Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2016 по делу N А72-19119/2015 (судья Чернышова И.В.)
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) к потребительскому жилищно-строительному кооперативу "Свияга" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска, третьи лица: индивидуальный предприниматель Андреева Татьяна Алексеевна, общественная организация "Ульяновская областная федерация спортивной борьбы" о взыскании
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска (далее - ответчик, Муниципальное образование "город Ульяновск") о взыскании 187 064,35 руб., в том числе, 174 565,77 руб. - задолженность за оказанные услуги, 12 498,58 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТСЖ "Свияга", муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, в качестве третьих лиц ИП Андреева Татьяна Алексеевна, общественная организация "Ульяновская областная федерация спортивной борьбы".
Протокольным определением от 19.05.2016 суд в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил наименование Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска на Управление муниципальной собственностью города Ульяновска.
До принятия судебного акта истец, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил исковые требования и просил взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" задолженность за тепловую энергию за период с декабря 2014 года по май 2015 года в размере 90 425,55 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб. с 05.12.2015 по 26.04.2016; пени в размере 8525,84 руб.; пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
Взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, ТСЖ "Свияга", Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" задолженность за тепловую энергию за период с февраля 2014 по октябрь 2014 в размере 174 565,77 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 в размере 20 219,94 руб., с 27.04.2016. по день фактической оплаты взыскать пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
Решением от 12.07.2016 (в редакции определения от 09.08.2016) муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскано 90 42, 55 руб. -долг, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб., пени с 05.12.2015 по 26.04.2016 в размере 8525,84 руб., пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты от остатка суммы основного долга.
С потребительского жилищно-строительного кооператива "Свияга" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскано 174 565,77 руб. - задолженность, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 пени в размере 20 219,94 руб., и пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты от остатка суммы основного долга, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6612 руб. В остальной части в иске отказано.
С потребительского жилищно-строительного кооператива "Свияга" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 540,08 руб.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить в части взысканных денежных средств с муниципального образования "город Ульяновск", исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что истцом не представлено доказательств получения ответчиком теплоэнергии, в количестве необходимом для отопления помещений.
Муниципальные нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" передаются по договорам аренды и безвозмездного пользования третьим лицам.
Здания, указанные в расчете истца переданы Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска по договорам аренды.
Согласно условиям заключенных договоров аренды, а именно пункту 2.2.8 арендатор обязан в течение двух недель с момента заключения договора заключить со специальными организациями (либо балансодержателем, либо ответственным арендатором) договоры на снабжение помещения энергетическими и прочими ресурсами, техническое обслуживание помещения, а также содержание здания в объеме, пропорционально занимаемой площади.
Таким образом, в силу статей 210, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и условий договоров аренды расходы на теплоснабжение должны нести арендаторы (пользователи) муниципального имущества.
Кроме того, контракт между муниципальным образованием "город Ульяновск" и ПАО "Т Плюс" не заключался, денежные средства в бюджете города Ульяновска не закладывались. Согласие на поставку теплоэнергии в спорные помещения муниципальное образование "город Ульяновск" не давало.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие ЖСК "Свияга" представило возражения, из которых следует, что оно также не согласно с принятым решением, поскольку никаких договоров на обслуживание нежилых помещений муниципальной собственности с ЖСК "Свияга" не заключалось. О размере задолженности по поставке тепла по нежилым помещениям по ул. Артема д. 24, правление ЖСК "Свияга" и жители дома узнали из определения Арбитражного суда Ульяновской области.
Проверив материалы дела, ознакомившись с возражениями ЖСК "Свияга", оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец (энергоснабжающая организация) направил в адрес Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска направил оферту договора N 72683птэ теплоснабжения и поставки горячей воды, в нежилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию "город Ульяновск", по адресу: ул. Октябрьская, 15; ул. Артема, 24, однако договор в письменной форме сторонами не был заключен.
В отсутствие заключенного договора истец фактически поставил тепловую энергию в период с февраля 2014 года по октябрь 2015 года в указанные нежилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию "город Ульяновск", которая последним не была оплачена, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском. Задолженность по расчету истца на 30.11.2015 составляет 174 565,77 руб.
Судом установлено, что дом N 15 по ул. Октябрьская г. Ульяновска является нежилым административным зданием, право собственности на недвижимое имущество в спорном периоде зарегистрировано за МО "город Ульяновск", что подтверждено выпиской из ЕГРП, с учетом договоров купли-продажи (т. 2, л. 34-39). Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ул. Артема, 24, с февраля 2014 года по октябрь 2015 года находился в управлении ЖСК "Свияга", в котором часть встроенных помещений принадлежит МО "Город Ульяновск" площадью 403,20 кв. м (т. 1, л. 129, 130).
Между истцом и ЖСК "Свияга" в части нежилых помещений сложились фактические отношения по поставке тепла за период с февраля 2014 по октябрь 2015.
