Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 (судья Болотов Б.В.),
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 16б, корп. 3; ОГРН 1062904010344, ИНН 2904017957; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364 об устранении выявленных нарушений, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, дом 23а; ОГРН 1022901025817, ИНН 2904000417; далее - предприятие), Горошко Ольги Владимировны (место жительства - <...>).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации изготавливать платежные документы при наличии решения собственников многоквартирного дома производить платежи за коммунальные услуги "на прямую" в ресурсоснабжающую организацию. Считает, что требования, содержащиеся в предписании о представлении копий платежных документов за коммунальные услуги по статье "Отопление" в инспекцию, фактически неисполнимы.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции их отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что арбитражным судом не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственники подвала, несмотря на то, что управляющая компания обязана будет произвести перерасчет платы за отопление собственникам жилых помещений дома N 11 по улице Мелентьева в городе Котласе и выставить полученную разницу собственникам неотапливаемого подвала за 3 года (в пределах срока исковой давности). Считает, что площадь технического (неотапливаемого) подвала в расчетах участвовать не может, а помещение, относящееся к общему имуществу, не может являться частью квартиры или иного помещения, находящегося в индивидуальной собственности. Дополнительно ссылается на решения Котласского городского суда о взыскании с жильцов задолженности за оказанные услуги теплоснабжения.
Горошко О.В. в отзыве доводы жалоб не признала, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Дополнительно ссылается на решение Котласского городского суда от 12.01.2016 по делу N 2-54/2016 о взыскании с муниципального предприятия в пользу одного из собственников жилых помещений переплаты по теплоснабжению в связи с неверным определением общей площади жилых и нежилых помещений за период с 01.01.2013 по 31.10.2015. Ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
От предприятия, инспекции и общества отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009 является управляющей организацией в отношении дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области.
В связи с коллективным обращением жильцов дома, переданным в инспекцию из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, на основании распоряжения от 05.05.2015 N ОК-03/01-15/1653 в период с 13.05.2015 по 11.06.2015 инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения обществом лицензионных требований.
В ходе вышеназванной проверки инспекция установила и отразила в акте проверки от 28.05.2015 N ОК-03/07-01/364, что при определении размера платы за отопление в расчетах применяется показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364, которым обществу предписано в срок до 01.10.2015 произвести перерасчет (корректировку) жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период по площади жилых и нежилых помещений, соответствующей техническому паспорту (4119,1 кв. м), в том числе за сентябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за октябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за ноябрь 2014 года из расчета 0,02145857 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за декабрь 2014 года из расчета 0,02209220 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за январь 2015 года из расчета 0,03086354 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за февраль 2015 года из расчета 0,02288364 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за март 2015 года из расчета 0,01450074 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за апрель 2015 года из расчета 0,01096113 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за май 2015 года из расчета 0,00672477 Гкал/кв. м общей площади потребителя.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг.
Аналогичная позиция относительно момента, с которого управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N А68-1080/2014.
Тот факт, что в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ принято решение вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям и именно ресурсоснабжающая организация взыскивала задолженность за отопление в судебном порядке, не устраняет обязанность исполнителя коммунальных услуг производить расчет (перерасчет) соответствующей платы, поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление управляющей организацией.
Из положений части 1 статьи 7 ЖК РФ следует, что гражданское законодательство регулирует жилищные отношения, только если они не урегулированы жилищным законодательством. Обязанность производить перерасчеты за коммунальные услуги прямо возложена на исполнителя коммунальных услуг подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354. Следовательно, в данном случае порядок расчетов за коммунальные услуги жилищным законодательством урегулирован.
Поэтому постановление главы муниципального образования "Котлас" от 07.08.2006 N 762 не подлежит применению в настоящем деле. Соглашение об управлении системой теплоснабжения жилищного фонда г. Котлас от ведомственных источников теплоснабжения от 25.08.2014 с договором теплоснабжения от 01.08.2013 N 16/13 относятся к сделкам, сторонами которых жильцы дома не являются. Данные сделки носят гражданско-правовой характер и публичные правоотношения регулировать не могут.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку адресовано ненадлежащему лицу, подлежат отклонению.
