Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: Прошин А.Н. по доверенности от 14.10.2016 N 2-3933/16-О-О
от ответчика: Скакова Е.В. по доверенности от N 5 от 09.01.2017
от 3-х лиц: 1) Белова Н.Н. по доверенности от 22.11.2016, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6763/2017) Жилищного комитета
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-49924/2016 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Жилищного комитета
к ООО "Жилкомсервис N 2 Приморского района"
3-и лица: 1) ПСК "Лазурит", 2) СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
Жилищный комитет (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" (далее - ответчик, Общество, ООО "ЖКС N 2 Приморского района") в бюджет Санкт-Петербурга 260026 руб., субсидий.
Решением от 25.01.2017 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Жилищный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, взыскать в бюджет Санкт-Петербурга с ООО "ЖКС N 2 Приморского района" средства субсидий в размере 260.026 руб. В обоснование доводов жалобы Жилищный комитет стороной договора подряда не является, между тем, ему предоставлено право проводить проверку целевого использования денежных средств. Обязательства ответчика по надлежащему расходованию субсидий возникли из договора о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Ни Бюджетный кодекс, ни иные федеральные законы не предусматривают такую форму изъятия, как уменьшение учреждению бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование денежных средств в соответствии с их целевым назначением. Основанием для возврата субсидии является нецелевое использование получателем субсидии денежных средств. Полученные ответчиком субсидии (применительно к действиям получателя субсидии по одностороннему зачету) и условий договора были использованы последним на ненаправленные цели.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо ПСК "Лазурит" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, ссылаясь на то, что все доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к настоящему спору, поскольку не ставят под сомнение факт соблюдения ответчиком условий предоставления субсидий установленных пунктами 2.1 - 2.14 договора от 18.09.2014 N 1111-фкр, заключенного между истцом и ответчиком, а также пунктов 12 - 14 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2014 N 120 "О предоставлении в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Представители лиц, участвующих в деле, обеспечивших явку в судебное заседание, настаивали на своих доводах.
Представитель третьего лица СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Жилищным комитетом и ООО "ЖКС N 2 Приморского района" (получатель субсидий) был заключен договор от 16.11.2012 N ФКР-224 о взаимодействии сторон при предоставлении субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам, указанным в приложениях к договорам и включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Приморского района Санкт-Петербурга, которые утверждены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга (далее Договор от 16.11.2012 N ФКР-224 или Договор о предоставлении субсидий).
ООО "ЖКС N 2 Приморского района" заключило договор подряда на выполнение работ по ремонту многоквартирного дома, финансируемого с использованием субсидий: от 03.09.2012 года N 144/Э-12 с ПСК "ЛАЗУРИТ", многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27, литера А. Стоимость работ по договору составила 1549662,93 руб.
Функции строительного контроля (технического надзора) за оказанием услуг и выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного дома осуществляло СПб ГКУ ЖА в соответствии с договором N 144/ТН-12 от 03.09.2012 года, заключенным между Учреждением и ООО "ЖКС N 2 Приморского района".
На основании указанного договора Учреждение осуществляет функции строительного контроля (технического надзора) за производством работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27, литера А., на всем протяжении производства работ.
05.10.2012 года дом, расположенный по вышеуказанному адресу после проведения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения принят в эксплуатацию, акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ подписан представителем СПб ГКУ ЖА, заказчиком работ, подрядчиком и представителем Администрации Приморского района.
Согласно данному акту на момент его составления работы были выполнены хорошо, нарушений не выявлено. ПСК "ЛАЗУРИТ" получена оплата за проделанную работу.
08.08.2014 года Жилищным комитетом была проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27. В результате указанной проверки были выявлены замечания по объему и стоимости произведенных работ, о чем составлен акт от 18.08.2014 года N 23.
Из указанного акта следует, что в ходе проверки выявлен ряд нарушений, связанных с оплатой фактически невыполненных работ, что привело к перерасходу бюджетных средств в размере 401085 руб.
СПб ГКУ ЖА с выводами и заключениями комиссии Жилищного Комитета по акту от 18.08.2014 года N 23 не согласно, возражения были направлены в адрес Жилищного Комитета письмами N 05-3765/14 от 15.09.2014 года, N 05-4275/14 от 26.11.2014 года, N 05-5315/14-1-1 от 29.12.2014 года.
