Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.06.2016 N 05АП-4086/2016 ПО ДЕЛУ N А51-291/2016

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2016 г. по делу N А51-291/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 21 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей А.В. Гончаровой, Г.М. Грачева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания",
апелляционное производство N 05АП-4086/2016
на решение от 20.04.2016
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-291/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" (ИНН 2536089572, ОГРН 1022501295893, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.11.2002)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011)
о признании незаконным предписания N 51-04-14/229 от 09.12.2015,
при участии:
- от ООО "Восточная строительная компания": директор Кададов В.Н., действующий на основании приказа о назначении директором N 4/01/15 от 01.03.2015, паспорт;
- от Государственной жилищной инспекции Приморского края: не явились, извещены,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее по тексту - административный орган, инспекция, жилищная инспекция) от 09.12.2015 N 51-04-14/229.
Решением от 20.03.2015 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что замена теплового узла относится к капитальным видам работ, финансирование и организация которых в свою очередь осуществляется Фондом Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края". Настаивает на том, что тепловой узел находится в технически исправном состоянии, готов для предоставления коммунальной услуги теплоснабжения и содержится обществом в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан. Считает, что замена указанного теплового узла на новый тепловой узел с автоматическим регулятором температуры, в силу пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), возможна только при принятии соответствующего решения общим собранием собственников помещений многоквартирного дома.
В судебном заседании директор общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Жилищная инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилась, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя указанного лица.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В связи с обращением N 51гр-6823 собственника помещения в многоквартирном доме N 52 по улице Некрасовская в г. Владивостоке приказом инспекции от 03.12.2015 N 51-09-2447 в отношении общества было назначено проведение внеплановой выездной проверки с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан по указанному обращению на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки административным органом были проведены замеры температуры воздуха в жилом помещении N 909 многоквартирного дома N 52 по ул. Некрасовская, в ходе которых было установлено, что температура воздуха составила 21,3 градусов по Цельсию. Одновременно установлено, что температура отопительных приборов составила 43,3 градусов по Цельсию при подаваемой температуре теплоносителя 84 градусов по Цельсию, при предположительной температуре наружного воздуха минус 10 градусов по Цельсию. При этом, согласно акта ресурсоснабжающей организации ОАО "ДГК" от 07.12.2015 на момент проверки по содержанию теплового узла в указанном многоквартирном доме установлено, что на тепловом узле отсутствуют контрольно-измерительные приборы, отсутствуют штуцера под контрольно-измерительные приборы, элеватор теплового узла заблинован, завышена температура в обратном трубопроводе.
Установив данные обстоятельства, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом пунктов 2.6.5, 5.1.1, 5.1.3, 5.2.2, 5.2.25 Правил и норм требований технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), подпунктов "б", "д", "ж" пункта 10 и подпункта "и" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и часть 1 статьи 161 ЖК РФ.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте проверке N 51-04-13/1032 от 09.12.2015.
В целях устранения выявленных нарушений обществу выдано предписание N 51-04-14/229 от 09.12.2015 о необходимости в срок до 15.01.2016 устранить нарушения обязательных требований, провести работы по надлежащему восстановлению работы теплового пункта в многоквартирном доме N 52 по ул. Некрасовская в г. Владивостоке.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон N 294-ФЗ) закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать юридическому лицу предписание об устранении выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
Согласно пункту 1.1 Постановления Администрации Приморского края от 31.10.2012 N 302-па "О переименовании отдела государственного жилищного надзора Приморского края и об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Приморского края" (далее по тексту - Постановление N 302-па), инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий региональный государственный жилищный надзор на территории Приморского края.
Подпунктом 2.1.1 названного Постановления предусмотрено, что инспекция организует и проводит проверки выполнения юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, к деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (подпункт 2.2.3 Постановления N 302-па).
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано инспекцией как органом, уполномоченным в сфере государственного жилищного надзора, по результатам проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по улице Некрасовская, 52 в г. Владивостоке.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 2 данной нормы предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, общество осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Владивосток ул. Некрасовская, дом N 52 на основании лицензии от 30.04.2015 N 025 000263.
В силу части 1 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 названной статьи установлено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии закреплена в Правилах N 491.
Подпунктами "б", "д", "ж" пункта 10 названных Правил предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпункту "и" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий.
В свою очередь, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определен в Правилах N 170. В указанном нормативном правовом акте определены правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 2.6.5. названных Правил, подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).
Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования.
Должна быть выполнена наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом (элеваторном) узле.
Устройства газового хозяйства должны пройти наладку запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления на зимний период.
Оборудование насосных станций, систем противопожарного оборудования должно быть укомплектовано основным и резервным оборудованием, обеспечено автоматическое включение резервных насосов при отказе основных, отрегулировано и исправно.
