Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании представителя истца Бугаева В.В., (доверенность N 01-5/2015 01.07.2015, паспорт), в отсутствие представителя ответчика, о времени и месте судебного заседания извещенного надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания АлюрСтрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2015, принятое по иску акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) к ООО УК "Алюрстрой" о взыскании основного долга за потребленную электроэнергию в размере 4 317 599 руб. 85 коп., установил следующее.
Акционерное общество "ТНС Энерго Тула" (далее - ООО "ТНС Энерго Тула", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Алюрстрой" (далее - ООО "Алюрстрой", управляющая компания, ответчик) основного долга за потребленную электроэнергию в размере 4 317 599 руб. 85 коп.
Решением от 12.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Алюрстрой" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2016 отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что при принятии решения, суд первой инстанции не учел, что большинство домов, управляемых обществом, являются ветхими, либо аварийным, в связи с чем установка общедомового прибора учета в таких домах законом не предусмотрена. Кроме того, судом не принят во внимание факт ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии с нарушением установленного законом порядка.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТНС энерго Тула" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "УК Алюрстрой", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, при отсутствии заключенного между сторонами договора на энергоснабжение мест общего пользования, истец в период с февраля по август 2015 года включительно произвел отпуск электрической энергии на электроснабжение мест общего пользования в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, на сумму 4 317 599,85 руб., что подтверждается счетами-фактурами, счетами на оплату, ведомостями потребления, актами приемки-передачи за спорный период, выставленными в адрес ответчика.
Ответчик, являясь управляющей компаний, в отношении многоквартирных домов в нарушение положений п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) не оплачивал потребленную электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт поставки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, им по существу не оспорен и подтверждается материалами дела. Учитывая то, что собственниками помещений в многоквартирных домах не было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, на основании абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 суд первой инстанции решил, что в данном случае сверхнормативное потребление электроэнергии должно быть оплачено ответчиком из собственных средств.
В качестве одного из аргументов апелляционной жалобы ответчиком указано, что спорные дома являются ветхими, либо аварийными, в связи с чем, установка общедомового прибора учета электроэнергии в таких домах не предусмотрена. Для проверки указанного довода суд апелляционной инстанции направил судебный запрос в адрес Администрации муниципального образования Киреевский район, Администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района Тульской области с просьбой представить список домов, признанных аварийными или подлежащими капитальному ремонту по состоянию на 01.01.2013.
Согласно ответу на судебный запрос от Администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района за исх. N 2182 от 09.09.2016 спорные дома не являются ветхими, либо аварийными, пригодны для постоянного проживания. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционной жалобы, как необоснованный.
Вместе с тем, при принятии решения суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п. п. 136, 137 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно п. 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, 5 регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
На основании п. 152 Основных положений N 442, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В силу п. 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В ходе судебного разбирательства в целях установления факта соблюдения требований законодательства при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, суд апелляционной инстанции направил в адрес организации, устанавливавшей общедомовые приборы учета в спорных домах, - Филиал "Тулэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с просьбой представить сведения об извещении заинтересованных лиц при вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета в домах в городе Болохово: ул. Горняков (дома 1А, 6, 7), ул. Корнеева (дома 2А, 2, 3, 5, 7), ул. Ленина (дома 8, 13, 15, 19, 21, 21 (2 половина), 40), ул. Мира (дома 8, 15, 45), ул. Энергетик (дома 1, 5, 7), ул. Первомайская (дома 1, 2, 3, 5, 6), ул. Советская (дома 9, 12, 17, 23, 27, 28, 29, 30), ул. Соловцова (дома 8/1,2, 10, 12, 12А, 13, 14А, 15, 16, 17, 19А, 19, 20, 21). Согласно ответу N 24/1747 от 20.09.2016 на указанный запрос, сведения об извещении заинтересованных лиц при вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета в спорных домах г. Болохово отсутствуют.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено, что допуск приборов учета, в соответствии с регламентом, установленным п. 152 Основных положений N 442, не осуществлялся, Комиссия по выполнению комплекса технических мероприятий по проверке установленных приборов учета в целях удостоверения факта их пригодности к выполнению функций по фиксации поставленного объема электроэнергии с участием уполномоченных потребителями лиц не созывалась.