Доводы жалоб о необоснованном включении площади подвала в расчет общей площади жилых и нежилых помещений подлежат отклонению.
В силу абзаца второго пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 вышеупомянутого постановления N 354 (в соответствующей редакции) давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В техническом паспорте на спорный многоквартирный дом отражена площадь жилых помещений 4118,1 кв. м и площадь нежилых помещений 1448,4 кв. м. Показатели данных площадей представитель заявителя в судебном заседании не оспаривал, подтвердил, что они соответствуют фактическим.
Ссылки на то, что подвал имеет техническое назначение и не отапливается, необоснованны, так как Правила N 354 исходят из общей площади жилых и нежилых помещений, а не их местоположения и отапливаемого объема здания, что обусловлено требованием части 2 статьи 39 ЖК РФ, согласно которым доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Более того, из акта от 26.10.2015 следует, что температура в подвальном помещении (в котором находятся холодильные установки магазина) составляет 22 градуса Цельсия, что соответствует нормам, указанным в приложении 1 к Правилам N 354, в том числе потому, что через него проходят трубы отопления дома.
Оснований считать, что спорная площадь подвала не была включена в расчет тарифов на теплоснабжение 2014, 2015 годов, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Следовательно, поскольку при определении размера платы за отопление в расчетах применялся показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м, инспекция правомерно пришла к выводу о допущенных нарушениях и выдала обществу оспариваемое предписание.
Довод предприятия о необходимости привлечения судом первой инстанции к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица ООО "Центральный", как одного из собственников подвала, подлежит отклонению, поскольку оспариваемое предписание выдано управляющей компании и возлагает на нее обязанность произвести перерасчет (корректировку) платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области в связи с наличием договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, участником которого общество с ограниченной ответственностью "Центральный" не является, также как не является и получателем платы за оказанные услуги теплоснабжения от жильцов данного дома.
Таким образом, подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения и дополнительного решения у суда отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2016 ПО ДЕЛУ N А05-12403/2015
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу N А05-12403/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 16б, корп. 3; ОГРН 1062904010344, ИНН 2904017957; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364 об устранении выявленных нарушений, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, дом 23а; ОГРН 1022901025817, ИНН 2904000417; далее - предприятие), Горошко Ольги Владимировны (место жительства - <...>).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации изготавливать платежные документы при наличии решения собственников многоквартирного дома производить платежи за коммунальные услуги "на прямую" в ресурсоснабжающую организацию. Считает, что требования, содержащиеся в предписании о представлении копий платежных документов за коммунальные услуги по статье "Отопление" в инспекцию, фактически неисполнимы.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции их отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что арбитражным судом не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственники подвала, несмотря на то, что управляющая компания обязана будет произвести перерасчет платы за отопление собственникам жилых помещений дома N 11 по улице Мелентьева в городе Котласе и выставить полученную разницу собственникам неотапливаемого подвала за 3 года (в пределах срока исковой давности). Считает, что площадь технического (неотапливаемого) подвала в расчетах участвовать не может, а помещение, относящееся к общему имуществу, не может являться частью квартиры или иного помещения, находящегося в индивидуальной собственности. Дополнительно ссылается на решения Котласского городского суда о взыскании с жильцов задолженности за оказанные услуги теплоснабжения.
Горошко О.В. в отзыве доводы жалоб не признала, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Дополнительно ссылается на решение Котласского городского суда от 12.01.2016 по делу N 2-54/2016 о взыскании с муниципального предприятия в пользу одного из собственников жилых помещений переплаты по теплоснабжению в связи с неверным определением общей площади жилых и нежилых помещений за период с 01.01.2013 по 31.10.2015. Ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
От предприятия, инспекции и общества отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009 является управляющей организацией в отношении дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области.
В связи с коллективным обращением жильцов дома, переданным в инспекцию из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, на основании распоряжения от 05.05.2015 N ОК-03/01-15/1653 в период с 13.05.2015 по 11.06.2015 инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения обществом лицензионных требований.
