Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания": Мятечкиной И.И. по доверенности от 02.09.2015 N 52;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "УК "МУП ЕРЦ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Мироновой Татьяны Дмитриевны: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.10..2015 по делу N А35-6996/2015 (судья Калуцких Р.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании недействительным п. 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - заявитель, ООО "РЭК", Общество, ОГРН 1064633003038, ИНН 4633017746) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным п. 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "УК "МУП ЕРЦ", Мироновой Татьяны Дмитриевны.
Решением суда от 23.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственная жилищная инспекция Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в спорном доме выбран способ управления управляющая компания ООО "УК МУП ЕРЦ". ООО "РЭК" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету распределение всего объема электроэнергии, полученного путем разницы между объемом по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии и суммарным потреблением в целом по всему дому, что выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Курской области, ООО "УК "МУП ЕРЦ", Миронова Татьяна Дмитриевна не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15.04.2015 в Инспекцию поступила жалоба от Мироновой Т.Д. о недостатках в обслуживании и эксплуатации дома, расположенного по адресу: Курская область г. Железногорск ул. Ленина д. 32/1 (т. 1 л.д. 115).
Распоряжением N 2416 от 05.05.2015 было принято решение о проведении 13.05.2015 внеплановой, документальной проверки ООО "РЭК" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг (т. 1 л.д. 116-117), о чем был уведомлен заявитель (т. 1 л.д. 118).
По результатам проверки был составлен акт от 13.05.2015 N 2416 в соответствии с выводами которого указанный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии N 07591116, двухтарифный, коэффициент трансформации 40, учитывающий потребление в жилых помещениях и были установлены нарушения действующего законодательства, а именно: в нарушении п. 44 Правил N 354 и ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, начисление платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН не должно превышать объема рассчитанного исходя из норматива потребления электроэнергии (т. 1 л.д. 119-123), таким образом в вину Обществу вменено завышенное начисление платы за электроэнергию, приходящую на ОДН.
ООО "РЭК" было вручено предписание от 13.05.2015 N 2416, п. 2 которого предусмотрено в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, устранив указанные нарушения по всему дому в целом (т. 1 л.д. 124).
Считая п. 2 предписания ГЖИ от 13.05.2015 N 2416 недействительным, Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания в части обязания в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, устранив указанные нарушения по всему дому в целом.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Внеплановая проверка, с последующим вынесением предписания, была проведена надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями п. 2, п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, п. п. "в" п. 2 ч. 2. ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. п. 1.1., 4.2.1, 3.13 Положения о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 N 333.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции на момент проведения внеплановой проверки) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из совокупного анализа ч. 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд апелляционной инстанции полагает исходить из того, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме: ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Данный вывод согласуется постановление АС ВВО от 18.11.2014 по делу N А43-7079/2014, Определением Верховного Суда РФ N 301-КГ15-155 от 03.03.2015.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемых правоотношениях это ООО "РЭК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Исходя из толкования ст. 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела свидетельствуют, что управлением домом, расположенного по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1, осуществляет ООО "УК "МУП ЕРЦ".
Договорные отношения у ООО "УК "МУП ЕРЦ" с ООО "РЭК" отсутствуют. Управляющая организация не осуществляет сбор платежей за электроэнергию, приходящую на ОДН.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Позиция ГЖИ Курской области о нарушении Обществом пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, основанной на неверном толковании правовых норм.
Пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; он лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, в лице управляющей компании, отсутствуют договорные отношения, в том числе и фактические, то ООО "РЭК" было вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1) и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, заявителем не были нарушены положения требований ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Инспекция вменяет нарушение заявителем также п. 44 Правил N 354, что, по мнению административного органа, выражается в начислении платы за электроэнергию, превышающей объем рассчитанного исходя из нормативов потребления электроэнергии (заявитель при начислении платы за электроэнергию на ОДН должен был применять формулу 15 Приложения N 2 Правил N 354).
