Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.05.2017 N 04АП-2110/2017 ПО ДЕЛУ N А19-8110/2016

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2017 г. по делу N А19-8110/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 мая 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фоминой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Хомутовского муниципального образования - Администрации сельского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2017 года по делу N А19-8110/2016 (суд первой инстанции - Назарьева Л.В.),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (ИНН 7704307993, ОГРН 1157746180305, далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Хомутовского муниципального образования - Администрация сельского поселения (ОГРН 1053827059560, ИНН 3827020760, далее - ответчик, администрация) о признании незаконным отказа, выраженного в письме от 16.05.2016 года N 1089-16, в утверждении тарифа на содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении ООО "ГУЖФ", расположенных в поселке Горный, Иркутского района, Иркутской области дома NN 1, 2 и в деревне Куда, Иркутского района Иркутской области дом N 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2017 года по делу N А19-8110/2016 заявленные требования удовлетворены.
Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами жалобы не согласилось.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.04.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "ГУЖФ" осуществляет управление жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05, государственным заказчиком по которому выступает Минобороны России.
Согласно договору управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 заявитель, в том числе, осуществляет управление жилыми домами, расположенными на территории поселка Горный, Иркутского района, Иркутской области дома NN 1, 2 и в деревни Куда, Иркутского района Иркутской области дом N 1.
Письмом от 04.02.2016 года N 56 заявитель в лице обособленного подразделения "Иркутский" ООО "ГУЖФ" обратился к Главе администрации Хомутовского муниципального образования с просьбой установить дифференцированно для каждого многоквартирного дома размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей, проживающих по договору найма жилого помещения государственного жилого фонда, расположенного на территории Хомутовского муниципального образования, переданного в управление и обслуживание ООО "ГУЖФ".
Администрация Хомутовского муниципального образования письмом от 16.05.2016 года N 1089-16 отказала в установлении размера платы за содержание жилых помещений, указав, что Министерство обороны как собственник жилых помещений, самостоятельно осуществило выбор способа управления многоквартирным домом, в связи с чем, Администрация не вправе устанавливать размер платы за содержание жилого помещения государственного жилого фонда.
Не согласившись с отказом, выраженным в письме от 16.05.2016 года N 1089-16, ООО "ГУЖФ" обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статья 2 Жилищного кодекса РФ устанавливает обязанность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивать защиту права и законных интересов граждан, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
Обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена статьей 154 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса РФ под государственным жилищным фондом понимается совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, дома, расположенные на территории: поселка Горный, Иркутского района, Иркутской области, NN 1, 2 и в деревни Куда, Иркутского района Иркутской области, 1 - жилищный фонд, в отношении которого Минобороны России осуществляет правомочия собственника Российской Федерации, имеет статус государственного жилищного фонда, и относится к специализированному жилищному фонду.
ООО "ГУЖФ", имеющее лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 22.05.2015 г. N 000204, осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны РФ на основании договора управления от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05.
Жилищный фонд в 2015 году передан в управление ООО "ГУЖФ" (обособленное подразделение "Иркутский") по актам приема-передачи, подписанным между АО "Славянка" (организация-сдатчик), ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ (балансодержатель) и ООО "ГУФЖ" (получатель).
В рамках договора от 27.07.2015 N 2-УЖФ-05 общество приняло в управление жилищный фонд (согласно Перечня) и обязалось оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей... (пункт 2.2 договора), а также осуществлять расчеты и сбор платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на основании Приложения N 2-10 к договору (абзац 1 пункта 4.1 договора).
В соответствии с приложением N 2-10 к техническому соглашению, являющемуся в силу пункта 2.5 договора приложением к договору, установлены стоимость услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, передаваемого уполномоченным представителем заказчика - Минобороны РФ управляющей организации.
Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений в жилищном фонде Минобороны России в поселке Горный и деревне Куда Иркутского р-на Иркутской области, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения с 01.12.2012 г. был установлен постановлением Администрации Хомутовского МО от 16.11.2012 г. N 250о/д и составлял 6,10 руб. /кв. м. Данный размер платы был установлен на основании обращения ОАО "Славянка" (управляющая организация) от 28.08.2012 N 15/1704.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Таким образом, у органов местного самоуправления имеется обязанность устанавливать размер платы на содержание жилого помещения для двух категорий граждан:
- - нанимателей по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда;
- - проживающих в многоквартирном доме собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Обязанность выбрать способ управления предусмотрена для собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 161 ЖК РФ). Они обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, принимая во внимание непредставление ответчиком в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательств того, что в жилищном фонде расположенном на территории поселка Горный, Иркутского района, Иркутской области - дома NN 1, 2 и в деревни Куда, Иркутского района Иркутской области - дом N 1, проживают собственники жилых помещений, которые приняли решение о выборе способа управления МКД, и, учитывая, что в таком случае полномочия Администрации по установлению размера платы за содержание жилого помещения императивно вытекают из положений статей 14, 156 Жилищного кодекса РФ, статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, правильно исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящихся в управлении ООО "ГУЖФ", выраженный в письме от 16.05.2016 N 1089-16, является незаконным, поскольку основания отказа не соответствуют действующему законодательству, и нарушают права общества на осуществление экономической деятельности в части обеспечения выполнения договорных обязательств по договору управления.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 6 марта 2017 года по делу N А19-8110/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Д.В.БАСАЕВ

Судьи
Е.О.НИКИФОРЮК
В.А.СИДОРЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)