В ходе вышеназванной проверки инспекция установила и отразила в акте проверки от 28.05.2015 N ОК-03/07-01/364, что при определении размера платы за отопление в расчетах применяется показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364, которым обществу предписано в срок до 01.10.2015 произвести перерасчет (корректировку) жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период по площади жилых и нежилых помещений, соответствующей техническому паспорту (4119,1 кв. м), в том числе за сентябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за октябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за ноябрь 2014 года из расчета 0,02145857 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за декабрь 2014 года из расчета 0,02209220 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за январь 2015 года из расчета 0,03086354 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за февраль 2015 года из расчета 0,02288364 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за март 2015 года из расчета 0,01450074 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за апрель 2015 года из расчета 0,01096113 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за май 2015 года из расчета 0,00672477 Гкал/кв. м общей площади потребителя.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг.
Аналогичная позиция относительно момента, с которого управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N А68-1080/2014.
Тот факт, что в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ принято решение вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям и именно ресурсоснабжающая организация взыскивала задолженность за отопление в судебном порядке, не устраняет обязанность исполнителя коммунальных услуг производить расчет (перерасчет) соответствующей платы, поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление управляющей организацией.
Из положений части 1 статьи 7 ЖК РФ следует, что гражданское законодательство регулирует жилищные отношения, только если они не урегулированы жилищным законодательством. Обязанность производить перерасчеты за коммунальные услуги прямо возложена на исполнителя коммунальных услуг подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354. Следовательно, в данном случае порядок расчетов за коммунальные услуги жилищным законодательством урегулирован.
Поэтому постановление главы муниципального образования "Котлас" от 07.08.2006 N 762 не подлежит применению в настоящем деле. Соглашение об управлении системой теплоснабжения жилищного фонда г. Котлас от ведомственных источников теплоснабжения от 25.08.2014 с договором теплоснабжения от 01.08.2013 N 16/13 относятся к сделкам, сторонами которых жильцы дома не являются. Данные сделки носят гражданско-правовой характер и публичные правоотношения регулировать не могут.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку адресовано ненадлежащему лицу, подлежат отклонению.
Доводы жалоб о необоснованном включении площади подвала в расчет общей площади жилых и нежилых помещений подлежат отклонению.
В силу абзаца второго пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 вышеупомянутого постановления N 354 (в соответствующей редакции) давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В техническом паспорте на спорный многоквартирный дом отражена площадь жилых помещений 4118,1 кв. м и площадь нежилых помещений 1448,4 кв. м. Показатели данных площадей представитель заявителя в судебном заседании не оспаривал, подтвердил, что они соответствуют фактическим.
Ссылки на то, что подвал имеет техническое назначение и не отапливается, необоснованны, так как Правила N 354 исходят из общей площади жилых и нежилых помещений, а не их местоположения и отапливаемого объема здания, что обусловлено требованием части 2 статьи 39 ЖК РФ, согласно которым доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Более того, из акта от 26.10.2015 следует, что температура в подвальном помещении (в котором находятся холодильные установки магазина) составляет 22 градуса Цельсия, что соответствует нормам, указанным в приложении 1 к Правилам N 354, в том числе потому, что через него проходят трубы отопления дома.
Оснований считать, что спорная площадь подвала не была включена в расчет тарифов на теплоснабжение 2014, 2015 годов, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Следовательно, поскольку при определении размера платы за отопление в расчетах применялся показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м, инспекция правомерно пришла к выводу о допущенных нарушениях и выдала обществу оспариваемое предписание.
Довод предприятия о необходимости привлечения судом первой инстанции к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица ООО "Центральный", как одного из собственников подвала, подлежит отклонению, поскольку оспариваемое предписание выдано управляющей компании и возлагает на нее обязанность произвести перерасчет (корректировку) платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области в связи с наличием договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, участником которого общество с ограниченной ответственностью "Центральный" не является, также как не является и получателем платы за оказанные услуги теплоснабжения от жильцов данного дома.
Таким образом, подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения и дополнительного решения у суда отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)