Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.10.2017 N 13АП-17555/2017 ПО ДЕЛУ N А26-10849/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 2017 г. N 13АП-17555/2017

Дело N А26-10849/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Лопато И.Б., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17555/2017) ООО УК "Вектор" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2017 по делу N А26-10849/2016 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО УК "Вектор"
к Административной комиссии Петрозаводского городского округа
о признании незаконным и отмене постановления
установил:

общество с ограниченной ответственностью УК "Вектор" (ОГРН 1151001001656, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Зайцева, д. 67, каб. 223; далее - ООО УК "Вектор", заявитель, общество) к Административной комиссии Петрозаводского городского округа (адрес: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр-кт Ленина, д. 2; далее - административный орган, административная комиссия) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 12.10.2016 N 1.8.3-03/843 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 1191-ЗРК) в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением от 23.06.2017 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
Не согласившись с решением суда, ООО УК "Вектор" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, общество является ненадлежащим субъектом административного правонарушения.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО УК "Вектор" осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Петрозаводск, ул. М.Горького, д. 21А, с 01.12.2015.
09.09.2016 с 10 час. 25 мин. до 10 час. 40 мин. муниципальным инспектором отдела жилищного контроля и контроля в сфере благоустройства Управления муниципального контроля Администрации Петрозаводского городского округа Кудряшовым А.М. проведена проверка соблюдения Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе.
По результатам обследования муниципальным инспектором 09.09.2016 составлен акт N 907, из которого следует, что общество, осуществляя управление указанным многоквартирным домом, не обеспечило текущее содержание придомовой территории в границах земельного участка, сформированного для эксплуатации жилого дома:
- - на придомовой территории, у фасада многоквартирного дома (со стороны д. 21 по ул. М.Горького) установлен факт наличия (неуборки) различного бытового мусора: значительное количество остатков сигарет с признаками гниения и разложения, упаковка, пластиковые и картонные коробки, остатки бумаги, пачки из-под сигарет, фрагменты б\\у деревянных конструкций и досок с признаками разрушения, фрагменты мебели (деревянные ножки от стула, мебельные щиты) с признаками разрушения и гниения;
- - на придомовой территории, с противоположной стороны от подъездов дома, (со стороны д. 21/в по ул. М.Горького), на газоне и в местах движения граждан установлен факт наличия (неуборки) различного бытового мусора и порубочных остатков: значительное количество остатков сигарет с признаками гниения и разложения, упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, остатки бумаги, пачки из-под сигарет, фрагменты б\\у деревянных конструкций и досок с признаками разрушения, фрагменты мебели (деревянная тумба) с признаками разрушения и гниения, восемь автомобильных покрышек. Порубочные остатки в значительном количестве (стволы деревьев длиной до 3 метров, ветки. На придомовой территории, в месте складирования порубочных остатков установлен факт произрастания двух деревьев - тополей, при осмотре установлен факт обрезки тополей (верхних частей);
- - на момент осмотра не произведена ежедневная уборка (очистка) придомовой территории от бытового мусора и порубочных остатков, нарушена периодичность выполнения летних работ по уборке территории, при отнесении данной территории к I классу с интенсивностью пешеходного движения до 50 человек в час. (в соответствии с п. 2 ст. 10 Правил благоустройства периодичность установлена 1 раз в 2 суток). Какие-либо работы на момент осмотра на придомовой территории работниками управляющей или обслуживающей компании не проводятся.
В ходе осмотра производилось фотографирование с использованием фотоаппарата Nikon Coolpix S2600, N 40129514.
К акту осмотра от 09.09.2017 N 907 приложены схема территории с разметкой выявленных нарушений, фототаблица.
21.09.2016 должностным лицом, проводившим осмотр придомовой территории, в отношении общества с участием директора, составлен протокол об административном правонарушении N 907-П, предусмотренном частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК.
