Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Сокол-2: Шведов А.А., по доверенности от 08.02.2017, Подегенько И.В., по доверенности от 15.12.2016., Мельников И.А., по доверенности от 15.12.2016; от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области: Тирон В.И., по доверенности от 09.01.2017, Жвибуль Е.В., по доверенности от 06.03.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Сокол-2" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 года по делу N А41-38069/17, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению ТСЖ "Сокол-2" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании,
установил:
ТСЖ "Сокол-2" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании недействительным решения от 12.09.2016 N 46921.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 года по делу N А41-38069/17 в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Сокол-2" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Сокол-2" обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, по итогам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.07.2016 N 67916.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, руководителем налогового органа вынесено решение от 12.09.2016 N 46921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ТСЖ "Сокол-2" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 33 027,60 руб., ТСЖ "Сокол-2" начислен минимальный налог по УСН в сумме 271 649 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 16 022,76 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 23.12.2016 N 07-12/101835, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы товарищества, решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Основанием для спорных доначислений послужил вывод Инспекции о не включении ТСЖ "Сокол-2" в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, платежей, полученных за коммунальные услуги и техническое обслуживание дома.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Как усматривается из материалов дела, собственниками многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Марии Рубцовой, д. 7, создано ТСЖ "Сокол-2".
В соответствии с Уставом товарищества, заявитель является некоммерческой организацией, объединением собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости.
Согласно Уставу товарищества, целями деятельности являются, в том числе совместное управление, обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества Товарищества, содержание, сохранение и приращение недвижимости в товариществе и распределение между домовладельцами обязанностей по возмещению соответствующих издержек, реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по ведению, пользованию и в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества, обеспечение коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых помещений и нежилых помещений.
Согласно материалам дела, заявителем заключен с ООО "ТСК Мосэнерго" договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 601, с ОАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения от 15.07.2013 N 80108989, с МП "Химкинский водоканал" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.08.2007 N 489, а также с ООО "Технический центр Московская домофонная служба" договор по начислению и сбору абонентской платы за пользование системами контроля доступа от 01.06.2015.
От собственников жилых и нежилых помещений вышеуказанных объектов недвижимости получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.
При этом, с 2005 года товарищество применяет УСН с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, и является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
31.03.2016 налогоплательщиком в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, согласно которой сумма, полученного дохода за налоговый период, составила 1 920 104 руб., сумма расходов за налоговый период - 233 385 руб., исчисленная сумма налога к уплате - 253 008 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлена сумма, полученного дохода заявителем за 2015 год, подлежащая включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 43 309 590 руб., а сумма расходов - 43 730 031 руб.
В силу пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В силу положений статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 1 статьи 346.24 НК РФ, плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Кроме того, с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ является внереализационным доходом и подлежит налогообложению при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход товарищества собственников жилья от сдачи в аренду имущества.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Как следует из материалов дела, представленные налогоплательщиком договоры с ресурсоснабжающими организациями условий о выплате комиссионных (агентских) вознаграждениях не содержат.
Таким образом, в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений заявитель не выступает в качестве посредника. Представитель налогового органа указала суду, что поступления по тем договорам, которые были заключены заявителем в качестве агента, не были учтены в составе доходов заявителя.
Пункт 2.1 Устава товарищества устанавливает, что оно исполняет роль заказчика на работы по эксплуатации, ремонту, надстройке и реконструкции помещений, зданий и сооружений, входящих в состав имущества товарищества, а также обязательства, принятые по договорам.
В соответствии с пунктом 7.1.5 Устава, товариществу принадлежит право на выполнение работ и оказывать услуг членам товарищества, а также пунктом 8.1.2 - обязанность по выполнению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, договорных обязательств.
Таким образом, в соответствии с Уставом, товарищество действует от своего имени, а не от имени членов Товарищества.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 ЖК РФ, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого ЖК РФ).
Допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155 ЖК РФ, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении Многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства, обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
По мнению Инспекции, товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме, а также с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.
При этом, для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации товариществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно товариществом, иного из представленных налогоплательщиком договоров не следует.
