Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что поставил в жилые дома электрическую энергию, которая не оплачена ответчиком, выступающим, по мнению истца, управляющей компанией в отношении спорных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при ведении протокола помощником судьи Макаренко Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Коротун Е.А. (дов. б/н от 17.12.2015),
от ответчика: ООО "Жилком-Сервис" Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2015),
от третьего лица:
ООО "УК "Жилком-Сервис" Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2016),
от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белгородэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Белгородэнергосбыт", ОГРН 1043108002321, ИНН 3123110760, (далее - ОАО "Белгородэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилком-Сервис", ОГРН 1053104007417, ИНН 3120082040, (далее - ООО "УК Жилком-Сервис") о взыскании 334 393 руб. 10 коп. долга за потребленную в период с 01.10.2014 по 30.11.2014 электроэнергию. Делу присвоен номер А08-10975/2014.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 04.03.2015 исковые требования ОАО "Белгородэнергосбыт" о взыскании с ООО "УК Жилкомм-Сервис" 127 194 руб. 49 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9; г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84; ул. Кооперативная, д. 4; ул. Ржевское Шоссе, д. д. 10, 12; пер. Институтский, д. 3, выделены в отдельное производство с присвоением номера А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2015 дела NN А08-1627/2015 и N А08-1717/2015 по исковым заявлениям ОАО "Белгородэнергосбыт" к ООО "УК Жилком-Сервис" о взыскании 127 194 руб. 49 коп. и 81 640 руб. 48 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9; г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84; ул. Кооперативная, д. 4; ул. Ржевское Шоссе, д. д.10,12; пер. Институтский, д. 3, объединены в одно производство N А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 07.09.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО "УК Жилком-Сервис" надлежащим - ООО "Жилком-Сервис". ООО "УК Жилком-Сервис" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также Администрация Шебекинского района, ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК-Центра"-"Белгородэнерго", Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 (судья Астаповская А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (судьи Маховая Е.В., Колянчикова Л.А., Мокроусова Л.М.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, ОАО "Белгородэнергосбыт" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В представленных отзывах на кассационную жалобу Администрация Шебекинского района и Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса" поддержали доводы кассационной жалобы истца.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал ее доводы по изложенным мотивам.
Представитель ООО "Жилком-Сервис" и ООО "УК "Жилком-Сервис" доводы кассационной жалобы отклонил, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Администрацией Шебекинского района заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее ответчика и третьих лиц, выслушав представителей сторон и ООО "УК "Жилком-Сервис", судебная коллегия считает необходимым принятые решение и постановление отменить, направив дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) на Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" (правопредшественник Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса") возложена обязанность по управлению от имени муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" имуществом, по заключению с управляющими компаниями договоров на содержание имущества, указанного в п. 1 постановления.
Приложением к постановлению главы администрации Шебекинского района N 727 определен перечень объектов жилищного фонда, относящегося к муниципальной собственности Шебекинского района, передаваемых на обслуживание управляющим компаниям, в соответствии с которым ООО "Жилкомм-Сервис" на обслуживание были переданы объекты жилищного фонда (общежития), в том числе расположенные по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9 (с учетом пп. "в" п. 1 постановления главы Администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867 "О внесении изменений в постановление главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727").
Во исполнение указанного постановления N 727 Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" заключило с ООО "Жилком-Сервис" договор от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования муниципальный район "Шебекинский район и город Шебекино", согласно которому ООО "Жилкомм-Сервис" приняло на себя обязательства по содержанию муниципального имущества общежитий по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское Шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9.
Постановлением Администрации муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 01.07.2013 N 828 произведена реорганизация Шебекинского муниципального учреждения "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" путем присоединения к Шебекинскому МБУ "Коммунальная служба сервиса".
01.07.2013 Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса" (заказчик) заключен с ООО "Жилком-Сервис" (исполнитель) договор по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым ООО "Жилком-Сервис" обязалось производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилого фонда бывших общежитий, расположенных по вышеуказанным адресам.
Пунктом 3.1 договора от 01.07.2013 предусмотрены обязанности ответчика производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества указанных объектов муниципального жилого фонда; содержать объекты внешнего благоустройства, входящего в состав общего имущества; использовать их по назначению; обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания в домах, выполнять функции распорядителя по общим вопросам оперативного управления и ремонта общего имущества жилых зданий.
