Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивончика А.Г., судей Заикиной Н.В. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большовой Е.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 по делу N А09-2765/2016 (судья Матулов Б.Н.), вынесенное по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агат" (г. Брянск, ОГРН 1103254015567, ИНН 3250516788) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1023202736402, ИНН 3201005558) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агат" (далее по тексту - истец, покупатель, ООО УК "Агат") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее по тексту - ответчик, поставщик, ООО "Газпром межрегионгаз Брянск") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 07-5-42782 от 01.09.2015 (далее по тексту - договор), путем понуждения ответчика заключить с истцом указанный договор в следующей предложенной редакции истца:
1. Абзац первый пункта 2.1 раздела 2 - "Предмет договора": изложить в следующей редакции: "Поставщик обязуется поставлять с 01.09.2015 по 30.07.2016 газ горючий природный и /или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее по тексту - газ), цена которого является государственно регулируемой, по сетям газораспределительной организации (далее по тексту - ГРО) до границ трубопроводов по которым Покупатель отбирает газ (по каждому конечному потреблению исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения, указанным в приложении N 1), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.
2. Абзац второй пункта 2.1 раздела 2 - "По настоящему договору поставщиком поставляется газ покупателю, как впервые заключающему договор поставки газа/либо сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа 2007 года, в соответствии с пунктом 15.1 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги его транспортировке на территории Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021" исключить.
3. Подпункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2 исключить.
4. Пункт 2.2 раздела 2 исключить.
5. Пункты 3.1, 3.2, 3.4 раздела 3 - "Режим и порядок поставки газа" исключить.
6. Пункт 5.1 раздела 5 - "Цена и порядок расчетов" изложить в следующей реакции: "5.1 Стоимость газа, поставляемого в соответствии с настоящим договором, определяется на основании розничной цены, утвержденной Управления государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, по приборам учета газа".
7. Пункты 5.2 и 5.3 раздела 5 исключить.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 исковые требования удовлетворены частично, спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
1. Абзац первый пункта 2.1 раздела 2 - "Предмет договора": изложить в следующей редакции, предложенной истцом: "Поставщик обязуется поставлять с 01.09.2015 по 30.07.2016 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ), цена которого является государственно регулируемой, по сетям газораспределительной организации (далее по тексту - ГРО) до границ трубопроводов, по которым Покупатель отбирает газ (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения, указанным в приложении N 1) для населения без ограничения объема газа по розничным ценам, утвержденным Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать газ".
2. Абзац второй пункта 2.1. раздела 2 исключить.
3. Подпункт 2.1.1., абзацы второй и третий подпункта 2.1.2., подпункт 2.1.3. и пункт 2.2. раздела 2 исключить.
4. Пункт 2.3 раздела 2 изложить в следующей редакции: "Местами передачи газа от Поставщика к Покупателю является граница сетей ГРО с сетями (газопроводами), по которым отбирает газ Покупатель".
5. Пункты 2.7. и 2.8. раздела 2, исключить.
6. Пункты 3.1., 3.2. и 3.4 раздела 3 "Режим и порядок поставки газа" исключить.
7. Пункт 5.1. "Цена и порядок расчетов" изложить в следующей редакции, предложенной истцом: "5.1. Стоимость газа, поставляемого для категории "население", определяется на основании розничной цены, утвержденной Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, по приборам учета газа".
8. Пункты 5.2. и 5.3. раздела 5 исключить.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и принять спорные пункты в редакции ответчика. Мотивируя свою правовую позицию, заявитель указывает, что исполнителем коммунальных услуг для создания тепловой энергии используется арендованное оборудование, что в соответствие с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998, обязывает исполнителя коммунальных услуг приобретать газ с учетом повышающих коэффициентов и свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения цены на газ по тарифу "население".
В представленном отзыве истец полагает приведенные в жалобе доводы необоснованными, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие сторон на основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 общим собранием жильцов многоквартирного жилого дома N 55, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, управляющей организацией избрано ООО УК "Агат", что подтверждается протоколом итогов голосования общего собрания собственников жилья многоквартирного дома N 11/2015 от 28.05.2014 (т. 1, л.д. 21).
