Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Жукова Д.В. по доверенности от 01.07.2015 N 152;
- от инспекции: представитель Волошина В.Г. по доверенности от 08.12.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.04.2016 по делу N А53-34186/2015
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании незаконным предписания
принятое судьей Колесник И.В.
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным предписания N 2302 от 23.09.2015.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции признано недействительным. Решение мотивировано тем, что при проверке вопрос о том пользуются ли жители литеров "А" и "Г" местами общего пользования литра "Б" не исследовался, материалов, свидетельствующих об этом суду не предоставлено, в связи с чем отсутствуют основания для начисления жителями в литерах "А" и "Г" платы за пользование местами общего пользования в литере "Б".
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что вопрос пользования жителями литеров "А" и "Г" местами общего пользования литера "Б" не должен был исследоваться входе проверки, поскольку данные строения являются одним многоквартирным домом.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной инспекцией, об устранении нарушения Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части порядка определения размера платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению (потребленную) в комнате (комнатах) в жилом помещении, в многоквартирном доме N 28 по ул. Ульяновская, г. Ростов-на-Дону, установлены нарушения обществом п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
По окончании проведения проверки госжилинспектором составлен акт проверки N 8168 от 23.09.2015.
В связи с тем, что были выявлены нарушения жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 2302 от 23.09.2015.
Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения N 493, п. 3.3.1 Порядка N 609.
Из вышеизложенного следует, что инспекция является уполномоченным органом по осуществлению государственного жилищного надзора и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекции Ростовской области, было выдано предписание об устранении нарушения Правил утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части порядка определения размера платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению (потребленную) в комнате (комнатах) в жилом помещении, в многоквартирном доме N 28 по ул. Ульяновская, г. Ростов-на-Дону, ввиду выявления при проверке нарушения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
По окончании проведения проверки госжилинспектором составлен акт проверки N 8168 от 23.09.2015.
Именно в связи с тем, что были выявлены нарушения жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 2302 от 23.09.2015.
Во исполнение данного предписания обществу необходимо было привести в соответствие с требованиями п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) расчет размера платы в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ульяновская, 28 для каждого пользователя литеров "А", "Б", "Г" исходя из того, что это один многоквартирный дом, и на всех следует разделить места общего пользования поровну, не исходя из того, что каждый отдельно стоящий литер это отдельный дом и каждый собственник помещения в литере пользуется местами общего пользования, имеющимися в этом литере, а не находящимися в соседнем доме (литере), то есть расчет следует произвести не отдельно -по каждому литеру, как произвел заявитель, а применительно ко всему многоквартирному дому согласно общей площади жилых помещений и мест общего пользования во всех литерах и в случае необходимости произвести перерасчет в срок до 23.11.2015.
Из системного толкования ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно п. 48 Правил N 354, пп. 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.
Исходя из приведенных выше норм заинтересованное лицо полагает, что существенным обстоятельством, позволяющим установить наличие у заявителя обязанности по применению пункта 48 Правил N 354 применительно к многоквартирным домам (литеры "А", "Б", "Г") расположенным по адресу: ул. Ульяновская, д. 28/9, является то, что указанные отдельно стоящие многоквартирные дома являются одним многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Ульяновская, 28/9, представляют собой отдельно стоящие многоквартирные дома, разделенные на литеры "А", "Б", "Г", а не один многоквартирный дом. Указанные обстоятельства подтверждаются справками Администрации г. Ростова-на-Дону МУПТИ и ОН от 25.06.2015 (л.д. 11-13 т. 1).
Каждый пользователь в указанных литерах имеет приборы учета, но не во всех литерах имеются места общего пользования.
Так, литер "А" имеет общую площадь жилого дома 154,3 кв. м, в том числе площадь квартир - 154,3 кв. м, а площадь мест общего пользования - отсутствует (л.д. 12).
Так, литер "Б" имеет общую площадь жилого дома 936, 5 кв. м, в том числе площадь квартир - 714, 5 кв. м, а площадь мест общего пользования - 222 кв. м (л.д. 11).
Так, литер "Г" имеет общую площадь жилого дома 61,2 кв. м, в том числе площадь квартир - 61,2 кв. м, а площадь мест общего пользования - отсутствует (л.д. 13).
