Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Завьяловское", с. Завьялово к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г. Ижевск об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о начавшемся судебном процессе,
Муниципальное унитарное предприятие "Завьяловское" (далее - МУП "Завьяловское", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР, административный орган) от 23.03.2016 N 394.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств, следует, что в Управление Роспотребнадзора по УР из Министерства энергетики и ЖКХ УР поступило обращение Трофимовой О.В. с просьбой провести проверку действий МУП "Завьяловское" на предмет законности выставления квитанций за услуги водоснабжения и водоотведения.
В ходе проверки в Управлением Роспотребнадзора по УР было установлено следующее.
5 декабря 2014 года РЭК Удмуртской Республики издано постановление N 25/27, согласно которому тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую МУП "Завьяловское", установлены с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 20,31 руб. /куб. м и с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 21.81 руб. /куб. м.
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 12.12.2014 года N 27/20 тарифы на водоотведение для МУП "Завьяловское" установлены с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 19,83 руб. /куб. м и с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 21,51 руб. куб. м.
В соответствии с приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.09.2015 N 17/46 постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 5 декабря 2014 года N 25/27 признано утратившим силу с 6 октября 2015 года и установлены для населения тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Недра", в размере 21,81 руб. куб. м на период с 06 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года. Приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.09.2015 N 17/47 признано утратившим силу с 6 октября 2015 года постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 12 декабря 2014 года N 27/20 и установлены тарифы на водоотведение для ООО "Недра" для категории "население" в размере 21,51 руб. 1 куб. м на период с 06 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Согласно договору аренды N 3 объектов водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Завьяловское" от 14.07.2015 сети водоснабжения и водоотведения для нужд потребителя переданы арендатору ООО "Недра". Срок действия договора с 14.07.2015 по 31.12.2015.
Согласно п. 2.4.1 арендатор вправе заключать с потребителями договоры, напрямую выставлять потребителям счета и собирать плату за предоставленные услуг.
Организацией МУП "Завьяловское" предъявлены платежные документы на оплату коммунальных услуг:
Трофимову В.И. (лицевой счет N 06734, с. Завьялово, Восточная, 17) за услуги "Водоотведение", "Холодное водоснабжение" за период август - ноябрь 2015 г., в том числе: за август сумма к оплате составила 19,84 руб.; в платежных документах за сентябрь, октябрь, ноябрь указана информация "сумма к оплате" 280,16 руб. переплата.
Стяжкину В.Н. (лицевой счет N 14030, с. Завьялово, Восточная, 10) за услуги "Холодное водоснабжение" за октябрь 2015 г. сумма к оплате - 637,83 руб.
Наговицыну А.И. (лицевой счет N 03425, с. Завьялово, Восточная, 14) за услуги "Холодное водоснабжение" за октябрь, ноябрь указана информация "сумма к оплате" - 637,83 руб.
Административный орган пришел к выводу, что в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п.п. "г", "з" п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в платежных документах, предъявленных МУП "Завьяловское" потребителям Трофимову В.И., Стяжкину В.Н., Наговицыну А.И. не указана информация:
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с п.п. "г" п. 69 Правил N 354;
- - сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды - п.п. "з" п. 69 Правил N 354.
10.03.2016 по факту выявленных в ходе проверки нарушений в присутствии директора предприятия Шишова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, административным органом в присутствии директора предприятия Шишова В.А. вынесено постановление от 23.03.2016 N 394, на основании которого МУП "Завьяловское" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований МУП "Завьяловское" указало, что из анализа платежных документов, предъявленных за услуги по холодному водоснабжению Стяжкину В.Н. (лицевой счет 14030) за октябрь 2015 г., Наговицыну А.И. (лицевой счет 03425) за октябрь - ноябрь 2015 г., Трофимову В.И. (лицевой счет 06734) за сентябрь - ноябрь, следует, что в них указаны и объем предоставленных коммунальных услуг, и размер платы, и сведения о задолженности.