11.06.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и лицам, которые пользуются помещениями в этом доме на законных основаниях (т. 1, л.д. 19-20).
Между обществом с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма "Комфорт" (арендодатель) (далее по тексту - ООО СКФ "Комфорт") и ООО УК "Агат" (арендатор) 01.08.2015 заключен договор аренды помещения котельной с оборудованием N 04/2015, в соответствии с пунктом 1.1. которого, арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 105,8 кв. м, расположенное на техническом этаже, находящееся по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, пом. II, кадастровый номер объекта 32:28:0030904:2326, а также все газовое оборудование, системы водоснабжения, электроснабжения, канализации, телефонные линии и иное имущество, находящееся в помещении (т. 1, л.д. 22-25).
13.08.2015, в целях обеспечения жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, коммунальным ресурсом - природным газом, который используется для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов посредством автономной системы отопления - крышной котельной, ООО УК "Агат" обратилось в ООО "Газпром межрегионгаз" с предложением заключить договор поставки газа по ценам за газ для категории "население" (письмо исх. N 92 от 13.08.2015, т. 1, л.д. 34).
Письмом N 04-03-08/3452 от 28.08.2015 ООО "Газпром межрегионгаз" сообщило, что у ответчика отсутствуют правовые основания для применения цены на газ по тарифу для населения со ссылкой на то, что в ситуациях, связанных с арендой газовых котельных МКД, поставка газа может осуществляться только в соответствии с ценообразованием на газ, ранее определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 (т. 1, л.д. 35). К данному письму был приложен предложенный ответчиком для подписания договор поставки газа N 07-5-42782 от 01.09.2015 (т. 1, л.д. 10-17).
ООО УК "Агат", не согласившись с предложенной ответчиком редакцией договора, подписало его с протоколом разногласий от 03.09.2015, которые частично приняты ответчиком (т. 1, л.д. 26-33).
Поскольку возникшие между сторонами при заключении договора разногласия в полном объеме урегулированы не были, ООО УК "Агат" обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки газа между истцом и ответчиком является публичным и его заключение является обязательным для ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В данном случае с иском об урегулировании разногласий по договору поставки газа обратился контрагент обязанной стороны (поставщика).
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, разногласия сторон по договору связаны с подлежащей применению по спорному договору ценой на газ. Истец полагает, что в договоре должна быть установлена цена на газ по тарифу для населения, а ответчик считает, что основания для применения такого тарифа в данном случае отсутствуют.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 (с изменениями и дополнениями), согласно пункту 2 которых к категории "население" для целей указанных Основных положений относятся:
- физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения;
- лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;
- иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
- исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
- наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Так как нежилое помещение котельной, включая газоиспользующее оборудование, находится в собственности ООО СКФ "Комфорт", а не в общей долевой собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, ответчик полагает, что правовые основания для применения цены на газ по тарифу для населения отсутствуют.
Вместе с тем суд первой инстанции верно отметил, что договор поставки газа с ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" заключен истцом в целях использования газа собственниками жилых и нежилых помещений для удовлетворения собственных бытовых нужд (выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения единственного потребителя - многоквартирного дома N 95 по ул. Крахмалева г. Брянска от размещенной в доме N 55 крышной котельной), в связи с чем пришел к правильному выводу о том, к спорным правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в той части, которая не была отменена) (далее по тексту - Правила N 307), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В действующих в настоящее время Правилах N 124 предусмотрено понятие "исполнитель" для определения юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги. Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребителям) коммунальной услуги соответствующего вида.
Согласно пункту 2 Правил N 354, вступивших в законную силу с 01.09.2012 и которые подлежат применению к правоотношениям сторон в которых предусмотрено понятие "исполнитель", "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее по тексту - Правила поставки газа N 162) установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил N 162 и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (статья 516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 12, 29 и 30 Правил поставки газа N 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее по тексту - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень потребителей, относящихся к категории "население" определен Основными положениями N 1021, в котором отсутствуют потребители, приобретающие газ для его использования в крышных котельных для производства тепловой энергии, поставляемой в нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для осуществления предпринимательской деятельности.
