Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-10443/2015
на решение от 27.10.2015
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-19038/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)
об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011) N 51-03-11/41-15 от 14.07.2015
заинтересованное лицо: Прокуратура г. Дальнегорска,
при участии:
от КГУП "Примтеплоэнерго": представитель Иванов Е.Ю. по доверенности от 12.01.2015 N 156/15 сроком до 31.12.2015, паспорт,
от Государственной жилищной инспекции Приморского края: не явились,
от Прокуратуры города Дальнегорска: не явились,
установил:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - "заявитель, КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - "административный орган, инспекция") от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 о назначении административного наказания, вынесенного.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 27.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
Посчитав, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы предприятие со ссылками на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" указывает, что прекращение горячего водоснабжения жителям Дальнегорского городского округа вызвано вынужденной остановкой работы котельных, поскольку в связи с отказом населения от получения услуг ГВС, заявитель был вынужден эксплуатировать мазутные паровые и водогрейные котлы ниже минимального допустимого уровня нагрузки, что является грубым нарушением правил промышленной безопасности и может привести к техногенной аварии.
Таким образом, судом первой инстанции не учтено, что поскольку оборудование котельной является опасным производственным объектом, эксплуатация которого под избыточным давлением на малых нагрузках запрещена, так как это может привести к выходу из строя энергетического оборудования, предприятие, останавливая работу котельной и прекращая подачу горячего водоснабжения, действовало в состоянии крайней необходимости, что в соответствии со статьями 2.7, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления жилищной инспекции.
Представитель общества в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представители жилищной инспекции и прокуратуры г. Дальнегорска в суд апелляционной инстанции не явились, на основании статьи 156 АПК РФ, судебное заседание по делу проведено в их отсутствие.
Через канцелярию суда от Государственной жилищной инспекции Приморского края в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы были отклонены с указанием на законность и обоснованность решения суда.
Из материалов дела судом установлено.
Прокуратурой г. Дальнегорска Приморского края 09.06.2015 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения КГУП "Примтеплоэнерго" режима обеспечения населения коммунальными услугами в Дальнегорском городском округе, поскольку с 12.05.2015 население города не обеспечивается бесперебойным режимом подачи горячей воды.
Данное постановление направлено в Государственную жилищную инспекцию Приморского края для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, инспекция вынесла постановление от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15, которым признала КГУП "Примтеплоэнерго" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначила ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Предприятие, не согласившись с постановлением инспекции, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, а также соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей. Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением надлежащего предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4); предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (пункт 13); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149); исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям государственных стандартов.
В силу пункта 6.2 Государственного стандарта ГОСТ Р 51617-2014 оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 3.1.11 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно пункту 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
Предоставление коммунальных услуг гражданам в необходимых для них объемах в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм зависит не только от действий (бездействия) лиц, отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем и предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, но и напрямую зависит от действий лиц, отвечающих за качество и непрерывность предоставления коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние систем коммунальной инфраструктуры, организацию предоставления коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Дальнегорска, является КГУП "Примтеплоэнерго".
В период с 12.05.2015 по 14.05.2015 предприятием остановлена работа котельных "Центральная", "с. Сержантово", "Гореловская", Котельная N 4, вследствие чего прекращена подача горячей воды потребителям Дальнегорского городского округа, получающих горячее водоснабжение от этих котельных.
Факт нарушения обществом режима обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, выразившегося в прекращении централизованного горячего водоснабжения в городе Дальнегорске путем прекращения поставки от своих котельных ресурса горячего водоснабжения, подтверждается письмами Администрации Дальнегорского городского округа от 13.05.2015 N 924, N 937, от 14.05.2015 N 940, заявлением жителей г. Дальнегорска от 16.05.2015, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 09.06.2015. Обстоятельства прекращения подачи коммунального ресурса в многоквартирные жилые дома г. Дальнегорка предприятием не отрицаются.
Таким образом, обществом допущены нарушения пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 4 раздела II приложения N 1 указанных Правил.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель не принимал достаточных должных мер по бесперебойной подаче горячей воды населению Дальнегорского городского округа.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод предприятия о том, что оно действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку эксплуатация котлов при минимальных нагрузках могла привезти к техногенной аварии.
