Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 ПО ДЕЛУ N А43-16662/2015

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А43-16662/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 23.12.2015.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2015.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" (ИНН 5260162203, ОГРН 1055238198564), г. Нижний Новгород
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2015 по делу N А43-16662/2015, принятое судьей Чепурных М.Г.
по заявлению открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" о признании недействительным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 31.03.2015 N 515-04-1194-15пр.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд
установил:

следующее.
Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области (далее по тексту - Инспекция) проведена внеплановая выездная проверки по факту обращения жителя дома N 85Б по ул. Большая Печерская г. Н. Новгорода Турутиной Н.В. о ненадлежащем техническом состоянии жилого дома.
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 12.11.2014 N 515-04-2651-14 об устранении выявленных нарушений.
Инспекцией 16.02.2015 Обществу повторно выдано предписание N 515-04-508-15пр об устранении выявленных нарушений.
На основании приказа от 27.03.2015 N 515-04-1194-15пр Инспекцией 30.03.2015 проведена внеплановая выездная проверка Общества с целью проверки выполнения ранее выданного предписания от 16.02.2015 N 515-04-508-15пр.
В результате проведенной проверки Инспекция установила невыполнение Обществом предписания от 16.02.2015 N 515-04-508-15пр.
По результатам проверки составлен акт от 30.03.2015 N 515-04-1194-15пр.
Вновь установив нарушение Обществом вышеуказанных требований пунктов 4.2.1.15, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Правил N 170, Инспекция 31.03.2015 выдала Обществу предписание N 515-04-1194-15пр об устранении выявленных нарушений, которым в срок до 30.09.2015 возложила на Общество обязанность устранить выявленные нарушения, выполнить ремонт в местах повреждений кровли.
В связи с допущенными нарушениями, Инспекция составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 31.03.2015 N 515-04-1194-15пр по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением о назначении административного наказания от 29.04.2015 по делу N 5-562/2015 мирового судьи судебного участка N 7 Нижегородского района г. Н. Новгорода Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа 10 000 рублей.
Не согласившись с предписанием от 31.03.2015, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с требованием о признании его недействительным.
Решением от 23.09.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что Общество принимало все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего содержания дома.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Турутина Н.В. отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представила.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Федеральный закон N 294-ФЗ) государственный контроль (надзор) - это деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Федеральным законом N 294-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений. Результат проверки оформляется актом.
В силу пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее по тексту - Положение N 493) предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее по тексту - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со статьей 162 настоящего Кодекса договора управления многоквартирным домом.
Требования к надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома также установлены Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 названных Правил общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и другого имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Из вышеизложенного следует, что организации, оказывающие услуги и (или) выполняющие работу по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при способе управления "непосредственное управление", несут ответственность за выполнение своих обязательств не только в соответствии с заключенными договорами, но и в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее по тексту - Правила N 170), в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома. Кроме того, статьей 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Раздел II Правил и норм технической эксплуатации дает определение организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, устранения повреждений общего имущества многоквартирного дома по мере их выявления в целях недопущения их дальнейшего развития.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 Правил N 170 Организация по обслуживанию жилищного фонда должна, в том числе, обеспечивать исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
Согласно пункту 4.6.1.2 Правил N 170 следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Пунктом 4.3.1 Правил N 170 установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий.
Усиление перекрытий, устранение сверхнормативных прогибов перекрытий, устранение смещения несущих конструкций от стен или прогонов в кирпичных сводах или выпадение отдельных кирпичей (недостаточной глубины опирания элементов), трещин и других деформаций, снижающих несущую способность и устойчивость перекрытия, должны производиться по проекту. При обнаружении указанных деформаций перекрытий должны быть приняты срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.3.3 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1 Правил N 170). Разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления (пункт 4.4.2 Правил N 170). Полы с повышенной зыбкостью и прогибами необходимо вскрыть, проверить состояние древесины несущих конструкций и упругих прокладок и отремонтировать конструкцию (пункт 4.4.3 Правил N 170).
Согласно требованиям приложения N 2 Правил N 170 предельный срок устранения протечки кровли составляет 1 сутки.
Таким образом, указанными Правилами прямо установлены обязанности управляющей организации по обеспечению исправного состояния жилого дома, в том числе, кровли и пола, устранения повреждений общего имущества многоквартирного дома по мере их выявления в целях недопущения их дальнейшего развития.