Учитывая изложенное, акты снятия показаний приборов коммерческого учета, представленные истцом, не могут быть приняты в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии, поскольку до момента их допуска в эксплуатацию в силу пункта 137 Основных положений N 442, их применение для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии недопустимо.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает решение по настоящему делу не соответствующим нормам материального права, в связи с чем, подлежащим отмене.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 42 588 руб. за подачу искового заявления подлежит взысканию с АО "ТНС Энерго Тула" в доход федерального бюджета, в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате при подаче иска. Расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению ООО "УК "Алюрстрой" за счет АО "ТНС Энерго Тула".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2015 отменить. В удовлетворении требований акционерного общества "ТНС Энерго Тула" отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) в доход федерального бюджета 42 588 руб. государственной пошлины за подачу искового заявления.
Взыскать с акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алюрстрой" (ОГРН 114754031111, ИНН 7128503515) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2016 N 20АП-1431/2016 ПО ДЕЛУ N А68-9028/2015
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2016 г. по делу N А68-9028/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Заикиной Н.В., Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания Акимовой Ю.И., при участии в судебном заседании представителя истца Бугаева В.В., (доверенность N 01-5/2015 01.07.2015, паспорт), в отсутствие представителя ответчика, о времени и месте судебного заседания извещенного надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания АлюрСтрой" на решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2015, принятое по иску акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ИНН 7105037307, ОГРН 1067105008376) к ООО УК "Алюрстрой" о взыскании основного долга за потребленную электроэнергию в размере 4 317 599 руб. 85 коп., установил следующее.
Акционерное общество "ТНС Энерго Тула" (далее - ООО "ТНС Энерго Тула", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Алюрстрой" (далее - ООО "Алюрстрой", управляющая компания, ответчик) основного долга за потребленную электроэнергию в размере 4 317 599 руб. 85 коп.
Решением от 12.02.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Алюрстрой" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2016 отменить, прекратить производство по делу.
В обоснование жалобы ответчик указывает, что при принятии решения, суд первой инстанции не учел, что большинство домов, управляемых обществом, являются ветхими, либо аварийным, в связи с чем установка общедомового прибора учета в таких домах законом не предусмотрена. Кроме того, судом не принят во внимание факт ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета электроэнергии с нарушением установленного законом порядка.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "ТНС энерго Тула" просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "УК Алюрстрой", надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, явку представителей не обеспечило, в связи с чем, дело рассмотрено в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без их участия.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Как следует из материалов дела, при отсутствии заключенного между сторонами договора на энергоснабжение мест общего пользования, истец в период с февраля по август 2015 года включительно произвел отпуск электрической энергии на электроснабжение мест общего пользования в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, на сумму 4 317 599,85 руб., что подтверждается счетами-фактурами, счетами на оплату, ведомостями потребления, актами приемки-передачи за спорный период, выставленными в адрес ответчика.
Ответчик, являясь управляющей компаний, в отношении многоквартирных домов в нарушение положений п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354) не оплачивал потребленную электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды.
Отсутствие оплаты со стороны ответчика за поставленную электрическую энергию на общедомовые нужды, явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт поставки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирных жилых домов, находящихся в управлении ответчика, им по существу не оспорен и подтверждается материалами дела. Учитывая то, что собственниками помещений в многоквартирных домах не было принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, на основании абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 суд первой инстанции решил, что в данном случае сверхнормативное потребление электроэнергии должно быть оплачено ответчиком из собственных средств.
В качестве одного из аргументов апелляционной жалобы ответчиком указано, что спорные дома являются ветхими, либо аварийными, в связи с чем, установка общедомового прибора учета электроэнергии в таких домах не предусмотрена. Для проверки указанного довода суд апелляционной инстанции направил судебный запрос в адрес Администрации муниципального образования Киреевский район, Администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района Тульской области с просьбой представить список домов, признанных аварийными или подлежащими капитальному ремонту по состоянию на 01.01.2013.
