Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2016 ПО ДЕЛУ N А05-12403/2015

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2016 г. по делу N А05-12403/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 (судья Болотов Б.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Мелентьева, д. 16б, корп. 3; ОГРН 1062904010344, ИНН 2904017957; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, г. Архангельск, ул. Комсомольская, д. 38, корп. 1; ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; далее - инспекция, административный орган) от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364 об устранении выявленных нарушений, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" (место нахождения: 165300, Архангельская область, г. Котлас, ул. Маяковского, дом 23а; ОГРН 1022901025817, ИНН 2904000417; далее - предприятие), Горошко Ольги Владимировны (место жительства - <...>).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность управляющей организации изготавливать платежные документы при наличии решения собственников многоквартирного дома производить платежи за коммунальные услуги "на прямую" в ресурсоснабжающую организацию. Считает, что требования, содержащиеся в предписании о представлении копий платежных документов за коммунальные услуги по статье "Отопление" в инспекцию, фактически неисполнимы.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции их отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что арбитражным судом не привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, собственники подвала, несмотря на то, что управляющая компания обязана будет произвести перерасчет платы за отопление собственникам жилых помещений дома N 11 по улице Мелентьева в городе Котласе и выставить полученную разницу собственникам неотапливаемого подвала за 3 года (в пределах срока исковой давности). Считает, что площадь технического (неотапливаемого) подвала в расчетах участвовать не может, а помещение, относящееся к общему имуществу, не может являться частью квартиры или иного помещения, находящегося в индивидуальной собственности. Дополнительно ссылается на решения Котласского городского суда о взыскании с жильцов задолженности за оказанные услуги теплоснабжения.
Горошко О.В. в отзыве доводы жалоб не признала, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения. Дополнительно ссылается на решение Котласского городского суда от 12.01.2016 по делу N 2-54/2016 о взыскании с муниципального предприятия в пользу одного из собственников жилых помещений переплаты по теплоснабжению в связи с неверным определением общей площади жилых и нежилых помещений за период с 01.01.2013 по 31.10.2015. Ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие.
От предприятия, инспекции и общества отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009 является управляющей организацией в отношении дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области.
В связи с коллективным обращением жильцов дома, переданным в инспекцию из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, на основании распоряжения от 05.05.2015 N ОК-03/01-15/1653 в период с 13.05.2015 по 11.06.2015 инспекция провела внеплановую документарную проверку соблюдения обществом лицензионных требований.
В ходе вышеназванной проверки инспекция установила и отразила в акте проверки от 28.05.2015 N ОК-03/07-01/364, что при определении размера платы за отопление в расчетах применяется показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес заявителя предписания об устранении выявленных нарушений от 31.07.2015 N ОК-03/07-06/364, которым обществу предписано в срок до 01.10.2015 произвести перерасчет (корректировку) жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период по площади жилых и нежилых помещений, соответствующей техническому паспорту (4119,1 кв. м), в том числе за сентябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за октябрь 2014 года из расчета 0,00920347 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за ноябрь 2014 года из расчета 0,02145857 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за декабрь 2014 года из расчета 0,02209220 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за январь 2015 года из расчета 0,03086354 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за февраль 2015 года из расчета 0,02288364 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за март 2015 года из расчета 0,01450074 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за апрель 2015 года из расчета 0,01096113 Гкал/кв. м общей площади потребителя, за май 2015 года из расчета 0,00672477 Гкал/кв. м общей площади потребителя.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции принято решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Подпунктом "г" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить в установленном данными Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги в случае, если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу подпункта "д" пункта 31 Правил N 354 на исполнителя возложена обязанность производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя.
Согласно пункту 2 Правил N 354 под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 17 указанных выше Правил ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- - при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- - в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- - в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.
С момента принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управления управляющей организацией собственник не может самостоятельно заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация автоматически становится исполнителем коммунальных услуг.
Аналогичная позиция относительно момента, с которого управляющая организация становится исполнителем коммунальных услуг, изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2015 по делу N А68-1080/2014.
