Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от ответчика: Ивановой С.А. (доверенность от 19.01.2016) - дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" (ОГРН: 1121032001111; далее - ООО "ЖЭО") к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 045/071/13-12 ГЖИи от 05.11.2015,
установил:
в соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru для раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731), ООО "ЖЭО" с 01.04.2014 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Спиридонова, д. 36 на основании договора управления.
В реестре лицензий субъекта Российской Федерации на официальном интернет-портале Республики Карелия www.gov.karelia.ru содержатся сведения о выдаче ООО "ЖЭО" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
08.10.2015 в инспекцию поступило обращение гражданки, проживающей в доме N 36 по ул. Спиридонова в г. Сегежа, о неудовлетворительном состоянии лестничных клеток подъездов, окон в подъездах, о не проведении уборки на придомовой территории, предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
В связи с указанным обращением на основании распоряжения от 03.11.2015 N 043/071/13-12 ГЖИи инспекцией в отношении ООО "ЖЭО" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт от 05.11.2015 N 044/071/13-12ГЖИи и выдано предписание от 05.11.2015 N 045/071/13-12ГЖИи о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, которым ООО "ЖЭО" в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания предписано:
- - обеспечить замеры параметров горячей воды (температуры) в жилом помещении N 9 (в точке/точках водозабора) многоквартирного жилого дома в установленном порядке, в случае необходимости принять меры к восстановлению требуемых нормативных параметров горячего водоснабжения (температуры);
- - провести сухую и влажную уборку лестничных клеток многоквартирного жилого дома, представить график влажной и сухой уборки лестничных клеток на 2015 год;
- - провести работы по мытью окон на лестничных клетках подъездов;
- - провести обследование придомовой территории многоквартирного жилого дома на предмет наличия мусора, выявленные нарушения устранить.
Заявитель с указанным предписанием не согласен по тем основаниям, что фактически проверка в отношении ООО "ЖЭО" не проводилась, ненадлежащее исполнение управляющей организацией своих обязанностей инспекцией установлено не было; после получения акта проверки и предписания ООО "ЖЭО" сообщило инспекции об отсутствии нарушений со стороны управляющей организации; в отношении требования произвести работы по мытью окон считает, что не вправе выполнять данный вид работ при отсутствии согласования собственниками помещений и не включении его в перечень работ и услуг к договору управления.
В отзыве инспекция с требованием не согласна, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В отношении доводов сторон по существу спора суд приходит к следующим выводам.
Суд не соглашается с доводом заявителя о том, что работы, не указанные в перечне работ и услуг к договору управления, не подлежат выполнению управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъясняется, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 3.2.2, 3.2.7, 4.8.14 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток. Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. На лестничных клетках должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Таким образом, поскольку выполнение работ по мытью окон на лестничных клетках и их периодичность установлены Правилами N 170, ООО "ЖЭО", как обслуживающая организация, отвечающая за надлежащее содержание многоквартирного дома, обязано выполнять данные работы независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления.
Вместе с тем, заявленное требование, по мнению суда, подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностным лицам органов государственного жилищного надзора предоставлено право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Статьей 3 Закона N 294-ФЗ установлено, что презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований. В случае, если сведения, содержащиеся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Согласно частям 6, 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом документарной проверки лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Аналогичные положения содержат пункты 63, 64, 75 административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 20.02.2015 N 17 (далее - административный регламент).
Следовательно, из указанных положений ЖК РФ, Закона N 294-ФЗ, Закона N 99-ФЗ следует, что в случае поступления в инспекцию заявлений граждан о фактах несоблюдения управляющей организацией обязанностей по управлению многоквартирным домом в рамках документарной проверки инспекцией должны быть проверены документы о деятельности лицензиата, о выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых мерах по соблюдению лицензионных требований, то есть документы, которые позволят проверить факты, изложенные в заявлении граждан. В случае отсутствия документов, позволяющих оценить исполнение лицензиатом обязательных требований, инспекция вправе запросить у него необходимые документы и сведения.
При этом в силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений, так же как и предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, других мероприятий, предусмотренных федеральными законами, выдается в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 82 административного регламента право инспекции выдать предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами, также предусмотрено в случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Таким образом, целью документарной проверки в рассматриваемом случае является проверка фактов, изложенных в обращении гражданина, и в случае выявления нарушения лицензиатом лицензионных требований выдача предписания, в том числе о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Между тем из акта проверки от 05.11.2015 N 044/071/13-12ГЖИи следует, что предметом проверки являлось только обращение гражданки Второвой А.В. и сведения об управлении многоквартирным домом и наличии лицензии, размещенные на сайтах www.reformagkh.ru и www.gov.karelia.ru. Сведения о состоянии лестничных клеток подъездов, окон в подъездах, придомовой территории и несоответствии температуры горячей воды нормативным параметрам отражены в акте со ссылкой на факты, указанные в обращении жильца.