Так, на основании договора аренды КГУП "Примтеплоэнерго" Управлением муниципального имущества администрации Дальнегорского городского округа предоставлено в аренду муниципальное имущество для выполнения функций теплоснабжения (водоснабжения).
Принимая имущество в аренду для предоставления населению услуг теплоснабжения (горячего водоснабжения), предприятие не выразило замечаний по состоянию принимаемого имущества и не оспаривало возможность предоставления услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период.
Таким образом, КГУП "Примтеплоэнерго" условия договора не оспаривало, в связи с чем было обязано выполнять как обязательства по договору, так и требования жилищного законодательства по бесперебойному горячему водоснабжению граждан Дальнегорского городского округа.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, эксплуатация котельного оборудования с малой нагрузкой или другие причины технического характера не являются поводом для непредставления населению услуги горячего водоснабжения в межотопительный период. А кроме того, данное обстоятельство свидетельствует о необходимости разработки комплекса организационных и технических мероприятий по недопущению работы оборудования в критических режимах.
Указание предприятия о том, что прекращение работы котельных также связано с отказом части населения от получения услуг горячего водоснабжения, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данное обстоятельство не может служить поводом для ограничения получения коммунальных услуг остальной части населения.
Объективных доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности предоставления услуг горячего водоснабжения, в материалы дела предприятием не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы общества о том, что отключение горячего водоснабжения связано с действиями в состоянии крайней необходимости, направленными на предупреждение техногенной аварии, не нашли своего подтверждения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проанализировав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что бездействия заявителя носят виновный характер, поскольку у него имелась возможность не допускать нарушений действующего законодательства в области нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами, однако заявителем не предприняты все зависящие от него меры по осуществлению деятельности по непрерывному оказанию услуги по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается наличие в бездействиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что КГУП "Примтеплоэнерго" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении было надлежащим образом и заблаговременно извещено, в связи с чем предприятие не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.06.2015 и постановление от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 составлены с соблюдением требований статей 28.2, 28.4 и 29.10 КоАП РФ и в пределах полномочий прокурора и должностных лиц административного органа.
Постановление Государственной жилищной инспекции Приморского края от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, уполномоченным должностным лицом.
Административный штраф в размере 5.000 руб. назначен с соблюдением требований статей 4.1, 4.3 КоАП РФ и соответствует минимальной санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным не имеется, поскольку по смыслу статьи 7.23 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок оказания коммунальных услуг, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. При этом длительный период неполучения коммунальной услуги горячего водоснабжения исключает благоприятное проживание граждан и нарушает их права.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.10.2015 по делу N А51-19038/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.12.2015 N 05АП-10443/2015 ПО ДЕЛУ N А51-19038/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 декабря 2015 г. N 05АП-10443/2015
Дело N А51-19038/2015
Резолютивная часть постановления оглашена 22 декабря 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 декабря 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго",
апелляционное производство N 05АП-10443/2015
на решение от 27.10.2015
судьи Ю.К. Бойко
по делу N А51-19038/2015 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН 2536112729, ОГРН 1022501284970, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)
об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.05.2011) N 51-03-11/41-15 от 14.07.2015
заинтересованное лицо: Прокуратура г. Дальнегорска,
при участии:
от КГУП "Примтеплоэнерго": представитель Иванов Е.Ю. по доверенности от 12.01.2015 N 156/15 сроком до 31.12.2015, паспорт,
от Государственной жилищной инспекции Приморского края: не явились,
от Прокуратуры города Дальнегорска: не явились,
установил:
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - "заявитель, КГУП "Примтеплоэнерго", предприятие") обратилось в арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - "административный орган, инспекция") от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 о назначении административного наказания, вынесенного.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением от 27.10.2015 в удовлетворении требований отказано.