Как указал суд первой инстанции, при проверке вопрос о том пользуются ли жители литеров "А" и "Г" местами общего пользования литра "Б" не исследовался, материалов, свидетельствующих об этом суду не предоставлено.
В связи с этим, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для начисления платы жителям литеров "А" и "Г" платы за пользование местами общего пользования в литере "Б".
Апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции.
Более того, доводы апелляционной жалобы о том, что литеры "А", "Б" и "Г" образуют один дом, противоречит материалам дела.
Согласно справкам МУПТИ и ОН от 25.06.2015 (л.д. 11-13) следует, что литеры А", "Б" и "Г" отдельно стоящие многоквартирные дома с разной этажностью (Лит. "А" - 2 эт., Лит. "Б" -4 эт., Лит. "Г" - 1эт.), имеющие отдельный вход, а также только в Лит. "Б" имеется площадь мест общего пользования 222,0 кв. м, а в Литерах "А" и "Г" площадь мест общего пользования отсутствует.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности предписания, выданного по факту, выявленному проводимой проверкой, признается апелляционным судом обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 по делу N А53-34186/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2016 N 15АП-7585/2016 ПО ДЕЛУ N А53-34186/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2016 г. N 15АП-7585/2016
Дело N А53-34186/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шемшиленко А.А.,
при участии:
- от заявителя: представитель Жукова Д.В. по доверенности от 01.07.2015 N 152;
- от инспекции: представитель Волошина В.Г. по доверенности от 08.12.2015;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 18.04.2016 по делу N А53-34186/2015
по заявлению публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
к Государственной жилищной инспекции Ростовской области
о признании незаконным предписания
принятое судьей Колесник И.В.
установил:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - общество) обратилось Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ростовской области (далее - инспекция) о признании незаконным предписания N 2302 от 23.09.2015.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 заявленные требования удовлетворены, предписание инспекции признано недействительным. Решение мотивировано тем, что при проверке вопрос о том пользуются ли жители литеров "А" и "Г" местами общего пользования литра "Б" не исследовался, материалов, свидетельствующих об этом суду не предоставлено, в связи с чем отсутствуют основания для начисления жителями в литерах "А" и "Г" платы за пользование местами общего пользования в литере "Б".
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что вопрос пользования жителями литеров "А" и "Г" местами общего пользования литера "Б" не должен был исследоваться входе проверки, поскольку данные строения являются одним многоквартирным домом.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представитель инспекции в судебном заседании поддержал жалобу по доводам, изложенным в ней, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной инспекцией, об устранении нарушения Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части порядка определения размера платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению (потребленную) в комнате (комнатах) в жилом помещении, в многоквартирном доме N 28 по ул. Ульяновская, г. Ростов-на-Дону, установлены нарушения обществом п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
По окончании проведения проверки госжилинспектором составлен акт проверки N 8168 от 23.09.2015.
В связи с тем, что были выявлены нарушения жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 2302 от 23.09.2015.
Не согласившись с вынесенным предписанием, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет доказывания по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- - нарушение оспариваемым предписанием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- - несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту.
При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О Защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ). Согласно части 1 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу ч. 1 ст. 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного надзора, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. По смыслу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
В соответствии с пунктом 6 Положения о государственной жилищной инспекции в Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 N 125 должностные лица Государственной жилищной инспекции имеют право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. Аналогичные полномочия также вытекают из Положения N 493, п. 3.3.1 Порядка N 609.
Из вышеизложенного следует, что инспекция является уполномоченным органом по осуществлению государственного жилищного надзора и выдаче предписания об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Государственной жилищной инспекции Ростовской области, было выдано предписание об устранении нарушения Правил утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 "О порядке предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части порядка определения размера платы граждан за коммунальную услугу по электроснабжению (потребленную) в комнате (комнатах) в жилом помещении, в многоквартирном доме N 28 по ул. Ульяновская, г. Ростов-на-Дону, ввиду выявления при проверке нарушения ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в части расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды.
По окончании проведения проверки госжилинспектором составлен акт проверки N 8168 от 23.09.2015.