В силу требований пункта 5.1.1 Правил N 170 системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности системы отопления с подачей теплоносителя требуемых параметров во все нагревательные приборы здания по графику регулирования температуры воды в системе отопления (пункт 5.1.3 Правил N 170).
Согласно пункту 5.2.13 указанных Правил, повышение давления теплоносителя (в том числе кратковременное) свыше допустимого при отключении и включении систем центрального отопления не допускается. Для защиты местных систем от аварийного повышения параметров теплоносителя от опорожнения в тепловых пунктах должны устанавливаться автоматические устройства.
Пунктом 5.2.25 Правил N 170 предусмотрено, что обслуживающий персонал должен ежедневно заносить показания контрольно-измерительных приборов, установленных в тепловом пункте, в журнал регистрации.
Из приведенных положений Правил N 491 и Правил N 170 следует, что управляющая организация (исполнитель коммунальных услуг) обязана самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы (в том числе системы центрального отопления), с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, для чего должна своевременно проводить соответствующие мероприятия.
Из материалов дела следует, что инспекцией в ходе проверки в отношении общества осуществляющего управление многоквартирным домом N 52 по ул. Некрасовская установлено, что на тепловом узле отсутствуют контрольно-измерительные приборы, отсутствуют штуцера под контрольно-измерительные приборы, элеватор теплового узла заблинован, завышена температура в обратном трубопроводе.
Данный факт подтвержден материалами административного дела, в том числе актом проверки от 07.12.2015, составленным АО "ДГК" (л.д. 24), а также актом проверки жилищной инспекции от 09.12.2015 N 51-04-13/1032 (л.д. 16).
Соответственно у административного органа имелись основания для вынесения оспариваемого предписания в целях устранения выявленных нарушений пунктов 2.6.5, 5.1.1, 5.1.3, 5.2, 13, 5.2.25 Правил N 170, подпунктов "б", "д" и "ж" пункта 10 и подпункта "и" пункта 11 Правил N 491, а также части 1 статьи 161 ЖК РФ.
Доводы общества о том, что замена теплового узла относится к капитальным видам работ, финансирование и организация которых в свою очередь осуществляется Фондом Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края", в связи с чем основания для выдачи ему предписания отсутствовали, судом апелляционной инстанции отклоняется.
В силу пунктов 39, 42 Правил N 491 управляющие организации несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В числе представленных документов имеется информация сайта "Реформа ЖКХ" (л.д. 56), согласно которой общество на основании договора управления от 01.04.2009 приняло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома N 52 по ул. Некрасовская, в г. Владивостоке. Данное обстоятельство ООО "ВСК" не оспаривается.
Таким образом, поскольку общество приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению указанным многоквартирным домом, то есть является управляющей организацией применительно к общему имуществу такого жилого дома, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в силу приведенных выше норм права заявитель должен обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 6464/10 требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170 и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющая организация выступает в этих отношениях как специализированная коммерческая организация, осуществляющая управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно указал, что в нарушение требований ЖК РФ, Правил N 170 и Правил N 491, обществом не приняты меры должные меры по содержанию и ремонту общего имущества (системы теплоснабжения) собственников помещений многоквартирного дома: N 52 по ул. Некрасовская в г. Владивостоке.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Ссылка ООО "ВСК" на Фонд Приморского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Приморского края", как на регионального оператора, на которого возложена обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома N 52 по ул. Некрасовская, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку в Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Приморского края, указанный дом в спорный период не включен.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод общества со ссылкой на то, что общее собрание собственников помещений не принимало решений о проведении капитального ремонта общего имущества спорного многоквартирного дома.
Действующие законодательство не ставит обязанность содержания жилого фонда в состоянии, пригодном для проживания, в зависимость от инициативы жильцов по проведению общего собрания для принятия решения о проведении ремонта общего имущества. Общество, являющееся управляющей организацией, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Таким образом, установленный в договоре управления многоквартирным домом круг обязанностей управляющей организации не освобождает общество от соблюдения тех общеобязательных требований, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение безопасного и благоприятного проживания граждан.
Принимая во внимание, что нарушения, послужившие основанием для вынесения предписания, имели место, их наличие управляющей компанией не опровергнуто, полномочия по выдаче предписания у административного органа имелись, судебная коллегия считает, что оспариваемое предписание не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 руб. на общество. В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату из бюджета в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ как излишне уплаченная.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.04.2016 по делу N А51-291/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Восточная строительная компания" из федерального бюджета 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 123 от 12.05.2016.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
И.С.ЧИЖИКОВ

Судьи
А.В.ГОНЧАРОВА
Г.М.ГРАЧЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)