Из системного анализа указанных норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его использования, в связи с чем газ, используемый для эксплуатации автономной котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению, а газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а также использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по ценам для промышленных потребителей.
Материалами дела установлено, что в данном случае приобретаемый истцом газ используется на производство тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) при помощи крышной котельной как для населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, что подтверждается копией разрешения на ввод в эксплуатацию от 09.06.2015 N 32-301-1283-2015, так и для собственников нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме и используемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Следовательно, договор поставки газа на крышную котельную в спорный жилой дом должен предусматривать оплату газа по розничным ценам для населения в отношении жилых помещений.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что поставляемый по спорному договору газ используется в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию, необходимую для нужд собственников жилых помещений жилых домов.
Согласно положениям статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 4 Основных положений N 1012 предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений N 1012 регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 252-э/2 от 27.10.2011 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее по тексту - Методические указания).
В силу пункта 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В разделе II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а в разделе III содержится формула расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области N 45 от 28.01.2013 "О переименовании Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области" полномочным органом на территории Брянской области является Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 531 от 30.09.2011 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей.
Согласно условиям спорного договора количество поставляемого газа определяется по контрольно-измерительным приборам.
Стоимость потребленного газа предъявляется управляющей компанией собственникам жилых и нежилых помещений в составе платы за отопление и горячее водоснабжение.
При этом во всех формулах расчета размера платы за коммунальные услуги и в Правилах N 354, и в Правилах N 307 (как при наличии общедомовых (индивидуальных) приборов учета, так и в их отсутствие) применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, используется только площадь помещений, за которыми закреплены собственники, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Таким образом, в составе указанных формул уже учитываются расходы на потребление коммунальной услуги за отопление общего имущества многоквартирного дома, определенные расчетным путем. Данное обстоятельство подтверждается и абзацем 2 пункта 40 Правил N 354, из которого следует, что плата за отопление площади помещения и за потребление на общедомовые нужды осуществляется по одной статье платежного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации разрешает передавать объекты общего имущества в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, и только в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом действующего правового регулирования, регистрация ООО СКФ "Комфорт" в ЕГРП права собственности на нежилое помещение площадью 105,8 кв. м, этаж технический, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, пом. II, а также передача на праве аренды газового оборудования, систем водоснабжения, электроснабжения, канализации и иного имущества ООО УК "Агат", с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" не может являться основанием для отказа в применении предлагаемого истцом тарифа, поскольку указанные обстоятельства, не должны приводить к нарушению прав собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирном жилом доме. В данном случае от имени таких собственников выступает истец при заключении спорного договора в части поставки газа для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений. Поэтому обязательства ООО УК "Агат" по оплате поставленного ответчиком газа, используемого для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений, не могут быть большими, чем обязательства указанных собственников.
При таких обстоятельствах, довод ответчика об отсутствии правовых оснований для применения цены на газ по тарифу для населения в отношении газа, поставляемого для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Более того, судом установлено, что согласно проекту теплоснабжения спорного жилого дома указанный жилой дом является единственным потребителем тепла от размещенной на нем крышной котельной, проектом крышной котельной не предусмотрен запас мощности для теплоснабжения сторонних объектов. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела письмом проектной организации, выполнявшей проект теплоснабжения объекта (жилого дома) - общества с ограниченной ответственностью "Реал-Проект" N 13 от 18.05.2015.
Поскольку нормы права не содержат понятия "коммунально-бытовой потребитель", важнейшим критерием для определения статуса потребителя является цель приобретения и использования газа.
В данном случае судом области установлено и не оспаривается сторонами, что в спорный период газ поставлялся в жилой дом, поэтому предполагается, что газ будет использоваться для коммунально-бытовых нужд граждан, пока другая сторона не докажет иное. Истцом в представленных процессуальных документа указано и не оспаривается ответчиком, что офисных и иных нежилых помещений в многоквартирном доме для отопления которых использовался бы приобретаемый управляющей организацией газ не имеется.
