Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2016 N 17АП-13006/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-16524/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2016 г. N 17АП-13006/2016-АК

Дело N А60-16524/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Муравьевой Е.Ю., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.,
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания" (ИНН 6615015348, ОГРН 1116615001062): Шемарыкин О.А., предъявлен паспорт, доверенность от 01.01.2016;
- от заинтересованного лица Региональной энергетической комиссии Свердловской области (ОГРН 1026605237944, ИНН 6671113500): Прокопьев А.А., предъявлено удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 29 июля 2016 года по делу N А60-16524/2016,
принятое судьей Хачевым И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания"
к Региональной энергетической комиссии Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания" (далее - заявитель, ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 29.03.2016 N 61 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.07.2016 заявленные требования удовлетворены частично, оспариваемое постановление признано незаконным в части назначения наказания в виде штрафа в размере 75 000 рублей, назначена мера наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе приводит доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения, при этом ссылается на то, что итоговый расчет стоимости услуги за горячее водоснабжение, указанный в квитанциях, был произведен на основании утвержденных тарифов, состоящих из компонента на тепловую энергию и теплоноситель, утвержденных Региональной энергетической комиссией Свердловской области в установленном порядке; иное административным органом не доказано, поскольку в рамках проверки административный орган расчет платы за горячее водоснабжение не запрашивал; заявитель отмечает, что нарушение порядка заполнения квитанций на оплату коммунальных услуг не является нарушением в области порядка ценообразования. Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал данные доводы.
Административный орган с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласен по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу; ссылается на доказанность состава вменяемого административного правонарушения; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал позицию, содержащуюся в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 14.01.2016 Региональной энергетической комиссией Свердловской области в период с 25.01.2016 по 16.02.2016 в отношении ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" проведена плановая документарная проверка соблюдения порядка ценообразования, порядка формирования и применения регулируемых цен (тарифов). Результаты проверки зафиксированы в акте от 16.02.2016 N 11.
В ходе проверки установлено, что ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" в период с 01.03.2015 по 01.01.2016 (в квитанциях за февраль - декабрь 2015 года) производились начисления гражданам за горячую воду по расчетным ставкам платы в размерах 84,54 руб./куб. м и 94,35 руб./куб. м вместо применения утвержденных тарифов в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию и компонента на теплоноситель). Например, гр. Башкирову И.А. начислено за март 2015 года за горячую воду в количестве 12,030 куб. м по расчетной ставке платы в размере 84,54 руб./куб. м, на сумму 1017,02 руб. вместо применения утвержденного тарифа в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию в размере 1315,58 руб./Гкал и компонента на теплоноситель в размере 10,34 руб./куб. м); гр. Голиковой Н.А. начислено за декабрь 2015 года за горячую воду в количестве 4,01 куб. м по расчетной ставке платы в размере 94,35 руб./куб. м, на сумму 378,34 руб. вместо применения утвержденного тарифа в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию в размере 1483,35 руб./Гкал и компонента на теплоноситель в размере 10,69 руб./куб. м).
В связи с чем Региональной энергетической комиссией Свердловской области в отношении ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" составлен протокол об административном правонарушении от 16.02.2016; и по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление от 29.03.2016 N 61 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 75 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, вместе с тем суд первой инстанции указал на наличие оснований для изменения вида наказания со штрафа на предупреждение.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно п. 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В соответствии с п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, при расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды:
P{\sub i = V{\sub i{\super п x T{\super хв x Q{\sub i{\super п x T{\super т/э,

где:
V{\sub i{\super п - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
- в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
- T{\super хв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
- Q{\sub i{\super п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение V{\sub i{\super п и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
- T{\super т/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
В подп. "в" п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, установлено, что в платежном документе должны содержаться, в том числе, указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).
Из материалов административного дела следует, что тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения на 2015 год для ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" утверждены в виде двух компонентов постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК с календарной разбивкой в следующих размерах:
- на период с 01.01.2015 по 30.06.2015: компонент на теплоноситель - 8,76 руб./куб. м (без НДС), для населения - 10,34 руб./куб. м (с НДС); компонент на тепловую энергию - 1114,90 руб./Гкал (без НДС), для населения - 1315,58 руб./Гкал (с НДС);
- на период с 01.07.2015 по 31.12.2015: компонент на теплоноситель - 9,06 руб./куб. м (без НДС), для населения - 10,69 руб./куб. м (с НДС); компонент на тепловую энергию - 1257,08 руб./Гкал (без НДС), для населения - 1483,35 руб./Гкал (с НДС).
На 2016 год тарифы на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения для ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" утверждены в виде двух компонентов постановлением РЭК Свердловской области от 10.12.2015 N 206-ПК с календарной разбивкой в следующих размерах:
на период с 01.01.2016 по 30.06.2016: компонент на теплоноситель - 9,06 руб./куб. м (без НДС), для населения - 10,69 руб./куб. м (с НДС); компонент на тепловую энергию - 1257,08 руб./Гкал (без НДС), для населения - 1483,35 руб./Гкал (с НДС).
