Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.08.2017 N 05АП-5439/2017 ПО ДЕЛУ N А51-5785/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2017 г. по делу N А51-5785/2017


Резолютивная часть постановления оглашена 24 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой
судей С.В. Гуцалюк, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.А. Елесиной
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная управляющая компания"
апелляционное производство N 05АП-5439/2017
на решение от 06.06.2017
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-5785/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" (ИНН 2501011984, ОГРН 1052500624681)
к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982)
- об оспаривании предписания от 20.01.2017 N 51-03-14/02;
- при участии:
- стороны не явились;

- установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" (далее - заявитель, общество, ООО УК "ЖУК") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания государственной жилищной инспекции Приморского края (далее - ответчик, инспекция) от 20.01.2017 N 51-03-14/02.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, ООО Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" обратилась в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает, что работы по ремонту отмостки и по восстановлению тепловой изоляции на трубопроводе системы отопления действующими договорами на управление домами не предусмотрены.
Полагает, что ремонт тепловой изоляции, превышающий по длине 5% общей длины трубопровода, является капитальным ремонтом, проведение которого на управляющую компанию действующим законодательством не возложено. Следовательно, предписание государственной жилищной инспекции Приморского края является незаконным, поскольку возлагает на общество обязанность выполнить работы, которые подпадают под категорию "капитальный ремонт".
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. От ООО Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя. Заявленной ходатайство коллегией рассмотрено и удовлетворено.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
От Государственной жилищной инспекции Приморского края поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором инспекция просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела судом установлено, что на основании приказа от 09.01.2017 N 51-09-02 инспекцией была проведена проверка исполнения ранее выданного предписания от 10.06.2016 N 51-03-14/31 в отношении ООО УК "ЖУК".
В ходе проверки инспекцией было выявлено неисполнение обществом предписания от 10.06.2016 N 51-03-14/31 в части оборудования трубопроводов внутренних систем отопления в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 27, N 17, N 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 16, N 14, N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве; установления сеток (размер ячейки - 0,5 см), защищающих здания от проникновения животных: грызунов, кошек, собак в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 27, N 17 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве; восстановления отмосток в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 17, 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 14 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве.
Результаты проверки зафиксированы инспекцией в акте от 20.01.2017 N 21-03-21/03.
ООО УК "ЖУК" выдано предписание от 20.01.2017 N 51-03-14/02 об устранении выявленных нарушений:
- - в срок до 20.06.2017 в подвалах многоквартирных жилых домов N 35, N 31, N 27, N 17, N 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 16, N 14, N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве трубопроводы внутренних систем отопления оборудовать тепловой изоляцией;
- - в срок до 20.06.2017 в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 27, N 17 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве на продухи подвальных помещений установить недостающие сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения животных: грызунов, кошек, собак;
- - в срок до 20.06.2017 в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 17, 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 14 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве восстановить отмостки материалами, аналогичными покрытию.
Не согласившись с выданным предписанием в части выполнения вышеуказанных работ, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом управление многоквартирным домом в силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание и ремонт многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт в соответствии с техническими регламентами.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 491 от 13.08.2006.
Согласно пункту 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Кроме того, Постановлением Госстроя РФ N 170 от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно п. 1.1 которых, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
Данными Правилами предусмотрено, в том числе, следующее:
- - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком (пункт 4.1.7 Правил N 170);
- - трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год (пункт 5.2.22 Правил N 170);
- - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами (пункт 4.6.1.1 Правил N 170);
- - для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуется своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности тепловой изоляции трубопроводов горячей воды, расположенных в подземных каналах, подвалах, чердаках, а также в санитарно-технических кабинах (пункт 5.1.3 Правил N 170);
- - на все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (пункт 3.4.7 Правил N 170).
В соответствии с представленными в материалы дела договорами управления ООО управляющая компания "Жилищная управляющая компания" приняла на себя обязательства по заданию собственников за плату, установленную договором, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества, организовывать предоставление коммунальных услуг собственникам и иным лицам, пользующимся на законных основаниях помещениями в МКД.
