Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО "А" Ч. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года и решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года директор ООО "А" Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года постановление мирового судьи от 04.07.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Ч., указывая, что административное дело рассмотрено в его отсутствие, выявленные нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома не является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предусмотренных ст. 193 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем его действия подлежали квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, в установленный в предписании государственной жилищной инспекции срок ООО "А" выполнены работы по ремонту кровельного покрытия, выявленное нарушение является малозначительным, а также ссылаясь на тяжелое финансовое положение, просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 263-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 236-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (в редакции от 25.12.2015 года N 1434), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами (в числе которых управляющие организации), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил (помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование), а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 7 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, - проверка кровли на отсутствие протечек, выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что 13.05.2016 года, в рамках проверки поступившего обращения жителя <адрес> от 05.04.2016 года, отделом муниципального жилищного контроля Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара на основании распоряжения заместителя Главы Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 28.04.2016 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "А", директором которого является Ч., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что директором ООО "А" Ч. допущены нарушения: п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491; Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; условий договора управления многоквартирным домом, - выразившиеся в не устранении неисправности кровельного покрытия, являющейся причиной протечки кровли из асбестоцементных листов в квартирах N дома N по <адрес>, в связи с чем 26.05.2016 года государственным жилищным инспектором Самарской области в отношении директора ООО "А" Ч. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО "А" Ч. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 26.05.2016 года (л.д. 3 - 5); акт проверки от 13.05.2016 года, согласно которому в ходе проведения проверки выявлено нарушение директором ООО "А" Ч. лицензионных требований в части не устранении неисправности кровельного покрытия, являющейся причиной протечки кровли из асбестоцементных листов в квартирах N дома N по <адрес> (л.д. 16 - 18); распоряжение заместителя Главы Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 28.04.2016 года о проведении внеплановой выездной проверки ООО "А" (л.д. 13 - 15); заявление жителя дома N по <адрес> от 05.04.2016 года в адрес Администрации г.о. Самара о протечке кровли дома N по <адрес> и бездействии Управляющей компании ООО "А", не принимающей мер к устранению указанных нарушений (л.д. 12); лицензия N от 22.04.2015 года, предоставленная ООО "А" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 6 - 7); договор управления многоквартирным домом по <адрес> от 01.06.2015 года с приложением (л.д. 20 - 31), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО "А" Ч. в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
В соответствии с п. 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 года Управляющая организация ООО "А" обязана оказывать собственникам жилых помещений услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома и выполнять работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с которым ООО "А" обязано проводить ремонт крыши - устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель с устранением протечки в отдельных местах кровли в течение суток (л.д. 29 - 30).
Таким образом, директор ООО "А" Ч. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы, изложенные Ч. в надзорной жалобе, что выявленные нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома не являются нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предусмотренных ст. 193 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем его действия подлежали квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Административная ответственность для лиц, ответственных за содержание жилых домов, за нарушение правил содержания жилых домов предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирных домах).
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "А" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 года и имеет лицензию от 22.04.2015 года (л.д. 6 - 7).
Учитывая, что ООО "А" является лицензиатом и при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оснований для переквалификации действий директора ООО "А" Ч. с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.
Обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Ненадлежащее состояние здания многоквартирного дома безусловно свидетельствует о нарушении в сфере содержания общего имущества такого дома, ответственным за которое является специализированная организация, вышеуказанная деятельность которой подлежит обязательному лицензированию, а требования к ней в данной сфере - лицензионными требованиями.
Утверждение в жалобе об устранении ООО "А" выявленных нарушений в установленный в предписании государственной жилищной инспекции срок не является основанием для освобождения директора ООО "А" Ч. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, безосновательны, поскольку совершенное директором ООО "А" Ч. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения требований к содержанию жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания.
Доводы о нарушении мировым судьей требований ст. 25.1 КоАП РФ в связи с рассмотрением административного дела в отсутствие директора ООО "А" Ч. и его представителя при наличии сведений о невозможности участия в судебном заседании, назначенном на 04.07.2016 года, безосновательны.
Как видно из материалов дела, мировым судьей принимались своевременные и надлежащие меры для извещения Ч. о дате и времени судебных заседаний, назначенных на 20.06.2016 года и 04.07.2016 года, однако Ч. и его представитель не являлись в судебные заседания, а 20.06.2016 года Ч. заявил ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного к слушанию на 20.06.2016 года, указав в ходатайстве, что один из его представителей находится в больнице, а другой в отпуске (л.д. 33), в связи с чем 20.06.2016 года мировым судьей вынесено определение об отложении слушания дела на 04.07.2016 года (л.д. 34).
