Судебные решения, арбитраж
Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с тем, что размер помещения, которое занимали граждане, превышал учетную норму жилой площади.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Примак В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грицких Е.А.,
судей Бузуновой Г.Н., Олюниной М.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы - Ю. на заочное решение Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы удовлетворить.
Признать незаконным решение о снятии семьи М-вых с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить М.Е., М.В., М.М.М., М.Ю. в составе семьи из 4 человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установила:
Истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. обратились в суд с иском к ответчику ДГИ г. Москвы, в котором просили признать незаконными действия, бездействия, решения б/н, б/д ДГИ г. Москвы о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи М-вых в составе три человека; обязать ДГИ г. Москвы восстановить в очереди на учете по улучшению жилищных условий семью М-вых в составе четыре человека: М.Е., ** г.р., М.В., * г.р., М.М.А., * г.р., М.Ю., * г.р.
В обоснование требований истцы указали, что в квартире по адресу: АДРЕС, на основании ордера *** от 23.08.1971 выдан РИК Дзержинский, проживает пять человек. В 1989 году решением исполнительного комитета Перовского районного совета народных депутатов г. Москвы N * от 03 мая 1989 года семья из трех человек в составе: М. * г.р., М. * г.р., М. * г.р., принята на учет для приобретения двухкомнатной кооперативной квартиры, учетное дело N *, по списку очередников общей категории. На дату постановки на учет, в 1989 году, в квартире по указанному адресу, всего проживало шесть человек. На обращение в ДЖП и ЖФ г. Москвы от М-вых о предоставлении квартиры, поступило письмо от 24 декабря 2014 года за N ТЖП - 16.53-69486/4, в котором ДЖП и ЖФ г. Москвы сообщил, что М-вы сняты с учета в 2002 году, так как размер помещения, которое занимали граждане, превышал учетную норму жилой площади. В 2002 году в квартире по указанному адресу всего проживало пять человек. О снятии с учета семью М-вых не извещали и не уведомляли. Впервые о снятии с жилищного учета М. стало известно 24 декабря 2014 года из обжалуемого письма. Истцы полагают, что они нуждались и нуждаются в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание суда первой инстанции истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. не явились, направили в суд своих представителей, которые доводы заявления поддержали.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы, будучи надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, письменных возражений не представил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, в связи с чем, суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с согласия представителей истцов в порядке заочного производства.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Ю. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца М.М.А. - Р., представитель истцов М.Е., М.В. - Н. в судебное заседание апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю., третье лицо М.Т. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Перовского районного совета народных депутатов г. Москвы N 1773 от 03 мая 1989 года семья из трех человек в составе: М.В., М.Е., М.М.А., принята на учет граждан, нуждающихся в получении кооперативной двухкомнатной квартиры, по категории: общие основания, учетное дело N 89-2493-17.
На дату постановки на жилищный учет в 1989 году в квартире по адресу АДРЕС общей площадью жилого помещения 57,40 кв. м, жилой площадью 42,1 кв. м проживало шесть человек.
На обращение М.Е. в УДЖП и ЖФ г. Москвы по жилищному вопросу, дан ответ от 24.12.2014 года N Т.ЖП-16.53-69486/4, в соответствии с которым, в 2002 году обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК было прекращено. Гражданам, занимавшим жилые помещения размером менее учетной нормы (10 кв. м площади жилого помещения на 1 человека), было предложено в установленном порядке встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (без учета периода пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК); граждане, занимавшие жилые помещения более учетной нормы, были сняты с учета. Поскольку семья М-вых занимает квартиру размером более установленной для принятия на учет нормы, она была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК.
В 2002 году в квартире по адресу: АДРЕС всего проживало пять человек.
В соответствии с выпиской из домовой книги, в настоящее время в квартире по указанному адресу, на основании ордера N * серии 71 от 23 августа 1971 года, выданного РИК Дзержинский, проживает пять человек.