По результатам повторных замеров по замечаниям указанным в акте Жилищного комитета в соответствии с возражениями СПб ГКУ ЖА, смета со стороны Жилищного комитета неоднократно корректировалась.
В соответствии с Порядком возврата субсидий Жилищным комитетом издано распоряжение от 30.12.2015 года N 1847-р "О возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов".
В адрес Общества было направлено указанное распоряжение с требованием о возврате средств субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в сумме 260026 руб.
Требование Жилищного комитета о возврате средств в бюджет ООО "ЖКС N 2 Приморского района" исполнено не было. Жилищный комитет обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. Апелляционный суд также не находит оснований для удовлетворения иска и как следствие отмены решения суда, в связи со следующим.
В соответствии с договором о предоставлении субсидий одним из условий предоставления субсидий являлось наличие договора, заключенного между получателем субсидий и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением - районным жилищным агентством Санкт-Петербурга на безвозмездное осуществление функций строительного контроля (технического надзора) по проведению капитального ремонта объектов в соответствии с региональной адресной программой.
Как следует из материалов дела, по объектам, в отношении которых истцом была проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий, указанные функции осуществляло Государственное казенное учреждение "Жилищное Агентство Приморского района Санкт-Петербурга.
Работы по договору подряда приняты заказчиком (ООО "ЖКС N 2 Приморского района"), что подтверждается актами о приемке выполненных работ формы КС-2, подписанными представителями подрядной организации, ООО "ЖКС N 2 Приморского района" и Учреждением, и актами приемки в эксплуатацию законченных работ по капитальному ремонту, подписанными представителями тех же организаций, а также представителем Жилищного комитета либо уполномоченным лицом администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Российской Федерации.
На основании Законов Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 484-81 "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" и от 02.11.2011 N 658-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительством Санкт-Петербурга 15.03.2012 утверждено постановление N 237 "О предоставлении в 2012 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов".
Пунктами 2.1 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 предусмотрено, что условиями предоставления субсидий является, в том числе проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ, установленным в частях 3 и 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ.
Согласно Порядку предоставления в 2011 и в 2012 годах субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденному соответственно постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 404 и от 15.03.2012 N 237, субсидия предоставляется, в том числе при условии привлечения получателями субсидий подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с порядком, установленным Законом Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 484-81 "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13 "О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пунктам 2.2 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 финансирование проведения капитального ремонта осуществлялось при соблюдении, в том числе условия о привлечении ООО "ЖКС N 2 Приморского района" подрядных организаций в соответствии с порядком, установленным Законом Санкт-Петербурга N 484-81 и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13.
В соответствии с пунктами 2.1 договора от 12.07.2012 года N ФКР-097 условиями предоставления субсидий является, в частности, проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ, предусмотренным в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Согласно Порядку предоставления в 2011 и в 2012 годах субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденному соответственно постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 404 и от 15.03.2012 N 237, условиями предоставления субсидий является наличие договоров на выполнение работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемого с использованием субсидий, заключенных получателями субсидий по результатам конкурсных процедур.
Пунктами 2.4 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 предусмотрено, что условием предоставления субсидий является наличие договоров на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, финансируемого с использованием субсидий, с указанием доли затрат, возмещенных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств получателей субсидий, с представляемой рассрочкой платежей, заключенного по результатам конкурсных процедур по форме договора, утвержденной Жилищным комитетом.
Кроме того, согласно названному Договору о предоставлении субсидий (разделы 2 указанного договора) обязательным условием для предоставления субсидий является также наличие договоров, заключенных между получателем субсидий и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением - районным жилищным агентством Санкт-Петербурга на безвозмездное осуществление функций строительного контроля (технического надзора) по проведению капитального ремонта объектов в соответствии с региональной адресной программой.
Функции технического надзора, переданные ГКУ ЖА Приморского района, осуществлялись в виде контроля за качеством выполняемых подрядной организацией работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
Принимая во внимание положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175 "О Жилищном комитете", Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35, распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11.04.1997 N 318-р "О создании районных жилищных агентств" ГКУ ЖА Приморского района, осуществляя технический надзор, фактически действовал в интересах Санкт-Петербурга.
