возложена на исполнителя.
При этом, в силу пунктов 36, 38, 67, 69 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном этими же Правилами, но по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для ООО "УКС" установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения для категории "население" на 1-е полугодие 2014 года в размере 1 676 руб. 96 коп. (компонент на тепловую энергию), 25 руб. 69 коп. (компонент на холодную воду); на 2-е полугодие 2014 года в размере 1 747 руб. 38 коп. (компонент на тепловую энергию), 26 руб. 76 коп. (компонент на холодную воду).
Указанное постановление в исковой период не оспорено, не подлежащим применению не признано, в связи с чем, расчеты сторон в спорный период должны производиться с учетом утвержденного в установленном порядке двухкомпонентного тарифа.
В расчетах между ресурсоснабжающей организацией (истцом) и исполнителем коммунальных услуг (ответчиком) следует руководствоваться порядком определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленным распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Указанный показатель для ООО "УКС" установлен в размере 0,051965.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
22.06.2015 Председателем Правительства Удмуртской Республики принято распоряжение "Об официальном разъяснении отдельных положений распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению", поскольку факт не оборудования спорных МКД ИПУ, позволяющими вести учет принятых ресурсов по двум компонентам (в части ГВС), не оспаривается сторонами, к отношениям сторон настоящего спора подлежит применению распоряжение N 38-р, подпунктом 1 пункта 1 которого разъяснено, что под приборами учета коммунальных услуг (ресурсов), указанными в абзаце первом временных методических рекомендаций, следует понимать приборы коллективного (общедомового) учета и индивидуальные или общие (квартиры) приборы учета, обеспечивающие учет горячей воды по двум компонентам (компонент на холодную воду и компонент на тепловую энергию). В целях расчетов за горячее водоснабжение временные методические рекомендации подлежат применению: при отсутствии в МКД любого из указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего распоряжения видов приборов учета; при расчетах между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан МКД и ресурсоснабжающими организациями при наличии в МКД жилых помещений, не оборудованных ИПУ или общими (квартирными) приборами учета, обеспечивающими учета горячей воды по двум компонентам (подпункт 2 пункта 1). При этом согласно пункту 2 распоряжения его действие распространено на отношения, начиная с 01.01.2014. Данное распоряжение не отменено и подлежит применению.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация обязана применять в расчетах с исполнителем коммунальных услуг утвержденный временными рекомендациями порядок расчетов. При этом наличие общедомового прибора учета при отсутствии у граждан приборов учета, позволяющих производить раздельный учет тепловой энергии на подогрев воды и поступающей для нужд ГВС холодной воды, в данном случае не может служить основанием для расчета объема потребленной горячей воды по показаниям общедомового потребления без учета Временных методических рекомендаций. Утвержденный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды учитывает все расходы ООО "УКС" для производства коммунального ресурса. Более того ООО "УКС" в целях ограничения роста платы за коммунальные ресурсы обязано было применять указанные временные рекомендации.
Действующее жилищное законодательство позволяет производить расчет стоимости потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета или нормативов потребления.
Как установлено судом и не оспорено сторонами, в спорный период норматив потребления коммунальной услуги, определяющий расход тепловой энергии на подогрев воды, не утвержден; жилые и нежилые помещения в МКД, находящиеся в управлении ТСЖ "Весна 14", не оборудованы узлами учета, позволяющими вести раздельный учет по каждому компоненту.
Обязанность исполнителя по оплате коммунальных ресурсов не может превышать платы за коммунальные ресурсы, предъявленной к оплате гражданам.
С учетом изложенного, ООО "УКС" необоснованно предъявило к оплате ТСЖ "Весна 14" в 2014 году 36 839 руб. 69 коп. долга, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании стоимости суммы основного долга истцу следует отказать.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В случае нарушения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по оплате договора организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе потребовать от абонента уплаты неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования (учетной ставки) ЦБ РФ, установленной на день предъявления требования от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа (пункт 37 договора).
В связи с несвоевременной оплатой поставленных энергоресурсов в порядке пункта 37 договора истец предъявил ответчику требование об уплате 4 663 руб. 23 коп. неустойки за период просрочки с 16.07.2015 по 11.11.2015.
Факт просрочки истцом подтвержден и ответчиком не оспорен. Оснований для освобождения ответчика от ответственности в виде уплаты неустойки, исходя из обстоятельств спора и представленных по делу доказательств, не имеется.
Вместе с тем в связи с необоснованным предъявлением истцом ответчику к оплате 36 839 руб. 69 коп. стоимости ГВС, требование в части взыскания неустойки подлежит удовлетворению частично.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании неустойки на основании статей 329, 330, 331 ГК РФ подлежит удовлетворению частично в сумме 62 руб. 90 коп., в удовлетворении остальной части требования о взыскании неустойки следует отказать.
С учетом принятого решения на основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям и подлежат возмещению истцу в сумме 3 руб. 89 коп.
Руководствуясь статьями 15, 110, 167 - 171, 176, 181, 228 - 229 АПК РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Взыскать с товарищества собственников жилья "Весна 14", г. Сарапул, Удмуртская Республика (ОГРН 1021800994687, ИНН 1827011890) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы", г. Ижевск (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470) 62 рубля 90 копеек неустойки; а также 3 рубля 89 копеек в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение по делу подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru.
Судья
А.Р.МЕЛЕНТЬЕВА
А.Р.МЕЛЕНТЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)