При этом дополнительные документы о выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых мерах по соблюдению лицензионных требований, то есть позволяющие проверить и подтвердить, либо опровергнуть факты, изложенные в обращении, у ООО "ЖЭО" не запрашивались.
Доказательства проверки инспекцией фактов, изложенных в заявлении жильца, которое послужило основанием для проведения внеплановой проверки, невыполнения управляющей организацией обязательных требований, обеспечить исполнение которых предписано заявителю, а также выявления инспекцией нарушения ООО "ЖЭО" лицензионных требований в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что инспекцией не доказаны основания, установленные статьей 17 Закона N 294-ФЗ, пунктом 82 административного регламента, для выдачи заявителю оспариваемого предписания, неисполнение которого влечет за собой возможность применения к заявителю соответствующих мер реагирования (проведение дополнительных проверок, привлечение к административной ответственности и прочее).
При таких обстоятельствах предписание N 045/071/13-12 ГЖИи от 05.11.2015 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "ЖЭО" в сфере предпринимательской деятельности, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.
Судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" удовлетворить.
Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", административному регламенту Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 05.11.2015 N 045/071/13-12ГЖИи.
2. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 06.03.2016 ПО ДЕЛУ N А26-11137/2015
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 6 марта 2016 г. по делу N А26-11137/2015
Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2016 года.
Полный текст решения изготовлен 06 марта 2016 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Ильющенко О.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Котловым Р.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от ответчика: Ивановой С.А. (доверенность от 19.01.2016) - дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" (ОГРН: 1121032001111; далее - ООО "ЖЭО") к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (ОГРН: 1091001011265; далее - инспекция) о признании недействительным предписания N 045/071/13-12 ГЖИи от 05.11.2015,
установил:
в соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет www.reformagkh.ru для раскрытия информации, предусмотренной Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731), ООО "ЖЭО" с 01.04.2014 осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Сегежа, ул. Спиридонова, д. 36 на основании договора управления.
В реестре лицензий субъекта Российской Федерации на официальном интернет-портале Республики Карелия www.gov.karelia.ru содержатся сведения о выдаче ООО "ЖЭО" лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.
08.10.2015 в инспекцию поступило обращение гражданки, проживающей в доме N 36 по ул. Спиридонова в г. Сегежа, о неудовлетворительном состоянии лестничных клеток подъездов, окон в подъездах, о не проведении уборки на придомовой территории, предоставлении услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
В связи с указанным обращением на основании распоряжения от 03.11.2015 N 043/071/13-12 ГЖИи инспекцией в отношении ООО "ЖЭО" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований.
По результатам проверки составлен акт от 05.11.2015 N 044/071/13-12ГЖИи и выдано предписание от 05.11.2015 N 045/071/13-12ГЖИи о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, которым ООО "ЖЭО" в течение 5 рабочих дней со дня получения предписания предписано:
- - обеспечить замеры параметров горячей воды (температуры) в жилом помещении N 9 (в точке/точках водозабора) многоквартирного жилого дома в установленном порядке, в случае необходимости принять меры к восстановлению требуемых нормативных параметров горячего водоснабжения (температуры);
- - провести сухую и влажную уборку лестничных клеток многоквартирного жилого дома, представить график влажной и сухой уборки лестничных клеток на 2015 год;
- - провести работы по мытью окон на лестничных клетках подъездов;
- - провести обследование придомовой территории многоквартирного жилого дома на предмет наличия мусора, выявленные нарушения устранить.
Заявитель с указанным предписанием не согласен по тем основаниям, что фактически проверка в отношении ООО "ЖЭО" не проводилась, ненадлежащее исполнение управляющей организацией своих обязанностей инспекцией установлено не было; после получения акта проверки и предписания ООО "ЖЭО" сообщило инспекции об отсутствии нарушений со стороны управляющей организации; в отношении требования произвести работы по мытью окон считает, что не вправе выполнять данный вид работ при отсутствии согласования собственниками помещений и не включении его в перечень работ и услуг к договору управления.
В отзыве инспекция с требованием не согласна, считает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
В отношении доводов сторон по существу спора суд приходит к следующим выводам.