Частью 6 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13, предусмотрено, в частности, что администрации районов Санкт-Петербурга:
- - направляют правлениям товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, а также руководителям управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, включенными в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, уведомления, содержащие сведения о составе работ по капитальному ремонту конкретных многоквартирных домов с учетом их технического состояния, с прогнозным расчетом сметной стоимости указанных работ;
- - инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций).
- в течение 14 дней со дня утверждения адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, уведомляют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, включенными в адресные программы, финансируемые с использованием субсидий, о включении многоквартирных домов в адресные программы, финансируемые с использованием субсидий, с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
Таким образом, определение объема работ, выполняемого в рамках договора подряда, и стоимости этих работ осуществлялось администрацией Приморского района Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу положения Договора о предоставлении субсидий, получатель субсидий обязан осуществлять возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленных субсидий, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования.
Таким образом, положениями вышеприведенных норм и договором о предоставлении субсидий предусмотрен возврат субсидий в случае нарушения условий их предоставления и (или) нецелевого использования.
Согласно статье 289 БК РФ, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с положениями названного выше договора о предоставлении субсидий получатель субсидий был обязан предоставить кредитной организации право представлять по запросу Жилищного комитета информацию об операциях по банковскому счету, предназначенному для перечисления субсидий, остатках на нем, а также копии документов, подтверждающие факт расходования средств со счета.
В силу условий договоров подряда, оплата за выполненные работы производилась с покрытого безотзывного аккредитива, при этом условием исполнения аккредитива по каждому виду работ должно являться представление подрядчиком в банк оригинала акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объекта по каждому виду работ, подписанного заказчиком, подрядчиком, представителем технического надзора и согласованного Жилищным комитетом или уполномоченным лицом администрации Приморского района Санкт-Петербурга (п. 3.4 Договора).
Таким образом, у Общества отсутствовала возможность использовать средства субсидии на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а процедура расходования и перечисления денежных средств в адрес подрядной организации осуществлялась под контролем Жилищного комитета.
Согласно условиям договоров подряда подрядчики выполняли работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к данным работам, технической документацией (включающей в своей состав согласованную и утвержденную в установленном порядке сметную документацию), календарный план, определяющих вид, объем, содержание работ и другие, предъявляемые к работам требования, а также условиями договоров, определяющими, в том числе стоимость работ и сроки их выполнения.
Подрядные организации в полном объеме выполнили свои обязательства по договорам подряда, что подтверждается принятыми по соответствующим актам о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту и актами освидетельствования скрытых работ.
Согласно названным актам, на момент их составления работы выполнены в полном объеме, дефекты не обнаружены. Нарушений расходования денежных средств не выявлено.
Таким образом, подрядная организация, полученные денежные средства использовала на цели, направленные на выполнение условий договора о предоставлении субсидий и в установленных ей объемах.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении Комитетом достаточных, относимых и допустимых доказательств факта нецелевого использования ответчиком полученных им субсидий, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Комитета.
При таких обстоятельствах, довод истца о нарушении условий предоставлении субсидии и нецелевом использовании бюджетных средств правомерно отклонен судом первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-49924/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.05.2017 N 13АП-6763/2017 ПО ДЕЛУ N А56-49924/2016
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 мая 2017 г. N 13АП-6763/2017
Дело N А56-49924/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 мая 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: Прошин А.Н. по доверенности от 14.10.2016 N 2-3933/16-О-О
от ответчика: Скакова Е.В. по доверенности от N 5 от 09.01.2017
от 3-х лиц: 1) Белова Н.Н. по доверенности от 22.11.2016, 2) не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6763/2017) Жилищного комитета
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-49924/2016 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску Жилищного комитета
к ООО "Жилкомсервис N 2 Приморского района"
3-и лица: 1) ПСК "Лазурит", 2) СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
установил:
Жилищный комитет (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Приморского района" (далее - ответчик, Общество, ООО "ЖКС N 2 Приморского района") в бюджет Санкт-Петербурга 260026 руб., субсидий.
