Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 (судья Болотов Б.В.),
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1112907000117, ИНН 2907014168; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Горького, дом 1, корпус 7; далее - общество, ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104 об устранении нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Кашина Нина Анатольевна (место жительства: Архангельская область, город Вельск), Гершкович Нинэль Борисовна (место жительства: Архангельская область, город Вельск), общество с ограниченной ответственностью "Энерго-М" (ОГРН 1112907000722, ИНН 2907014383; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Нечаевского, дом 3; далее - ООО Энерго-М").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Уют" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что поскольку собственники квартир, отключенных от центрального отопления, не являются потребителями коммунальной услуги по отоплению, и такая услуга им не оказывается, то основания для начисления им платы за отопление отсутствуют.
ГЖИ отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки обращения граждан, проживающих в доме N 20 по улице Привокзальной города Вельск Архангельской области, на основании распоряжения от 05.07.2016 N ОК-04/01-15/2457 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от 29.07.2016 N ОК-04/07-01/901.
В ходе проведения проверки установлено, что организацией, осуществляющей управление названным многоквартирным домом, в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 согласно договору управления от 11.12.2012 являлось ООО "Уют".
Дом оборудован прибором учета тепловой энергии. Ряд квартир в доме отключен от централизованной системы отопления в связи с самостоятельным установлением в них жильцами систем автономного газового отопления.
Инспекция пришла к выводу о том, что поскольку при расчете платы за отопление в период с 01.09.2014 по 31.12.2015 управляющая компания использовала общую площадь жилых помещений за минусом площадей квартир, отапливаемых индивидуальными газовыми котлами, то имело место нарушение статей 546 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - постановление N 354).
В связи с выявленным нарушением инспекцией выдано предписание от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104, в котором указано на необоснованное исключение площадей квартир, оборудованных газовыми отопительными системами, в целях определения размера платы за теплоснабжение жильцам дома; управляющей компании предписано в срок до 18.11.2016 произвести перерасчет платы за отопление лицам, являющимся потребителями коммунальной услуги по отоплению, помещения которых подключены к централизованной системе отопления, за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 исходя из площади всех жилых помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с вынесенным предписанием, управляющая компания обжаловала его в судебном порядке.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявленного требования правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 154 ЖК РФ включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В развитие указанной нормы приняты Правила N 354.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В спорный период (с 01.09.2014 по 31.12.2015) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определялся по формуле 3:
- V{\super Д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом;
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- S{\super об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- T{\super T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управляющая компания, применяя значение - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, из общей площади всех жилых помещений исключила площадь квартир, отключенных от системы центрального отопления в связи с переходом на автономное газовое отопление.
Вместе с тем, как обоснованно отметила инспекция, такой расчет платы за отопление является неверным и нарушающим права жильцов дома, квартиры которых подключены к централизованной системе отопления.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в силу пункта 3 постановления N 354, уполномоченного давать разъяснения по применению Правил N 354, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Статьей 19 ЖК РФ определено, что государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Техническую инвентаризацию жилищного фонда в целях государственного учета жилищного фонда согласно пункту 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 осуществляют бюро технической инвентаризации (далее - БТИ).
Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, в том числе, при определении технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
В рассматриваемом случае из технического паспорта на жилой дом N 20 по ул. Привокзальная (действительного на момент проведения проверки), следует, что в кирпичном доме 1976 года постройки имеется центральное отопление, электричество, водопровод, канализация, газоснабжение; общая площадь дома - 1208,5 кв. м, из них: площадь жилых помещений - 725,7 кв. м, площадь квартир - 725,7 кв. м.
Информации о том, что ряд жилых помещений переведены на автономное теплоснабжение, в техническом паспорте на дом не отмечено.
Таким образом, жилищная инспекция правомерно указывает, что при расчете платы за отопление значение должно применяться с учетом площади всех жилых помещений дома, то есть равной 725,7 кв. м Исключений при применении приведенной выше формулы не содержится.
При этом позиция общества о том, что жильцы дома, установившие в своей квартире самовольно автономное газовое отопление не получают коммунальную услугу централизованного отопления и в связи с этим не обязаны ее оплачивать, является ошибочной и противоречащей приведенным выше положениям ЖК РФ и Правилам N 354.
Определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено.
Напротив, подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Суд первой инстанции также верно отметил, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения.
При этом порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ.
В частности, для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме является нарушением их прав и законных интересов.
При разработке проекта необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Следовательно, как верно отметил суд в своем решении, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть подтверждена схемой теплоснабжения дома.
Аналогичные разъяснения изложены в письме Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах".
Доказательства законности проведенного жильцами квартир, перешедших на автономное газовое отопление, переоборудования, материалы дела не содержат; акты обследования такими доказательствами не являются. Доказательства согласования реконструкции системы центрального теплоснабжения и газоснабжения многоквартирного дома, равно как и протокол общего собрания дома, принявшего соответствующее решение, суду не представлены. Указанные факты в технической документации на дом не отражены.