Разрешая спор по существу, и, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", исходил из того, что о снятии с учета семьи истцов не извещали и не уведомляли, что сведений об улучшении жилищных условий истцов с момента постановки их на жилищный учет и до принятия ответчиком решения о снятии их с учета в материалах дела не имеется, следовательно, у ДЖП и ЖФ г. Москвы не имелось оснований для принятия решения о снятии семьи заявителей с регистрационного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд первой инстанции указал, что каких-либо улучшений в жилищных условиях семьи заявителей с момента постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до момента вынесения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы оспариваемого распоряжения о снятии их с жилищного учета не произошло и размер занимаемой ими жилой площади менее установленной законом нормы предоставления площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы о снятии истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.
Установив отсутствие предусмотренных действующими нормативными правовыми актами оснований для снятия заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции, в целях восстановления нарушенных жилищных прав заявителей счел необходимым возложить на ДГИ г. Москвы обязанность восстановить семью М-вых в составе 4 человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, считает ошибочными выводы суда об удовлетворении исковых требований, и полагает, что доводы апелляционной жалобы представителя ответчика заслуживают внимания, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с извещением от 05.05.1989 года N 10-3379 отдела учета и распределения жилой площади, решением исполкома райсовета от 03.05.1989 г. за N 1773 М.В. с семьей в количестве 3 человек приняты на учет для приобретения 2-комнатной кооперативной квартиры, учетной дело N 89-2-493-17 по списку очередников общей категории.
Согласно архивной выписке "Центрального государственного архива города Москвы" от 10.12.2014 года N 62902, решением Перовского Исполкома райсовета народных депутатов г. Москвы N 1773 от 03 мая 1989 года принята на учет граждан, нуждающихся в получении кооперативной жилой площади, (двухкомнатной квартиры) М.В., семья 3 человека, проживает по адресу: АДРЕС, в 3-комнатной квартире N 128, жилой площадью 42,1 кв. м, на 6 человек; категория учета: общая.
Как указано выше, на обращение М.Е. в УДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО по жилищному вопросу, дан ответ от 24.12.2014 года N Т.ЖП-16.53-69486/4, в соответствии с которым, М.Е. в составе семьи из 3 человек (она, мать, отец) являлись очередниками для приобретения двухкомнатной квартиры в доме ЖСК с 1989 года по категории "общие основания". В 2002 году обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК было прекращено. Гражданам, занимавшим жилые помещения размером менее учетной нормы (10 кв. м площади жилого помещения на 1 человека), было предложено в установленном порядке встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (без учета периода пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК); граждане, занимавшие жилые помещения более учетной нормы, были сняты с учета. Поскольку семья М-вых занимает квартиру размером более установленной для принятия на учет нормы, она была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" признан утратившими силу Закон города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
Из п. 2 ст. 15 указанного выше Закона следует, что решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.
В силу п. 3 ст. 15 указанного Закона о принятом решении уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона, ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (п. 1).
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.05.1997 г. N 356 утратило силу решение исполкома Моссовета и Президиума МГСПС от 30.11.1984 г. N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", на основании чего предусмотренное указанными Правилами обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК прекращено. В этой связи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы издано распоряжение от 23.08.2002 N 278 "О снятии граждан с учета на приобретение жилой площади в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК)", в соответствии с которым начальникам управлений Департамента в административных округах в течение сентября - ноября текущего года предписано:
- - на основании данных ИС Курс-3 снять с учета на приобретение жилой площади в домах ЖСК граждан, которые одновременно состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальному (коммерческому) найму;
- - по остальным гражданам, состоящим на учете на приобретение жилой площади в домах ЖСК, провести перерегистрацию и по результатам принять решение:
- - при наличии оснований (раздел II Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12) в установленном порядке поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом период пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК не учитывается, но отражается в распоряжении о принятии гражданина на учет;
- - при отсутствии оснований снять с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК;
- - о принятом решение сообщить гражданину.