Доказательств обратного ответчиком, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Ссылка ответчика на пункт 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 отклоняется судебной коллегией, поскольку основана на неправильном толковании указанных положений, так как в абзаце 2 пункта 17 указано, что правило о том, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением соответствующего коэффициента, не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Между тем в рамках настоящего дела поставляемый по спорному договору газ используется в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию, необходимую для нужд собственников жилых помещений жилых домов - категория "население".
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 по делу N А09-2765/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.09.2016 N 20АП-4590/2016 ПО ДЕЛУ N А09-2765/2016
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 2016 г. по делу N А09-2765/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 20.09.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивончика А.Г., судей Заикиной Н.В. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Большовой Е.А., в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 по делу N А09-2765/2016 (судья Матулов Б.Н.), вынесенное по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агат" (г. Брянск, ОГРН 1103254015567, ИНН 3250516788) к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (г. Брянск, ОГРН 1023202736402, ИНН 3201005558) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Агат" (далее по тексту - истец, покупатель, ООО УК "Агат") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Брянск" (далее по тексту - ответчик, поставщик, ООО "Газпром межрегионгаз Брянск") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа N 07-5-42782 от 01.09.2015 (далее по тексту - договор), путем понуждения ответчика заключить с истцом указанный договор в следующей предложенной редакции истца:
1. Абзац первый пункта 2.1 раздела 2 - "Предмет договора": изложить в следующей редакции: "Поставщик обязуется поставлять с 01.09.2015 по 30.07.2016 газ горючий природный и /или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее по тексту - газ), цена которого является государственно регулируемой, по сетям газораспределительной организации (далее по тексту - ГРО) до границ трубопроводов по которым Покупатель отбирает газ (по каждому конечному потреблению исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения, указанным в приложении N 1), а покупатель обязуется принимать и оплачивать газ.
2. Абзац второй пункта 2.1 раздела 2 - "По настоящему договору поставщиком поставляется газ покупателю, как впервые заключающему договор поставки газа/либо сверх объемов, зафиксированных в договоре поставки газа 2007 года, в соответствии с пунктом 15.1 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги его транспортировке на территории Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021" исключить.
3. Подпункты 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 пункта 2.1 раздела 2 исключить.
4. Пункт 2.2 раздела 2 исключить.
5. Пункты 3.1, 3.2, 3.4 раздела 3 - "Режим и порядок поставки газа" исключить.
6. Пункт 5.1 раздела 5 - "Цена и порядок расчетов" изложить в следующей реакции: "5.1 Стоимость газа, поставляемого в соответствии с настоящим договором, определяется на основании розничной цены, утвержденной Управления государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, по приборам учета газа".
7. Пункты 5.2 и 5.3 раздела 5 исключить.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 исковые требования удовлетворены частично, спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
1. Абзац первый пункта 2.1 раздела 2 - "Предмет договора": изложить в следующей редакции, предложенной истцом: "Поставщик обязуется поставлять с 01.09.2015 по 30.07.2016 газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ), цена которого является государственно регулируемой, по сетям газораспределительной организации (далее по тексту - ГРО) до границ трубопроводов, по которым Покупатель отбирает газ (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения, указанным в приложении N 1) для населения без ограничения объема газа по розничным ценам, утвержденным Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, а Покупатель обязуется принимать и оплачивать газ".
2. Абзац второй пункта 2.1. раздела 2 исключить.
3. Подпункт 2.1.1., абзацы второй и третий подпункта 2.1.2., подпункт 2.1.3. и пункт 2.2. раздела 2 исключить.
4. Пункт 2.3 раздела 2 изложить в следующей редакции: "Местами передачи газа от Поставщика к Покупателю является граница сетей ГРО с сетями (газопроводами), по которым отбирает газ Покупатель".
5. Пункты 2.7. и 2.8. раздела 2, исключить.
6. Пункты 3.1., 3.2. и 3.4 раздела 3 "Режим и порядок поставки газа" исключить.
7. Пункт 5.1. "Цена и порядок расчетов" изложить в следующей редакции, предложенной истцом: "5.1. Стоимость газа, поставляемого для категории "население", определяется на основании розничной цены, утвержденной Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области для реализации населению, по приборам учета газа".