Решением от 25.01.2017 в иске отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Жилищный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое решение, взыскать в бюджет Санкт-Петербурга с ООО "ЖКС N 2 Приморского района" средства субсидий в размере 260.026 руб. В обоснование доводов жалобы Жилищный комитет стороной договора подряда не является, между тем, ему предоставлено право проводить проверку целевого использования денежных средств. Обязательства ответчика по надлежащему расходованию субсидий возникли из договора о предоставлении субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов. Ни Бюджетный кодекс, ни иные федеральные законы не предусматривают такую форму изъятия, как уменьшение учреждению бюджетных ассигнований по статье расходов, по которой должно было осуществляться расходование денежных средств в соответствии с их целевым назначением. Основанием для возврата субсидии является нецелевое использование получателем субсидии денежных средств. Полученные ответчиком субсидии (применительно к действиям получателя субсидии по одностороннему зачету) и условий договора были использованы последним на ненаправленные цели.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо ПСК "Лазурит" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда, ссылаясь на то, что все доводы апелляционной жалобы не имеют отношения к настоящему спору, поскольку не ставят под сомнение факт соблюдения ответчиком условий предоставления субсидий установленных пунктами 2.1 - 2.14 договора от 18.09.2014 N 1111-фкр, заключенного между истцом и ответчиком, а также пунктов 12 - 14 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2014 N 120 "О предоставлении в 2014 году субсидий на финансирование оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге".
Представители лиц, участвующих в деле, обеспечивших явку в судебное заседание, настаивали на своих доводах.
Представитель третьего лица СПб ГКУ "Жилищное агентство Приморского района Санкт-Петербурга", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между Жилищным комитетом и ООО "ЖКС N 2 Приморского района" (получатель субсидий) был заключен договор от 16.11.2012 N ФКР-224 о взаимодействии сторон при предоставлении субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения части затрат в связи с выполнением работ при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по адресам, указанным в приложениях к договорам и включенных в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов Приморского района Санкт-Петербурга, которые утверждены постановлениями Правительства Санкт-Петербурга (далее Договор от 16.11.2012 N ФКР-224 или Договор о предоставлении субсидий).
ООО "ЖКС N 2 Приморского района" заключило договор подряда на выполнение работ по ремонту многоквартирного дома, финансируемого с использованием субсидий: от 03.09.2012 года N 144/Э-12 с ПСК "ЛАЗУРИТ", многоквартирный дом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27, литера А. Стоимость работ по договору составила 1549662,93 руб.
Функции строительного контроля (технического надзора) за оказанием услуг и выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества вышеуказанного дома осуществляло СПб ГКУ ЖА в соответствии с договором N 144/ТН-12 от 03.09.2012 года, заключенным между Учреждением и ООО "ЖКС N 2 Приморского района".
На основании указанного договора Учреждение осуществляет функции строительного контроля (технического надзора) за производством работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома, по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27, литера А., на всем протяжении производства работ.
05.10.2012 года дом, расположенный по вышеуказанному адресу после проведения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения принят в эксплуатацию, акт о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ подписан представителем СПб ГКУ ЖА, заказчиком работ, подрядчиком и представителем Администрации Приморского района.
Согласно данному акту на момент его составления работы были выполнены хорошо, нарушений не выявлено. ПСК "ЛАЗУРИТ" получена оплата за проделанную работу.
08.08.2014 года Жилищным комитетом была проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий на выполнение капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, д. 73/27. В результате указанной проверки были выявлены замечания по объему и стоимости произведенных работ, о чем составлен акт от 18.08.2014 года N 23.
Из указанного акта следует, что в ходе проверки выявлен ряд нарушений, связанных с оплатой фактически невыполненных работ, что привело к перерасходу бюджетных средств в размере 401085 руб.
СПб ГКУ ЖА с выводами и заключениями комиссии Жилищного Комитета по акту от 18.08.2014 года N 23 не согласно, возражения были направлены в адрес Жилищного Комитета письмами N 05-3765/14 от 15.09.2014 года, N 05-4275/14 от 26.11.2014 года, N 05-5315/14-1-1 от 29.12.2014 года.
По результатам повторных замеров по замечаниям указанным в акте Жилищного комитета в соответствии с возражениями СПб ГКУ ЖА, смета со стороны Жилищного комитета неоднократно корректировалась.
В соответствии с Порядком возврата субсидий Жилищным комитетом издано распоряжение от 30.12.2015 года N 1847-р "О возврате в бюджет Санкт-Петербурга субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов".
В адрес Общества было направлено указанное распоряжение с требованием о возврате средств субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в сумме 260026 руб.