При обжаловании постановления мирового судьи от 04.07.2016 года Ч. к жалобе приложил приказ от 04.07.2016 года о возложение обязанностей директора ООО "А" на заместителя директора данной организации ФИО1 в связи с убытием директора общества Ч. в служебную командировку с 04 по 05 июля 2016 года, а также листок нетрудоспособности представителя ООО "А" ФИО2, в соответствии с которым последняя освобождена от работы со 02 по 15 июля 2016 года (л.д. 59 - 60).
Однако представленные директором ООО "А" Ч. документы не свидетельствуют о невозможности его личного участия в судебном заседании, назначенного к слушанию мировым судьей на 20.06.2016 года.
Каких-либо объективных данных в подтверждение данному обстоятельству Ч. не представлено.
В ходе рассмотрения административного дела судьей районного суда в судебном заседании участвовала ФИО2 - представитель директора ООО "А" Ч. и полностью реализовала права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 69).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и не является чрезмерно суровым.
При рассмотрении жалобы директора ООО "А" Ч. на постановление мирового судьи от 04.07.2016 года судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 23.08.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО "А" Ч. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора ООО "А" Ч. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года и решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО "А" Ч. оставить без изменения, надзорную жалобу Ч. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 01.11.2016 ПО ДЕЛУ N 4А-1170/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.1.3 КоАП РФ (предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами без лицензии).Разделы:
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2016 г. по делу N 4а-1170/2016
Заместитель председателя Самарского областного суда Кудинов В.В., рассмотрев надзорную жалобу директора ООО "А" Ч. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года и решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года директор ООО "А" Ч. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года постановление мирового судьи от 04.07.2016 года оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Ч., указывая, что административное дело рассмотрено в его отсутствие, выявленные нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома не является нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предусмотренных ст. 193 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем его действия подлежали квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, в установленный в предписании государственной жилищной инспекции срок ООО "А" выполнены работы по ремонту кровельного покрытия, выявленное нарушение является малозначительным, а также ссылаясь на тяжелое финансовое положение, просит состоявшиеся судебные решения отменить с прекращением производства по административному делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив доводы надзорной жалобы, изучив материалы административного дела, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 263-ФЗ) лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ; соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 года N 236-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктами "а", "з" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (в редакции от 25.12.2015 года N 1434), установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами (в числе которых управляющие организации), обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил (помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции многоквартирного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование), а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Согласно пп. 11 (1) вышеуказанных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимые для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" утвержден минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с п. 7 которого в данный перечень включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, - проверка кровли на отсутствие протечек, выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Из материалов административного дела следует, что 13.05.2016 года, в рамках проверки поступившего обращения жителя <адрес> от 05.04.2016 года, отделом муниципального жилищного контроля Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара на основании распоряжения заместителя Главы Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 28.04.2016 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения ООО "А", директором которого является Ч., лицензионных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, по результатам которой установлено, что директором ООО "А" Ч. допущены нарушения: п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110; Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416; Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170; п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491; Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"; условий договора управления многоквартирным домом, - выразившиеся в не устранении неисправности кровельного покрытия, являющейся причиной протечки кровли из асбестоцементных листов в квартирах N дома N по <адрес>, в связи с чем 26.05.2016 года государственным жилищным инспектором Самарской области в отношении директора ООО "А" Ч. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Судебными инстанциями в подтверждение, что директором ООО "А" Ч. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении от 26.05.2016 года (л.д. 3 - 5); акт проверки от 13.05.2016 года, согласно которому в ходе проведения проверки выявлено нарушение директором ООО "А" Ч. лицензионных требований в части не устранении неисправности кровельного покрытия, являющейся причиной протечки кровли из асбестоцементных листов в квартирах N дома N по <адрес> (л.д. 16 - 18); распоряжение заместителя Главы Администрации Октябрьского внутригородского района г.о. Самара от 28.04.2016 года о проведении внеплановой выездной проверки ООО "А" (л.д. 13 - 15); заявление жителя дома N по <адрес> от 05.04.2016 года в адрес Администрации г.о. Самара о протечке кровли дома N по <адрес> и бездействии Управляющей компании ООО "А", не принимающей мер к устранению указанных нарушений (л.д. 12); лицензия N от 22.04.2015 года, предоставленная ООО "А" на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д. 6 - 7); договор управления многоквартирным домом по <адрес> от 01.06.2015 года с приложением (л.д. 20 - 31), - поскольку данные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности директора ООО "А" Ч. в совершении административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
В соответствии с п. 3.1.2 договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 года Управляющая организация ООО "А" обязана оказывать собственникам жилых помещений услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома и выполнять работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с которым ООО "А" обязано проводить ремонт крыши - устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель с устранением протечки в отдельных местах кровли в течение суток (л.д. 29 - 30).