Так, в графе "Показания прибора учета" стоят последние полученные от абонентов данные счетчика, цифры одинаковые для предыдущих и последних показаний счетчика, что свидетельствует о том, что МУП "Завьяловское" в расчетный период услуги не оказывало. Следовательно, в графе "количество оказанных услуг" стоит прочерк, начисления - 0 руб. Также в платежных документах имеются сведения о задолженности на начало месяца. При этом законодатель не обязывает поставщика услуг в платежных документах приводить расчет задолженности.
Заявитель отмечает, что названные платежные документы направлялись бывшим абонентам с целью их информирования как о задолженности, так и о переплате (например, в счетах-квитанциях за сентябрь - ноябрь 2015 г. Трофимов В.И. проинформирован о наличии у него переплаты).
Кроме того, предприятие считает, что в данном случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Управление Роспотребнадзора по УР указало, что потребителю предоставлена недостоверная информация об услуге, что является нарушением требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которой, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивая тем самым возможность их правильного выбора.
По мнению административного органа, основания для признания правонарушения малозначительным в данном случае отсутствуют.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (далее Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пп. "г", "з" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются: объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, доказывание события правонарушения и правомерности возбуждения административного дела и привлечения предпринимателя к административной ответственности, - возложено на административный орган.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Согласно с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд пришел к выводу, что административным органом не доказано событие совершенного правонарушения.
Административным органом заявителю вменяется, что в платежных документах, предъявленных потребителям МУП "Завьяловское", отсутствуют сведения об объеме предоставленных коммунальных услуг за расчетный период, размер платы за каждый вид предоставленных услуг, а также сведения о размере задолженности потребителей перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Между тем, из представленных в материалы дела копий счетов на оплату, предъявленных МУП "Завьяловское" потребителям, следует, что в графе "Холодная вода. Количество" стоят прочерки, поскольку в данные периоды предприятие услуги по водоснабжению уже не оказывало. Также в каждой квитанции указаны показания приборов учета - предыдущие и последние, которые совпадают, что также свидетельствует о том, что услуги по холодному водоснабжению заявителем не оказывались.
Соответственно, информация об отсутствии объема предоставленных услуг за расчетный период в данном случае является достоверной.
Размер платы за расчетный период равен 0, что отражено в счетах в строке "Начислено: 0 руб.".
Сведения о размере задолженности указаны в квитанциях в строке "На кон. месяца... - к оплате" и в графе "Сумма к оплате". При этом также указаны сумма к оплате на начало месяца и сколько потребителем оплачено. В зависимости от этих данных на конец месяца заявителем указывались суммы переплаты или суммы к оплате.
Сумма к оплате и есть размер задолженности потребителей перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, поскольку в период выставления счетов услуги по водоснабжению и водоотведению МУП "Завьяловское" не оказывались.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административным органом надлежащим образом не установлено, в чем конкретно выразилось нарушение заявителем прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также установленного порядка предъявления платежных документов за оказанные коммунальные услуги, что не позволяет сделать вывод о наличии в действии (бездействии) заявителя объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Доводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.
Пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении решения.
Поскольку судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что административным органом при вынесении постановления от 23.03.2016 N 394 надлежащим образом не установлен состав административного правонарушения, указанное обстоятельство являются основанием для отмены оспариваемого заявителем постановления.
С учетом изложенного, заявление МУП "Завьяловское" подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 23.03.2016 N 394 по делу об административном правонарушении признается судом незаконным и подлежит отмене.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями ст.ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 23.03.2016 N 394 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия "Завьяловское".
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 31.05.2016 ПО ДЕЛУ N А71-3732/2016
Требование: Об отмене актов о привлечении к административной ответственности по ст. 14.8 КоАП РФ.Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. по делу N А71-3732/2016
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе судьи О.В. Иютиной, рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Завьяловское", с. Завьялово к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике, г. Ижевск об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о начавшемся судебном процессе,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Завьяловское" (далее - МУП "Завьяловское", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее - Управление Роспотребнадзора по УР, административный орган) от 23.03.2016 N 394.
