Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 17АП-12215/2017-АК ПО ДЕЛУ N А71-2410/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. N 17АП-12215/2017-АК

Дело N А71-2410/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Варакса Н.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенные надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд",
на решение Арбитражный суд Удмуртской Республики
от 28 июня 2017 года по делу N А71-2410/2017,
вынесенное судьей Калининым Е.В.,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (ИНН 1831156190, ОГРН 1121831007540)
к Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (ИНН 1831057079, ОГРН 1021801169510)
третье лицо: Общество с ограниченной ответственностью "УЖК-Заречный"
о признании незаконными действий,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Жилфонд") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (далее - Госжилинспекция УР, заинтересованное лицо, административный орган), выразившихся во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в части исключения из него многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска за ООО "УК "Жилфонд".
Решением Арбитражный суд Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "УК "Жилфонд" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы о том, что решение об исключении многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилфонд", принято административным органом до вступления в законную силу судебного акта по делу N 2-2841/16, предметом рассмотрения которого являлись исковые требования о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений указанного многоквартирного дома, оформленных протоколом от 24.02.2016.
Заинтересованным лицом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей для участия в заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела судом в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что согласно реестру лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики дом N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска был включен 01.04.2016 в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УК "Жилфонд".
27.04.2016 в Госжилинспекцию УР поступило уведомление от ООО "УЖК-Заречный" о расторжении договора управления с ООО "УК "Жилфонд" и о выборе управляющей организацией в отношении многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска ООО "УЖК-Заречный" с приложением копии протокола общего собрания от 25.04.2016, копий решений собственников помещений.
По результатам рассмотрения указанного заявления Госжилинспекция УР вынесено решение от 13.05.2016 N 899 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с наличием в реестре сведений об управлении многоквартирным домом другим лицензиатом (подпункт "а" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр).
03.06.2016 в ответ на запрос Госжилинспекции УР от ООО "УК "Жилфонд" получен ответ о том, что 06.05.2016 Ленинским районным судом города Ижевска к своему производству принято исковое заявление об обжаловании решения общего собрания собственников многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска, оформленного протоколом общего собрания от 25.04.2016.
23.06.2016 Госжилинспекцией УР вынесено решение N 899-о об отказе во внесении изменений в реестр лицензий и возврате заявления ввиду того, что многоквартирный дом N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска в реестр лицензий управляющих организаций УР ООО "УЖК-Заречный" не включен в связи с наличием спора по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении о внесении в реестр лицензий управляющих организаций УР.
26.10.2016 ООО "УЖК-Заречный" вновь обратилось в Госжилинспекцию УР с заявлением о включении многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска в реестр лицензий за ООО "УЖК-Заречный".
По результатам рассмотрения данного заявления Госжилинспекцией УР вынесено решение от 08.11.2016 N 2584-о об отказе во внесении изменений в реестр лицензий по причине имеющегося судебного спора и наличием в реестре сведений об управлении многоквартирным домом другим лицензиатом.
02.12.2016 в Госжилинспекцию УР поступило заявление ООО "УЖК-Заречный" о включении многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска за ООО "УЖК-Заречный" на основании протокола общего собрания от 24.02.2016.
Решением Госжилинспекции УР от 08.12.2016 N 2951-о рассмотрение заявления было приостановлено в связи с имеющимися противоречиями в реестре лицензий.
На момент вынесения указанного решения имелось вступившее 18.10.2016 в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ижевска от 16.08.2016 по делу N 2-2841/16, которым отказано в удовлетворении исковых требований о признании недействительными решений общего собрания, оформленных представленным протоколом.
В связи с чем, 09.12.2016 Госжилинспекцией УР в адрес ООО "УК "Жилфонд" сделан запрос за N 2951-о о предоставлении документов, подтверждающих расторжение договора управления.
15.12.2016 по результатам рассмотрения заявления ООО "УЖК-Заречный" (вх. от 02.12.2016 N 2951-о) Госжилинспекцией УР принято решение N 2951/1-о о внесении изменений в реестр лицензий, на основании которого 16.12.2016 из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилфонд", исключен многоквартирный дом N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска, и решение от 15.12.2016 N 2951/2-о о внесении изменений в реестр лицензии, в соответствии с которым 16.12.2016 указанный многоквартирный дом включен в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК-Заречный".