Согласно ответу на судебный запрос от Администрации муниципального образования город Болохово Киреевского района за исх. N 2182 от 09.09.2016 спорные дома не являются ветхими, либо аварийными, пригодны для постоянного проживания. Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод апелляционной жалобы, как необоснованный.
Вместе с тем, при принятии решения суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с п. п. 136, 137 постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения N 442) установлено, что определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Согласно п. 144 Основных положений N 442 приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае, если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, 5 регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
На основании п. 152 Основных положений N 442, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей: сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо сетевой организацией, осуществляющей технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета; гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, либо с которым собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, намеревается заключить соответствующий договор в случае, предусмотренном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям; лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), в отношении которых установлен прибор учета, в случае если такое присоединение определяется как опосредованное присоединение к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации; собственника прибора учета; собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета.
При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.
В силу п. 154 Основных положений N 442 в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
По окончании проверки в местах и способом, которые определены в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании, подлежит установке контрольная одноразовая номерная пломба (далее - контрольная пломба) и (или) знаки визуального контроля. Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
В ходе судебного разбирательства в целях установления факта соблюдения требований законодательства при вводе в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии, суд апелляционной инстанции направил в адрес организации, устанавливавшей общедомовые приборы учета в спорных домах, - Филиал "Тулэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с просьбой представить сведения об извещении заинтересованных лиц при вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета в домах в городе Болохово: ул. Горняков (дома 1А, 6, 7), ул. Корнеева (дома 2А, 2, 3, 5, 7), ул. Ленина (дома 8, 13, 15, 19, 21, 21 (2 половина), 40), ул. Мира (дома 8, 15, 45), ул. Энергетик (дома 1, 5, 7), ул. Первомайская (дома 1, 2, 3, 5, 6), ул. Советская (дома 9, 12, 17, 23, 27, 28, 29, 30), ул. Соловцова (дома 8/1,2, 10, 12, 12А, 13, 14А, 15, 16, 17, 19А, 19, 20, 21). Согласно ответу N 24/1747 от 20.09.2016 на указанный запрос, сведения об извещении заинтересованных лиц при вводе в эксплуатацию общедомовых приборов учета в спорных домах г. Болохово отсутствуют.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом апелляционной инстанции установлено, что допуск приборов учета, в соответствии с регламентом, установленным п. 152 Основных положений N 442, не осуществлялся, Комиссия по выполнению комплекса технических мероприятий по проверке установленных приборов учета в целях удостоверения факта их пригодности к выполнению функций по фиксации поставленного объема электроэнергии с участием уполномоченных потребителями лиц не созывалась.
Учитывая изложенное, акты снятия показаний приборов коммерческого учета, представленные истцом, не могут быть приняты в качестве доказательств объема отпущенной электроэнергии, поскольку до момента их допуска в эксплуатацию в силу пункта 137 Основных положений N 442, их применение для коммерческих расчетов между субъектами розничного рынка электроэнергии недопустимо.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает решение по настоящему делу не соответствующим нормам материального права, в связи с чем, подлежащим отмене.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 42 588 руб. за подачу искового заявления подлежит взысканию с АО "ТНС Энерго Тула" в доход федерального бюджета, в связи с предоставлением отсрочки по ее уплате при подаче иска. Расходы по госпошлине за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. подлежат возмещению ООО "УК "Алюрстрой" за счет АО "ТНС Энерго Тула".
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 12.02.2016 по делу N А68-9028/2015 отменить. В удовлетворении требований акционерного общества "ТНС Энерго Тула" отказать.
Взыскать с акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) в доход федерального бюджета 42 588 руб. государственной пошлины за подачу искового заявления.
Взыскать с акционерного общества "ТНС Энерго Тула" (ОГРН 1067105008376, ИНН 7105037307) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Алюрстрой" (ОГРН 114754031111, ИНН 7128503515) 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Н.В.ЗАИКИНА
Е.В.МОРДАСОВ
Судьи
Е.В.РЫЖОВА
Н.В.ЗАИКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)