Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.05.2016 N 09АП-15130/2016 ПО ДЕЛУ N А40-236096/15

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2016 г. N 09АП-15130/2016

Дело N А40-236096/15

Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Лепихина Д.Е., Марковой Т.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Мосжилинспекции
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2016 по делу N А40-236096/15
принятое судьей Корогодовым И.В. (шифр судьи: 139-1961)
по заявлению АО "ВК Комфорт" (107078, Москва, ул. Новорязанская, д. 18, стр. 21)
к Мосжилинспекции (129090, Москва, ул. Проспект Мира, д. 19)
о признании недействительным предписания
при участии:
- от заявителя: Медведев В.А. по доверенности от 12.05.2016;
- от ответчика: Самарина Ю.М. по доверенности от 21.12.2015;

- установил:

В Арбитражный суд г. Москвы обратилось АО ВК "Комфорт" с заявлением о признании недействительным предписания Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 02.09.2015 N РЛ-О-СВ-11644 об устранении административного правонарушения, а также заявлено о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Решением суда от 27.01.2016 признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции города Москвы от 02.09.2015 г. N РЛ-О-СВ-11644, вынесенное в отношении ЗАО "ВК Комфорт". Взысканы с государственной жилищной инспекции города Москвы в пользу ЗАО "ВК Комфорт" судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб. При этом суд исходил из того, что в резолютивной части оспариваемого предписания не указаны конкретные действия, которые должна выполнить управляющая компания. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное обществом нарушение. При этом ничего не указано относительно способов устранения нарушений, действий, которые должно совершать общество с целью устранения этих нарушений, что является самостоятельным основанием для признания недействительным оспариваемого предписания, следовательно, оспариваемое предписание является неисполнимым.
С решением суда не согласился ответчик - Мосжилинспекция и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований ответчик ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Заявитель возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает на то, что жители дома не имеют обязательств по оплате коммунальных услуг, в связи с чем не имеется оснований и для проведения перерасчета. Также заявитель указывает на то, что в оспариваемом предписании не указано, каким-образом заявитель должен осуществить перерасчет размера платы за 2013 г., в пределах норматива расхода тепловой энергии, в отношении лиц, которые являлись потребителями коммунальных услуг в 2013 г., но в настоящее время утратили статус потребителя.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Решение суда подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
На основании части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП Государственная жилищная инспекция города Москвы (далее также - Инспекция) является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Инспекции, в том числе по региональному государственному жилищному надзору в пределах своей компетенции. Инспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности по выдаче предписания о прекращении нарушений обязательных требований, устранении выявленных нарушений, проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 4.2.9 Положения).
Как следует из материалов дела, АО ВК "Комфорт" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 6, корп. 2.
02.09.2015 г. Мосжилинспекцией выдано предписание N РЛ-О-СВ-11644, согласно которому АО "ВК Комфорт" в срок до 28.12.2015 предписывалось провести перерасчет размера платы за 2013 год жителям дома, расположенного по адресу: Москва, ул. Кашенкин Луг, д. 6, к. 2 в пределах норматива расхода тепловой энергии в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Не согласившись с предписанием Инспекции, посчитав его незаконным, необоснованным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, АО ВК "Комфорт" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно предоставленной информации АО "ВК Комфорт" в Мосжилинспекцию:
- поставщиком тепловой энергии по отношению к многоквартирному жилому дому 6, корп. 2 (далее - МКД) является ОАО "Мосэнерго", согласно договору энергоснабжения для потребителей тепловой энергии в горячей воде N 0924194 от 01.02.2011 г. Расчет платы за тепловую энергию в период 2012 - 2013 гг. производится по тарифам установленным постановлением Правительства Москвы "Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги" N 1038-ПП от 30.11.2010 г., N 571-ПП от 29.11.2011 г.
- - узел учета тепловой энергии, расположен по адресу: ул. Кашенкин Луг, д. 6, корп. 2, стр. 1, ведет совокупный учет тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение по двум многоквартирным жилым домам - дому 6, корп. 1 и дому 6 корп. 2;
- - общая площадь жилых помещений дома 6, корп. 1 составляет 9179,60 кв. м;
- - общая площадь нежилых помещений дома 6, корп. 1 составляет 329,50 кв. м;
- - общая площадь жилых помещений дома 6, корп. 2 составляет 9191,2 кв. м (согласно информации БТИ);
- - общая площадь нежилых помещений дома 6, корп. 2 составляет 329,80 кв. м (согласно информации БТИ);
- - общая площадь квартиры 153 составляет 78,50 кв. м;
- - расход тепловой энергии по группам потребления "жилые" помещения (далее - ЖП) и "нежилые помещения" (далее - НЖП) в разрезе домов определяется по договорным тепловым нагрузкам, согласно приложению N 3 к договору N 0924194 от 01.02.2011 г.
- среднемесячный суммарный объем потребления тепловой энергии за отопительный период 2013 г. на 1 кв. м площади жилых помещений составил:







Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2012 г. N 468-ПП "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы" установлено, что на территории города Москвы при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 (далее - Правила N 307), используя при этом норматив расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам жилищных субсидий".
В 2013 г. начисление платы за услугу отопление производилось управляющей организацией ЗАО "ВК Комфорт" по факту потребления, только в отопительный период года в соответствии с п. 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Таким образом, заявленный порядок расчетов, предусмотренный Правилами N 307, управляющей организацией в 2013 г. не соблюдался.
Вместе с тем в соответствии с Правилами N 307 при оборудовании дома общедомовым прибором учета тепловой энергии (далее - ОДПУ), размер платы определяется исходя из среднемесячного объема тепловой энергии многоквартирного дома за предыдущий год и общей площади жилых помещений, с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии данных о фактическом объеме тепловой энергии за предыдущий год, размер платы определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии с корректировкой размера платы 1 раз в год.
При отсутствии ОДПУ размер платы определяется исходя из норматива расхода тепловой энергии.
Возможность ежегодной корректировки платы за отопление для всех потребителей в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовыми приборами учета, с сентября 2012 года законодателем исключена.
Объем потребления тепловой энергии на отопление ежемесячно определяется управляющей организацией расчетным путем, пропорционально договорным тепловым нагрузкам, с учетом показаний прибора учета тепловой энергии, расположенного в отдельном строении по адресу: Кашенкин Луг д. 6, корп. 2, стр. 1, ведущего совокупный учет тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, суммарно по двум жилым многоквартирным домам N 6 корп. 1 и N 6 корп. 2.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Постановление N 1034) "индивидуальный тепловой пункт" - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющей установки к тепловой сети, преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки для одного здания, строения или сооружения; "центральный тепловой пункт" - комплекс устройств для присоединения теплопотребляющих установок нескольких зданий, строений или сооружений к тепловой сети, а также для преобразования параметров теплоносителя и распределения его по видам тепловой нагрузки.
Согласно п. 5 Постановления N 1034 с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее - договор) не определена иная точка учета.
Заявителем не оспаривается, что прибор учета установлен не в границах многоквартирного жилого дома 6 корп. 2.
Таким образом, ИТП не может быть признан общим имуществом только одного многоквартирного дома 6 корп. 2 по ул. Кашенкин Луг.
Согласно п. 2 Правил N 354 "коллективный (общедомовой) прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, показания прибора учета должны позволять учитывать фактический объем потребления конкретного коммунального ресурса одного многоквартирного дома.
С учетом изложенных обстоятельств, размер платы за отопление жителям дома 6 кор. 2 по ул. Кашенкин Луг должен определятся, исходя из норматива расхода тепловой энергии. Согласно приведенному анализу, размер платы, начисленной заявителю в 2013 году превышает размер платы, определенной по нормативу расхода.
Таким образом, на основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выданное Мосжилинспекцией предписание от 02.09.2015 N РЛ-О-СВ-11644 является законным и обоснованным.
Доказательства исполнения предписания, или доказательства, объективно препятствующие ЗАО "ВК Комфорт" исполнить предписание, заявителем не представлены.
Также судом не установлено нарушения прав и законных интересов АО "ВК Комфорт".
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, в удовлетворении заявления АО "ВК Комфорт" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы от 02.09.2015 N РЛ-О-СВ-11644 следует отказать.
В связи с тем, что требование удовлетворению не подлежит, судебные расходы на оплату услуг представителя взысканию не подлежат в соответствии с ч. 2 ст. 110 АПК РФ.
Согласно ст. ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.01.2016 по делу N А40-236096/15 отменить.
В удовлетворении заявления АО "ВК Комфорт" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции города Москвы от 02.09.2015 N РЛ-О-СВ-11644 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Н.Н.КОЛЬЦОВА

Судьи
Д.Е.ЛЕПИХИН
Т.Т.МАРКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)