Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2017 N 07АП-8974/2017 ПО ДЕЛУ N А27-8074/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N А27-8074/2017


резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко Н.В.,
судей: Бородулиной И.И., Полосина А.Л.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ермаковой Ю.Н.,
при участии:
от заявителя: Лисина Е.А., доверенность от 12.09.2017 года,
от заинтересованного лица: Дузенко А.С., доверенность N 7 от 27.10.2015 года,
от третьего лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инженер-Сервис"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 августа 2017 года по делу N А27-8074/2017 (судья Гатауллиной Н.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инженер-Сервис" (ОГРН 1084218002318, ИНН 4218005212, 654067, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Авиаторов, 57, 142)
к Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789, 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, пр. Советский, 60)
третье лицо: общество с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (ОГРН 1154253000560, ИНН 4253026769, 654041, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 72)
о признании незаконными действий и отказа по внесению изменений в реестр лицензий Кемеровской области,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Инженер-Сервис" (далее - заявитель, ООО "Инженер-Сервис", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Государственной жилищной инспекции Кемеровской области (далее - заинтересованное лицо, ГЖИ КО, Инспекция) по внесению изменения в реестр лицензий Кемеровской области, а именно, по включению в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "НИК" многоквартирного жилого дома (далее - МКД) 29 по ул. Рокоссовского г. Новокузнецка с 07.03.2017 и исключению из перечня домов ООО "УК "НИК" МКД 29 по ул. Рокоссовского г. Новокузнецка, а также о признании незаконным отказа ГЖИ КО по внесению изменения в реестр лицензий Кемеровской области, а именно, по включению в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "Инженер-Сервис" и обязании ГЖИ КО внести изменения в реестр лицензий Кемеровской области путем включения в него МКД 29 по ул. Рокоссовского г. Новокузнецка согласно уведомлению от 06.03.2017 N 65.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственности "Управляющая компания "Новоильинская инженерная компания" (далее - ООО "УК "НИК").
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 29.08.2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу Инспекция просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на апелляционную жалобу третье лицо не представило.
Дело по апелляционной жалобе рассмотрено в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что ООО "Инженер-Сервис" имеет лицензию от 29.04.2015 N 190 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Многоквартирный жилой дом по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 29 находился в реестре лицензий ООО "Инженер-Сервис" со 02.11.2015.
31.01.2017 в адрес ООО "Инженер-Сервис" поступило уведомление от председателя Совета МКД N 29 по ул. Рокоссовского Мамаевой Л.П. о расторжении с 01.02.2017 договора управления с ООО "Инженер-Сервис" и заключении договора управления с ООО "УК "НИК" с указанной даты.
28.02.2017 в ООО "Инженер-Сервис" поступил запрос из ГЖИ КО от 20.02.2017 (исх. N 117/17-ЛО) о наличии или отсутствии судебных споров по вопросу определения лиц, правомочных осуществлять управление многоквартирным домом по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, д. 29. Срок для предоставления информации установлен до 03.03.2017.
До окончания указанного в запросе срока ООО "Инженер-Сервис" был отправлен ответ от 01.03.2017 N 59 о том, что собственниками помещений МКД N 29 по ул. Рокоссовского г. Новокузнецка в Новоильинский районный суд г. Новокузнецка 27.02.2017 подано исковое заявление о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений, оформленного протоколом от 24.01.2017 б/н о выборе ООО "УК "НИК", в связи с допущенными при голосовании нарушениями.
Кроме того, в данном письме сообщалось, что в период с 10.02.2017 по 27.02.2017 проведено еще одно общее собрание собственников помещений, на котором приняты решения, в том числе, о расторжении договора управления с ООО "УК "НИК" с 01.03.2017 и о выборе с указанной даты в качестве управляющей организации ООО "Инженер-Сервис".
Лицензионным отделом ГЖИ КО по результатам рассмотрения заявления и документов, представленных ООО "УК "НИК" было принято решение о внесении изменения в реестр лицензий Кемеровской области, МКД N 29 по ул. Рокоссовского включен в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "НИК" с 07.03.2017.
Полагая данное решение, и также действия Инспекции незаконными и необоснованными, нарушающими права ООО "Инженер-Сервис", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, принял по существу правильное решение, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
Отношения в сфере жилищного законодательства регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 2 статьи 195 ЖК РФ, в реестре лицензий субъекта РФ содержатся сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии с частью 9 статьи 161 ЖК РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Право лицензиата на управление многоквартирным домом, возникает после внесения соответствующих сведений в реестр лицензий субъекта (часть 4 статьи 198 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система, ГИС ЖКХ).