Таким образом, директор ООО "А" Ч. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы, изложенные Ч. в надзорной жалобе, что выявленные нарушения правил содержания и ремонта многоквартирного дома не являются нарушением лицензионных требований по управлению многоквартирными домами, предусмотренных ст. 193 Жилищного кодекса РФ, в связи с чем его действия подлежали квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ, основаны на неверном толковании норм права.
Административная ответственность для лиц, ответственных за содержание жилых домов, за нарушение правил содержания жилых домов предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах является лицензионным требованием (п. 7 ч. 1 ст. 193, ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в рассматриваемой части является специальной правовой нормой (применяется только в отношении лицензиатов), которая имеет приоритет над общей нормой, установленной в ст. 7.22 КоАП РФ (применяется ко всем лицам, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирных домах).
Согласно материалам дела об административном правонарушении ООО "А" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом N по <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от 01.06.2015 года и имеет лицензию от 22.04.2015 года (л.д. 6 - 7).
Учитывая, что ООО "А" является лицензиатом и при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, предусмотренных п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, оснований для переквалификации действий директора ООО "А" Ч. с ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ на ст. 7.22 КоАП РФ не имеется.
Обеспечение надлежащего содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме является содержанием лицензируемого вида деятельности управляющей организации в силу прямого указания закона и подзаконных актов (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). Ненадлежащее состояние здания многоквартирного дома безусловно свидетельствует о нарушении в сфере содержания общего имущества такого дома, ответственным за которое является специализированная организация, вышеуказанная деятельность которой подлежит обязательному лицензированию, а требования к ней в данной сфере - лицензионными требованиями.
Утверждение в жалобе об устранении ООО "А" выявленных нарушений в установленный в предписании государственной жилищной инспекции срок не является основанием для освобождения директора ООО "А" Ч. от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, объективная сторона которого выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением установленных лицензионных требований.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения, безосновательны, поскольку совершенное директором ООО "А" Ч. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного проживания граждан, обеспечение их безопасности. Выявленные в ходе проверки нарушения требований к содержанию жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания.
Доводы о нарушении мировым судьей требований ст. 25.1 КоАП РФ в связи с рассмотрением административного дела в отсутствие директора ООО "А" Ч. и его представителя при наличии сведений о невозможности участия в судебном заседании, назначенном на 04.07.2016 года, безосновательны.
Как видно из материалов дела, мировым судьей принимались своевременные и надлежащие меры для извещения Ч. о дате и времени судебных заседаний, назначенных на 20.06.2016 года и 04.07.2016 года, однако Ч. и его представитель не являлись в судебные заседания, а 20.06.2016 года Ч. заявил ходатайство об отложении судебного заседания, назначенного к слушанию на 20.06.2016 года, указав в ходатайстве, что один из его представителей находится в больнице, а другой в отпуске (л.д. 33), в связи с чем 20.06.2016 года мировым судьей вынесено определение об отложении слушания дела на 04.07.2016 года (л.д. 34).
При обжаловании постановления мирового судьи от 04.07.2016 года Ч. к жалобе приложил приказ от 04.07.2016 года о возложение обязанностей директора ООО "А" на заместителя директора данной организации ФИО1 в связи с убытием директора общества Ч. в служебную командировку с 04 по 05 июля 2016 года, а также листок нетрудоспособности представителя ООО "А" ФИО2, в соответствии с которым последняя освобождена от работы со 02 по 15 июля 2016 года (л.д. 59 - 60).
Однако представленные директором ООО "А" Ч. документы не свидетельствуют о невозможности его личного участия в судебном заседании, назначенного к слушанию мировым судьей на 20.06.2016 года.
Каких-либо объективных данных в подтверждение данному обстоятельству Ч. не представлено.
В ходе рассмотрения административного дела судьей районного суда в судебном заседании участвовала ФИО2 - представитель директора ООО "А" Ч. и полностью реализовала права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ (л.д. 69).
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, которым дана надлежащая правовая оценка.
Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и не является чрезмерно суровым.
При рассмотрении жалобы директора ООО "А" Ч. на постановление мирового судьи от 04.07.2016 года судьей районного суда дело проверено в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении от 23.08.2016 года дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения директора ООО "А" Ч. к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности директора ООО "А" Ч. в инкриминируемом правонарушении, в надзорной жалобе не приведено.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Состоявшиеся судебные решения являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения по доводам, изложенным в надзорной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Железнодорожного судебного района г. Самары от 04.07.2016 года и решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 23.08.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении директора ООО "А" Ч. оставить без изменения, надзорную жалобу Ч. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.13 КоАП РФ, дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд Российской Федерации.
Заместитель председателя
Самарского областного суда
В.В.КУДИНОВ
Самарского областного суда
В.В.КУДИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)