Таким образом, учитывая, что из Устава товарищества, норм НК РФ, ЖК РФ, следует, что на заявителя возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном жилом комплексе, от своего имени заключать договоры с производителями (поставщиками) услуг и, при этом, действовать от своего имени, а не от имени членов товарищества, а на членов товарищества возложена обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, то в соответствии со статьей 249 НК РФ указанные платежи членов ТСЖ, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться ТСЖ в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Поскольку Заявителем в качестве объекта налогообложения по единому налогу по УСН за 2015 год выбраны "доходы, уменьшенные на величину расходов", перечисленные в адрес организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные услуги денежные средства являются и расходами товарищества, которые должны быть учтены при исчислении единого налога по УСН.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.10.2017 N 10АП-14346/2017 ПО ДЕЛУ N А41-38069/17
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом; Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2017 г. по делу N А41-38069/17
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Бархатова В.Ю., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ТСЖ "Сокол-2: Шведов А.А., по доверенности от 08.02.2017, Подегенько И.В., по доверенности от 15.12.2016., Мельников И.А., по доверенности от 15.12.2016; от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области: Тирон В.И., по доверенности от 09.01.2017, Жвибуль Е.В., по доверенности от 06.03.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Сокол-2" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 года по делу N А41-38069/17, принятое судьей Мясовым Т.В., по заявлению ТСЖ "Сокол-2" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании,
установил:
ТСЖ "Сокол-2" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании недействительным решения от 12.09.2016 N 46921.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 июля 2017 года по делу N А41-38069/17 в удовлетворении заявленных требований ТСЖ "Сокол-2" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ТСЖ "Сокол-2" обжаловало его в апелляционном порядке.
Инспекция представила в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, которые поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год, по итогам которой составлен акт камеральной налоговой проверки от 13.07.2016 N 67916.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, руководителем налогового органа вынесено решение от 12.09.2016 N 46921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому ТСЖ "Сокол-2" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 33 027,60 руб., ТСЖ "Сокол-2" начислен минимальный налог по УСН в сумме 271 649 руб., а также пени по указанному налогу в сумме 16 022,76 руб.
Решением Управления ФНС России по Московской области от 23.12.2016 N 07-12/101835, принятым по итогам рассмотрения апелляционной жалобы товарищества, решение Инспекции оставлено без изменения.
Полагая решение Инспекции незаконным и нарушающим права общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Основанием для спорных доначислений послужил вывод Инспекции о не включении ТСЖ "Сокол-2" в состав доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, платежей, полученных за коммунальные услуги и техническое обслуживание дома.
В соответствии с частью 1 статьи 44, частями 1, 2 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться путем управления этим домом.
Общее собрание собственников помещений обязано выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственники помещений вправе управлять своим многоквартирным домом либо опосредованно (путем объединения для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или путем выбора управляющей организации и заключения с ней договора управления каждым собственником помещения в таком доме), либо непосредственно.
Как усматривается из материалов дела, собственниками многоквартирного дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Марии Рубцовой, д. 7, создано ТСЖ "Сокол-2".
В соответствии с Уставом товарищества, заявитель является некоммерческой организацией, объединением собственников жилых и нежилых помещений и иной недвижимости.
Согласно Уставу товарищества, целями деятельности являются, в том числе совместное управление, обеспечение эксплуатации комплекса недвижимого имущества Товарищества, содержание, сохранение и приращение недвижимости в товариществе и распределение между домовладельцами обязанностей по возмещению соответствующих издержек, реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по ведению, пользованию и в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества, обеспечение коммунальными услугами собственников жилых и нежилых помещений, а также нанимателей жилых помещений и арендаторов жилых помещений и нежилых помещений.
Согласно материалам дела, заявителем заключен с ООО "ТСК Мосэнерго" договор теплоснабжения от 01.01.2014 N 601, с ОАО "Мосэнергосбыт" договор энергоснабжения от 15.07.2013 N 80108989, с МП "Химкинский водоканал" договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.08.2007 N 489, а также с ООО "Технический центр Московская домофонная служба" договор по начислению и сбору абонентской платы за пользование системами контроля доступа от 01.06.2015.
От собственников жилых и нежилых помещений вышеуказанных объектов недвижимости получена оплата за коммунальные услуги, услуги по содержанию и обслуживанию.
При этом, с 2005 года товарищество применяет УСН с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, и является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
31.03.2016 налогоплательщиком в Инспекцию представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, согласно которой сумма, полученного дохода за налоговый период, составила 1 920 104 руб., сумма расходов за налоговый период - 233 385 руб., исчисленная сумма налога к уплате - 253 008 руб.