Как следует из материалов дела, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.01.2011, Общество является организацией, управляющей многоквартирным домом N 85Б по ул. Б. Печерская г. Нижнего Новгорода.
В соответствии с условиями договора Общество приняло на себя обязательство оказывать собственникам помещений в многоквартирном доме и пользующимся помещениями в этом доме услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме (пункт 2.1.1. договора), а собственники - вносит плату за оказанные услуги (пункт 4.2.1. договора).
Следовательно, в силу заключенного Обществом договора управления многоквартирным домом и изложенных норм действующего законодательства, Общество обязано проводить текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, к которому в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2 Правил N 491 относятся кровля и полы в помещениях в коридорах, с целью обеспечения безопасности и комфортных условий проживания для жителей дома.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что Обществом нарушены требования пунктов 4.2.1.15, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.3.1, 4.3.3, 4.4.1, 4.4.2, 4.4.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а именно: металлическое покрытие карнизной части частично разрушено, обрешетка местами поражена гнилью, наблюдается прогиб стропильных ног, в кровле имеются сквозные отверстия; на втором этаже многоквартирного жилого дома в местах общего пользования (коридор) нарушена целостность деревянного покрытия пола, имеются прогибы; в результате протечек атмосферных осадков в спальной комнате квартиры N 7, расположенной на верхнем 2 этаже многоквартирного жилого дома на потолке и на капитальной стене справа от окна наблюдаются сухие и влажные следы пролития.
Изложенные обстоятельства подтверждаются обращением Турутиной Н.В., предписанием от 12.11.2014 N 515-04-2651-14, предписанием от 16.02.2015 N 515-04-508-15пр, актом проверки от 30.03.2015 N 515-04-1194-15пр, протоколом об административном правонарушении от 31.03.2015 N 515-04-1194-15пр, постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Нижегородского района г. Н. Новгорода от 29.04.2015 по делу N 5-562/2015.
Довод Общества об отсутствии решения собрания собственников помещений о проведении капитального ремонта кровли, а также об отсутствии денежных средств, необходимых для устранения выявленных нарушений, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Общество, являющееся управляющей организацией многоквартирного дома, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В том случае, если выполнение неотложных работ и услуг будет вызвано обстоятельствами, которые общество не могло в разумный срок предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых оно не отвечает, то такие расходы должны им быть дополнительно компенсированы за счет собственников помещений многоквартирного дома.
В связи с чем, неотложные, обязательные сезонные работы могут быть как текущими, так и работами капитального характера.
Управляющие организации в данном случае выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
В силу договора управления многоквартирным домом Общество получает от собственников помещений в доме плату за оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома.
С учетом изложенного, отсутствие денежных средств не освобождает Общество от обязанности оказывать такие услуги надлежащим образом.
Недостаточность денежных средств в необходимом размере, износ общего имущества дома не являются обстоятельствами, исключающими вину Общества в ненадлежащем содержании многоквартирного дома, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила эксплуатации не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели и степени износа общего имущества дома.
Правилами N 170 установлена обязанность управляющей компании выполнять технические осмотры и профилактические работы (пункт 4.6.1.1) и устранять протечку кровли в течение 1 суток (приложение N 2).
Непринятие своевременных мер по устранению повреждений кровельного покрытия создает угрозу его дальнейшего разрушения, а, также угрозу причинения вреда здоровью и имуществу граждан.
Следовательно, в целях предотвращения угрозы причинения вреда здоровью и имуществу граждан (жителей дома), общество обязано было принять срочные меры по устранению выявленных повреждений кровли и устранению причин ее протечки.
Представленные Обществом в материалы дела письмо от 20.11.2014 N 3664/01-26 собственнику квартиры дома, письмо от 21.11.2014 N 3698/01-26 первому заместителю главы администрации Нижегородского района не свидетельствуют о принятии обществом всех зависящих мер по устранению нарушений, что подтверждено в результате проведенной 30.03.2015 проверки.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Нижегородской области от 23.09.2015 по делу N А43-16662/2015 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" оставить без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Домоуправляющая Компания Нижегородского района" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 20.10.2015 N 2886.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий
Т.В.МОСКВИЧЕВА
Судьи
М.Б.БЕЛЫШКОВА
А.М.ГУЩИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)