Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.10.2017 N 18АП-11856/2017 ПО ДЕЛУ N А34-3883/2017

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2017 г. N 18АП-11856/2017

Дело N А34-3883/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Бояршиновой Е.В. и Малышевой И.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Садреевой С.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальная организация "Фортуна" на решение Арбитражного суда Курганской области от 09.08.2017 по делу N А34-3883/2017 (судья Леонова Ю.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственной жилищной инспекции Курганской области - Григорьева Т.А. (доверенность N 4 от 26.04.2017), Лиханова А.С. (доверенность N 1 от 03.07.2017), Костылева С.Л. (доверенность N 10 от 23.06.2017)

26.04.2017 общество с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальная организация "Фортуна" (далее - заявитель, ООО ЖКО "Фортуна") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курганской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания N 397 от 04.04.2017.
В ходе проверки сделан вывод о нарушении пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме - г. Курган, ул. Чернореченская 95, выдано предписание о проведении в срок до 15.05.2017 перерасчета платы за электрическую энергию и горячее водоснабжение за январь - февраль 2017 года, использованные в целях содержания общего имущества в соответствие с показаниями приборов учета.
Общество при определении оплаты руководствовалось установленными Правительством Курганской области нормативами потребления энергии.
Предписание является незаконным, с 01.01.2017 в законодательство внесены изменения, изменен порядок расчета общедомовых расходов, размер которых не может превышать норматив, установленный субъектом федерации по состоянию на 01.11.2016. Поскольку размер оплаты был определен исходя из норматива, нарушение в его действиях отсутствует, выданное предписание, обязывающее применять иной способ расчета, незаконно (т. 1 л.д. 3-4, 96, 116).
Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на законность своих действий, нарушение, установленное в ходе проверки дома. В домах, где установлены общедомовые приборы учета, объем потребленных ресурсов следует определять на основании показаний этих приборов (т. 1 л.д. 48-53, 104, 114-115, 128).
Решением суда первой инстанции от 09.08.2017 в удовлетворении требований отказано.
Суд установил, что предписание выдано по результатам проведенной проверки и в рамках компетенции проверяющего органа.
С 01.01.2017 вступили в силу изменения в жилищное законодательство, по которому в состав платы за содержание жилых помещений включаются расходы на оплату ресурсов, использованных при содержании общего имущества в МКД.
Установлено ограничение размера оплаты, которая в соответствии с частью 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ не может превышать норматив потребления коммунальных услуг, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. Заявитель определял размер оплаты исходя из нормативов, утвержденных постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14.07.2016 NN 25-6, 25-7.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из буквального толкования действующих правовых норм размер расходов на оплату ресурсов, потребленных для содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пп. а) п. 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период. Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Правил N 491 при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В многоквартирном доме были установлены общедомовые приборы учета, позволяющие определить фактическое количество ресурсов, использованных для общедомовых нужд, которые по результатам проверки оказались меньше нормативных. Сделан вывод, что если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде, а выданное заявителю предписание является законным (т. 1 л.д. 134-139).
14.09.2017 об общества поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения и удовлетворении заявленных требований.
Суд не учел изменения, внесенные в жилищное законодательство, по которому с 01.01.2017 размер оплаты определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД по тарифам, установленным органом государственной власти субъектов федерации. При первоначальном включению в плату расходы не могут превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые услуги, установленные по состоянию на 01.11.2016, использование при расчете данных приборов учета не предусмотрено, и показания этих приборов при расчете оплаты учитываться не должны (т. 1 л.д. 143-144).
Инспекция возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные судебным актом.
При отсутствии возражений сторон пересмотр дела производится в пределах, указанных в апелляционной жалобе.
Представители общества в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены, суд определил рассмотреть дело без не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, жалобу, выслушав представителей Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО ЖКО "Фортуна" зарегистрировано в качестве юридического лица свидетельством от 19.03.2010 (т. 1 л.д. 11-17), является управляющей организацией для собственников квартир дома по адресу: г. Курган, ул. Чернореченская 95, имеет лицензию N 014 от 06.04.2015 (т. 1 л.д. 74-78, 102).
В Инспекцию поступило коллективное обращение жителей дома по ул. Чернореченская 95 по вопросу правильности начисления платежей на общедомовые нужды (т. 1 л.д. 89-92).
10.03.2017 руководителем Инспекции вынесен приказ N 00756 о проведении внеплановой проверки (т. 1 л.д. 63).
04.04.2017 составлен акт проверки N 00864, где указано, что при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату... горячей воды, электрической энергии потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме... в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
В том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Следовательно, начисление платы по электрической энергии в феврале 2017 года и ГВС в январе 2017 года следовало производить из фактического объема потребления данного коммунального ресурса, определенного по приборам учета (т. 1 л.д. 8-10).
04.04.2017 выдано предписание N 397 об устранения нарушений, указано в срок до 15.05.2017 произвести перерасчет платы по электрической энергии в целях содержания общего имущества за февраль 2017 года, по ГВС за январь 2017 года исходя из фактического объема их потребления по показаниям приборов учета (т. 1 л.д. 7).
По утверждению подателя апелляционной жалобы - общества, суд первой инстанции, принимая решение, неверно применил нормы закона, указав на возможность определения размера потребленного на общедомовые нужды коммунального ресурса по показаниях приборов учета.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности выданного предписания.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора)... обращений и заявлений граждан... в случае нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
В рассматриваемой ситуации основанием для проведения административным органом внеплановой выездной проверки послужило обращение граждан, проживающих в многоквартирном доме N 75/3 по ул. Чернореченской 95 г. Кургана по вопросу правильности расчета оплаты стоимости коммунальных ресурсов, потребленных на общедомовые нужды. Судом сделан вывод о наличии законных оснований для проведения проверки, отсутствии нарушений при ее назначении и проведении, праве Инспекции по результатам контроля выдать предписание обязательное для исполнения.
С 1 января 2017 года вступили в силу изменения в Жилищный Кодекс РФ, в соответствии с которыми в состав платы за содержание жилого помещения должны включаться расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года. После того как органы государственной власти установят нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах (не позднее 01.06.2017), размер расходов на оплату коммунальных ресурсов будет определяться исходя из таких нормативов.
Введено ограничение верхнего размера платы, которая не может быть больше норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленных субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года, при этом отсутствует запрет на начисление оплаты в меньшем размере.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что исходя из буквального толкования действующих правовых норм размер расходов на оплату ресурсов, потребленных для содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета.
В многоквартирном доме были установлены общедомовые приборы учета, позволяющие определить фактическое количество ресурсов, использованных для общедомовых нужд, которые по результатам проверки оказались меньше нормативных.
Сделан верный вывод, что если плата, рассчитанная исходя из показаний общедомового прибора учета, ниже платы, рассчитанной исходя из норматива потребления, она должна предъявляться к оплате в расчетном периоде, выданное заявителю предписание является законным.
При таких обстоятельствах довод заявителя о незаконности не нашел подтверждения, основания для отмены судебного решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы госпошлина возвращается из федерального бюджета.
Не установлены нарушения, перечисленные в п. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Курганской области от 09.08.2017 по делу N А34-3883/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальная организация "Фортуна" - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью Жилищно-коммунальная организация "Фортуна" из федерального бюджета излишне уплаченные 1 500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Е.В.БОЯРШИНОВА
И.А.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)