В соответствии со ст.ст. 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Из представленных по делу доказательств, следует, что в Управление Роспотребнадзора по УР из Министерства энергетики и ЖКХ УР поступило обращение Трофимовой О.В. с просьбой провести проверку действий МУП "Завьяловское" на предмет законности выставления квитанций за услуги водоснабжения и водоотведения.
В ходе проверки в Управлением Роспотребнадзора по УР было установлено следующее.
5 декабря 2014 года РЭК Удмуртской Республики издано постановление N 25/27, согласно которому тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую МУП "Завьяловское", установлены с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 20,31 руб. /куб. м и с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 21.81 руб. /куб. м.
Постановлением РЭК Удмуртской Республики от 12.12.2014 года N 27/20 тарифы на водоотведение для МУП "Завьяловское" установлены с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 19,83 руб. /куб. м и с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года в размере 21,51 руб. куб. м.
В соответствии с приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.09.2015 N 17/46 постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 5 декабря 2014 года N 25/27 признано утратившим силу с 6 октября 2015 года и установлены для населения тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "Недра", в размере 21,81 руб. куб. м на период с 06 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года. Приказом Министерства энергетики и ЖКХ УР от 18.09.2015 N 17/47 признано утратившим силу с 6 октября 2015 года постановление Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 12 декабря 2014 года N 27/20 и установлены тарифы на водоотведение для ООО "Недра" для категории "население" в размере 21,51 руб. 1 куб. м на период с 06 октября 2015 года по 31 декабря 2015 года.
Согласно договору аренды N 3 объектов водоснабжения и водоотведения муниципального унитарного предприятия "Завьяловское" от 14.07.2015 сети водоснабжения и водоотведения для нужд потребителя переданы арендатору ООО "Недра". Срок действия договора с 14.07.2015 по 31.12.2015.
Согласно п. 2.4.1 арендатор вправе заключать с потребителями договоры, напрямую выставлять потребителям счета и собирать плату за предоставленные услуг.
Организацией МУП "Завьяловское" предъявлены платежные документы на оплату коммунальных услуг:
Трофимову В.И. (лицевой счет N 06734, с. Завьялово, Восточная, 17) за услуги "Водоотведение", "Холодное водоснабжение" за период август - ноябрь 2015 г., в том числе: за август сумма к оплате составила 19,84 руб.; в платежных документах за сентябрь, октябрь, ноябрь указана информация "сумма к оплате" 280,16 руб. переплата.
Стяжкину В.Н. (лицевой счет N 14030, с. Завьялово, Восточная, 10) за услуги "Холодное водоснабжение" за октябрь 2015 г. сумма к оплате - 637,83 руб.
Наговицыну А.И. (лицевой счет N 03425, с. Завьялово, Восточная, 14) за услуги "Холодное водоснабжение" за октябрь, ноябрь указана информация "сумма к оплате" - 637,83 руб.
Административный орган пришел к выводу, что в нарушение ст. 10 Закона Российской Федерации 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), п.п. "г", "з" п. 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в платежных документах, предъявленных МУП "Завьяловское" потребителям Трофимову В.И., Стяжкину В.Н., Наговицыну А.И. не указана информация:
- - объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с п.п. "г" п. 69 Правил N 354;
- - сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды - п.п. "з" п. 69 Правил N 354.
10.03.2016 по факту выявленных в ходе проверки нарушений в присутствии директора предприятия Шишова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, административным органом в присутствии директора предприятия Шишова В.А. вынесено постановление от 23.03.2016 N 394, на основании которого МУП "Завьяловское" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Несогласие заявителя с вынесенным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований МУП "Завьяловское" указало, что из анализа платежных документов, предъявленных за услуги по холодному водоснабжению Стяжкину В.Н. (лицевой счет 14030) за октябрь 2015 г., Наговицыну А.И. (лицевой счет 03425) за октябрь - ноябрь 2015 г., Трофимову В.И. (лицевой счет 06734) за сентябрь - ноябрь, следует, что в них указаны и объем предоставленных коммунальных услуг, и размер платы, и сведения о задолженности.
