Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал, что ему на праве собственности принадлежит помещение, в котором он произвел перепланировку с целью использования в качестве офиса. Однако ответчик не подписывает акт приемочной комиссии. Данные действия ответчика нарушают права административного истца как собственника недвижимого имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению К. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский Жилкомсервис N 2" о защите права на беспрепятственное пользование имуществом.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 2", указав, что ему на праве собственности принадлежит помещение, расположенное по адресу: (адрес), в котором он произвел перепланировку с целью использования в качестве офиса. Однако члены комиссии - представители УЖКХ администрации Орска и ООО "ОЖКС N 5" не подписывают акт приемочной комиссии. Данные действия ответчиков нарушают права административного истца как собственника недвижимого имущества, поскольку не позволяют зарегистрировать в Управлении Росреестра по Оренбургской области изменение статуса помещения и пользоваться им в предпринимательских целях.
К. просил суд обязать административных ответчиков подписать акт приемочной комиссии о выполнении административным истцом требований действующих нормативных актов для изменения статуса (адрес) для использования в качестве офиса.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Орска.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года в удовлетворении административного иска К. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский Жилкомсервис N 2" о защите права на беспрепятственное пользование имуществом отказано.
С таким решением не согласился К., подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, административный иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции К. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., пояснения административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 ЖК РФ).
Статьей 28 ЖК РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес), назначение: жилое.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: (адрес), принадлежащая К., переведена в нежилое помещение, административному истцу поручено выполнить переустройство (перепланировку) вышеназванного помещения.
Заключением межведомственной комиссии N от (дата) (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N -п утвержден срок отселения граждан из многоквартирного (адрес), признанного аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, до (дата).
(дата) УЖКХ администрации (адрес) повторно принято решение об отказе в подписании акта выполненных работ по перепланировке (адрес), расположенной по адресу: (адрес) с целью перевода из жилого помещения в нежилое помещение по тем основаниям, что (дата) межведомственной комиссией принято решение о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того в заключении МУП "ЦПД "Застройщик" от (дата) N не содержатся выводы о работоспособности наружных и внутренних конструкций и безопасности использования помещения (адрес) по вышеуказанному адресу.
(дата) ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 2" дан ответ, что представители обслуживающей организации не входят в состав приемочной комиссии, следовательно, К. необходимо обратиться в КАиГ администрации г. Орска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент рассмотрения вопроса о подписании акта приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры К. весь дом, в котором находится помещение административного истца, признан аварийным и подлежащим сносу, а в соответствии с действующим законодательством в аварийных домах запрещено осуществлять приватизацию жилья, перевод жилых помещений в нежилые и нежилые помещения в жилые, проводить строительные работы по переустройству и перепланировке квартиры, так как нарушаются требования законодательства о градостроительной деятельности, отказ административных ответчиков в подписании акта приемочной комиссии является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что К. работы по перепланировке его квартиры выполнены ранее, чем подписан акт об аварийности дома, а также ссылка в апелляционной жалобе на то, что факт присутствия приглашенных жильцов при составлении заключения об аварийности дома не подтвержден их подписями, не могут послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку указанное заключение, на основании которого дом признан аварийным и подлежащим сносу от (дата), а также постановление администрации г. Орска Оренбургской области N -п от (дата) "Об утверждении срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу" приняты в установленном порядке и не оспорены К. в установленные законом сроки.
Поскольку на момент рассмотрения вопроса о подписании акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое весь дом, в котором находится, в том числе помещение административного истца, признан аварийным и подлежащим сносу, отказ административных ответчиков в подписании акта приемочной комиссии является правомерным.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.06.2017 N 33А-3853/2017
Требование: О защите права на беспрепятственное пользование имуществом.Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал, что ему на праве собственности принадлежит помещение, в котором он произвел перепланировку с целью использования в качестве офиса. Однако ответчик не подписывает акт приемочной комиссии. Данные действия ответчика нарушают права административного истца как собственника недвижимого имущества.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОРЕНБУРГСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июня 2017 г. N 33а-3853/2017
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Кудряшова В.К., Хакимовой О.В.