Ссылаясь на то, что в период с 01.08.2014 по 30.11.2014 ОАО "Белгородэнергосбыт" поставило в жилые дома (общежития) по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9 электрическую энергию в объеме 61 646 кВт.ч. на сумму 208 834 руб. 97 коп., которая не оплачена ответчиком, выступающим, по мнению истца, управляющей компанией в отношении спорных домов, "Белгородэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у ООО "Жилком-Сервис" обязательств по оплате коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, поставленной в спорные объекты муниципального жилого фонда.
Судебная коллегия считает выводы арбитражных судов недостаточно обоснованными, сделанными без учета требований действующего законодательства, а также ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с п. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что жилые дома (бывшие общежития), расположенные по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9, являлись объектами муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности с указанием перечня объектов, составляющих казну муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино", представленной в дело.
При этом количество квартир, находящихся в муниципальной собственности, в доме N 9 по улице Харьковская в селе Новая Таволжанка составляло 95%; в доме N 84 по улице Ленина в городе Шебекино - 84,54%; в доме N 4 по улице Кооперативная - 100%; в домах N N 10, 12 по улице Ржевское шоссе - 52%; в доме N 3 по переулку Институтский - 76%, то есть более 50% в праве общей собственности в спорных домах.
Постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) орган местного самоуправления, являющийся собственником данных объектов муниципального имущества, передал на обслуживание управляющей организации - ООО "Жилком-Сервис" указанные объекты жилищного фонда (бывшие общежития), что послужило основанием для заключения ответчиком с Шебекинским МУ "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" договора от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования, а также договора от 01.07.2013 по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий с Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса".
При этом доказательства, свидетельствующие об изменении способа управления этими жилыми домами в спорный период по решению собственников помещений, в том числе об избрании непосредственного способа управления домом, из материалов дела не усматриваются.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления домом установлена в ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
Из пунктов 1, 2, 9 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что многоквартирный дом может управляться только одним из способов управления и одной управляющей организацией, которая обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также оказывать весь комплекс коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких многоквартирных домах.
Действующее жилищное законодательство не содержит положений, допускающих частичную передачу полномочий исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома третьим лицам.
При этом надлежащая оценка правомерности передачи ответчику на основании постановления органа местного самоуправления N 727 части функций исполнителя коммунальных услуг, касающихся только осуществления деятельности по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества зданий бывших общежитий, арбитражным судом не дана.
Довод заявителя жалобы, поддержанный позицией третьего лица - Администрацией Шебекинского района, о том, что путем передачи спорных жилых домов на обслуживание ответчика собственник данных объектов муниципального имущества реализовал тем самым свое право на выбор управляющей организации в отношении спорного имущества в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ, не был предметом исследования и оценки арбитражного суда.
Согласно п. 2, п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, включая: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца пояснил, что право на выставление гражданам, проживающим в спорных жилых домах, платежных квитанций на оплату оказанных коммунальных и жилищных услуг было передано ответчиком ООО "УК "Жилкомм-Сервис" на основании заключенного ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" соответствующего договора.
Указанное утверждение истца представителем ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" не было оспорено в устном порядке.
При этом вопрос об определении лица, производившего расчеты с гражданами за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах и коммунальные услуги, по оформлению соответствующих платежных документов, имеющий существенное значение при определении надлежащего лица, выступающего исполнителем коммунальных услуг в спорный период в отношении этих домов, судом не исследовался.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций не учтены требования действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, выводы судов нельзя признать достаточно обоснованными, в связи с чем кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие правовые нормы.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 06.07.2016 N Ф10-2062/2016 ПО ДЕЛУ N А08-1627/2015
Требование: О взыскании задолженности за электроэнергию.Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что поставил в жилые дома электрическую энергию, которая не оплачена ответчиком, выступающим, по мнению истца, управляющей компанией в отношении спорных домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 июля 2016 г. N Ф10-2062/2016
Дело N А08-1627/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.07.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шильненковой М.В.
судей Козелкина И.И., Сладкопевцевой Н.Г.
при ведении протокола помощником судьи Макаренко Е.В.