В связи с этим переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения и изменение порядка начисления платы за отопление, путем освобождения от уплаты жильцов квартир, в которых установлены автономные системы отопления, влечет за собой необоснованное возложение на остальных жильцов многоквартирного дома обязанности по внесению платы за отопление на общедомовые нужды в большем объеме.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2017 года по делу N А05-9607/2016.
В связи с изложенным выше, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда, изложенные в оспариваемом управляющей компанией решении и считает приведенные ею доводы несостоятельными.
Довод управляющей компании о неисполнимости предписания также был предметом исследования суда первой инстанции. Ему дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Выполнение предложенных мероприятий должно соответствовать реальной возможности их устранения. Иное привело бы к возможности вынесения уполномоченным органом предписаний с нарушением принципов законности и исполнимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае оспариваемой обществом предписание инспекции соответствует названным требованиям.
ООО "Уют" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в связи с этим является лицом, ответственным за определение размера ее платы. При этом податель жалобы, необоснованно освобождая от внесения платы за центральное отопление жильцов самовольно переоборудованных квартир, произвел излишнее начисление платы за отопление остальным жильцам многоквартирного дома.
Именно в целях устранения нарушений прав указанных лиц инспекция, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выдала обществу предписание, которым обязала произвести перерасчет платы за отопление лицам, являющимся потребителями коммунальной услуги по отоплению, помещения которых подключены к централизованной системе отопления.
Оспариваемое предписание не содержит требования о проведении перерасчета платы за отопление жильцам переоборудованных квартир и не возлагает на управляющую компанию связанных с этим обязанностей.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предписания инспекции от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области, и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.05.2017 ПО ДЕЛУ N А05-9587/2016
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 мая 2017 г. по делу N А05-9587/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 мая 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 (судья Болотов Б.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Уют" (ОГРН 1112907000117, ИНН 2907014168; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Горького, дом 1, корпус 7; далее - общество, ООО "Уют") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - ГЖИ, инспекция) о признании недействительным предписания от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104 об устранении нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечены Кашина Нина Анатольевна (место жительства: Архангельская область, город Вельск), Гершкович Нинэль Борисовна (место жительства: Архангельская область, город Вельск), общество с ограниченной ответственностью "Энерго-М" (ОГРН 1112907000722, ИНН 2907014383; место нахождения: 165150, Архангельская область, город Вельск, улица Нечаевского, дом 3; далее - ООО Энерго-М").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Уют" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к тому, что поскольку собственники квартир, отключенных от центрального отопления, не являются потребителями коммунальной услуги по отоплению, и такая услуга им не оказывается, то основания для начисления им платы за отопление отсутствуют.
ГЖИ отзыв на жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, с целью проверки обращения граждан, проживающих в доме N 20 по улице Привокзальной города Вельск Архангельской области, на основании распоряжения от 05.07.2016 N ОК-04/01-15/2457 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества по вопросу соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальные услуги в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, по результатам которой составлен акт проверки от 29.07.2016 N ОК-04/07-01/901.
В ходе проведения проверки установлено, что организацией, осуществляющей управление названным многоквартирным домом, в период с 01.01.2013 по 31.12.2015 согласно договору управления от 11.12.2012 являлось ООО "Уют".
Дом оборудован прибором учета тепловой энергии. Ряд квартир в доме отключен от централизованной системы отопления в связи с самостоятельным установлением в них жильцами систем автономного газового отопления.
Инспекция пришла к выводу о том, что поскольку при расчете платы за отопление в период с 01.09.2014 по 31.12.2015 управляющая компания использовала общую площадь жилых помещений за минусом площадей квартир, отапливаемых индивидуальными газовыми котлами, то имело место нарушение статей 546 и 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - постановление N 354).
В связи с выявленным нарушением инспекцией выдано предписание от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104, в котором указано на необоснованное исключение площадей квартир, оборудованных газовыми отопительными системами, в целях определения размера платы за теплоснабжение жильцам дома; управляющей компании предписано в срок до 18.11.2016 произвести перерасчет платы за отопление лицам, являющимся потребителями коммунальной услуги по отоплению, помещения которых подключены к централизованной системе отопления, за период с 01.09.2014 по 31.12.2015 исходя из площади всех жилых помещений многоквартирного дома.
Не согласившись с вынесенным предписанием, управляющая компания обжаловала его в судебном порядке.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявленного требования правомерно исходил из следующего.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 1 статьи 153 ЖК РФ предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме в силу части 2 статьи 154 ЖК РФ включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
В развитие указанной нормы приняты Правила N 354.
В соответствии с пунктом 1 Правил N 354 настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.
В спорный период (с 01.09.2014 по 31.12.2015) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определялся по формуле 3:
P{\sub i = V{\super Д x (S{\sub i/S{\super об) x T{\super T, где:
- V{\super Д - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом;
- S{\sub i - общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- S{\super об - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
- T{\super T - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Управляющая компания, применяя значение - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, из общей площади всех жилых помещений исключила площадь квартир, отключенных от системы центрального отопления в связи с переходом на автономное газовое отопление.
Вместе с тем, как обоснованно отметила инспекция, такой расчет платы за отопление является неверным и нарушающим права жильцов дома, квартиры которых подключены к централизованной системе отопления.