8. Пункты 5.2. и 5.3. раздела 5 исключить.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит изменить решение суда первой инстанции и принять спорные пункты в редакции ответчика. Мотивируя свою правовую позицию, заявитель указывает, что исполнителем коммунальных услуг для создания тепловой энергии используется арендованное оборудование, что в соответствие с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998, обязывает исполнителя коммунальных услуг приобретать газ с учетом повышающих коэффициентов и свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения цены на газ по тарифу "население".
В представленном отзыве истец полагает приведенные в жалобе доводы необоснованными, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, в связи с чем, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие сторон на основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 28.05.2015 общим собранием жильцов многоквартирного жилого дома N 55, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, управляющей организацией избрано ООО УК "Агат", что подтверждается протоколом итогов голосования общего собрания собственников жилья многоквартирного дома N 11/2015 от 28.05.2014 (т. 1, л.д. 21).
11.06.2015 заключен договор управления многоквартирным домом, по условиям которого управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в этом доме и лицам, которые пользуются помещениями в этом доме на законных основаниях (т. 1, л.д. 19-20).
Между обществом с ограниченной ответственностью Строительно-коммерческая фирма "Комфорт" (арендодатель) (далее по тексту - ООО СКФ "Комфорт") и ООО УК "Агат" (арендатор) 01.08.2015 заключен договор аренды помещения котельной с оборудованием N 04/2015, в соответствии с пунктом 1.1. которого, арендодатель обязуется передать арендатору во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 105,8 кв. м, расположенное на техническом этаже, находящееся по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, пом. II, кадастровый номер объекта 32:28:0030904:2326, а также все газовое оборудование, системы водоснабжения, электроснабжения, канализации, телефонные линии и иное имущество, находящееся в помещении (т. 1, л.д. 22-25).
13.08.2015, в целях обеспечения жильцов многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, коммунальным ресурсом - природным газом, который используется для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов посредством автономной системы отопления - крышной котельной, ООО УК "Агат" обратилось в ООО "Газпром межрегионгаз" с предложением заключить договор поставки газа по ценам за газ для категории "население" (письмо исх. N 92 от 13.08.2015, т. 1, л.д. 34).
Письмом N 04-03-08/3452 от 28.08.2015 ООО "Газпром межрегионгаз" сообщило, что у ответчика отсутствуют правовые основания для применения цены на газ по тарифу для населения со ссылкой на то, что в ситуациях, связанных с арендой газовых котельных МКД, поставка газа может осуществляться только в соответствии с ценообразованием на газ, ранее определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 333 (т. 1, л.д. 35). К данному письму был приложен предложенный ответчиком для подписания договор поставки газа N 07-5-42782 от 01.09.2015 (т. 1, л.д. 10-17).
ООО УК "Агат", не согласившись с предложенной ответчиком редакцией договора, подписало его с протоколом разногласий от 03.09.2015, которые частично приняты ответчиком (т. 1, л.д. 26-33).
Поскольку возникшие между сторонами при заключении договора разногласия в полном объеме урегулированы не были, ООО УК "Агат" обратилось в арбитражный суд за защитой своих прав.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки газа между истцом и ответчиком является публичным и его заключение является обязательным для ответчика.
В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучения извещения о результатах рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В данном случае с иском об урегулировании разногласий по договору поставки газа обратился контрагент обязанной стороны (поставщика).
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, разногласия сторон по договору связаны с подлежащей применению по спорному договору ценой на газ. Истец полагает, что в договоре должна быть установлена цена на газ по тарифу для населения, а ответчик считает, что основания для применения такого тарифа в данном случае отсутствуют.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 (с изменениями и дополнениями), согласно пункту 2 которых к категории "население" для целей указанных Основных положений относятся:
- физические лица (граждане) - собственники (наниматели) жилого помещения;
- лица, приобретающие газ, в том числе исполнители коммунальных услуг, для его использования в котельных всех типов и (или) ином оборудовании для производства электрической и (или) тепловой энергии в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в указанных многоквартирных домах;
- иные лица, приобретающие газ, потребляемый физическими лицами (гражданами), а именно:
- исполнители коммунальных услуг (управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы);
- наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, - служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев и временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;
- садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан.