Из содержания оспариваемого постановления следует, что основанием для привлечения ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования послужили выводы административного органа о том, что в период с 01.03.2015 по 01.01.2016 (в квитанциях за февраль - декабрь 2015 года) производились начисления гражданам за горячую воду по расчетным ставкам платы в размерах 84,54 руб./куб. м и 94,35 руб./куб. м вместо применения утвержденных тарифов в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию и компонента на теплоноситель). Например, гр. Башкирову И.А. начислено за март 2015 года за горячую воду в количестве 12,030 куб. м по расчетной ставке платы в размере 84,54 руб./куб. м, на сумму 1017,02 руб. вместо применения утвержденного тарифа в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию в размере 1315,58 руб./Гкал и компонента на теплоноситель в размере 10,34 руб./куб. м); гр. Голиковой Н.А. начислено за декабрь 2015 года за горячую воду в количестве 4,01 куб. м по расчетной ставке платы в размере 94,35 руб./куб. м, на сумму 378,34 руб. вместо применения утвержденного тарифа в виде двух компонентов (компонента на тепловую энергию в размере 1483,35 руб./Гкал и компонента на теплоноситель в размере 10,69 руб./куб. м).
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции согласился с позицией административного органа, указав, что в рассматриваемом случае ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" нарушило порядок ценообразования, поскольку в период с 01.03.2015 по 01.01.2016 при начислениях гражданам за горячую воду применяло расчетные ставки платы, не предусмотренные действующим законодательством, что образует состав административного правонарушения как "иное нарушение установленного порядка ценообразования", ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Между тем суда апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" расчет платы за услугу по горячему водоснабжению произведен исходя из утвержденных тарифов: на период с 01.01.2015 по 30.06.2015: компонент на теплоноситель для населения - 10,34 руб./куб. м (с НДС); компонент на тепловую энергию для населения - 1315,58 руб./Гкал (с НДС); на период с 01.01.2016 по 30.06.2016: компонент на теплоноситель для населения - 10,69 руб./куб. м (с НДС); компонент на тепловую энергию для населения - 1483,35 руб./Гкал (с НДС). При этом в квитанции в графе "тариф" указана стоимость 1 куб. м услуги по горячему водоснабжению, так в квитанции за март 2015 года, выставленной гр. Башкирову, в графе "тариф" указан "расчетный тариф" кв. м/руб. 84 руб. 54 коп. Данная величина была рассчитана заявителем с учетом тарифов, утвержденных Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 15.12.2014 N 210-ПК, согласно которому стоимость 1 куб. м теплоносителя на период 01.01.2015-30.06.2015 составила 10 руб. 34 коп., стоимость тепловой энергии составила 1 315 руб. 58 коп. за Гкал. (1 315 руб. 58 коп./Гкал x 0,0564 Гкал + 10 руб. 34 коп. = 84 руб. 54 коп.). Аналогичным образом была определена стоимость услуги по горячему водоснабжению и в квитанции, выставленной гр. Голиковой Н.А. в декабре 2015 года. В рассматриваемом случае итоговая стоимость услуги за горячее водоснабжение 1072 руб. 02 коп. (84 руб. 54 коп./куб. м x индивидуальное потребление 12,03 куб. м) рассчитана ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" исходя из утвержденных тарифов, и соответствует сумме платы за услугу по горячему водоснабжению, которая должна быть оплачена потребителем в соответствии с расчетом по формуле 23 Приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. Из содержания оспариваемого по настоящему делу постановления о привлечении к административной ответственности следует, что данное обстоятельство административным органом не исследовано и не опровергнуто, доказательств обратного при рассмотрении настоящего дела административным органом не представлено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной полагает, что то обстоятельство, что в рассматриваемом случае ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" при заполнении квитанций на оплату коммунальных услуг в графе "тариф" указана промежуточная расчетная величина "расчетный тариф" без разбивки тарифа на отдельные компоненты (компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию) само по себе не может свидетельствовать именно о нарушении порядка ценообразования, поскольку цена услуги по горячему водоснабжению, указанная в счетах, рассчитана верно с учетом действующих тарифов.
Ссылки административного органа на п. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку ненадлежащее заполнение квитанций, то есть без указания информации, предусмотренной ст. 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не является нарушением порядка ценообразования.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суд Российской Федерации от 29.01.2013 N 11037/12, в котором прямо указано, что верный расчет (с учетом действующих тарифов) суммарной цены, указанной в счетах, при том, что допущено нарушение порядка заполнения счетов, не является нарушением в области порядка ценообразования.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие (недоказанность) события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что заявленные ООО "Качканарская Теплоснабжающая Компания" требования о признании незаконным и отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 29.03.2016 N 61 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 75 000 рублей, подлежат удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 1, ч. 2 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем государственная пошлина, ошибочно уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1, ч. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 29 июля 2016 года по делу N А60-16524/2016 отменить, заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области N 61 от 29.03.2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания" к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Качканарская Теплоснабжающая Компания" из федерального бюджета ошибочно уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 211 от 09.06.2016 госпошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Ю.МУРАВЬЕВА
Л.Х.РИБ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)