при секретаре Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу К. на решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению К. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский Жилкомсервис N 2" о защите права на беспрепятственное пользование имуществом.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., судебная коллегия
установила:
К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 2", указав, что ему на праве собственности принадлежит помещение, расположенное по адресу: (адрес), в котором он произвел перепланировку с целью использования в качестве офиса. Однако члены комиссии - представители УЖКХ администрации Орска и ООО "ОЖКС N 5" не подписывают акт приемочной комиссии. Данные действия ответчиков нарушают права административного истца как собственника недвижимого имущества, поскольку не позволяют зарегистрировать в Управлении Росреестра по Оренбургской области изменение статуса помещения и пользоваться им в предпринимательских целях.
К. просил суд обязать административных ответчиков подписать акт приемочной комиссии о выполнении административным истцом требований действующих нормативных актов для изменения статуса (адрес) для использования в качестве офиса.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Орска.
Решением Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года в удовлетворении административного иска К. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Орска, обществу с ограниченной ответственностью "Октябрьский Жилкомсервис N 2" о защите права на беспрепятственное пользование имуществом отказано.
С таким решением не согласился К., подав апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, административный иск удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции К. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о его дате, времени и месте надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К., пояснения административного истца, проверив доводы апелляционной жалобы и материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
В силу части 1 статьи 22 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 2 статьи 23 ЖК РФ для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения; 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (часть 1 статьи 26 ЖК РФ).
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо (часть 6 статьи 23 ЖК РФ).
Статьей 28 ЖК РФ установлено, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что К. является собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: (адрес), назначение: жилое.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: (адрес), принадлежащая К., переведена в нежилое помещение, административному истцу поручено выполнить переустройство (перепланировку) вышеназванного помещения.
Заключением межведомственной комиссии N от (дата) (адрес) признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания.
Постановлением администрации г. Орска от (дата) N -п утвержден срок отселения граждан из многоквартирного (адрес), признанного аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания, до (дата).
(дата) УЖКХ администрации (адрес) повторно принято решение об отказе в подписании акта выполненных работ по перепланировке (адрес), расположенной по адресу: (адрес) с целью перевода из жилого помещения в нежилое помещение по тем основаниям, что (дата) межведомственной комиссией принято решение о признании указанного дома аварийным и подлежащим сносу. Кроме того в заключении МУП "ЦПД "Застройщик" от (дата) N не содержатся выводы о работоспособности наружных и внутренних конструкций и безопасности использования помещения (адрес) по вышеуказанному адресу.
(дата) ООО "Октябрьский Жилкомсервис N 2" дан ответ, что представители обслуживающей организации не входят в состав приемочной комиссии, следовательно, К. необходимо обратиться в КАиГ администрации г. Орска.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент рассмотрения вопроса о подписании акта приемочной комиссии о завершении перепланировки квартиры К. весь дом, в котором находится помещение административного истца, признан аварийным и подлежащим сносу, а в соответствии с действующим законодательством в аварийных домах запрещено осуществлять приватизацию жилья, перевод жилых помещений в нежилые и нежилые помещения в жилые, проводить строительные работы по переустройству и перепланировке квартиры, так как нарушаются требования законодательства о градостроительной деятельности, отказ административных ответчиков в подписании акта приемочной комиссии является правомерным.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что К. работы по перепланировке его квартиры выполнены ранее, чем подписан акт об аварийности дома, а также ссылка в апелляционной жалобе на то, что факт присутствия приглашенных жильцов при составлении заключения об аварийности дома не подтвержден их подписями, не могут послужить основанием для отмены оспариваемого решения, поскольку указанное заключение, на основании которого дом признан аварийным и подлежащим сносу от (дата), а также постановление администрации г. Орска Оренбургской области N -п от (дата) "Об утверждении срока отселения граждан из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу" приняты в установленном порядке и не оспорены К. в установленные законом сроки.
Поскольку на момент рассмотрения вопроса о подписании акта приемочной комиссии о переводе жилого помещения в нежилое весь дом, в котором находится, в том числе помещение административного истца, признан аварийным и подлежащим сносу, отказ административных ответчиков в подписании акта приемочной комиссии является правомерным.
Судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Орска Оренбургской области от 15 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)