Так как нежилое помещение котельной, включая газоиспользующее оборудование, находится в собственности ООО СКФ "Комфорт", а не в общей долевой собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, ответчик полагает, что правовые основания для применения цены на газ по тарифу для населения отсутствуют.
Вместе с тем суд первой инстанции верно отметил, что договор поставки газа с ООО "Газпром межрегионгаз Брянск" заключен истцом в целях использования газа собственниками жилых и нежилых помещений для удовлетворения собственных бытовых нужд (выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения единственного потребителя - многоквартирного дома N 95 по ул. Крахмалева г. Брянска от размещенной в доме N 55 крышной котельной), в связи с чем пришел к правильному выводу о том, к спорным правоотношениям сторон подлежат применению Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в той части, которая не была отменена) (далее по тексту - Правила N 307), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В действующих в настоящее время Правилах N 124 предусмотрено понятие "исполнитель" для определения юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, предоставляющих потребителю коммунальные услуги. Правила N 124 устанавливают обязательные требования при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (потребителям) коммунальной услуги соответствующего вида.
Согласно пункту 2 Правил N 354, вступивших в законную силу с 01.09.2012 и которые подлежат применению к правоотношениям сторон в которых предусмотрено понятие "исполнитель", "исполнитель" - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее по тексту - Правила поставки газа N 162) установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, Правил N 162 и иных нормативных правовых актов. Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (статья 516 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пунктов 12, 29 и 30 Правил поставки газа N 162 поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее по тексту - Основные положения N 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей. При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Перечень потребителей, относящихся к категории "население" определен Основными положениями N 1021, в котором отсутствуют потребители, приобретающие газ для его использования в крышных котельных для производства тепловой энергии, поставляемой в нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для осуществления предпринимательской деятельности.
Из системного анализа указанных норм следует, что применение цен на газ, используемый покупателем для производства тепловой энергии, дифференцируется в зависимости от цели его использования, в связи с чем газ, используемый для эксплуатации автономной котельной для отопления и горячего водоснабжения населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, в целях удовлетворения бытовых нужд жильцов многоквартирных домов, подлежит оплате по розничным ценам, установленным на газ, реализуемый населению, а газ, используемый для приготовления тепловой энергии в системах центрального отопления, а также использованный для приготовления тепловой энергии, используемой на иные, нежели оказание коммунальных услуг населению по отоплению и горячему водоснабжению, цели подлежит оплате по ценам для промышленных потребителей.
Материалами дела установлено, что в данном случае приобретаемый истцом газ используется на производство тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) при помощи крышной котельной как для населения, проживающего в многоквартирном жилом доме, что подтверждается копией разрешения на ввод в эксплуатацию от 09.06.2015 N 32-301-1283-2015, так и для собственников нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме и используемых для осуществления предпринимательской деятельности.
Следовательно, договор поставки газа на крышную котельную в спорный жилой дом должен предусматривать оплату газа по розничным ценам для населения в отношении жилых помещений.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что поставляемый по спорному договору газ используется в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию, необходимую для нужд собственников жилых помещений жилых домов.
Согласно положениям статей 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 4 Основных положений N 1012 предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений N 1012 регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 252-э/2 от 27.10.2011 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее по тексту - Методические указания).
В силу пункта 5 Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах); на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
В разделе II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а в разделе III содержится формула расчета розничных цен на газ, реализуемый населению.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Положением об Управлении государственного регулирования тарифов Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области N 45 от 28.01.2013 "О переименовании Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области" полномочным органом на территории Брянской области является Управление государственного регулирования тарифов Брянской области.
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно пункту 6 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации N 531 от 30.09.2011 "Об утверждении Требований к определению площади здания, помещения" общая площадь жилого помещения, жилого дома состоит из суммы площади всех частей такого помещения, жилого дома, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. К площади помещений вспомогательного использования относятся площади кухонь, коридоров, ванн, санузлов, встроенных шкафов, кладовых, а также площадь, занятая внутриквартирной лестницей.