Определением Комиссии от 26.09.2016 N 1.8.3-02/1017 срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества продлен до 05.10.2016. Определением Комиссии от 05.10.2016 N 1.8.3-02/1050 срок рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении общества продлен до 12.10.2016.
Представитель общества Булатова С.А. представила в Комиссию копию акта выполненных работ от 12.09.2016 с фотографиями. Дело об административном правонарушении рассмотрено 12.10.2016 с участием представителя общества Булатовой С.А.
Постановлением Комиссии от 12.10.2016 N 1.8.3-03/843 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 1.8.3-01/843 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК в виде наложения административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о доказанности административным органом состава и события вмененного обществу административного правонарушения, процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе привлечения к административной ответственности, не установил, а также не усмотрел оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда ввиду следующего.
Частью 1 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК предусмотрена ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территорий муниципальных образований, за исключением случаев, предусмотренных иными статьями настоящего Закона, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (часть 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК).
В соответствии со статьей 1.5 Закона Республики Карелия N 1191-ЗРК под повторным правонарушением понимается правонарушение, совершенное в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение однородного (имеющего единый родовой объект посягательства) правонарушения.
Постановление от 24.02.2016 по делу об административном правонарушении N 1.8.3-03/94 по ч. 1 ст. 2.14 Закона N 1191-ЗРК в отношении Общества о назначении административного наказания (предупреждение) вступило в законную силу 25.03.2016. Срок применения части 2 ст. 2.14 истекал 25.03.2017.
Согласно статье 162 ЖК РФ, пунктам 2, 16, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, с момента заключения договора управления с управляющей организацией именно она берет на себя обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, в том числе прилегающего к нему земельного участка, то есть является лицом, ответственным за нарушение правил благоустройства, регулирующих порядок исполнения указанных обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 7.1 статьи 4 Правил благоустройства:
Организации и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории округа, в том числе и на территориях индивидуальных жилых домов.
Организации и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами, владельцами жилых домов, зданий и сооружений и иных помещений, а также иные лица, ответственные за содержание зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположены эти объекты, и прилегающих к ним территорий, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
Собственники индивидуальных жилых домов, расположенных на территории округа, обязаны обеспечить регулярный сбор и вывоз бытовых отходов с территорий земельных участков, предоставленных для их эксплуатации.
Организации и физические лица, за которыми закреплены для содержания, в т.ч. уборки, соответствующие территории округа, обязаны содержать их в состоянии, отвечающем требованиям, установленным настоящими Правилами.
На территории округа не допускается несанкционированный сброс и складирование отходов и снега.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 21 статьи 5 Правил благоустройства:
Работы по уборке территорий округа производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Организации и физические лица обязаны обеспечить уборку принадлежащих им на праве собственности и ином праве земельных участков, а при наличии договора о закреплении территории для уборки также и уборку прилегающих территорий, с учетом требований о размере территорий, установленных пунктами 9, 10, 13, 15, 16 статьи 5, пунктом 6 статьи 21 настоящих Правил.
Определение границ прилегающих территорий для уборки оформляется путем заключения между организациями, физическими лицами и Администрацией Петрозаводского городского округа договора о закреплении территории для уборки с составлением схематической карты уборки, один экземпляр которой хранится в Администрации Петрозаводского городского округа, а второй у организации и физического лица.
Определение границ территории для уборки по улично-дорожной сети осуществляется при заключении договоров на содержание между Администрацией Петрозаводского городского округа и организациями, за которыми закрепляются для содержания указанные объекты.
Уборка территорий округа проводится ежедневно в течение дня. Уборка мест массового пребывания людей (в том числе подходы к вокзалам, территории рынков, торговых зон) производится в течение всего рабочего дня соответствующих организаций постоянно.
Спиленные деревья вывозятся организациями, производящими работы по удалению сухостойных, аварийных, потерявших декоративность деревьев и обрезке ветвей в кронах, в течение рабочего дня с озелененных территорий вдоль улиц и в течение суток с дворовых территорий в специально отведенные места, установленные Администрацией Петрозаводского городского округа.