В силу п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12, нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
На момент снятия истцов с жилищного учета в 2002 году в квартире по адресу: г. АДРЕС проживало 5 человек. При общей площади жилого помещения равной 57,4 кв. м на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходилось по 11,48 кв. м, т.е. более установленной действующим на тот момент законодательством нормы в 10 кв. м на каждого, в связи с чем, оснований для перевода семьи истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, и семья истцов в составе трех человек была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обеспечение граждан жилыми помещениями в домах ЖСК с помощью города было прекращено, семья М-вых правомерно была снята с учета по улучшению жилищных условий и оснований для их восстановления на жилищном учете не имеется. Кроме того, доказательств того, что истцы обращались в ДЖП и ЖФ г. Москвы после ликвидации очереди на приобретение жилой площади в ЖСК и представляли документы, подтверждающие наличие у них оснований для постановки в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, не представлено.
Между тем, указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.
Доводы истцов о том, что о снятии с учета их не уведомляли, и не извещали, не могут служить основанием для восстановления в очереди, поскольку очередь на приобретение квартиры ЖСК отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании бездействий и решения незаконными, обязании восстановить в очереди отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 04.09.2017 ПО ДЕЛУ N 33-27471/2017
Требование: О признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, восстановлении на учете.Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обстоятельства: Оспариваемое решение принято в связи с тем, что размер помещения, которое занимали граждане, превышал учетную норму жилой площади.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 сентября 2017 г. по делу N 33-27471/2017
Судья: Примак В.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Грицких Е.А.,
судей Бузуновой Г.Н., Олюниной М.В.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бузуновой Г.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента городского имущества г. Москвы - Ю. на заочное решение Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы удовлетворить.
Признать незаконным решение о снятии семьи М-вых с регистрационного учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Обязать Департамент городского имущества г. Москвы восстановить М.Е., М.В., М.М.М., М.Ю. в составе семьи из 4 человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установила:
Истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. обратились в суд с иском к ответчику ДГИ г. Москвы, в котором просили признать незаконными действия, бездействия, решения б/н, б/д ДГИ г. Москвы о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи М-вых в составе три человека; обязать ДГИ г. Москвы восстановить в очереди на учете по улучшению жилищных условий семью М-вых в составе четыре человека: М.Е., ** г.р., М.В., * г.р., М.М.А., * г.р., М.Ю., * г.р.
В обоснование требований истцы указали, что в квартире по адресу: АДРЕС, на основании ордера *** от 23.08.1971 выдан РИК Дзержинский, проживает пять человек. В 1989 году решением исполнительного комитета Перовского районного совета народных депутатов г. Москвы N * от 03 мая 1989 года семья из трех человек в составе: М. * г.р., М. * г.р., М. * г.р., принята на учет для приобретения двухкомнатной кооперативной квартиры, учетное дело N *, по списку очередников общей категории. На дату постановки на учет, в 1989 году, в квартире по указанному адресу, всего проживало шесть человек. На обращение в ДЖП и ЖФ г. Москвы от М-вых о предоставлении квартиры, поступило письмо от 24 декабря 2014 года за N ТЖП - 16.53-69486/4, в котором ДЖП и ЖФ г. Москвы сообщил, что М-вы сняты с учета в 2002 году, так как размер помещения, которое занимали граждане, превышал учетную норму жилой площади. В 2002 году в квартире по указанному адресу всего проживало пять человек. О снятии с учета семью М-вых не извещали и не уведомляли. Впервые о снятии с жилищного учета М. стало известно 24 декабря 2014 года из обжалуемого письма. Истцы полагают, что они нуждались и нуждаются в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание суда первой инстанции истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. не явились, направили в суд своих представителей, которые доводы заявления поддержали.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы, будучи надлежащим образом извещен о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явился, письменных возражений не представил, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, в связи с чем, суд первой инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика с согласия представителей истцов в порядке заочного производства.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Ю. по доводам апелляционной жалобы, ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального права.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы - Ю. в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца М.М.А. - Р., представитель истцов М.Е., М.В. - Н. в судебное заседание апелляционной инстанции явились, возражали против доводов апелляционной жалобы.