Согласно условиям спорного договора количество поставляемого газа определяется по контрольно-измерительным приборам.
Стоимость потребленного газа предъявляется управляющей компанией собственникам жилых и нежилых помещений в составе платы за отопление и горячее водоснабжение.
При этом во всех формулах расчета размера платы за коммунальные услуги и в Правилах N 354, и в Правилах N 307 (как при наличии общедомовых (индивидуальных) приборов учета, так и в их отсутствие) применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, используется только площадь помещений, за которыми закреплены собственники, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Таким образом, в составе указанных формул уже учитываются расходы на потребление коммунальной услуги за отопление общего имущества многоквартирного дома, определенные расчетным путем. Данное обстоятельство подтверждается и абзацем 2 пункта 40 Правил N 354, из которого следует, что плата за отопление площади помещения и за потребление на общедомовые нужды осуществляется по одной статье платежного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", подпункту "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, к общему имуществу здания относятся, в частности, помещения, предназначенные для обслуживания более одного помещения в здании, а также лестничные площадки, лестницы, холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном здании оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции этого здания, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Жилищный кодекс Российской Федерации разрешает передавать объекты общего имущества в пользование иным лицам только по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, и только в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц (часть 4 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, с учетом действующего правового регулирования, регистрация ООО СКФ "Комфорт" в ЕГРП права собственности на нежилое помещение площадью 105,8 кв. м, этаж технический, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Крахмалева, д. 55, пом. II, а также передача на праве аренды газового оборудования, систем водоснабжения, электроснабжения, канализации и иного имущества ООО УК "Агат", с учетом разъяснения, содержащегося в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" не может являться основанием для отказа в применении предлагаемого истцом тарифа, поскольку указанные обстоятельства, не должны приводить к нарушению прав собственников жилых помещений, проживающих в многоквартирном жилом доме. В данном случае от имени таких собственников выступает истец при заключении спорного договора в части поставки газа для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений. Поэтому обязательства ООО УК "Агат" по оплате поставленного ответчиком газа, используемого для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений, не могут быть большими, чем обязательства указанных собственников.
При таких обстоятельствах, довод ответчика об отсутствии правовых оснований для применения цены на газ по тарифу для населения в отношении газа, поставляемого для обеспечения тепловой энергией собственников жилых помещений, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Более того, судом установлено, что согласно проекту теплоснабжения спорного жилого дома указанный жилой дом является единственным потребителем тепла от размещенной на нем крышной котельной, проектом крышной котельной не предусмотрен запас мощности для теплоснабжения сторонних объектов. Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в материалах дела письмом проектной организации, выполнявшей проект теплоснабжения объекта (жилого дома) - общества с ограниченной ответственностью "Реал-Проект" N 13 от 18.05.2015.
Поскольку нормы права не содержат понятия "коммунально-бытовой потребитель", важнейшим критерием для определения статуса потребителя является цель приобретения и использования газа.
В данном случае судом области установлено и не оспаривается сторонами, что в спорный период газ поставлялся в жилой дом, поэтому предполагается, что газ будет использоваться для коммунально-бытовых нужд граждан, пока другая сторона не докажет иное. Истцом в представленных процессуальных документа указано и не оспаривается ответчиком, что офисных и иных нежилых помещений в многоквартирном доме для отопления которых использовался бы приобретаемый управляющей организацией газ не имеется.
Доказательств обратного ответчиком, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Ссылка ответчика на пункт 17 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 отклоняется судебной коллегией, поскольку основана на неправильном толковании указанных положений, так как в абзаце 2 пункта 17 указано, что правило о том, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением соответствующего коэффициента, не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.
Между тем в рамках настоящего дела поставляемый по спорному договору газ используется в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию, необходимую для нужд собственников жилых помещений жилых домов - категория "население".
Таким образом, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования частично.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.06.2016 по делу N А09-2765/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Г.СЕЛИВОНЧИК
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Т.В.БЫЧКОВА
А.Г.СЕЛИВОНЧИК
Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
Т.В.БЫЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)