Согласно расчету истца задолженность МО "город Ульяновск" по тепловой энергии по ул. Октябрьская, 15 составила 90 425,55 руб. - за период с декабря 2014 по май 2015 года.
Размер задолженности ЖСК "Свияга" по нежилым помещениям по ул. Артема, 24 по поставке тепла, потребленного за период с февраля 2014 по октябрь 2015 года, составил 174 565,77 руб.
Суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по искам в части помещений, принадлежащих МО "город Ульяновск", расположенных в нежилом здании по адресу ул. Октябрьская, 15 является собственник данного имущества - МО "город Ульяновск". Надлежащим ответчиком по искам, заявленным в отношении нежилых помещений в жилых домах обслуживаемых управляющими компаниями, являются управляющие компании, в данном случае по помещениям по адресу Артема, 24 - ЖСК "Свияга".
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Россйиской Федерации, изложенных в Информационного письме от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Учитывая то, что ответчики обязательства по оплате потребленных энергоресурсов надлежащим образом не исполнили, требования истца о взыскании долга с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска в размере 90 425,55 руб. и ЖСК "Свияга" в размере 174 565,77 руб. по нежилым помещениям суд первой инстанции правомерно признал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также истцом заявлены к взысканию с Муниципального образования "город Ульяновск" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 - пени в размере 8525,84 руб., с 27.04.2016 по день фактической оплаты пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день оплаты.
Кроме того, истец просил взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, с ЖСК "Свияга", с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 - пени в размере 20 219,94 руб., с 27.04.2016 по день фактической оплаты пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Учитывая то, что ответчиками МО "город Ульяновск" и ЖСК "Свияга" обязательства по внесению платы за потребленные энергоресурсы надлежащим образом не исполнены, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным.
Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере энергоснабжения, в том числе и в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 9.1 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 03.11.2015 года N 307-ФЗ он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Таким образом, с 05.12.2015 за нарушение обязательств по оплате по договорам оказания услуг по транспортировке газа законом установлена законная неустойка в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты.
Согласно пункту 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищностроительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет неустойки ответчиками не оспорен.
При таких обстоятельствах требования о взыскании неустойки судом первой инстанции также удовлетворены обоснованно.
В соответствии с пунктом 2 статьи. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, т.е. муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно статье 38.1 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Обязанности по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск2, возложены на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, после переименования -Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Частью 1 статьи 126, статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Ответчики не отрицали, что главным распорядителем является Управление муниципальной собственностью города Ульяновска.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал в качестве надлежащих ответчиков в отношении задолженности по нежилым помещениям в доме N 15 по ул. Октябрьская -Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска, по нежилым помещениям в доме N 24 по ул. Артема - ЖСК "Свияга".
Суд правильно указал, что основания для взыскания заявленной истцом задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами с Муниципального образования город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ возложены на ответчиков с учетом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Муниципального образования "город Ульяновск" о том, что расходы на теплоснабжение должны нести арендаторы (пользователи) муниципального имущества, отклоняется как необоснованный. В силу статей 210 и 539 ГК РФ лицом, обязанным оплатить истцу стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя, является собственник, а не арендатор спорных нежилых помещений.
Договоры аренды регулируют отношения собственника и арендатора. Оснований считать, что в них содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов по оплате коммунальных услуг, не имеется. Неисполнение арендатором обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения обязанностей перед ресурсоснабжающей организацией и не может служить препятствием для реализации права последней на получение соответствующих платежей.
Данный подход соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях ЖСК "Свияга" приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
От уплаты государственной пошлины заявитель жалобы освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2016 по делу N А72-19119/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.10.2016 N 11АП-12533/2016 ПО ДЕЛУ N А72-19119/2015
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2016 г. по делу N А72-19119/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Морозова В.А., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Долгановой К.А.,
без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2 апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2016 по делу N А72-19119/2015 (судья Чернышова И.В.)
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082) к потребительскому жилищно-строительному кооперативу "Свияга" к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице администрации города Ульяновска, третьи лица: индивидуальный предприниматель Андреева Татьяна Алексеевна, общественная организация "Ульяновская областная федерация спортивной борьбы" о взыскании
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска (далее - ответчик, Муниципальное образование "город Ульяновск") о взыскании 187 064,35 руб., в том числе, 174 565,77 руб. - задолженность за оказанные услуги, 12 498,58 руб. - проценты за пользование чужими денежными средствами.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены ТСЖ "Свияга", муниципальное образование "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, в качестве третьих лиц ИП Андреева Татьяна Алексеевна, общественная организация "Ульяновская областная федерация спортивной борьбы".
Протокольным определением от 19.05.2016 суд в порядке статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил наименование Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Ульяновска на Управление муниципальной собственностью города Ульяновска.