Так, в графе "Показания прибора учета" стоят последние полученные от абонентов данные счетчика, цифры одинаковые для предыдущих и последних показаний счетчика, что свидетельствует о том, что МУП "Завьяловское" в расчетный период услуги не оказывало. Следовательно, в графе "количество оказанных услуг" стоит прочерк, начисления - 0 руб. Также в платежных документах имеются сведения о задолженности на начало месяца. При этом законодатель не обязывает поставщика услуг в платежных документах приводить расчет задолженности.
Заявитель отмечает, что названные платежные документы направлялись бывшим абонентам с целью их информирования как о задолженности, так и о переплате (например, в счетах-квитанциях за сентябрь - ноябрь 2015 г. Трофимов В.И. проинформирован о наличии у него переплаты).
Кроме того, предприятие считает, что в данном случае имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Административный орган требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным.
Управление Роспотребнадзора по УР указало, что потребителю предоставлена недостоверная информация об услуге, что является нарушением требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которой, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивая тем самым возможность их правильного выбора.
По мнению административного органа, основания для признания правонарушения малозначительным в данном случае отсутствуют.
Оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (далее Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В ст. 39.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Правила N 354).
Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Согласно пп. "г", "з" п. 69 Правил N 354 в платежном документе указываются: объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами; сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, доказывание события правонарушения и правомерности возбуждения административного дела и привлечения предпринимателя к административной ответственности, - возложено на административный орган.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Согласно с ч.ч. 6, 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд пришел к выводу, что административным органом не доказано событие совершенного правонарушения.
Административным органом заявителю вменяется, что в платежных документах, предъявленных потребителям МУП "Завьяловское", отсутствуют сведения об объеме предоставленных коммунальных услуг за расчетный период, размер платы за каждый вид предоставленных услуг, а также сведения о размере задолженности потребителей перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды.
Между тем, из представленных в материалы дела копий счетов на оплату, предъявленных МУП "Завьяловское" потребителям, следует, что в графе "Холодная вода. Количество" стоят прочерки, поскольку в данные периоды предприятие услуги по водоснабжению уже не оказывало. Также в каждой квитанции указаны показания приборов учета - предыдущие и последние, которые совпадают, что также свидетельствует о том, что услуги по холодному водоснабжению заявителем не оказывались.
Соответственно, информация об отсутствии объема предоставленных услуг за расчетный период в данном случае является достоверной.
Размер платы за расчетный период равен 0, что отражено в счетах в строке "Начислено: 0 руб.".
Сведения о размере задолженности указаны в квитанциях в строке "На кон. месяца... - к оплате" и в графе "Сумма к оплате". При этом также указаны сумма к оплате на начало месяца и сколько потребителем оплачено. В зависимости от этих данных на конец месяца заявителем указывались суммы переплаты или суммы к оплате.
Сумма к оплате и есть размер задолженности потребителей перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды, поскольку в период выставления счетов услуги по водоснабжению и водоотведению МУП "Завьяловское" не оказывались.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что административным органом надлежащим образом не установлено, в чем конкретно выразилось нарушение заявителем прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также установленного порядка предъявления платежных документов за оказанные коммунальные услуги, что не позволяет сделать вывод о наличии в действии (бездействии) заявителя объективной стороны вменяемого административного правонарушения.
Доводы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике судом отклоняются как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречащие материалам дела.
Пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, а также отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо изменении решения.
Поскольку судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что административным органом при вынесении постановления от 23.03.2016 N 394 надлежащим образом не установлен состав административного правонарушения, указанное обстоятельство являются основанием для отмены оспариваемого заявителем постановления.
С учетом изложенного, заявление МУП "Завьяловское" подлежит удовлетворению, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 23.03.2016 N 394 по делу об административном правонарушении признается судом незаконным и подлежит отмене.
Заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями ст.ст. 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики
решил:
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике от 23.03.2016 N 394 по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Муниципального унитарного предприятия "Завьяловское".
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Судья
О.В.ИЮТИНА
О.В.ИЮТИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)