при участии в заседании:
от истца: Коротун Е.А. (дов. б/н от 17.12.2015),
от ответчика: ООО "Жилком-Сервис" Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2015),
от третьего лица:
ООО "УК "Жилком-Сервис" Левашова Д.В. (дов. б/н от 20.01.2016),
от иных третьих лиц: не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Белгородской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "Белгородэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Белгородэнергосбыт", ОГРН 1043108002321, ИНН 3123110760, (далее - ОАО "Белгородэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Жилком-Сервис", ОГРН 1053104007417, ИНН 3120082040, (далее - ООО "УК Жилком-Сервис") о взыскании 334 393 руб. 10 коп. долга за потребленную в период с 01.10.2014 по 30.11.2014 электроэнергию. Делу присвоен номер А08-10975/2014.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 04.03.2015 исковые требования ОАО "Белгородэнергосбыт" о взыскании с ООО "УК Жилкомм-Сервис" 127 194 руб. 49 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9; г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84; ул. Кооперативная, д. 4; ул. Ржевское Шоссе, д. д. 10, 12; пер. Институтский, д. 3, выделены в отдельное производство с присвоением номера А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 08.04.2015 дела NN А08-1627/2015 и N А08-1717/2015 по исковым заявлениям ОАО "Белгородэнергосбыт" к ООО "УК Жилком-Сервис" о взыскании 127 194 руб. 49 коп. и 81 640 руб. 48 коп. задолженности за электроэнергию потребленную многоквартирными домами, расположенными по адресам: с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9; г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84; ул. Кооперативная, д. 4; ул. Ржевское Шоссе, д. д.10,12; пер. Институтский, д. 3, объединены в одно производство N А08-1627/2015.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 07.09.2015 произведена замена ненадлежащего ответчика - ООО "УК Жилком-Сервис" надлежащим - ООО "Жилком-Сервис". ООО "УК Жилком-Сервис" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены также Администрация Шебекинского района, ПАО "МРСК-Центра" в лице филиала ПАО "МРСК-Центра"-"Белгородэнерго", Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 (судья Астаповская А.Г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 (судьи Маховая Е.В., Колянчикова Л.А., Мокроусова Л.М.) принятое решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых решении и постановлении, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права, ОАО "Белгородэнергосбыт" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
В представленных отзывах на кассационную жалобу Администрация Шебекинского района и Шебекинское МБУ "Коммунальная служба сервиса" поддержали доводы кассационной жалобы истца.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя жалобы поддержал ее доводы по изложенным мотивам.
Представитель ООО "Жилком-Сервис" и ООО "УК "Жилком-Сервис" доводы кассационной жалобы отклонил, считая принятые решение и постановление законными и обоснованными.
Представители третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующих сведений на официальном сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, в судебное заседание не явились. Администрацией Шебекинского района заявлено ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее ответчика и третьих лиц, выслушав представителей сторон и ООО "УК "Жилком-Сервис", судебная коллегия считает необходимым принятые решение и постановление отменить, направив дело в суд первой инстанции для нового рассмотрения.
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) на Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" (правопредшественник Шебекинского МБУ "Коммунальная служба сервиса") возложена обязанность по управлению от имени муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" имуществом, по заключению с управляющими компаниями договоров на содержание имущества, указанного в п. 1 постановления.
Приложением к постановлению главы администрации Шебекинского района N 727 определен перечень объектов жилищного фонда, относящегося к муниципальной собственности Шебекинского района, передаваемых на обслуживание управляющим компаниям, в соответствии с которым ООО "Жилкомм-Сервис" на обслуживание были переданы объекты жилищного фонда (общежития), в том числе расположенные по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9 (с учетом пп. "в" п. 1 постановления главы Администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867 "О внесении изменений в постановление главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727").
Во исполнение указанного постановления N 727 Шебекинское муниципальное учреждение "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" заключило с ООО "Жилком-Сервис" договор от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования муниципальный район "Шебекинский район и город Шебекино", согласно которому ООО "Жилкомм-Сервис" приняло на себя обязательства по содержанию муниципального имущества общежитий по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское Шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9.
Постановлением Администрации муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино" от 01.07.2013 N 828 произведена реорганизация Шебекинского муниципального учреждения "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" путем присоединения к Шебекинскому МБУ "Коммунальная служба сервиса".
01.07.2013 Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса" (заказчик) заключен с ООО "Жилком-Сервис" (исполнитель) договор по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с которым ООО "Жилком-Сервис" обязалось производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества муниципального жилого фонда бывших общежитий, расположенных по вышеуказанным адресам.
Пунктом 3.1 договора от 01.07.2013 предусмотрены обязанности ответчика производить техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества указанных объектов муниципального жилого фонда; содержать объекты внешнего благоустройства, входящего в состав общего имущества; использовать их по назначению; обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания в домах, выполнять функции распорядителя по общим вопросам оперативного управления и ремонта общего имущества жилых зданий.
Ссылаясь на то, что в период с 01.08.2014 по 30.11.2014 ОАО "Белгородэнергосбыт" поставило в жилые дома (общежития) по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9 электрическую энергию в объеме 61 646 кВт.ч. на сумму 208 834 руб. 97 коп., которая не оплачена ответчиком, выступающим, по мнению истца, управляющей компанией в отношении спорных домов, "Белгородэнергосбыт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у ООО "Жилком-Сервис" обязательств по оплате коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, поставленной в спорные объекты муниципального жилого фонда.