Требование Жилищного комитета о возврате средств в бюджет ООО "ЖКС N 2 Приморского района" исполнено не было. Жилищный комитет обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. Апелляционный суд также не находит оснований для удовлетворения иска и как следствие отмены решения суда, в связи со следующим.
В соответствии с договором о предоставлении субсидий одним из условий предоставления субсидий являлось наличие договора, заключенного между получателем субсидий и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением - районным жилищным агентством Санкт-Петербурга на безвозмездное осуществление функций строительного контроля (технического надзора) по проведению капитального ремонта объектов в соответствии с региональной адресной программой.
Как следует из материалов дела, по объектам, в отношении которых истцом была проведена проверка выполнения условий предоставления субсидий, указанные функции осуществляло Государственное казенное учреждение "Жилищное Агентство Приморского района Санкт-Петербурга.
Работы по договору подряда приняты заказчиком (ООО "ЖКС N 2 Приморского района"), что подтверждается актами о приемке выполненных работ формы КС-2, подписанными представителями подрядной организации, ООО "ЖКС N 2 Приморского района" и Учреждением, и актами приемки в эксплуатацию законченных работ по капитальному ремонту, подписанными представителями тех же организаций, а также представителем Жилищного комитета либо уполномоченным лицом администрации Приморского района Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в частности из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Российской Федерации.
На основании Законов Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 484-81 "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" и от 02.11.2011 N 658-120 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" Правительством Санкт-Петербурга 15.03.2012 утверждено постановление N 237 "О предоставлении в 2012 году субсидий на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирных домов".
Пунктами 2.1 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 предусмотрено, что условиями предоставления субсидий является, в том числе проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ, установленным в частях 3 и 5 статьи 15 Закона N 185-ФЗ.
Согласно Порядку предоставления в 2011 и в 2012 годах субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденному соответственно постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 404 и от 15.03.2012 N 237, субсидия предоставляется, в том числе при условии привлечения получателями субсидий подрядных организаций для выполнения работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с порядком, установленным Законом Санкт-Петербурга от 02.07.2008 N 484-81 "О предоставлении средств бюджета Санкт-Петербурга на финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13 "О капитальном ремонте многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга" и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Согласно пунктам 2.2 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 финансирование проведения капитального ремонта осуществлялось при соблюдении, в том числе условия о привлечении ООО "ЖКС N 2 Приморского района" подрядных организаций в соответствии с порядком, установленным Законом Санкт-Петербурга N 484-81 и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13.
В соответствии с пунктами 2.1 договора от 12.07.2012 года N ФКР-097 условиями предоставления субсидий является, в частности, проведение капитального ремонта многоквартирных домов по видам работ, предусмотренным в приложении N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170.
Согласно Порядку предоставления в 2011 и в 2012 годах субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, утвержденному соответственно постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 404 и от 15.03.2012 N 237, условиями предоставления субсидий является наличие договоров на выполнение работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемого с использованием субсидий, заключенных получателями субсидий по результатам конкурсных процедур.
Пунктами 2.4 Договора от 16.11.2012 N ФКР-224 предусмотрено, что условием предоставления субсидий является наличие договоров на выполнение работ по капитальному ремонту объекта, финансируемого с использованием субсидий, с указанием доли затрат, возмещенных за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств получателей субсидий, с представляемой рассрочкой платежей, заключенного по результатам конкурсных процедур по форме договора, утвержденной Жилищным комитетом.
Кроме того, согласно названному Договору о предоставлении субсидий (разделы 2 указанного договора) обязательным условием для предоставления субсидий является также наличие договоров, заключенных между получателем субсидий и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением - районным жилищным агентством Санкт-Петербурга на безвозмездное осуществление функций строительного контроля (технического надзора) по проведению капитального ремонта объектов в соответствии с региональной адресной программой.
Функции технического надзора, переданные ГКУ ЖА Приморского района, осуществлялись в виде контроля за качеством выполняемых подрядной организацией работ по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
Принимая во внимание положения Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2003 N 175 "О Жилищном комитете", Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35, распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 11.04.1997 N 318-р "О создании районных жилищных агентств" ГКУ ЖА Приморского района, осуществляя технический надзор, фактически действовал в интересах Санкт-Петербурга.