В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в силу пункта 3 постановления N 354, уполномоченного давать разъяснения по применению Правил N 354, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Статьей 19 ЖК РФ определено, что государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Техническую инвентаризацию жилищного фонда в целях государственного учета жилищного фонда согласно пункту 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 осуществляют бюро технической инвентаризации (далее - БТИ).
Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, в том числе, при определении технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений.
В рассматриваемом случае из технического паспорта на жилой дом N 20 по ул. Привокзальная (действительного на момент проведения проверки), следует, что в кирпичном доме 1976 года постройки имеется центральное отопление, электричество, водопровод, канализация, газоснабжение; общая площадь дома - 1208,5 кв. м, из них: площадь жилых помещений - 725,7 кв. м, площадь квартир - 725,7 кв. м.
Информации о том, что ряд жилых помещений переведены на автономное теплоснабжение, в техническом паспорте на дом не отмечено.
Таким образом, жилищная инспекция правомерно указывает, что при расчете платы за отопление значение должно применяться с учетом площади всех жилых помещений дома, то есть равной 725,7 кв. м Исключений при применении приведенной выше формулы не содержится.
При этом позиция общества о том, что жильцы дома, установившие в своей квартире самовольно автономное газовое отопление не получают коммунальную услугу централизованного отопления и в связи с этим не обязаны ее оплачивать, является ошибочной и противоречащей приведенным выше положениям ЖК РФ и Правилам N 354.
Определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами N 354 не предусмотрено.
Напротив, подпунктом "в" пункта 35 Правил N 354 потребителю запрещено самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, согласно которому переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.
Суд первой инстанции также верно отметил, что переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения.
При этом порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 ЖК РФ.
В частности, для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.
Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме является нарушением их прав и законных интересов.
При разработке проекта необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Следовательно, как верно отметил суд в своем решении, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть подтверждена схемой теплоснабжения дома.
Аналогичные разъяснения изложены в письме Минстроя России от 15.10.2014 N 22588-ОД/04 "Об отоплении жилых помещений в многоквартирных домах".
Доказательства законности проведенного жильцами квартир, перешедших на автономное газовое отопление, переоборудования, материалы дела не содержат; акты обследования такими доказательствами не являются. Доказательства согласования реконструкции системы центрального теплоснабжения и газоснабжения многоквартирного дома, равно как и протокол общего собрания дома, принявшего соответствующее решение, суду не представлены. Указанные факты в технической документации на дом не отражены.
В связи с этим переоборудование жилого помещения путем демонтажа радиаторов отопления без соответствующего разрешения уполномоченных органов не может порождать правовых последствий в виде освобождения собственника помещения, допустившего такие самовольные действия, от обязанности по оплате услуг теплоснабжения и изменение порядка начисления платы за отопление, путем освобождения от уплаты жильцов квартир, в которых установлены автономные системы отопления, влечет за собой необоснованное возложение на остальных жильцов многоквартирного дома обязанности по внесению платы за отопление на общедомовые нужды в большем объеме.
Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2017 года по делу N А05-9607/2016.
В связи с изложенным выше, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда, изложенные в оспариваемом управляющей компанией решении и считает приведенные ею доводы несостоятельными.
Довод управляющей компании о неисполнимости предписания также был предметом исследования суда первой инстанции. Ему дана надлежащая оценка, с которой апелляционная инстанция согласна.
Обязательным основанием для выдачи предписания является установление в ходе проверки и отражение в акте и предписании конкретного вида нарушения, обоснование необходимости применения определенных правил, которые указываются в виде ссылки на нормативный правовой акт, требования которого нарушены.
Выполнение предложенных мероприятий должно соответствовать реальной возможности их устранения. Иное привело бы к возможности вынесения уполномоченным органом предписаний с нарушением принципов законности и исполнимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 2423/13 разъяснено, что исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.
В рассматриваемом случае оспариваемой обществом предписание инспекции соответствует названным требованиям.
ООО "Уют" является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, в связи с этим является лицом, ответственным за определение размера ее платы. При этом податель жалобы, необоснованно освобождая от внесения платы за центральное отопление жильцов самовольно переоборудованных квартир, произвел излишнее начисление платы за отопление остальным жильцам многоквартирного дома.
Именно в целях устранения нарушений прав указанных лиц инспекция, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" выдала обществу предписание, которым обязала произвести перерасчет платы за отопление лицам, являющимся потребителями коммунальной услуги по отоплению, помещения которых подключены к централизованной системе отопления.
Оспариваемое предписание не содержит требования о проведении перерасчета платы за отопление жильцам переоборудованных квартир и не возлагает на управляющую компанию связанных с этим обязанностей.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания недействительным предписания инспекции от 29.07.2016 N ОК-04/07-06/104.
Доводы апелляционной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом суду первой инстанции, были предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области, и получили надлежащую правовую оценку, с которой апелляционная коллегия согласна. Иное толкование апеллянтом норм материального права не свидетельствуют о неправильном их применении судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 марта 2017 года по делу N А05-9587/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уют" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА
А.Ю.ДОКШИНА
Н.Н.ОСОКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)