До принятия судебного акта истец, в порядке статьи 49 АПК РФ, уточнил исковые требования и просил взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" задолженность за тепловую энергию за период с декабря 2014 года по май 2015 года в размере 90 425,55 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб. с 05.12.2015 по 26.04.2016; пени в размере 8525,84 руб.; пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
Взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, ТСЖ "Свияга", Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" задолженность за тепловую энергию за период с февраля 2014 по октябрь 2014 в размере 174 565,77 руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 в размере 20 219,94 руб., с 27.04.2016. по день фактической оплаты взыскать пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
Решением от 12.07.2016 (в редакции определения от 09.08.2016) муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскано 90 42, 55 руб. -долг, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб., пени с 05.12.2015 по 26.04.2016 в размере 8525,84 руб., пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты от остатка суммы основного долга.
С потребительского жилищно-строительного кооператива "Свияга" в пользу публичного акционерного общества "Т Плюс" взыскано 174 565,77 руб. - задолженность, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 пени в размере 20 219,94 руб., и пени с 27.04.2016 по день фактической оплаты, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты от остатка суммы основного долга, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6612 руб. В остальной части в иске отказано.
С потребительского жилищно-строительного кооператива "Свияга" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 540,08 руб.
Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска не согласилось с принятым судебным актом. В апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить в части взысканных денежных средств с муниципального образования "город Ульяновск", исковые требования оставить без удовлетворения.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал, что истцом не представлено доказательств получения ответчиком теплоэнергии, в количестве необходимом для отопления помещений.
Муниципальные нежилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования "город Ульяновск" передаются по договорам аренды и безвозмездного пользования третьим лицам.
Здания, указанные в расчете истца переданы Комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Ульяновска по договорам аренды.
Согласно условиям заключенных договоров аренды, а именно пункту 2.2.8 арендатор обязан в течение двух недель с момента заключения договора заключить со специальными организациями (либо балансодержателем, либо ответственным арендатором) договоры на снабжение помещения энергетическими и прочими ресурсами, техническое обслуживание помещения, а также содержание здания в объеме, пропорционально занимаемой площади.
Таким образом, в силу статей 210, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и условий договоров аренды расходы на теплоснабжение должны нести арендаторы (пользователи) муниципального имущества.
Кроме того, контракт между муниципальным образованием "город Ульяновск" и ПАО "Т Плюс" не заключался, денежные средства в бюджете города Ульяновска не закладывались. Согласие на поставку теплоэнергии в спорные помещения муниципальное образование "город Ульяновск" не давало.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие ЖСК "Свияга" представило возражения, из которых следует, что оно также не согласно с принятым решением, поскольку никаких договоров на обслуживание нежилых помещений муниципальной собственности с ЖСК "Свияга" не заключалось. О размере задолженности по поставке тепла по нежилым помещениям по ул. Артема д. 24, правление ЖСК "Свияга" и жители дома узнали из определения Арбитражного суда Ульяновской области.
Проверив материалы дела, ознакомившись с возражениями ЖСК "Свияга", оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
Истец (энергоснабжающая организация) направил в адрес Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска направил оферту договора N 72683птэ теплоснабжения и поставки горячей воды, в нежилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию "город Ульяновск", по адресу: ул. Октябрьская, 15; ул. Артема, 24, однако договор в письменной форме сторонами не был заключен.
В отсутствие заключенного договора истец фактически поставил тепловую энергию в период с февраля 2014 года по октябрь 2015 года в указанные нежилые помещения, принадлежащие муниципальному образованию "город Ульяновск", которая последним не была оплачена, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском. Задолженность по расчету истца на 30.11.2015 составляет 174 565,77 руб.
Судом установлено, что дом N 15 по ул. Октябрьская г. Ульяновска является нежилым административным зданием, право собственности на недвижимое имущество в спорном периоде зарегистрировано за МО "город Ульяновск", что подтверждено выпиской из ЕГРП, с учетом договоров купли-продажи (т. 2, л. 34-39). Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ул. Артема, 24, с февраля 2014 года по октябрь 2015 года находился в управлении ЖСК "Свияга", в котором часть встроенных помещений принадлежит МО "Город Ульяновск" площадью 403,20 кв. м (т. 1, л. 129, 130).
Между истцом и ЖСК "Свияга" в части нежилых помещений сложились фактические отношения по поставке тепла за период с февраля 2014 по октябрь 2015.
Согласно расчету истца задолженность МО "город Ульяновск" по тепловой энергии по ул. Октябрьская, 15 составила 90 425,55 руб. - за период с декабря 2014 по май 2015 года.
Размер задолженности ЖСК "Свияга" по нежилым помещениям по ул. Артема, 24 по поставке тепла, потребленного за период с февраля 2014 по октябрь 2015 года, составил 174 565,77 руб.
Суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по искам в части помещений, принадлежащих МО "город Ульяновск", расположенных в нежилом здании по адресу ул. Октябрьская, 15 является собственник данного имущества - МО "город Ульяновск". Надлежащим ответчиком по искам, заявленным в отношении нежилых помещений в жилых домах обслуживаемых управляющими компаниями, являются управляющие компании, в данном случае по помещениям по адресу Артема, 24 - ЖСК "Свияга".
Согласно разъяснениям Президиума Высшего Арбитражного Суда Россйиской Федерации, изложенных в Информационного письме от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Согласно пункту 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги, поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно статье 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Учитывая то, что ответчики обязательства по оплате потребленных энергоресурсов надлежащим образом не исполнили, требования истца о взыскании долга с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска в размере 90 425,55 руб. и ЖСК "Свияга" в размере 174 565,77 руб. по нежилым помещениям суд первой инстанции правомерно признал законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также истцом заявлены к взысканию с Муниципального образования "город Ульяновск" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 13.01.2015 по 04.12.2015 в размере 6448,90 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 - пени в размере 8525,84 руб., с 27.04.2016 по день фактической оплаты пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день оплаты.
Кроме того, истец просил взыскать с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска, с ЖСК "Свияга", с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.03.2014 по 04.12.2015 в размере 12 818,27 руб., с 05.12.2015 по 26.04.2016 - пени в размере 20 219,94 руб., с 27.04.2016 по день фактической оплаты пени, рассчитанные исходя из 1/130 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день оплаты.
В соответствии со статьей 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующими в месте жительства кредитора или, если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения, опубликованными Банком России и имевшими место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Учитывая то, что ответчиками МО "город Ульяновск" и ЖСК "Свияга" обязательства по внесению платы за потребленные энергоресурсы надлежащим образом не исполнены, требование истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами суд первой инстанции правомерно признал законным и обоснованным.
Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" внесены изменения в некоторые законодательные акты в сфере энергоснабжения, в том числе и в Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно пункту 9.1 статьи 15 Закона "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 03.11.2015 года N 307-ФЗ он вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Таким образом, с 05.12.2015 за нарушение обязательств по оплате по договорам оказания услуг по транспортировке газа законом установлена законная неустойка в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты.
Согласно пункту 9.2 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" товарищества собственников жилья, жилищные, жилищностроительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Представленный истцом расчет неустойки ответчиками не оспорен.
При таких обстоятельствах требования о взыскании неустойки судом первой инстанции также удовлетворены обоснованно.
В соответствии с пунктом 2 статьи. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам, предъявленным к публично-правовым образованиям, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, т.е. муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно статье 38.1 Устава администрация города Ульяновска является исполнительно-распорядительным органом города Ульяновска и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области.
Обязанности по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "город Ульяновск2, возложены на Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, после переименования -Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска.
Частью 1 статьи 126, статьей 215 ГК РФ предусмотрено, что муниципальное образование отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющим муниципальную казну.
Ответчики не отрицали, что главным распорядителем является Управление муниципальной собственностью города Ульяновска.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал в качестве надлежащих ответчиков в отношении задолженности по нежилым помещениям в доме N 15 по ул. Октябрьская -Муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска, по нежилым помещениям в доме N 24 по ул. Артема - ЖСК "Свияга".
Суд правильно указал, что основания для взыскания заявленной истцом задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами с Муниципального образования город Ульяновск" в лице администрации г. Ульяновска за счет казны Муниципального образования "город Ульяновск" отсутствуют.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ возложены на ответчиков с учетом статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы Муниципального образования "город Ульяновск" о том, что расходы на теплоснабжение должны нести арендаторы (пользователи) муниципального имущества, отклоняется как необоснованный. В силу статей 210 и 539 ГК РФ лицом, обязанным оплатить истцу стоимость поставленной тепловой энергии и теплоносителя, является собственник, а не арендатор спорных нежилых помещений.
Договоры аренды регулируют отношения собственника и арендатора. Оснований считать, что в них содержится условие об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению расходов по оплате коммунальных услуг, не имеется. Неисполнение арендатором обязанности по внесению платы за коммунальные услуги не освобождает собственника данных помещений от исполнения обязанностей перед ресурсоснабжающей организацией и не может служить препятствием для реализации права последней на получение соответствующих платежей.
Данный подход соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума от 12.04.2011 N 16646/10 и от 17.04.2012 N 15222/11.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях ЖСК "Свияга" приводились в суде первой инстанции, были исследованы и обоснованно отклонены. Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
От уплаты государственной пошлины заявитель жалобы освобожден на основании части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 12.07.2016 по делу N А72-19119/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью города Ульяновска без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
Е.Г.ДЕМИНА
Судьи
В.А.МОРОЗОВ
О.Е.ШАДРИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)