ООО "УК "Жилфонд", полагая, что действия Госжилинспекции УР, выразившиеся во внесении изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в части исключения из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилфонд", многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска, являются незаконными, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При разрешении спора суд первой инстанции не усмотрел предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания оспариваемых действий незаконными и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 198 Жилищного кодекса в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ч. 3 ст. 198 Жилищного кодекса).
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 398/пр (далее - Порядок N 938/пр).
В соответствии с п. 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются документы, указанные в п. 3 Порядка N 938/пр.
На основании п. 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении; в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в п. 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с п. 7 настоящего Порядка (п. 6 Порядка N 938/пр).
На основании п. 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу п. 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным п. 2, 3, подп. "г", "д" п. 5 Порядка; б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с п. 15 Порядка.
Согласно п. 10 Порядка основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в том числе выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Из анализа приведенных норм права следует, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любой момент изменить способ управления. Изменение способа управления многоквартирным домом является безусловным основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией, поскольку одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом не допускается. Данная позиция основана на толковании норм статьи 161 ЖК РФ, обязывающей собственников помещений выбрать лишь один из определенных упомянутой статьей способов управления.
Частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
В силу ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, выбор способа управления многоквартирным домом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно реестру лицензий управляющих организаций Удмуртской Республики многоквартирный дом N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска был включен 01.04.2016 в перечень домов, находящихся в управлении ООО "УК "Жилфонд".
02.12.2016 в Госжилинспекцию УР поступило заявление о включении многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска за ООО "УЖК-Заречный" на основании протокола общего собрания от 24.02.2016.
В соответствии с указанным протоколом собственниками помещений в многоквартирном доме были приняты решения о выборе в качестве управляющей организации - ООО "УЖК-Заречный" и заключении с такой организацией договора управления, а также о расторжении договора управления с предыдущей управляющей организацией.
16.08.2016 Ленинским районным судом г. Ижевска по делу N 2-2841/16 вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований о признании недействительными решений общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска, оформленных протоколом от 24.02.2016, которое вступило в законную силу 18.10.2016.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Госжилинспекции УР имелись основания для внесения изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики в части исключения 16.12.2016 из перечня домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "Жилфонд", многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова г. Ижевска и о включении 16.12.2016 указанного многоквартирного дома в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УЖК-Заречный", поскольку внесение таких изменений осуществлялось на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Доводы апеллянта об отсутствии у административного органа по состоянию на 15.12.2016 правовых оснований для внесения вышеуказанных изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики ввиду того, что только 06.02.2017 вступило в законную силу решение Ленинского районного суда г. Ижевска от 14.10.2016 по делу N 2-2664/16, которым оставлены без удовлетворения исковые требования о признании недействительными решений общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома N 70 по ул. Ор. Драгунова в г. Ижевске, проведенного в форме заочного голосования в период с 21 по 24 апреля 2016 года и оформленного протоколом от 25.04.2016, были предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонены им как не свидетельствующие о незаконности оспариваемых действий Госжилинспекции.
Суд обоснованно указал, что внесение вышеуказанных изменений в реестр лицензий Удмуртской Республики 16.12.2016 до вступления в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции по делу N 2-2664/16 не повлекло нарушение прав и законных интересов общества, поскольку решения общего собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома о выборе в качестве управляющей организации ООО "УЖК-Заречный", оформленные протоколом от 25.04.2016, незаконными в судебном порядке не признаны.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, оспариваемые действия по внесению изменений в реестр лицензий осуществлены Госжилинспекцией на основании вступившего в законную силу 18.10.2016 решения Ленинского районного суда от 16.08.2016.
Доказательств того, что оспариваемые действия нарушают права и законные интересы заявителя, создают препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности, материалы дела не содержат.
Таким образом, не установив совокупности оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания оспариваемых действий незаконными, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении требования.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству. Оснований для иных суждений и переоценки фактических обстоятельств дела апелляционный суд не усматривает. Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражный суд Удмуртской Республики от 28 июня 2017 года по делу N А71-2410/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилфонд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Е.М.ТРЕФИЛОВА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)