Истцы М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю., третье лицо М.Т. в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что имеются основания, предусмотренные п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что решением исполнительного комитета Перовского районного совета народных депутатов г. Москвы N 1773 от 03 мая 1989 года семья из трех человек в составе: М.В., М.Е., М.М.А., принята на учет граждан, нуждающихся в получении кооперативной двухкомнатной квартиры, по категории: общие основания, учетное дело N 89-2493-17.
На дату постановки на жилищный учет в 1989 году в квартире по адресу АДРЕС общей площадью жилого помещения 57,40 кв. м, жилой площадью 42,1 кв. м проживало шесть человек.
На обращение М.Е. в УДЖП и ЖФ г. Москвы по жилищному вопросу, дан ответ от 24.12.2014 года N Т.ЖП-16.53-69486/4, в соответствии с которым, в 2002 году обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК было прекращено. Гражданам, занимавшим жилые помещения размером менее учетной нормы (10 кв. м площади жилого помещения на 1 человека), было предложено в установленном порядке встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (без учета периода пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК); граждане, занимавшие жилые помещения более учетной нормы, были сняты с учета. Поскольку семья М-вых занимает квартиру размером более установленной для принятия на учет нормы, она была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК.
В 2002 году в квартире по адресу: АДРЕС всего проживало пять человек.
В соответствии с выпиской из домовой книги, в настоящее время в квартире по указанному адресу, на основании ордера N * серии 71 от 23 августа 1971 года, выданного РИК Дзержинский, проживает пять человек.
Разрешая спор по существу, и, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. ст. 15, 16, 20 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", исходил из того, что о снятии с учета семьи истцов не извещали и не уведомляли, что сведений об улучшении жилищных условий истцов с момента постановки их на жилищный учет и до принятия ответчиком решения о снятии их с учета в материалах дела не имеется, следовательно, у ДЖП и ЖФ г. Москвы не имелось оснований для принятия решения о снятии семьи заявителей с регистрационного учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, суд первой инстанции указал, что каких-либо улучшений в жилищных условиях семьи заявителей с момента постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до момента вынесения Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы оспариваемого распоряжения о снятии их с жилищного учета не произошло и размер занимаемой ими жилой площади менее установленной законом нормы предоставления площади жилого помещения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о признании незаконным распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы о снятии истцов с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий подлежат удовлетворению.
Установив отсутствие предусмотренных действующими нормативными правовыми актами оснований для снятия заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции, в целях восстановления нарушенных жилищных прав заявителей счел необходимым возложить на ДГИ г. Москвы обязанность восстановить семью М-вых в составе 4 человек на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, считает ошибочными выводы суда об удовлетворении исковых требований, и полагает, что доводы апелляционной жалобы представителя ответчика заслуживают внимания, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, в соответствии с извещением от 05.05.1989 года N 10-3379 отдела учета и распределения жилой площади, решением исполкома райсовета от 03.05.1989 г. за N 1773 М.В. с семьей в количестве 3 человек приняты на учет для приобретения 2-комнатной кооперативной квартиры, учетной дело N 89-2-493-17 по списку очередников общей категории.
Согласно архивной выписке "Центрального государственного архива города Москвы" от 10.12.2014 года N 62902, решением Перовского Исполкома райсовета народных депутатов г. Москвы N 1773 от 03 мая 1989 года принята на учет граждан, нуждающихся в получении кооперативной жилой площади, (двухкомнатной квартиры) М.В., семья 3 человека, проживает по адресу: АДРЕС, в 3-комнатной квартире N 128, жилой площадью 42,1 кв. м, на 6 человек; категория учета: общая.
Как указано выше, на обращение М.Е. в УДЖП и ЖФ г. Москвы в ВАО по жилищному вопросу, дан ответ от 24.12.2014 года N Т.ЖП-16.53-69486/4, в соответствии с которым, М.Е. в составе семьи из 3 человек (она, мать, отец) являлись очередниками для приобретения двухкомнатной квартиры в доме ЖСК с 1989 года по категории "общие основания". В 2002 году обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК было прекращено. Гражданам, занимавшим жилые помещения размером менее учетной нормы (10 кв. м площади жилого помещения на 1 человека), было предложено в установленном порядке встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (без учета периода пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК); граждане, занимавшие жилые помещения более учетной нормы, были сняты с учета. Поскольку семья М-вых занимает квартиру размером более установленной для принятия на учет нормы, она была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК.