Представитель заявителя указывает, что в договорах управления прямо не поименованы работы по оборудованию трубопроводов внутренних систем отопления тепловой изоляцией, установки на продухи подвальных помещений недостающих сеток, защищающих здание от проникновения животных: грызунов, кошек, собак, а также по восстановлению отмосток, и в связи с этим считает, что общество не обязано выполнять указанные в оспариваемом предписании мероприятия.
Между тем, на основании п. 2.1 договоров управления управляющая организация по заданию собственников за плату, установленную договором, обязуется, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества.
Согласно пункту 2.2 "Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004" текущий ремонт общего имущества жилого дома - ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности жилого дома, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией.
Из Приложения N 1 к Методическому пособию, содержащему перечень работ и услуг, входящих в плату за ремонт жилья (текущий ремонт) следует, что в текущий ремонт центрального отопления, водопровода, канализации и горячего водоснабжения входит в том числе: восстановление разрушенной тепловой изоляции; временная заделка свищей и трещин на внутренних трубопроводах и стояках; утепление трубопроводов в технических подпольях.
На основании изложенного, принимая во внимание требования Правил N 170, несмотря на то, что конкретный перечень работ полностью не указан в договорах управления многоквартирными домами, коллегия считает, что, общество, получая от жителей плату за услуги и работы по управлению многоквартирными домами, их содержанию и текущему ремонту, взяло на себя обязательства по осуществлению текущего ремонта общего имущества многоквартирных домов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Поскольку ООО УК "Жилищная управляющая компания" свои обязательства не исполнило надлежащим образом, следствием чего явилось нарушение им пунктов 4.17, 5.2.22, 4.6.1.1, 5.1.3, 3.4.7 Правил N 170 судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует действующему законодательств у и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, поскольку не возлагает на заявителя незаконной обязанности.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что вступившими в законную силу постановлениями и.о. мирового судьи судебного участка N 30 судебного района г. Арсеньева Приморского края от 07.03.2017 по делу N 5-22/2017-30, от 07.03.2017 5-23/2017-30, ООО УК "ЖУК" и руководитель общества Н.Н. Миронов признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, выразившегося в невыполнении ранее выданного предписания от 10.06.2016 N 51-03-14/31 в части оборудования трубопроводов внутренних систем отопления в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 27, N 17, N 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 16, N 14, N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве; установления сеток (размер ячейки - 0,5 см), защищающих здания от проникновения животных: грызунов, кошек, собак в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 27, N 17 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 12 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве; восстановления отмосток в многоквартирных жилых домах N 35, N 31, N 17, 15 по улице Ленинской, МКД N 17 по улице Жуковского, МКД N 14 по улице Ломоносова, МКД N 14/4, N 14/1 по улице Октябрьской в городе Арсеньеве.
В рамках вышеуказанных дел мировым судьей было установлено, что фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждены представленными доказательствами; предписание управляющей компании выдано уполномоченным на то государственным органом и является законным, как и сами требования об устранении нарушений законодательства.
Согласно основному принципу обязательности судебных постановлений, гарантированному статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу постановления (которые принимаются в форме судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции) федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, поскольку в рамках дел N 5-22/2017-30, 5-23/2017-30 установлен факт обоснованности предъявления инспекцией к обществу требований об устранении выявленных нарушений, изложенных в ранее выданном предписании от 10.06.2016 N 51-03-14/31, и наличие в действиях ООО УК "ЖУК" административного правонарушения в виде неисполнения предписания, ответственность за которое предусмотрено частью 24 статьи 19.5 КоАП РФ, данные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь в рамках рассмотрения данного дела.
Судом апелляционной инстанции проверен порядок проведения проверки в отношении Общества, нарушений положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля" при проведении проверки не установлено.
Предписание выдано уполномоченным лицом в пределах, предоставленных ему полномочий, и содержит положения, не противоречащие закону и не нарушающие права и законные интересы заявителя.
Таким образом, оценив в совокупности материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что выводы, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, судом применены нормы права, подлежащие применению, вследствие чего, апелляционная жалоба управления не подлежит удовлетворению.
На основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату ООО Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 06.06.2017 по делу N А51-5785/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищная управляющая компания" из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы платежным поручением N 700 от 14.06.2017.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
А.В.ГОНЧАРОВА

Судьи
С.В.ГУЦАЛЮК
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)