В качестве доводов жалобы указывается также, что ООО "РЭК" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету распределение всего объема электроэнергии, полученного путем разницы между объемом по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии и суммарным потреблением в целом по всему дому, что выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
Данная позиция ГЖИ по Курской области подлежит отклонению, как несостоятельная, по следующим основаниям.
Материалы дела свидетельствуют, что Обществом осуществлялось начисление платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН исходя из формулы 12 приложения N 2 Правил N 354.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области N 12 от 25.02.2014 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (т. 2 л.д. 3).
Положения п. 44 Правил N 354 устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 12 из объема (количества) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в u-м нежилом помещении, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета, объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Полученные объемы электрической энергии умножаются на соотношение между общей площадью i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 13 приложения N 2 к Правилам N 354).
Такое правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности.
Материалы дела подтверждают, что поставкой электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1 осуществляет ресурсоснабжающая организация, являющаяся гарантированным поставщиком.
Поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома в качестве исполнителя коммунальной услуги "Электроснабжение" избрали ресурсоснабжающую организацию, то они фактически выразили согласие с оплатой данной коммунальной услуги в соответствии с абз. 4 п. 44 Правил N 354.
Таким образом, Обществом обоснованно применялись положения абз. 4 п. 44 Правил N 354 в соответствии с 12 приложения N 2.
В связи с вышеизложенным, п. 2 предписания ГЖИ N 2416 от 13.05.2015 не соответствует требованиям ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 44 Правил N 354, нарушает права и законные интересы заявителя - ООО "РЭК", поскольку Инспекция необоснованно возложила на Общество выполнить обязанность в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о недействительности пункта 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Инспекцией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.10.2015 по делу N А35-6996/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.12.2015 N 19АП-7175/2015 ПО ДЕЛУ N А35-6996/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2015 г. по делу N А35-6996/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания": Мятечкиной И.И. по доверенности от 02.09.2015 N 52;
- от Государственной жилищной инспекции Курской области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от общества с ограниченной ответственностью "УК "МУП ЕРЦ": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от Мироновой Татьяны Дмитриевны: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.10..2015 по делу N А35-6996/2015 (судья Калуцких Р.Г.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" к Государственной жилищной инспекции Курской области о признании недействительным п. 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - заявитель, ООО "РЭК", Общество, ОГРН 1064633003038, ИНН 4633017746) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - заинтересованное лицо, Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным п. 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "УК "МУП ЕРЦ", Мироновой Татьяны Дмитриевны.
Решением суда от 23.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственная жилищная инспекция Курской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в спорном доме выбран способ управления управляющая компания ООО "УК МУП ЕРЦ". ООО "РЭК" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету распределение всего объема электроэнергии, полученного путем разницы между объемом по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии и суммарным потреблением в целом по всему дому, что выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
В судебное заседание Государственная жилищная инспекция Курской области, ООО "УК "МУП ЕРЦ", Миронова Татьяна Дмитриевна не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15.04.2015 в Инспекцию поступила жалоба от Мироновой Т.Д. о недостатках в обслуживании и эксплуатации дома, расположенного по адресу: Курская область г. Железногорск ул. Ленина д. 32/1 (т. 1 л.д. 115).
Распоряжением N 2416 от 05.05.2015 было принято решение о проведении 13.05.2015 внеплановой, документальной проверки ООО "РЭК" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг (т. 1 л.д. 116-117), о чем был уведомлен заявитель (т. 1 л.д. 118).
По результатам проверки был составлен акт от 13.05.2015 N 2416 в соответствии с выводами которого указанный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии N 07591116, двухтарифный, коэффициент трансформации 40, учитывающий потребление в жилых помещениях и были установлены нарушения действующего законодательства, а именно: в нарушении п. 44 Правил N 354 и ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, начисление платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН не должно превышать объема рассчитанного исходя из норматива потребления электроэнергии (т. 1 л.д. 119-123), таким образом в вину Обществу вменено завышенное начисление платы за электроэнергию, приходящую на ОДН.
ООО "РЭК" было вручено предписание от 13.05.2015 N 2416, п. 2 которого предусмотрено в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, устранив указанные нарушения по всему дому в целом (т. 1 л.д. 124).