Согласно п. 3 ст. 42 Закона города Москвы N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" признан утратившими силу Закон города Москвы от 15 января 2003 года N 22 "Об улучшении жилищных условий жителей города Москвы".
Из п. 2 ст. 15 указанного выше Закона следует, что решение о снятии жителей города Москвы с жилищного учета принимает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы не позднее чем через 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием для принятия данного решения.
В силу п. 3 ст. 15 указанного Закона о принятом решении уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения. Копию решения о снятии с жилищного учета заявитель может получить не позднее чем через 10 рабочих дней со дня непосредственного обращения в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 16 указанного Закона, ведение жилищного учета и перерегистрацию жителей города Москвы, включенных в список принятых на жилищный учет, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы (п. 1).
Согласно ст. 32 ЖК РСФСР, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
О снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.05.1997 г. N 356 утратило силу решение исполкома Моссовета и Президиума МГСПС от 30.11.1984 г. N 3365 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в городе Москве", на основании чего предусмотренное указанными Правилами обеспечение с помощью города граждан жилыми помещениями в домах ЖСК прекращено. В этой связи Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы издано распоряжение от 23.08.2002 N 278 "О снятии граждан с учета на приобретение жилой площади в домах жилищно-строительных кооперативов (ЖСК)", в соответствии с которым начальникам управлений Департамента в административных округах в течение сентября - ноября текущего года предписано:
- - на основании данных ИС Курс-3 снять с учета на приобретение жилой площади в домах ЖСК граждан, которые одновременно состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по социальному (коммерческому) найму;
- - по остальным гражданам, состоящим на учете на приобретение жилой площади в домах ЖСК, провести перерегистрацию и по результатам принять решение:
- - при наличии оснований (раздел II Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12) в установленном порядке поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, при этом период пребывания в очереди на приобретение жилой площади в доме ЖСК не учитывается, но отражается в распоряжении о принятии гражданина на учет;
- - при отсутствии оснований снять с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК;
- - о принятом решение сообщить гражданину.
В силу п. 13.1 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31.01.2001 N 12, нормой постановки на учет является размер общей площади жилого помещения, приходящийся на каждого проживающего и составляющий 10 квадратных метров общей площади для отдельных квартир и 15 квадратных метров общей площади для квартир коммунального заселения и квартир (домов) гостиничного типа.
На момент снятия истцов с жилищного учета в 2002 году в квартире по адресу: г. АДРЕС проживало 5 человек. При общей площади жилого помещения равной 57,4 кв. м на каждого проживающего в указанном жилом помещении приходилось по 11,48 кв. м, т.е. более установленной действующим на тот момент законодательством нормы в 10 кв. м на каждого, в связи с чем, оснований для перевода семьи истцов на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не имелось, и семья истцов в составе трех человек была снята с учета на приобретение жилой площади в доме ЖСК на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обеспечение граждан жилыми помещениями в домах ЖСК с помощью города было прекращено, семья М-вых правомерно была снята с учета по улучшению жилищных условий и оснований для их восстановления на жилищном учете не имеется. Кроме того, доказательств того, что истцы обращались в ДЖП и ЖФ г. Москвы после ликвидации очереди на приобретение жилой площади в ЖСК и представляли документы, подтверждающие наличие у них оснований для постановки в общую очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, не представлено.
Между тем, указанные обстоятельства судом первой инстанции учтены не были.
Доводы истцов о том, что о снятии с учета их не уведомляли, и не извещали, не могут служить основанием для восстановления в очереди, поскольку очередь на приобретение квартиры ЖСК отсутствует.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Перовского районного суда города Москвы от 14 сентября 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований М.Е., М.В., М.М.А., М.Ю. к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании бездействий и решения незаконными, обязании восстановить в очереди отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)