Посчитав, что судебный акт вынесен с нарушением норм материального права и без учета обстоятельств, установленных по делу, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования заявителя удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы предприятие со ссылками на статью 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" указывает, что прекращение горячего водоснабжения жителям Дальнегорского городского округа вызвано вынужденной остановкой работы котельных, поскольку в связи с отказом населения от получения услуг ГВС, заявитель был вынужден эксплуатировать мазутные паровые и водогрейные котлы ниже минимального допустимого уровня нагрузки, что является грубым нарушением правил промышленной безопасности и может привести к техногенной аварии.
Таким образом, судом первой инстанции не учтено, что поскольку оборудование котельной является опасным производственным объектом, эксплуатация которого под избыточным давлением на малых нагрузках запрещена, так как это может привести к выходу из строя энергетического оборудования, предприятие, останавливая работу котельной и прекращая подачу горячего водоснабжения, действовало в состоянии крайней необходимости, что в соответствии со статьями 2.7, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления жилищной инспекции.
Представитель общества в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представители жилищной инспекции и прокуратуры г. Дальнегорска в суд апелляционной инстанции не явились, на основании статьи 156 АПК РФ, судебное заседание по делу проведено в их отсутствие.
Через канцелярию суда от Государственной жилищной инспекции Приморского края в материалы дела поступил письменный отзыв, в котором доводы апелляционной жалобы были отклонены с указанием на законность и обоснованность решения суда.
Из материалов дела судом установлено.
Прокуратурой г. Дальнегорска Приморского края 09.06.2015 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения КГУП "Примтеплоэнерго" режима обеспечения населения коммунальными услугами в Дальнегорском городском округе, поскольку с 12.05.2015 население города не обеспечивается бесперебойным режимом подачи горячей воды.
Данное постановление направлено в Государственную жилищную инспекцию Приморского края для рассмотрения по существу.
По результатам рассмотрения материалов административного дела, инспекция вынесла постановление от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15, которым признала КГУП "Примтеплоэнерго" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и назначила ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 5.000 руб.
Предприятие, не согласившись с постановлением инспекции, полагая, что оно нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, а также соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав доводы представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
В силу статьи 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются права потребителей. Объективная сторона вменяемого обществу правонарушения характеризуется необеспечением надлежащего предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения. Следовательно, для определения наличия в действиях лица объективной стороны правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, обязательному установлению подлежит факт нарушения лицом нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, который должен быть подтвержден соответствующими доказательствами.
Порядок предоставления коммунальных услуг потребителям установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (пункт 2); одним из видов коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме (подпункт "б" пункта 4); предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов (пункт 13); за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность (подпункт "а" пункта 149); исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги (пункт 150).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является то, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно пункту 4 раздела II приложения N 1 допустимая продолжительность перерыва подачи воды при бесперебойном круглосуточном горячем водоснабжении составляет 8 часов (суммарно) в течение одного месяца, 4 часа единовременно, при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд.
Подпунктом "а" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям государственных стандартов.
В силу пункта 6.2 Государственного стандарта ГОСТ Р 51617-2014 оказание данных услуг должно быть постоянным, за исключением времени перерывов: для проведения ремонтных и профилактических работ; в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Пунктом 3.1.11 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменения к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09) предусмотрено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.
Согласно пункту 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.
Предоставление коммунальных услуг гражданам в необходимых для них объемах в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых норм зависит не только от действий (бездействия) лиц, отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем и предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы, но и напрямую зависит от действий лиц, отвечающих за качество и непрерывность предоставления коммунальных ресурсов, используемых для предоставления коммунальных услуг, за надлежащее техническое состояние систем коммунальной инфраструктуры, организацию предоставления коммунальных ресурсов.
Материалами дела подтверждается, что организацией, на которую возложены функции по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома города Дальнегорска, является КГУП "Примтеплоэнерго".
В период с 12.05.2015 по 14.05.2015 предприятием остановлена работа котельных "Центральная", "с. Сержантово", "Гореловская", Котельная N 4, вследствие чего прекращена подача горячей воды потребителям Дальнегорского городского округа, получающих горячее водоснабжение от этих котельных.
