Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 06.06.2017 N Ф07-4555/2017 ПО ДЕЛУ N А42-3666/2016

Требование: О признании незаконным решения администрации муниципального образования об отказе управляющей компании в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах государственного жилищного фонда.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления спорными домами не проводился, а договором управления жилищным фондом уже установлена спорная плата.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июня 2017 г. по делу N А42-3666/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2017 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Старченковой В.В., при участии от администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией Степановой В.В. (доверенность от 20.01.2017), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.11.2016 (судья Варфоломеев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 (судьи Слобожанина В.Б., Сотов И.В., Черемошкина В.В.) по делу N А42-3666/2016,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", место нахождения: 119021, Москва, Комсомольский пр., д. 18, стр. 3, ОГРН 1157746180305, ИНН 7704307993 (далее - Общество), в лице обособленного подразделения "Мурманский" обратилось в Арбитражный суд города Мурманской области с заявлением к администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, место нахождения: 184511, Мурманская обл., г. Мончегорск, пр. Металлургов, д. 37, ОГРН 1025100654446, ИНН 5107110100 (далее - Администрация), о признании незаконным решения Администрации, оформленного письмом от 02.03.2016 N 04-027-477, которым Обществу отказано в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений в домах государственного жилищного фонда. В качестве способа восстановления нарушенных прав заявитель просит обязать Администрацию принять меры по установлению конкретной платы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением от 08.11.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2017, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным как не соответствующий Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) отказ Администрации, оформленный письмом от 02.03.2016 N 04-027-477, выразившийся в неустановлении экономически обоснованного размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, а также обязал Администрацию устранить нарушения прав и законных интересов Общества путем установления экономически обоснованного размера платы граждан (нанимателей) за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда, находящегося в управлении Общества по договору управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации, от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02, а именно, в многоквартирных домах N 1А по улице Сафонова, N 10, 11, 12, 13, 13А, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 34, 35 по улице Октябрьская, N 1, 3 по улице Набережная населенного пункта 27 км железной дороги Мончегорск - Оленья Мурманской области.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 08.11.2016 и постановление от 01.02.2017 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суды не учли, что собственник спорного жилищного фонда в лице Министерства принял решение об установлении размера платы за содержание и ремонт государственного жилищного фонда. Орган местного самоуправления вправе устанавливать плату за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений лишь в случаях, когда ими не избран способ управления многоквартирным домом и на общем собрании не установлен размер этой платы. В силу статьи 162 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть установлен в договоре управления, заключенном между собственником помещений и управляющей организацией.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Общество и Министерство извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (управляющая организация) и Министерство (заказчик) на основании протокола собрания собственников от 30.06.2015 N 1 заключили договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации от 27.07.2015 N 2-УЖФ-02 (далее - Договор) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными силами Российской Федерации (далее - жилищный фонд), а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном жилищном фонде.
В перечень объектов жилищного фонда, передаваемых в управление Общества, включены многоквартирные дома, расположенные в населенном пункте 27 км железной дороги Мончегорск - Оленья в городе Мончегорске с подведомственной территорией Мурманской области по адресам: ул. Сафонова, д. 1 А, ул. Октябрьская, д. 10-13, 13 А, 14-18, 20, 34, 35, ул. Набережная, д. 1, 3 (приложение N 1 к Договору).
Согласно пунктам 3.1.6 и 3.1.7 Договора Общество обязуется принимать от нанимателей плату за содержание и текущий ремонт общего имущества, плату за пользование жилым помещением (плату за наем), а также плату за управление жилищным фондом, коммунальные и другие услуги в соответствии с техническими соглашениями, заключаемыми в рамках Договора. Требовать платы от нанимателей в случае непоступления платы от них в соответствии с пунктом 3.1.6 Договора в установленные законодательством Российской Федерации и Договором сроки, с учетом применения положений пункта 3.2.3 Договора.
Пунктом 3.2.3 Договора предусмотрено, что Общество вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилыми помещениями (платы за наем), за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги.
Общество 03.02.2016 обратилось к Главе Администрации с письмом N 42/112, в котором просил установить дифференцированно для каждого из указанных домов размер платы за содержание жилого помещения для проживающих в них нанимателей, с приложением необходимых материалов по расчету в отношении спорных многоквартирных жилых домов.
Администрация письмом от 02.03.2016 N 04-027-477 отказала в установлении платы со ссылкой на то, что открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления спорными многоквартирными домами Администрацией не проводился, а Договором уже установлена плата за содержание и ремонт общего имущества управляемых Обществом домов, следовательно, у Администрации нет обязанности определять для Общества какую-либо плату.
Полагая, что Администрация незаконно отказала Обществу в установлении испрашиваемой платы, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о том, что отказ Администрации в установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда не соответствует требованиям действующего законодательства, удовлетворили заявление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Закон N 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления, закрепляет правовые основы компетенции муниципальных образований, включая установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов, а также прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 16 Закона N 131-ФЗ обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского округа.
Согласно статье 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Как следует из пункта 3 статьи 156 ЖК РФ, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество обращалось к Главе Администрации с заявлением об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, расположенного на территории населенного пункта 27 км железной дороги Мончегорск - Оленья в городе Мончегорске с подведомственной территорией Мурманской области.
Как правомерно указали суды, принадлежность упомянутого жилого фонда Министерству не исключает его статус как государственного жилого фонда и обязанность Администрации совершить требуемые управляющей компанией действия.
С учетом изложенного суды сделали обоснованный вывод о том, что обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда возложена законом на органы местного самоуправления.
В данном случае спорные объекты государственного жилищного фонда Министерства расположены на территории, которая входит в состав муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией, в связи с чем обязанность по установлению размера платы за содержание и ремонт жилых помещений по договорам найма жилых помещений в этом государственном жилищном фонде возложена на Администрацию.
Доводы подателя жалобы о том, что обязанность по принятию решения об утверждении размера платы за содержание и ремонт имущества, в том числе для нанимателей по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, возлагается на собственника помещений в многоквартирном доме по итогам общего собрания, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку обязанность органов местного самоуправления по установлению размера платы за наем, содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда прямо установлена частью 3 статьи 156 ЖК РФ.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.11.2016 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по делу N А42-3666/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу исполнительно-распорядительного органа города Мончегорска - администрации муниципального образования город Мончегорск с подведомственной территорией - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи
А.А.КУСТОВ
В.В.СТАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)