Запрещается складировать спиленные деревья, обрезанные ветви и смет листьев на контейнерных площадках и в пяти метрах по периметру от границ соответствующей площадки.
Упавшие деревья должны быть удалены организациями, отвечающими за уборку территорий, с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий немедленно, а с других территорий - в течение десяти суток с момента обнаружения.
Статьей 10 Правил благоустройства установлено:
Летняя уборка придомовых территорий: подметание, уборка мусора, мойка либо поливка вручную или с помощью спецмашин должна выполняться преимущественно в ранние утренние и поздние вечерние часы. Мойку тротуаров следует производить только на открытых тротуарах, непосредственно граничащих с прилотковой зоной, и в направлении от зданий к проезжей части дороги.
Периодичность выполнения летних уборочных работ определяется от интенсивности движения:
- I класс - один раз в двое суток;
- II класс - один раз в сутки;
- III класс - два раза в сутки.
Пунктом 5 статьи 31 Правил благоустройства предусмотрено, что организации, осуществляющие содержание озелененных территорий, или по договору с ними иные организации производят:
- - санитарную, омолаживающую, формовочную обрезку крон деревьев, стрижку "живой" изгороди;
- - снос деревьев, подлежащих санитарной или аварийной вырубке (согласно приложению 1 к настоящим Правилам) на основании разрешения Комиссии по обследованию зеленых насаждений и прилагаемого к нему акта обследования зеленых насаждений, в случае сноса деревьев на земельных участках, не принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности;
- - лечение и заделку ран, дупел и механических повреждений на деревьях;
- - утилизацию, вывоз на утилизацию (или в специально отведенные места) порубочных остатков (в том числе веток, пней) и ветровальных деревьев (в том числе ветровальных ветвей).
Из вышеизложенного следует, что лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, находящегося по адресу: г. Петрозаводск, ул. М.Горького, д. 21А, и прилегающей к нему территории, организацию и проведение соответствующих работ, нарушило пункты 1, 2, 3, 7.1 статьи 4, пункты 1, 2, 3, 21 статьи 5, пункты 1, 2 статьи 10 и пункт 5 статьи 31 Правил благоустройства, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 2.14 "Нарушение правил благоустройства" Закона Республики Карелия от 15.05.2008 N 1191-ЗРК "Об административных правонарушениях", представленный акт от 12.09.2017 с фотографиями об уборке территории не исключает ответственности за правонарушение, выявленное до этой даты.
Субъектом правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК является лицо, на которое возложены функции по содержанию общего имущества многоквартирного дома.
Согласно данным сайта www.reformagkh.ru управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: г. Петрозаводск, ул. М.Горького, д. 21А, является общество.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, административным органом и судом первой инстанции правильно определен субъект вменяемого административного правонарушения.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что фотоматериалы от 30.08.2017 не могут служить надлежащим доказательством по настоящему делу также отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В рассматриваемом случае факт того, что общество, осуществляя управление многоквартирным домом, не обеспечило текущее содержание придомовой территории в границах земельного участка, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актом осмотра от 09.09.2016 N 907 и приложенными к нему фотоматериалами, протоколом об административном правонарушении от 21.09.2016 N 907-П, что свидетельствует о несоблюдении обществом требований по организации своевременной очистки придомовой территории. Доказательств, опровергающих факт административного правонарушения, в материалы дела обществом не представлено.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, Обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения.
Судом не установлено также существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, штраф в размере 50 000 руб. соответствует минимальному размеру санкции, установленной частью 2 статьи 2.14 Закона N 1191-ЗРК.
С учетом конкретных обстоятельств дела суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и освобождения ООО УК "Вектор" от административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23 июня 2017 года по делу N А26-10849/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УК "Вектор" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)