Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2017 ПО ДЕЛУ N А43-16809/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2017 г. по делу N А43-16809/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 10.05.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.05.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" (ИНН 526010266582, ОГРН 1135262004360) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2017 по делу N А43-16809/2016, принятое судьей Чепурных М.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 03.02.2016 N 515-04-4433-16.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" - Назаров Д.С. по доверенности от 22.09.2016 сроком действия 3 года (т. д. 1, л. д. 63).
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 01294), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечила, письмом от 02.05.2017 (входящий N 01АП-2538/17 от 05.05.2017) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
На основании приказа от 25.12.2015 N 515-04-4433-15 уполномоченными лицами Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая выездная проверка фактов, изложенных в обращении Татарчук Н.В., о нарушениях обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" (далее по тексту - Общество) лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом на территории Нижегородской области: дом N 192, корпус 3, ул. Родионова, г. Нижний Новгород.
По результатам проверки составлен акт от 03.02.2016 N 515-04-4433-16 и выдано предписание от 03.02.2016 N 515-04-4433-16.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 08.02.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество указывает на неправильное применение норм материального права: не применение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), неверное применения пунктов 80, 81 Правил, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, ввод в эксплуатацию всех индивидуальных приборов учета тепла многоквартирного дома в соответствии с Правилами N 354 может быть осуществлен только на основании заявлений о вводе в эксплуатацию от всех собственников помещений многоквартирного дома. Обращает внимание, что в материалах дела имеются только заявления нескольких собственников, в связи с чем у Общества, как управляющей организации, отсутствуют основания для ввода в эксплуатацию всех индивидуальных приборов учета.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований Общества отказать.
Татарчук Н.В. и общество с ограниченной ответственностью Фирма "СС Проект" отзывы на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представили, явку в судебное заседание не обеспечили.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве Инспекции на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из оспариваемого предписания усматривается, что на Общество возложена обязанность в срок до 04.08.2016 принять меры по введению в эксплуатацию индивидуальных приборов учета отопления многоквартирного дома по адресу: ул. Родионова, д. 192, корпус 3; произвести расчет начислений по услуге отопление согласно показаний индивидуальных приборов учета отопления и предоставить платежный документ, подтверждающий произведение указанного начисления.
Согласно статье 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов регулируют Правила N 354.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В силу пункта 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В силу части 1 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
Частью 7 статьи 13 Закона N 261-ФЗ здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3 - 6.1 настоящей статьи. Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии, а многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 года после капитального ремонта, должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки. Собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В силу подпункта "е" пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга отопление.
Подпунктом "у" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (абз. 2 пункта 81 Правил N 354).
Пунктом 81 (1) Правил N 354 установлено, что исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.
Согласно пункту 81 (3) Правил N 354 в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81 (6) настоящих Правил.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
- осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, в силу содержания приведенных норм следует, что на исполнителя коммунальной услуги отопления многоквартирного жилого дома возложена прямая обязанность по заявке собственника осуществлять ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета и расчет платы за оказанную услугу отопления осуществлять в соответствии с показаниями введенного в эксплуатацию прибора учета.
Из материалов дела установлено, что на основании договора от 25.06.2015 Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Родионова, д. 192, корп. 2, и в соответствии с пунктами 3.1.1, 3.1.3, 3.1.8 которого предоставляет собственникам помещений в указанном доме коммунальные услуги, в том числе, услугу отопления, а также производит начисление платежей за содержание, ремонт и прочие услуги.
В силу пункта 3.1.18 договора Общество приняло на себя обязанность осуществлять по заявлению собственника ввод в эксплуатацию индивидуальных (общеквартирных) приборов учета коммунальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 2 приложения N 5 к договору размер платы на коммунальные услуги определяется исходя из фактических объемов потребления, определенных использованием показаний приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Оценив обстоятельства по делу, суд первой инстанции установил, что наличие установленных индивидуальных приборов учета отопления в доме N 192 корпус 3 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода в ходе проведения проверки Обществом не оспаривалось, что подтверждается направленным законным представителем Общества в адрес Инспекции в рамках проведения проверки ответом на запрос от 25.12.2015 N 515-04/ДН-220нн (л. д. 44).
Кроме того, факт установки приборов учета в доме подтверждается обращением жителя дома Татарчук Н.В. от 07.12.2015, заявкой собственника квартиры Татарчук Н.В., направленной в Общество 27.11.2015, коллективной заявкой жителей дома на ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета от 12.01.2017, представленными Инспекцией в материалы дела актом инспекционного обследования жилищного фонда от 24.10.2016 N 515-04-б/н-16, фотографиями, а также видеороликом презентации жилищного комплекса "Мегаполис" от 07.07.2014.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности вводить все индивидуальные приборы учета отопления в эксплуатацию без заявлений от всех собственников помещений многоквартирного дома оценен судом первой инстанции и правомерно отклонен как основанный на неверном толковании пункта 81 Правил N 354.
Согласно требованиям подпункта "у" пункта 31 и пункта 81 Правил N 354 следует, что индивидуальный прибор учета отопления подлежит вводу в эксплуатацию на основании заявки (заявления) потребителя. Аналогичное условие содержит пункт 3.1.18 договора управления многоквартирным домом.
Из материалов дела и пояснений представителя Общества в судебном заседании от 01.02.2017, арбитражный суд установил, что 12.01.2017 Общество получило заявку от собственников на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, однако до настоящего времени им не предпринято никаких мер по исполнению действующего законодательства.
Доказательства обратного в материалах дела не имеется.
Ссылка Общества на отсутствие во всех помещениях индивидуальных приборов учета, как основание освобождения его об обязанности производить расчет начислений согласно показаниям индивидуальных приборов учета, также является необоснованной, поскольку в силу приведенных требований пунктов 80, 81 Правил N 354 расчет начислений по услуге отопления в соответствии с показаниями индивидуальных приборов учета отопления подлежит применению в случае ввода в эксплуатацию индивидуального прибора учета в эксплуатацию.
Иное толкование содержание указанных норм влечет необоснованное ограничение прав и законных интересов собственников помещений на оплату оказанной услуги отопления в соответствии с показаниями прибора учета, ставит в зависимость реализацию данного права от волеизъявления иных собственников помещений.
Таким образом, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при наличии установленных в доме N 192, корпус 3 по ул. Родионова г. Нижнего Новгорода индивидуальных приборов учета отопления, а также заявок собственников помещений дома о вводе указанных приборов в эксплуатацию, Общество в силу требований Правил N 354 и условий договора управления домом обязано было принять меры по введению индивидуальных приборов учета в эксплуатацию и производить расчет начислений по услуге отопления согласно показаниям введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета отопления.
Ввиду изложенного оспариваемое предписание вынесено при наличии законных оснований, не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку незаконных обязанностей на него не возлагает и не создает Обществу препятствий для осуществления им предпринимательской деятельности. Кроме того, срок исполнения требований, предусмотренных оспариваемым предписанием, истек 04.08.2016, в связи с чем оснований для отмены оспариваемого ненормативного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводам Общества, изложенным в апелляционной жалобе, дана надлежащая правовая оценка арбитражным судом первой инстанции. Так, представленные Обществом в материалы дела в подтверждение своей правовой позиции справка от 21.06.2016 N 283 фирмы "СС Проект" и акт осмотра инженерных коммуникаций от 14.12.2016 были оценены судом первой инстанции и обоснованно признаны не относимыми доказательствами по делу. Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для переоценки данных выводов суда с учетом обстоятельств дела.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 08.02.2017 по делу N А43-16809/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 01.03.2017 N 127.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)