Тот факт, что в соответствии с частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ принято решение вносить плату за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям и именно ресурсоснабжающая организация взыскивала задолженность за отопление в судебном порядке, не устраняет обязанность исполнителя коммунальных услуг производить расчет (перерасчет) соответствующей платы, поскольку способом управления спорного многоквартирного дома является управление управляющей организацией.
Из положений части 1 статьи 7 ЖК РФ следует, что гражданское законодательство регулирует жилищные отношения, только если они не урегулированы жилищным законодательством. Обязанность производить перерасчеты за коммунальные услуги прямо возложена на исполнителя коммунальных услуг подпунктом "д" пункта 31 Правил N 354. Следовательно, в данном случае порядок расчетов за коммунальные услуги жилищным законодательством урегулирован.
Поэтому постановление главы муниципального образования "Котлас" от 07.08.2006 N 762 не подлежит применению в настоящем деле. Соглашение об управлении системой теплоснабжения жилищного фонда г. Котлас от ведомственных источников теплоснабжения от 25.08.2014 с договором теплоснабжения от 01.08.2013 N 16/13 относятся к сделкам, сторонами которых жильцы дома не являются. Данные сделки носят гражданско-правовой характер и публичные правоотношения регулировать не могут.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, поскольку адресовано ненадлежащему лицу, подлежат отклонению.
Доводы жалоб о необоснованном включении площади подвала в расчет общей площади жилых и нежилых помещений подлежат отклонению.
В силу абзаца второго пункта 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно этой формуле размер платы, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение определяется в зависимости от объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, значения общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, значения общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений многоквартирного дома и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации, как лицо, уполномоченное пунктом 3 вышеупомянутого постановления N 354 (в соответствующей редакции) давать разъяснения по применению Правил, утвержденных этим постановлением, в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В техническом паспорте на спорный многоквартирный дом отражена площадь жилых помещений 4118,1 кв. м и площадь нежилых помещений 1448,4 кв. м. Показатели данных площадей представитель заявителя в судебном заседании не оспаривал, подтвердил, что они соответствуют фактическим.
Ссылки на то, что подвал имеет техническое назначение и не отапливается, необоснованны, так как Правила N 354 исходят из общей площади жилых и нежилых помещений, а не их местоположения и отапливаемого объема здания, что обусловлено требованием части 2 статьи 39 ЖК РФ, согласно которым доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Более того, из акта от 26.10.2015 следует, что температура в подвальном помещении (в котором находятся холодильные установки магазина) составляет 22 градуса Цельсия, что соответствует нормам, указанным в приложении 1 к Правилам N 354, в том числе потому, что через него проходят трубы отопления дома.
Оснований считать, что спорная площадь подвала не была включена в расчет тарифов на теплоснабжение 2014, 2015 годов, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Следовательно, поскольку при определении размера платы за отопление в расчетах применялся показатель площади всех жилых и нежилых помещений, равный 3478,4 кв. м, в то время как согласно техническому паспорту на дом такой показатель составляет 4119,1 кв. м, инспекция правомерно пришла к выводу о допущенных нарушениях и выдала обществу оспариваемое предписание.
Довод предприятия о необходимости привлечения судом первой инстанции к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица ООО "Центральный", как одного из собственников подвала, подлежит отклонению, поскольку оспариваемое предписание выдано управляющей компании и возлагает на нее обязанность произвести перерасчет (корректировку) платы по статье "отопление" за 2014/2015 отопительный период жильцам дома N 11 по ул. Мелентьева в г. Котласе Архангельской области в связи с наличием договора управления многоквартирным домом от 16.04.2009, участником которого общество с ограниченной ответственностью "Центральный" не является, также как не является и получателем платы за оказанные услуги теплоснабжения от жильцов данного дома.
Таким образом, подателями апелляционных жалоб не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемых судебных актах.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения и дополнительного решения у суда отсутствуют, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 декабря 2015 года по делу N А05-12403/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Дом-Сервис" и муниципального предприятия муниципального образования "Котлас" "Объединение котельных и тепловых сетей" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.СМИРНОВ
Судьи
Н.В.МУРАХИНА
Н.Н.ОСОКИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)