Частью 6 Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при формировании и утверждении адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также включении многоквартирных домов в адресные программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 13, предусмотрено, в частности, что администрации районов Санкт-Петербурга:
- - направляют правлениям товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, а также руководителям управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, включенными в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, уведомления, содержащие сведения о составе работ по капитальному ремонту конкретных многоквартирных домов с учетом их технического состояния, с прогнозным расчетом сметной стоимости указанных работ;
- - инициируют проведение общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых расположены помещения, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, включенных в проекты адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, в целях принятия следующих решений, связанных с проведением капитального ремонта указанных многоквартирных домов:
- о проведении капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе утверждении видов, объемов и сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома;
- об утверждении сметы расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в том числе по видам работ (для многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющих организаций).
- в течение 14 дней со дня утверждения адресных программ, финансируемых с использованием субсидий, уведомляют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, включенными в адресные программы, финансируемые с использованием субсидий, о включении многоквартирных домов в адресные программы, финансируемые с использованием субсидий, с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома.
Таким образом, определение объема работ, выполняемого в рамках договора подряда, и стоимости этих работ осуществлялось администрацией Приморского района Санкт-Петербурга.
Порядок предоставления и возврата выданных субсидий регламентируется статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с пунктом 1 которой субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу положения Договора о предоставлении субсидий, получатель субсидий обязан осуществлять возврат субсидий в бюджет Санкт-Петербурга в полном объеме в течение срока, указанного в требовании или уведомлении о возврате предоставленных субсидий, в случае выявления нарушений условий их предоставления и (или) нецелевого использования.
Таким образом, положениями вышеприведенных норм и договором о предоставлении субсидий предусмотрен возврат субсидий в случае нарушения условий их предоставления и (или) нецелевого использования.
Согласно статье 289 БК РФ, под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии с положениями названного выше договора о предоставлении субсидий получатель субсидий был обязан предоставить кредитной организации право представлять по запросу Жилищного комитета информацию об операциях по банковскому счету, предназначенному для перечисления субсидий, остатках на нем, а также копии документов, подтверждающие факт расходования средств со счета.
В силу условий договоров подряда, оплата за выполненные работы производилась с покрытого безотзывного аккредитива, при этом условием исполнения аккредитива по каждому виду работ должно являться представление подрядчиком в банк оригинала акта о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту объекта по каждому виду работ, подписанного заказчиком, подрядчиком, представителем технического надзора и согласованного Жилищным комитетом или уполномоченным лицом администрации Приморского района Санкт-Петербурга (п. 3.4 Договора).
Таким образом, у Общества отсутствовала возможность использовать средства субсидии на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а процедура расходования и перечисления денежных средств в адрес подрядной организации осуществлялась под контролем Жилищного комитета.
Согласно условиям договоров подряда подрядчики выполняли работы в соответствии с требованиями, предъявляемыми действующим законодательством к данным работам, технической документацией (включающей в своей состав согласованную и утвержденную в установленном порядке сметную документацию), календарный план, определяющих вид, объем, содержание работ и другие, предъявляемые к работам требования, а также условиями договоров, определяющими, в том числе стоимость работ и сроки их выполнения.
Подрядные организации в полном объеме выполнили свои обязательства по договорам подряда, что подтверждается принятыми по соответствующим актам о приемке в эксплуатацию рабочей комиссией законченных работ по капитальному ремонту и актами освидетельствования скрытых работ.
Согласно названным актам, на момент их составления работы выполнены в полном объеме, дефекты не обнаружены. Нарушений расходования денежных средств не выявлено.
Таким образом, подрядная организация, полученные денежные средства использовала на цели, направленные на выполнение условий договора о предоставлении субсидий и в установленных ей объемах.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о непредставлении Комитетом достаточных, относимых и допустимых доказательств факта нецелевого использования ответчиком полученных им субсидий, в связи с чем, правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Комитета.
При таких обстоятельствах, довод истца о нарушении условий предоставлении субсидии и нецелевом использовании бюджетных средств правомерно отклонен судом первой инстанции.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, являющихся основанием для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2017 по делу N А56-49924/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
О.В.ФУРКАЛО
О.В.ФУРКАЛО
Судьи
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
Е.В.САВИНА
В.А.СЕМИГЛАЗОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)