Считая п. 2 предписания ГЖИ от 13.05.2015 N 2416 недействительным, Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд области исходил из того, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого предписания в части обязания в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а также в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, устранив указанные нарушения по всему дому в целом.
Апелляционная коллегия соглашается с данными выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Внеплановая проверка, с последующим вынесением предписания, была проведена надлежащим органом в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с требованиями п. 2, п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, п. п. "в" п. 2 ч. 2. ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. п. 1.1., 4.2.1, 3.13 Положения о государственной жилищной инспекции Курской области, утвержденного Постановлением Губернатора Курской области от 29.05.2000 N 333.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции на момент проведения внеплановой проверки) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из совокупного анализа ч. 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суд апелляционной инстанции полагает исходить из того, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме: ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Данный вывод согласуется постановление АС ВВО от 18.11.2014 по делу N А43-7079/2014, Определением Верховного Суда РФ N 301-КГ15-155 от 03.03.2015.
При этом в силу пункта 8 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемых правоотношениях это ООО "РЭК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Исходя из толкования ст. 39 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил N 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил N 354: плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела свидетельствуют, что управлением домом, расположенного по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1, осуществляет ООО "УК "МУП ЕРЦ".
Договорные отношения у ООО "УК "МУП ЕРЦ" с ООО "РЭК" отсутствуют. Управляющая организация не осуществляет сбор платежей за электроэнергию, приходящую на ОДН.
Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Позиция ГЖИ Курской области о нарушении Обществом пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, основанной на неверном толковании правовых норм.
Пункт 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям; он лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, в лице управляющей компании, отсутствуют договорные отношения, в том числе и фактические, то ООО "РЭК" было вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1) и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, заявителем не были нарушены положения требований ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Инспекция вменяет нарушение заявителем также п. 44 Правил N 354, что, по мнению административного органа, выражается в начислении платы за электроэнергию, превышающей объем рассчитанного исходя из нормативов потребления электроэнергии (заявитель при начислении платы за электроэнергию на ОДН должен был применять формулу 15 Приложения N 2 Правил N 354).
В качестве доводов жалобы указывается также, что ООО "РЭК" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету распределение всего объема электроэнергии, полученного путем разницы между объемом по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии и суммарным потреблением в целом по всему дому, что выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
Данная позиция ГЖИ по Курской области подлежит отклонению, как несостоятельная, по следующим основаниям.
Материалы дела свидетельствуют, что Обществом осуществлялось начисление платы за электроэнергию, предоставленной на ОДН исходя из формулы 12 приложения N 2 Правил N 354.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области N 12 от 25.02.2014 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (т. 2 л.д. 3).
Положения п. 44 Правил N 354 устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 12 из объема (количества) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в u-м нежилом помещении, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета, объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Полученные объемы электрической энергии умножаются на соотношение между общей площадью i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 13 приложения N 2 к Правилам N 354).
Такое правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности.
Материалы дела подтверждают, что поставкой электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1 осуществляет ресурсоснабжающая организация, являющаяся гарантированным поставщиком.
Поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома в качестве исполнителя коммунальной услуги "Электроснабжение" избрали ресурсоснабжающую организацию, то они фактически выразили согласие с оплатой данной коммунальной услуги в соответствии с абз. 4 п. 44 Правил N 354.
Таким образом, Обществом обоснованно применялись положения абз. 4 п. 44 Правил N 354 в соответствии с 12 приложения N 2.
В связи с вышеизложенным, п. 2 предписания ГЖИ N 2416 от 13.05.2015 не соответствует требованиям ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 44 Правил N 354, нарушает права и законные интересы заявителя - ООО "РЭК", поскольку Инспекция необоснованно возложила на Общество выполнить обязанность в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При названных условиях, арбитражный суд апелляционной инстанции считает верными выводы суда области о недействительности пункта 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 N 2416.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Инспекцией на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
постановил:
Решение Арбитражного суда Курской области от 23.10.2015 по делу N А35-6996/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)