Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.05.2017 ПО ДЕЛУ N А33-29438/2016

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 мая 2017 г. по делу N А33-29438/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "03" мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" мая 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисов Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (ООО "Домовой комитет") - Каримова А.А., представителя по доверенности от 26.04.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домовой комитет"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" марта 2017 года по делу N А33-29438/2016, принятое судьей Раздобреевой И.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Домовой комитет" ИНН 2454017707, ОГРН 1072454000574 (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582 (далее - служба, контролирующий орган) о признании недействительным предписания от 08.12.2016 N 6718-ж.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2017 года в удовлетворении заявления отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Из апелляционной жалобы следует, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.п.).
Заявитель указывает, что договором управления многоквартирным домом определен состав общего имущества многоквартирного дома и граница разграничения эксплуатационной ответственности между общедомовым и индивидуальным оборудованием. Согласно пункту 1.3.10 договора границей эксплуатационной ответственности между общедомовым и индивидуальным оборудованием отопления является место присоединения прибора отопления к отводу стояка отопления (для конвекторов - сварочный шов в месте соединения с отводом стояка отопления, для радиаторов резьба на отводе стояка отопления).
Поэтому общество считает, что прибор отопления в отдельной комнате квартиры не может быть отнесен к общему имуществу многоквартирного дома, поскольку он обслуживает только одну комнату в квартире, и собственник не лишен возможности осуществить ремонт или замену прибора отопления.
Контролирующий орган в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда оставить без изменения.
Служба о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своего представителя не направила, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей службы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
По результатам внеплановой выездной проверки по лицензионному контролю, проведенной на основании приказа от 30.11.2016 N 6718-ж в отношении ООО "Домовой комитет", службой установлено, что в нарушение пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), не обеспечено надлежащее содержание общего имущества, а именно: имеется свищ в трубе радиатора в жилой комнате жилого помещения N 25 многоквартирного дома N 19 по ул. Белинского в городе Лесосибирск с устройством временного устранения капельной течи посредством наложения хомута.
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 08.12.2016 N 6718-ж.
По результатам проведения проверки службой выдано предписание от 08.12.2016 N 6718-ж, обязывающее ООО "Домовой комитет" в срок до 27.01.2017 обеспечить исправное состояние системы отопления в жилой комнате жилого помещения N 25 многоквартирного дома N 19 по ул. Белинского в городе Лесосибирск, обеспечить герметичность системы отопления, немедленное устранение всех видов утечек воды системы отопления; обеспечить наладку системы отопления.
Заявитель оспорил предписание от 08.12.2016 N 6718-ж в судебном порядке, полагая, что прибор отопления, расположенный в жилой комнате жилого помещения обслуживает (обогревает) только помещение, принадлежащее конкретному собственнику, поэтому не относится к общему имуществу многоквартирного дома и его содержание обеспечивается собственником индивидуально.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя заявителя и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Из статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого предписания недействительным необходимо установить его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд согласен с судом первой инстанции, что оспариваемое предписание от 08.12.2016 N 6718-ж соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "Домовой комитет".
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим согласно пункту 1.1 Положения о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, региональный государственный строительный надзор, региональный государственный жилищный надзор и государственный контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Осуществление регионального государственного жилищного надзора в соответствии с пунктом 3.3.4 названного Положения реализуется Службой строительного надзора посредством, в том числе, лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами.
Связи с этим оспариваемое предписание вынесено контролирующим органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Грубые нарушения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Жилищного кодекса Российской Федерации в ходе проведения ответчиком проверки в отношении общества судом не установлены.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
В силу части 1 указанной статьи управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 5 Правил N 491 в состав общего имущества включены внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 6 Правил N 491 установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В силу пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в числе прочего: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг); соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
ООО "Домовой комитет" осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 19, на основании договора управления многоквартирным домом от 01.08.2011.
Контролирующим органом установлено нарушение обществом пункта 10 Правил N 491, так как им не было обеспечено надлежащее содержание общего имущества, а именно: имеется свищ в трубе радиатора в жилой комнате жилого помещения N 25 многоквартирного дома N 19 по ул. Белинского г. Лесосибирск, с устройством временного устранения капельной течи посредством наложения хомута.
Административным органом выдано предписание N 6718-ж, обязывающее общество в срок до 27.01.2017 обеспечить исправное состояние системы отопления в жилой комнате жилого помещения N 25 многоквартирного дома N 19 по ул. Белинского г. Лесосибирск, обеспечить герметичность системы отопления, немедленное устранение всех видов утечек воды системы отопления; обеспечить наладку системы отопления.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод общества о том, что радиатор отопления не входит в состав общедомового имущества, поскольку внутриквартирные приборы отопления (обогревающие элементы) относятся к таковым только в том случае, если они обслуживают более одного помещения, на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, инженерные коммуникации, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Подпунктом "д" пункта 2 Правил N 491 также установлено, что в состав общего имущества в многоквартирном доме включается указанное оборудование. При этом в силу приведенных выше положений пункта 6 Правил в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Исходя из изложенного, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Из приведенных норм жилищного и гражданского законодательства Российской Федерации, Правил N 491 следует, что оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного помещения.
К такому имуществу относятся только такие обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры. Соответствующий вывод сделан с учетом анализа положений пункта 6 Правил во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2, а также пункта 5 Правил, которым установлено, что в состав общего имущества включаются, в частности, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
С учетом указанных выше норм законодательства суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что для определения возможности отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) к общему имуществу в многоквартирном доме существенным обстоятельством является наличие или отсутствие на таких элементах отключающих устройств.
Судом установлено, что отключающие устройства в системе отопления в квартире N 25 по адресу: Красноярский край, г. Лесосибирск, ул. Белинского, д. 19, отсутствовали, в связи с чем радиатор отопления в данном случае является частью общего инженерного отопительного оборудования многоквартирного дома, в связи с чем относится к общему имуществу многоквартирного дома.
Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод, что обязанность по содержанию и обеспечению исправного состояния системы отопления в указанной части лежит на управляющей компании - ООО "Домовой комитет".
На основании вышеизложенного, предписание Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 08.12.2016 N 6718-ж соответствует закону, поэтому суд первой инстанции в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно отказал в удовлетворении требования о признании данного предписания недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся назаявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" марта 2017 года по делу N А33-29438/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Д.В.ЮДИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)