Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки деятельности ответчика было выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившееся в отсутствии заключенных договоров на поставку теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в многоквартирный дом, в связи с чем ответчику выдано предписание, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Беляев Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л., Крашенинниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ООО "УК "Управдом" - по доверенности Ф.
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года
гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к ООО "УК "Управдом" о возложении обязанности исполнить предписание,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л.,
установила:
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области обратилась в суд с иском, указывая, что в ходе проверки деятельности ООО "УК "Управдом", было выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившиеся в отсутствии заключенных договоров на поставку теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в многоквартирный дом N <...>. Поскольку предписание ответчиком до настоящего времени в полном объеме не исполнено, истец просил суд обязать ООО "УК "Управдом" исполнить предписание от 29.09.2015 г. N <...>, обязать принять меры по заключению договора на поставку газоснабжения в многоквартирный дом по адресу: <...> с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель ответчика ООО "УК "Управдом" Ф. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года исковые требования удовлетворены. На ООО "УК "Управдом" возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 29.09.2015 г. N <...>, а именно: принять меры по заключению договора на поставку газоснабжения в многоквартирный дом N <...> с ресурсоснабжающей организацией. С ООО "УК "Управдом" в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе представителя ООО "УК "Управдом" - по доверенности Ф. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, Государственная жилищная инспекция является ненадлежащим истцом, поскольку с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации. Кроме того указывают на предусмотренное ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ право собственников помещений многоквартирного дома вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Управдом" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, на основании договора управления многоквартирным домом N <...> от 01.09.2009 года.
25.05.2015 года жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка деятельности ООО "УК "Управдом", в ходе которой установлено, что ООО "УК "Управдом" не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку в многоквартирный дом тепловой энергии, электричества и газа, что является нарушением пунктов 13, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с чем ответчику выдано предписание N <...> от 26.05.2015 г. в срок до 10.09.2015 г. устранить выявленные нарушения.
Установлено, что 01.06.2015 г. ответчиком заключен договор энергоснабжения в отношении указанного многоквартирного дома.
Договор теплоснабжения и газоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не заключены, в связи с чем истцом вновь выдано предписание N <...> от 29.09.2015 г., в срок до 28.03.2016 г. принять меры по заключению договоров.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 20, 161 ЖК РФ, установив, что ответчик не исполнил возложенные на него предписанием обязанности по заключению договора газоснабжения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчика обязанности по заключению договора, установив для этого срок исполнения в порядке ст. 206 ГПК РФ.
С данным выводом суда и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Положениями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 13 Правил определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил.
Согласно пункту 31 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в число которых также входит организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ООО "УК "Управдом" на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в определении от 06.07.2015 года по делу N 310-КГ14-8259, даже принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Доводы заявителя о незаконности выводов суда первой инстанции со ссылкой на часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ о возможности внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.
Согласно пункту 27 Постановления N 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с Общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
Кроме того, следует учитывать, что Обществом в материалы дела доказательств о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не представлено.
Доводы жалобы о том, что государственная жилищная инспекция является ненадлежащим истцом, поскольку с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, подлежит отклонению как ошибочные, поскольку в данном случае требования истца заявлены об обязании исполнить предписание, которое вынесено истцом в рамках исполнения своих полномочий в сфере государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, по существу сводятся к несогласию с данной судом оценкой исследованных доказательств и ссылок на обстоятельства и факты, которые бы были оставлены судом без внимания, не содержат.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "УК "Управдом" по доверенности Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.09.2016 ПО ДЕЛУ N 33-11849/2016
Требование: О возложении обязанности исполнить предписание жилищной инспекции.Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В ходе проверки деятельности ответчика было выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившееся в отсутствии заключенных договоров на поставку теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в многоквартирный дом, в связи с чем ответчику выдано предписание, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 сентября 2016 г. по делу N 33-11849/2016
Судья: Беляев Д.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи: Погорелко О.В.
судей: Нижегородцевой И.Л., Крашенинниковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем: Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ООО "УК "Управдом" - по доверенности Ф.
на решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года
гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Нижегородской области к ООО "УК "Управдом" о возложении обязанности исполнить предписание,
заслушав доклад судьи Нижегородцевой И.Л.,
установила:
Государственная жилищная инспекция Нижегородской области обратилась в суд с иском, указывая, что в ходе проверки деятельности ООО "УК "Управдом", было выявлено нарушение жилищного законодательства, выразившиеся в отсутствии заключенных договоров на поставку теплоснабжения, электроснабжения и газоснабжения в многоквартирный дом N <...>. Поскольку предписание ответчиком до настоящего времени в полном объеме не исполнено, истец просил суд обязать ООО "УК "Управдом" исполнить предписание от 29.09.2015 г. N <...>, обязать принять меры по заключению договора на поставку газоснабжения в многоквартирный дом по адресу: <...> с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель ответчика ООО "УК "Управдом" Ф. в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года исковые требования удовлетворены. На ООО "УК "Управдом" возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу исполнить предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 29.09.2015 г. N <...>, а именно: принять меры по заключению договора на поставку газоснабжения в многоквартирный дом N <...> с ресурсоснабжающей организацией. С ООО "УК "Управдом" в доход местного бюджета взыскана госпошлина в размере <...> рублей.
В апелляционной жалобе представителя ООО "УК "Управдом" - по доверенности Ф. поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным применением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, Государственная жилищная инспекция является ненадлежащим истцом, поскольку с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации. Кроме того указывают на предусмотренное ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ право собственников помещений многоквартирного дома вносить плату непосредственно в ресурсоснабжающую организацию.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалоб, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Управдом" осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <...>, на основании договора управления многоквартирным домом N <...> от 01.09.2009 года.
25.05.2015 года жилищной инспекцией проведена внеплановая проверка деятельности ООО "УК "Управдом", в ходе которой установлено, что ООО "УК "Управдом" не заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку в многоквартирный дом тепловой энергии, электричества и газа, что является нарушением пунктов 13, 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с чем ответчику выдано предписание N <...> от 26.05.2015 г. в срок до 10.09.2015 г. устранить выявленные нарушения.
Установлено, что 01.06.2015 г. ответчиком заключен договор энергоснабжения в отношении указанного многоквартирного дома.
Договор теплоснабжения и газоснабжения с ресурсоснабжающей организацией не заключены, в связи с чем истцом вновь выдано предписание N <...> от 29.09.2015 г., в срок до 28.03.2016 г. принять меры по заключению договоров.
Разрешая требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 20, 161 ЖК РФ, установив, что ответчик не исполнил возложенные на него предписанием обязанности по заключению договора газоснабжения, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и возложения на ответчика обязанности по заключению договора, установив для этого срок исполнения в порядке ст. 206 ГПК РФ.
С данным выводом суда и его правовым обоснованием соглашается судебная коллегия.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и Правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Положениями части 12 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Пунктом 13 Правил определено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил.
Согласно пункту 31 Правил исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года N 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которым управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением определенных стандартов, в число которых также входит организация оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, утвержденным решением собрания, в том числе заключение договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 года N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 124 исполнитель в лице управляющей организации не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения.
Согласно пункту 7 Постановления N 124 документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются для управляющей организации: если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, - протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, которая обращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен).
Таким образом, ООО "УК "Управдом" на основании указанных норм права обязано заключать договоры ресурсоснабжения с целью предоставления коммунальных услуг собственникам жилых помещений.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом (до границы ответственности управляющих организаций).
Заключение управляющей организацией соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией обусловлено именно наличием у нее цели оказания собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги в соответствии с договором управления. При этом, как разъяснил Верховный Суд РФ в определении от 06.07.2015 года по делу N 310-КГ14-8259, даже принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договоров ресурсоснабжения.
Доводы заявителя о незаконности выводов суда первой инстанции со ссылкой на часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ о возможности внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, в силу следующего.
Согласно пункту 27 Постановления N 124 в случае если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или общим собранием членов товарищества или кооператива принято решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, в договоре ресурсоснабжения предусматриваются:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, принятие решения собственниками жилых помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с Общества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по заключению договора ресурсоснабжения.
Кроме того, следует учитывать, что Обществом в материалы дела доказательств о принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решений о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не представлено.
Доводы жалобы о том, что государственная жилищная инспекция является ненадлежащим истцом, поскольку с иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, подлежит отклонению как ошибочные, поскольку в данном случае требования истца заявлены об обязании исполнить предписание, которое вынесено истцом в рамках исполнения своих полномочий в сфере государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к управлению многоквартирными домами; выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены решения и не опровергают выводов, изложенных в нем, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, по существу сводятся к несогласию с данной судом оценкой исследованных доказательств и ссылок на обстоятельства и факты, которые бы были оставлены судом без внимания, не содержат.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судом правильно, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Дзержинского городского суда Нижегородской области от 21 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО "УК "Управдом" по доверенности Ф. - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)