Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 19.06.2017 N 4А-1818/2017

Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 7.23.3 КоАП РФ (нарушение правил предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2017 г. N 4а-1818/2017


Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу ООО "Гранат" на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 330 Бабушкинского района г. Москвы от 17 октября 2016 года и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 30 января 2017 года по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 330 Бабушкинского района г. Москвы от 17 октября 2016 года ООО "Гранат" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 30 января 2017 года постановление мирового судьи судебного участка N 330 Бабушкинского района г. Москвы от 17 октября 2016 года оставлено без изменений, жалоба ООО "Гранат" - без удовлетворения.
В настоящей жалобе ООО "Гранат", выражая несогласие с названными судебными актами, просит об их отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, указывая на то, что решением Арбитражного суда города Москвы признано недействительным выданное Мосжилинспекцией предписание по устранению выявленного в результате проверки нарушения пп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, послужившим основанием к привлечению ООО "Гранат" к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием к привлечению ООО "Гранат" к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, связанные с выявлением 18 июля 2016 г. должностными лицами Мосжилинспекции в ходе проведенной в отношении ООО "Гарант", являющейся управляющей организацией многоквартирных домов, внеплановой документарной проверки, нарушения подпункта "ж" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416, связанное с не обеспечением своевременных расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно частям 1, 3 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
В соответствии с п. 1 Положения "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, деятельность по управлению многоквартирными домами, осуществляемая управляющей организацией подлежит лицензированию.
В пункте 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, принятого на основании ч. 2 статьи 193 ЖК РФ, установлены лицензионные требования к лицензиату, к числу которых относятся:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Предметом лицензионного контроля являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, принимаемых им мерах по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пп. "ж" п. 4 Правил N 416, управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением в том числе: осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
Таким образом, соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит лицензионному контролю.
Как следует из материалов дела, ООО "Гранат" имеет лицензию, на основании которой осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресу: ***, на основании договоров управления.
01 мая 2010 г. между ООО "Гранат" и ОАО "МОЭК" (ресурсоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения, в соответствии с пунктом 1.1 которого ООО "Гранат" принял на себя обязанности по оплате принятой тепловой энергии в размере, порядке и сроки, установленные договором.
В связи с поступившим от ОАО "МОЭК" обращением, Мосжилинспекцией проведена внеплановая документарная проверка ООО "Гранат", по итогам которой было установлено, что последним нарушаются Правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно не обеспечиваются своевременные расчеты с ПАО "МОЭК" по договору теплоснабжения за поставленные теплоресурсы в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.
По состоянию на 30 июня 2016 г. за ООО "Гранат" установлена дебиторская задолженность по оплате коммунальной услуги по теплоснабжению, поставленную ПАО "МОЭК" по договору, что было расценено должностным лицом Мосжилинспекции как нарушение подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 и послужило основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировой судья, с которым согласился судья районного суда, посчитал описанные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства совершения вмененного в вину ООО "Гранат" правонарушения доказанными, признав в действиях последнего наличие события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Однако нижестоящими судебными инстанциями не учтено следующее.
По факту выявленного нарушения подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 ООО "Гранат" 18 июля 2016 г. было выдано предписание N РЛ-СВ-0777\\1 об устранении нарушения лицензионных требований и произвести расчет с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с названным выше подпунктом Правил, представив в Мосжилинспекцию подтверждающие документы оплаты задолженности (л.д. 11).
Указанное предписание было обжаловано ООО "Гранат" в Арбитражный суд г. Москвы, решением которого от 27 октября 2016 г., вступившим в законную силу, выданное Мосжилинспекцией предписание N РЛ-СВ-0777\\1 от 18 июля 2016 г. признано недействительным.
Приходя к такому выводу, арбитражный суд исходил из отсутствия доказательств того, что между ОАО "МОЭК" и ООО "Гранат" не производились расчеты по поставленной по договору теплоэнергии. Признав при этом наличие задолженности по оплате поставленной теплоэнергии обстоятельством, не свидетельствующим о нарушении ООО "Гранат" лицензионных условий применительно к толкованию подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416.
На наличие указанного решения ООО "Гранат" ссылалось в доводах поданной на постановление мирового судьи жалобы, которые отвергнуты судьей районного суда в качестве основания, исключающего из действий ООО "Гранат" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ и освобождающего его от административной ответственности по данной норме.
Между тем в своих выводах, изложенных в решении от 27 октября 2016 г., арбитражный суд фактически указывает на то, что Мосжилинспекция ошибочно отождествляет понятия "осуществление расчетов" и "оплата задолженности", так как нарушением лицензионных требований применительно к толкованию пп. "ж" п. 4 Правил N 416 будет являться именно не осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями.
Вместе с тем из имеющегося в деле акта сверки взаимных расчетов за период с 01 апреля 2016 г. по 30 июня 2016 г. между ПАО "МОЭК" и ООО "Гранат" усматривается, что расчеты последним с ресурсоснабжающей организацией осуществляются, однако несвоевременно и не в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензионным требованиям не могут быть отнесены требования о соблюдении законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в целом, требования законодательства Российской Федерации, соблюдение которых является обязанностью любого хозяйствующего субъекта, а также требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
Надлежащее исполнение договора ресурсоснабжения со стороны управляющей организации не является лицензионным требованием в силу закона, поскольку вопрос исполнения обязательств подлежит оценки с точки зрения требований гражданского законодательства, поскольку касается гражданско-правовой деятельности хозяйствующих субъектов.
В силу вышеизложенного, вывод судебных инстанций о наличии в действиях ООО "Гранат" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, нельзя признать обоснованным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 330 Бабушкинского района г. Москвы от 17 октября 2016 года и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 30 января 2017 года, вынесенные в отношении ООО "Гранат" по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

жалобу ООО "Гранат" удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 330 Бабушкинского района г. Москвы от 17 октября 2016 года и решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 30 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, в отношении ООО "Гранат" - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заместитель председателя
Московского городского суда
Е.М.БАЗЬКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)