В ходе камеральной налоговой проверки Инспекцией установлена сумма, полученного дохода заявителем за 2015 год, подлежащая включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в размере 43 309 590 руб., а сумма расходов - 43 730 031 руб.
В силу пункта 1 статьи 346.18 НК РФ в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
В силу положений статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в составе доходов учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
Доходы, предусмотренные статьей 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.17 НК РФ, датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).
Согласно пункту 1 статьи 346.24 НК РФ, плательщики налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Кроме того, с учетом положений статей 249 и 250 НК РФ является внереализационным доходом и подлежит налогообложению при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доход товарищества собственников жилья от сдачи в аренду имущества.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента.
К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. Как следует из материалов дела, представленные налогоплательщиком договоры с ресурсоснабжающими организациями условий о выплате комиссионных (агентских) вознаграждениях не содержат.
Таким образом, в правоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений заявитель не выступает в качестве посредника. Представитель налогового органа указала суду, что поступления по тем договорам, которые были заключены заявителем в качестве агента, не были учтены в составе доходов заявителя.
Пункт 2.1 Устава товарищества устанавливает, что оно исполняет роль заказчика на работы по эксплуатации, ремонту, надстройке и реконструкции помещений, зданий и сооружений, входящих в состав имущества товарищества, а также обязательства, принятые по договорам.
В соответствии с пунктом 7.1.5 Устава, товариществу принадлежит право на выполнение работ и оказывать услуг членам товарищества, а также пунктом 8.1.2 - обязанность по выполнению в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ, договорных обязательств.
Таким образом, в соответствии с Уставом, товарищество действует от своего имени, а не от имени членов Товарищества.
Пункт 2 статьи 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе, осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном статьей 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Согласно части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Товарищество собственников жилья, реализуя цели своей уставной деятельности (управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме), в соответствии с избранным собственниками помещений способом управления многоквартирным домом предоставляет приобретаемые коммунальные услуги членам товарищества на основании членства в организации, другим собственникам помещений, не являющимся членами товарищества, - на основании договоров о содержании и ремонте общего имущества, заключаемых согласно пункту 2 статьи 138 ЖК РФ, а также осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 этого ЖК РФ).
Допускаемая пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, возможность признать товарищество собственников жилья исполнителем коммунальных услуг соответствует нормам ЖК РФ, в частности, пункту 1 части 1 статьи 137, устанавливающему право товарищества заключать договоры об оказании коммунальных услуг, частям 5, 6 статьи 155 ЖК РФ, согласно которым члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, а собственники помещений, не являющиеся членами товарищества, вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).
Согласно части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении Многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно подпункту "б" пункта 16 названных Правил надлежащее содержание общего имущества обеспечивается товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом): путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 ЖК РФ.
С учетом приведенных норм жилищного законодательства, обязанность по внесению членами товариществ собственников жилья обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, возникает не в связи с членством в товариществе собственников жилья, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме.
По мнению Инспекции, товарищество в данном случае выступает в качестве самостоятельного субъекта правоотношений с собственниками помещений в многоквартирном доме, а также с организациями, оказывающими жилищно-эксплуатационные услуги, его правовое положение в части предоставления коммунальных услуг собственникам помещений соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг.
При этом, для целей исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не имеет правового значения факт реализации товариществом коммунальных услуг в качестве перепродавца, а не производителя, поскольку услуги по государственным регулируемым тарифам оказывались населению непосредственно товариществом, иного из представленных налогоплательщиком договоров не следует.
Таким образом, учитывая, что из Устава товарищества, норм НК РФ, ЖК РФ, следует, что на заявителя возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном жилом комплексе, от своего имени заключать договоры с производителями (поставщиками) услуг и, при этом, действовать от своего имени, а не от имени членов товарищества, а на членов товарищества возложена обязанность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, то в соответствии со статьей 249 НК РФ указанные платежи членов ТСЖ, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться ТСЖ в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Поскольку Заявителем в качестве объекта налогообложения по единому налогу по УСН за 2015 год выбраны "доходы, уменьшенные на величину расходов", перечисленные в адрес организаций, оказывающих жилищно-эксплуатационные услуги денежные средства являются и расходами товарищества, которые должны быть учтены при исчислении единого налога по УСН.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)