Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 27.01.2016 ПО ДЕЛУ N А40-223007/15-139-1860

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 января 2016 г. по делу N А40-223007/15-139-1860


Арбитражный суд города Москвы в составе:
судьи Корогодова И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело
по заявлению ТСЖ "Северный поселок-1" (ОГРН 5087746281960)
к Государственной жилищной инспекции г. Москвы (ОГРН 1027700066140)
об оспаривании постановления от 24.09.2015 N 03-89/15-97 по делу об административном правонарушении
без вызова сторон

установил:

ТСЖ "Северный поселок-1" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции города Москвы от 24.09.2015 N 03-89/15-97 по делу о назначении административного наказания по ст. 9.1 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 20 000 руб.
В обоснование требования заявитель указал на то, что постановление вынесено с нарушением норм гражданского и административного законодательства.
Государственная жилищная инспекция г. Москвы, извещенное надлежащим образом о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, направила отзыв на заявление, согласно которому возражало против удовлетворения заявленных требований.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 АПК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 226 АПК РФ дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы заявления и отзыва на него, суд считает заявленные требования обоснованными в части размера административного штрафа.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Бутырской межрайонной прокуратурой г. Москвы 17.08.2015 в доме расположенном по адресу: г. Москва, ул. 7-я Северная линия, д. 7 в период времени с 11 часов 00 минут до 18 часов 00 минут проведена проверка соблюдения жилищного законодательства ТСЖ "Северный поселок-1".
В соответствии с уставом ТСЖ "Северный поселок-1" представляет собой единый комплекс недвижимого имущества, включающий в себя, в том числе, многоквартирные двухэтажные или одноэтажные дома и одноквартирные дома по адресам: 1-я Северная линия, д. 2, 4, 6, 8, 10, 11,12, 13, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36; 2-я Северная линия, д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 21, 23, 25, 29, 31, 33; 3-я Северная линия, д. 5,7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16; 4-я Северная линия, д. д. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18; 5-я Северная линия, д. 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 23, 25, 27, 29; 6-я Северная линия, д. д. 3, 5, 7, 9; 7-я Северная линия, д. 1,3,4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 17; 8-я Северная линия, д. 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15; 9-я Северная линия, д. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18; Дмитровское шоссе, д. 172.
Одной из целью создания ТСЖ "Северный поселок - 1" является обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества; осуществление хозяйственной деятельности в соответствии с жилищным законодательством и уставом ТСЖ "Северный поселок 1"; в соответствии с уставом ТСЖ "Северный поселок - 1", ТСЖ "Северный поселок - 1" обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в объединении домов.
Проверкой установлено, что ТСЖ "Северный поселок-1" при содержании и эксплуатации вышеуказанного многоквартирного дома нарушаются требования жилищного законодательства, установленные ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2.2 Норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда "Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий" ЖНМ-96-01/4, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 (далее - Норматив ЖНМ-96-01/4).
В доме допущена просадка, разрушение отмостки по периметру здания, растительность на отмостке (п. 2.2 Норматив ЖНМ-96-01/4).
Таким образом, в действиях ТСЖ "Северный поселок-1" содержатся признаки правонарушения, предусмотренного ст. 9.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях".
26.08.2015 г. заместителем Бутырского межрайонного прокурора г. Москвы, советником юстиции Юсуповым Н.Р. по данному факту в отношении ТСЖ "Северный поселок-1" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 КоАП РФ.
Данное постановление вынесено в присутствии полномочного представителя общества, которому были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.
На основании указанного постановления заместителем начальника Мосжилинспекции Ревиным Н.А. рассмотрены материалы дела об административном правонарушении и вынесено постановление от 24.09.2015 N 03-89/15-97 о назначении ТСЖ "Северный поселок-1" административного наказания по ст. 9.1 КоАП г. Москвы в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Данное постановление вынесено в отсутствии надлежащим образом извещенного законного представителя ТСЖ "Северный поселок-1".
В силу п. 4.4.4 Положения о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП, инспекция осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением требований к содержанию особых объектов нежилого фонда города Москвы.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы от 25.07.2006 N 567-ПП "О мерах по обеспечению надежности зданий гражданского назначения с большепролетными конструкциями" на Государственную жилищную инспекцию города Москвы (Мосжилинспекцию) возложены функции уполномоченного органа по контролю за выполнением требований организации технической эксплуатации, ремонта и мониторинга зданий гражданского назначения с большепролетными конструкциями (с пролетом от восемнадцати и более метров), находящихся в собственности города Москвы (далее - здания с большепролетными конструкциями), и связанных с обеспечением их надежности.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения 25.1, 28.2, 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 9.1 Кодекса города Москвы об административных нарушениях нарушение установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пп. "з" п. 11 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила) содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий в городе Москве обязательны для исполнения в течение установленных сроков их действия всеми субъектами жилищного фонда, а именно: собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами, а также другими пользователями жилых и нежилых помещений в жилых строениях; лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда, а также предоставляющими коммунальные и прочие эксплуатационно-технические услуги предприятиям, учреждениям и организациям; органами управления городским хозяйством и органами государственного контроля.
Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие нормативов или уклонение от их реализации влекут за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством (п. 3 ст. 5 закона г. Москвы от 13.11.1996 N 30 "Об установлении нормативов по эксплуатации жилищного фонда в городе Москве и контроле за их соблюдением").
Проверкой установлено, что ТСЖ "Северный поселок-1" при содержании и эксплуатации вышеуказанного многоквартирного дома нарушаются требования жилищного законодательства, установленные ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 2.2 Норматива Москвы по эксплуатации жилищного фонда "Подготовка к сезонной эксплуатации жилых зданий" ЖНМ-96-01/4, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04.06.1996 N 465 (далее - Норматив ЖНМ-96-01/4).
Поскольку на Товарищество возложена обязанность по надлежащему содержанию помещений многоквартирного дома в силу закрепления за ним статуса Управляющей организации, указанное лицо несет персональную ответственность за нарушение требований установленных законом нормативов.
Объективная сторона вменяемого заявителю административного правонарушения выражается в нарушении установленных Правительством Москвы нормативов по эксплуатации жилищного фонда.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности все имеющиеся в деле доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о доказанности административным органом события и состава административного правонарушения, предусмотренных ст. 9.1 КоАП г. Москвы, а также вины ТСЖ "Северный поселок-1" в его совершении.
В то же время, согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу правовой позиции, изложенной в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ N 10 от 02.06.2004 г., при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Постановление административного органа может быть признано незаконным и изменено и в случае, когда арбитражным судом на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ будут признаны смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд может признать эти обстоятельства в качестве смягчающих независимо от того, ходатайствовал ли заявитель об их учете на стадии рассмотрения дела административным органом.
В данном случае, административный орган назначил заявителю административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Учитывая, что административным органом не установлено наличие отягчающих обстоятельств, суд считает возможным уменьшить сумму наложенного на ТСЖ штрафа до минимального размера санкции ст. 9.1 КоАП Москвы - 15 000 рублей, полагая, что данная мера ответственности сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ оспариваемое постановление в части назначения наказания подлежит признанию незаконным и изменению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.2, 25.1, 26.1 - 26.3, 28.2, 29.7, 29.10 КоАП РФ, ст. ст. 167 - 170, 207 - 211, 229 АПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции г. Москвы от 24.09.2015 N 03-89/15-97 о привлечении ТСЖ "Северный поселок-1" к административной ответственности на основании ст. 9.1 КоАП Москвы в части назначения административного наказания, снизив размер административного штрафа до 15 000 руб. (пятнадцати тысяч рублей).
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья
И.В.КОРОГОДОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)