Приказом Минкомсвязи России от 30.12.2014 N 504, Минстроя России N 934/пр "Об определении официального сайта государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок).
Изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр (пункт 2 Порядка).
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса;
в) копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления в соответствии с пунктом 9 Порядка являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления являются (пункт 10 Порядка):
а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления;
б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 15 Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по орган государственного жилищного надзора запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Согласно пункту 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого лицензиата соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, многоквартирный дом по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 29 включен в реестр лицензии ООО "Инженер-Сервис" с момента получения лицензии 29.04.2015.
На основании поступившего заявления о внесении изменений в реестр лицензий Кемеровской области с прилагаемыми документами (протокол общего собрания собственников помещений от 01.11.2015 и договор управления от 02.11.2015 N 29/2015, подписанный собственниками, в соответствии со статьей 162 ЖК РФ) внесены изменения в реестр лицензии ООО "Инженер-Сервис" 01.12.2015 в связи с изменением оснований управления домом.
В свою очередь, 02.02.2017 в адрес Инспекции от ООО "УК "НИК" поступило заявление о внесении изменений в реестр лицензий с прилагаемыми документами (протокол общего собрания от 24.01.2017, договор управления от 01.02.2017 N 25) с указанием сведений о включении многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 29.
Данные документы рассмотрены в соответствии с Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр "Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 10 Порядка выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления являются основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления.
По результатам рассмотрения выявлено наличие противоречий сведений, а именно, указанный в заявлении многоквартирный дом находится в реестре иной управляющей организации, заявлений об исключении не поступало, и принято решение о приостановлении рассмотрения заявления.
По итогам проведения мероприятий, руководствуясь пп. "а" п. 7 Порядка, Инспекцией принято решение о включении 07.03.2017 многоквартирного дома по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 29 в реестр лицензии ООО "УК "НИК".
10.03.2017 в адрес ГЖИ КО поступило заявление о внесении изменений в реестр от ООО "Инженер-Сервис" с указанием данного дома.
По результатам рассмотрения заявления и прилагаемых документов ГЖИ КО выявлено наличие судебного спора по вопросу определения лица правомочного осуществлять управление многоквартирным домом по адресу: г. Новокузнецк, ул. Рокоссовского, 29. Иск принят к производству 13.03.2017, присвоен номер N 2-422/2017.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части, поскольку решение об отказе во включении данного многоквартирного дома в реестр лицензии ООО "Инженер-Сервис" является законным и обоснованным.
Как было указано ранее, согласно пункту 7 Приказа N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
- - о внесении изменений в реестр;
- - об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
- - о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 4 Приказа N 938/пр рассмотрение заявлений и принятие одного из вышеназванных решений осуществляется государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно не нашел оснований для удовлетворения требования заявителя о признании незаконными действий Инспекции по внесению изменения в реестр лицензий Кемеровской области, а именно по включению в перечень домов, управление которыми осуществляет ООО "УК "НИК" многоквартирного жилого дома 29 по ул. Рокоссовского г. Новокузнецка с 07.03.2017.
Доводы заявителя со ссылкой на то, что на момент рассмотрения заявления ООО "УК "НИК" имелся судебный спор, был предметом рассмотрения суда первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку из материалов дела следует, что исковое заявление по делу N 2-422/2017~М-220/2017 было подано в суд 28.02.2017 и 02.03.2017 оставлено без движения. Иск принят к производству 13.03.2017. Решение о включении в реестр лицензии ООО "УК "НИК" принято 07.03.2017.
Довод заявителя жалобы о том, что правовое значение имеет лишь тот судебный спор, в рамках которого оспаривается более позднее решение собрания собственников о выборе лица правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, подлежит отклонению, поскольку основан на неправильном толковании норм права.
Ссылка заявителя жалобы на иную судебную практику не может быть принята апелляционным судом при рассмотрении настоящего дела, так как какого-либо преюдициального значения не имеет, принята судами по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм права и по существу сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств.
Суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При изложенных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 29 августа 2017 года по делу N А27-8074/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в двухмесячный срок со дня изготовления полного текста постановления.
Председательствующий
Н.В.МАРЧЕНКО

Судьи
И.И.БОРОДУЛИНА
А.Л.ПОЛОСИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)