Судебная коллегия считает выводы арбитражных судов недостаточно обоснованными, сделанными без учета требований действующего законодательства, а также ряда обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
В соответствии с п. 1 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Согласно п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.
Из материалов дела усматривается, что жилые дома (бывшие общежития), расположенные по адресам: г. Шебекино, ул. Ленина, д. 84, ул. Ржевское шоссе, д. 10, д. 12, пер. Институтский, д. 3, ул. Кооперативная, д. 4, с. Новая Таволжанка, ул. Харьковская, д. 9, являлись объектами муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра объектов муниципальной собственности с указанием перечня объектов, составляющих казну муниципального района "Шебекинский район и город Шебекино", представленной в дело.
При этом количество квартир, находящихся в муниципальной собственности, в доме N 9 по улице Харьковская в селе Новая Таволжанка составляло 95%; в доме N 84 по улице Ленина в городе Шебекино - 84,54%; в доме N 4 по улице Кооперативная - 100%; в домах N N 10, 12 по улице Ржевское шоссе - 52%; в доме N 3 по переулку Институтский - 76%, то есть более 50% в праве общей собственности в спорных домах.
Постановлением главы Администрации Шебекинского района от 08.05.2009 N 727 (в редакции постановления главы администрации Шебекинского района от 01.06.2009 N 867) орган местного самоуправления, являющийся собственником данных объектов муниципального имущества, передал на обслуживание управляющей организации - ООО "Жилком-Сервис" указанные объекты жилищного фонда (бывшие общежития), что послужило основанием для заключения ответчиком с Шебекинским МУ "Центр координации и развития жилищно-коммунального хозяйства" договора от 01.05.2009 N 26-09 на содержание общежитий, находящихся в казне муниципальной собственности муниципального образования, а также договора от 01.07.2013 по техническому обслуживанию, содержанию и ремонту общего имущества бывших зданий общежитий с Шебекинским МБУ "Коммунальная служба сервиса".
При этом доказательства, свидетельствующие об изменении способа управления этими жилыми домами в спорный период по решению собственников помещений, в том числе об избрании непосредственного способа управления домом, из материалов дела не усматриваются.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления домом установлена в ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
Из пунктов 1, 2, 9 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса РФ следует, что многоквартирный дом может управляться только одним из способов управления и одной управляющей организацией, которая обязана обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также оказывать весь комплекс коммунальных услуг гражданам, проживающим в таких многоквартирных домах.
Действующее жилищное законодательство не содержит положений, допускающих частичную передачу полномочий исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирного дома третьим лицам.
При этом надлежащая оценка правомерности передачи ответчику на основании постановления органа местного самоуправления N 727 части функций исполнителя коммунальных услуг, касающихся только осуществления деятельности по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества зданий бывших общежитий, арбитражным судом не дана.
Довод заявителя жалобы, поддержанный позицией третьего лица - Администрацией Шебекинского района, о том, что путем передачи спорных жилых домов на обслуживание ответчика собственник данных объектов муниципального имущества реализовал тем самым свое право на выбор управляющей организации в отношении спорного имущества в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ, не был предметом исследования и оценки арбитражного суда.
Согласно п. 2, п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в том числе по организации и осуществлению расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, включая: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца пояснил, что право на выставление гражданам, проживающим в спорных жилых домах, платежных квитанций на оплату оказанных коммунальных и жилищных услуг было передано ответчиком ООО "УК "Жилкомм-Сервис" на основании заключенного ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" соответствующего договора.
Указанное утверждение истца представителем ООО "УК "Жилкомм-Сервис" и ООО "Жилкомм-Сервис" не было оспорено в устном порядке.
При этом вопрос об определении лица, производившего расчеты с гражданами за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в спорных многоквартирных домах и коммунальные услуги, по оформлению соответствующих платежных документов, имеющий существенное значение при определении надлежащего лица, выступающего исполнителем коммунальных услуг в спорный период в отношении этих домов, судом не исследовался.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что судами первой и апелляционной инстанций не учтены требования действующего законодательства и фактические обстоятельства дела, выводы судов нельзя признать достаточно обоснованными, в связи с чем кассационная инстанция находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть отмеченные недостатки, дать надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие правовые нормы.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.11.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2016 по делу N А08-1627/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Белгородской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА
Судьи
И.И.КОЗЕЛКИН
Н.Г.СЛАДКОПЕВЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)