Факт нарушения обществом режима обеспечения населения коммунальной услугой горячего водоснабжения, выразившегося в прекращении централизованного горячего водоснабжения в городе Дальнегорске путем прекращения поставки от своих котельных ресурса горячего водоснабжения, подтверждается письмами Администрации Дальнегорского городского округа от 13.05.2015 N 924, N 937, от 14.05.2015 N 940, заявлением жителей г. Дальнегорска от 16.05.2015, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 09.06.2015. Обстоятельства прекращения подачи коммунального ресурса в многоквартирные жилые дома г. Дальнегорка предприятием не отрицаются.
Таким образом, обществом допущены нарушения пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг, пункта 4 раздела II приложения N 1 указанных Правил.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель не принимал достаточных должных мер по бесперебойной подаче горячей воды населению Дальнегорского городского округа.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил довод предприятия о том, что оно действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку эксплуатация котлов при минимальных нагрузках могла привезти к техногенной аварии.
Так, на основании договора аренды КГУП "Примтеплоэнерго" Управлением муниципального имущества администрации Дальнегорского городского округа предоставлено в аренду муниципальное имущество для выполнения функций теплоснабжения (водоснабжения).
Принимая имущество в аренду для предоставления населению услуг теплоснабжения (горячего водоснабжения), предприятие не выразило замечаний по состоянию принимаемого имущества и не оспаривало возможность предоставления услуги по горячему водоснабжению в межотопительный период.
Таким образом, КГУП "Примтеплоэнерго" условия договора не оспаривало, в связи с чем было обязано выполнять как обязательства по договору, так и требования жилищного законодательства по бесперебойному горячему водоснабжению граждан Дальнегорского городского округа.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, эксплуатация котельного оборудования с малой нагрузкой или другие причины технического характера не являются поводом для непредставления населению услуги горячего водоснабжения в межотопительный период. А кроме того, данное обстоятельство свидетельствует о необходимости разработки комплекса организационных и технических мероприятий по недопущению работы оборудования в критических режимах.
Указание предприятия о том, что прекращение работы котельных также связано с отказом части населения от получения услуг горячего водоснабжения, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данное обстоятельство не может служить поводом для ограничения получения коммунальных услуг остальной части населения.
Объективных доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности предоставления услуг горячего водоснабжения, в материалы дела предприятием не представлено.
При таких обстоятельствах, доводы общества о том, что отключение горячего водоснабжения связано с действиями в состоянии крайней необходимости, направленными на предупреждение техногенной аварии, не нашли своего подтверждения.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Проанализировав материалы административного дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что бездействия заявителя носят виновный характер, поскольку у него имелась возможность не допускать нарушений действующего законодательства в области нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами, однако заявителем не предприняты все зависящие от него меры по осуществлению деятельности по непрерывному оказанию услуги по горячему водоснабжению.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждается наличие в бездействиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Проверив соблюдение административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, суд установил, что КГУП "Примтеплоэнерго" о времени и месте вынесения постановления о возбуждении дела и рассмотрения материалов дела об административном правонарушении было надлежащим образом и заблаговременно извещено, в связи с чем предприятие не было лишено гарантированных ему прав участвовать при рассмотрении дела об административном правонарушении и защищать свои права и законные интересы.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.06.2015 и постановление от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 составлены с соблюдением требований статей 28.2, 28.4 и 29.10 КоАП РФ и в пределах полномочий прокурора и должностных лиц административного органа.
Постановление Государственной жилищной инспекции Приморского края от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15 вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, уполномоченным должностным лицом.
Административный штраф в размере 5.000 руб. назначен с соблюдением требований статей 4.1, 4.3 КоАП РФ и соответствует минимальной санкции статьи 7.23 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного предприятием правонарушения малозначительным не имеется, поскольку по смыслу статьи 7.23 КоАП РФ рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок оказания коммунальных услуг, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. При этом длительный период неполучения коммунальной услуги горячего водоснабжения исключает благоприятное проживание граждан и нарушает их права.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о наличии в бездействиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 14.07.2015 N 51-03-11/41-15.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 27.10.2015 по делу N А51-19038/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.В.ПЯТКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)