Именно в связи с тем, что были выявлены нарушения жилищного законодательства, инспектором выдано предписание N 2302 от 23.09.2015.
Во исполнение данного предписания обществу необходимо было привести в соответствие с требованиями п. 48 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила) расчет размера платы в многоквартирном жилом доме по адресу: ул. Ульяновская, 28 для каждого пользователя литеров "А", "Б", "Г" исходя из того, что это один многоквартирный дом, и на всех следует разделить места общего пользования поровну, не исходя из того, что каждый отдельно стоящий литер это отдельный дом и каждый собственник помещения в литере пользуется местами общего пользования, имеющимися в этом литере, а не находящимися в соседнем доме (литере), то есть расчет следует произвести не отдельно -по каждому литеру, как произвел заявитель, а применительно ко всему многоквартирному дому согласно общей площади жилых помещений и мест общего пользования во всех литерах и в случае необходимости произвести перерасчет в срок до 23.11.2015.
Из системного толкования ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ следует, что правила определения объема коммунальных услуг регулируются, в первую очередь, нормами ЖК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы Кодекса Правительством Российской Федерации утверждены Правила, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги определяется Правилами N 354. При этом порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную на общедомовые нужды, равен произведению тарифа на водоотведение и объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение. Согласно п. 48 Правил N 354, пп. 10, 17 и формулам 10 и 15 приложения N 2 к этим правилам указанный объем рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (далее - Правила N 306).
Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.
Исходя из приведенных выше норм заинтересованное лицо полагает, что существенным обстоятельством, позволяющим установить наличие у заявителя обязанности по применению пункта 48 Правил N 354 применительно к многоквартирным домам (литеры "А", "Б", "Г") расположенным по адресу: ул. Ульяновская, д. 28/9, является то, что указанные отдельно стоящие многоквартирные дома являются одним многоквартирным домом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, многоквартирные дома, расположенные по адресу: ул. Ульяновская, 28/9, представляют собой отдельно стоящие многоквартирные дома, разделенные на литеры "А", "Б", "Г", а не один многоквартирный дом. Указанные обстоятельства подтверждаются справками Администрации г. Ростова-на-Дону МУПТИ и ОН от 25.06.2015 (л.д. 11-13 т. 1).
Каждый пользователь в указанных литерах имеет приборы учета, но не во всех литерах имеются места общего пользования.
Так, литер "А" имеет общую площадь жилого дома 154,3 кв. м, в том числе площадь квартир - 154,3 кв. м, а площадь мест общего пользования - отсутствует (л.д. 12).
Так, литер "Б" имеет общую площадь жилого дома 936, 5 кв. м, в том числе площадь квартир - 714, 5 кв. м, а площадь мест общего пользования - 222 кв. м (л.д. 11).
Так, литер "Г" имеет общую площадь жилого дома 61,2 кв. м, в том числе площадь квартир - 61,2 кв. м, а площадь мест общего пользования - отсутствует (л.д. 13).
Как указал суд первой инстанции, при проверке вопрос о том пользуются ли жители литеров "А" и "Г" местами общего пользования литра "Б" не исследовался, материалов, свидетельствующих об этом суду не предоставлено.
В связи с этим, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для начисления платы жителям литеров "А" и "Г" платы за пользование местами общего пользования в литере "Б".
Апелляционный суд поддерживает позицию суда первой инстанции.
Более того, доводы апелляционной жалобы о том, что литеры "А", "Б" и "Г" образуют один дом, противоречит материалам дела.
Согласно справкам МУПТИ и ОН от 25.06.2015 (л.д. 11-13) следует, что литеры А", "Б" и "Г" отдельно стоящие многоквартирные дома с разной этажностью (Лит. "А" - 2 эт., Лит. "Б" -4 эт., Лит. "Г" - 1эт.), имеющие отдельный вход, а также только в Лит. "Б" имеется площадь мест общего пользования 222,0 кв. м, а в Литерах "А" и "Г" площадь мест общего пользования отсутствует.
При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о незаконности предписания, выданного по факту, выявленному проводимой проверкой, признается апелляционным судом обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 18.04.2016 по делу N А53-34186/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)