Суд не соглашается с доводом заявителя о том, что работы, не указанные в перечне работ и услуг к договору управления, не подлежат выполнению управляющей организацией.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивающими наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В соответствии со статьей 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При этом в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 разъясняется, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.
Требования и порядок содержания, обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), которые изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу пунктов 3.2.2, 3.2.7, 4.8.14 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить требуемое санитарное состояние лестничных клеток. Периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. На лестничных клетках должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Таким образом, поскольку выполнение работ по мытью окон на лестничных клетках и их периодичность установлены Правилами N 170, ООО "ЖЭО", как обслуживающая организация, отвечающая за надлежащее содержание многоквартирного дома, обязано выполнять данные работы независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления.
Вместе с тем, заявленное требование, по мнению суда, подлежит удовлетворению в связи со следующим.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110) лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Закона N 99-ФЗ, а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностным лицам органов государственного жилищного надзора предоставлено право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Статьей 3 Закона N 294-ФЗ установлено, что презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей является одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 11 Закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований. В случае, если сведения, содержащиеся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
Согласно частям 6, 7 статьи 19 Закона N 99-ФЗ предметом документарной проверки лицензиата являются содержащиеся в документах лицензиата сведения о его деятельности, состоянии используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности помещений, зданий, сооружений, технических средств, оборудования, иных объектов, соответствие работников лицензиата лицензионным требованиям, выполняемые работы, оказываемые услуги, принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований, исполнению предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований.
Аналогичные положения содержат пункты 63, 64, 75 административного регламента Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия, утвержденного приказом Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 20.02.2015 N 17 (далее - административный регламент).
Следовательно, из указанных положений ЖК РФ, Закона N 294-ФЗ, Закона N 99-ФЗ следует, что в случае поступления в инспекцию заявлений граждан о фактах несоблюдения управляющей организацией обязанностей по управлению многоквартирным домом в рамках документарной проверки инспекцией должны быть проверены документы о деятельности лицензиата, о выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых мерах по соблюдению лицензионных требований, то есть документы, которые позволят проверить факты, изложенные в заявлении граждан. В случае отсутствия документов, позволяющих оценить исполнение лицензиатом обязательных требований, инспекция вправе запросить у него необходимые документы и сведения.
При этом в силу статьи 17 Закона N 294-ФЗ предписание об устранении выявленных нарушений, так же как и предписание о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, других мероприятий, предусмотренных федеральными законами, выдается в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 82 административного регламента право инспекции выдать предписание об устранении выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий, предусмотренных федеральными законами, также предусмотрено в случае выявления при проведении проверки нарушений лицензиатом лицензионных требований.
Таким образом, целью документарной проверки в рассматриваемом случае является проверка фактов, изложенных в обращении гражданина, и в случае выявления нарушения лицензиатом лицензионных требований выдача предписания, в том числе о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Между тем из акта проверки от 05.11.2015 N 044/071/13-12ГЖИи следует, что предметом проверки являлось только обращение гражданки Второвой А.В. и сведения об управлении многоквартирным домом и наличии лицензии, размещенные на сайтах www.reformagkh.ru и www.gov.karelia.ru. Сведения о состоянии лестничных клеток подъездов, окон в подъездах, придомовой территории и несоответствии температуры горячей воды нормативным параметрам отражены в акте со ссылкой на факты, указанные в обращении жильца.
При этом дополнительные документы о выполняемых работах, оказываемых услугах, принимаемых мерах по соблюдению лицензионных требований, то есть позволяющие проверить и подтвердить, либо опровергнуть факты, изложенные в обращении, у ООО "ЖЭО" не запрашивались.
Доказательства проверки инспекцией фактов, изложенных в заявлении жильца, которое послужило основанием для проведения внеплановой проверки, невыполнения управляющей организацией обязательных требований, обеспечить исполнение которых предписано заявителю, а также выявления инспекцией нарушения ООО "ЖЭО" лицензионных требований в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что инспекцией не доказаны основания, установленные статьей 17 Закона N 294-ФЗ, пунктом 82 административного регламента, для выдачи заявителю оспариваемого предписания, неисполнение которого влечет за собой возможность применения к заявителю соответствующих мер реагирования (проведение дополнительных проверок, привлечение к административной ответственности и прочее).
При таких обстоятельствах предписание N 045/071/13-12 ГЖИи от 05.11.2015 не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "ЖЭО" в сфере предпринимательской деятельности, поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению.
Судебные расходы суд относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
1. Заявление общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" удовлетворить.
Признать недействительным как не соответствующее Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", административному регламенту Государственной жилищной инспекции Республики Карелия исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля на территории Республики Карелия предписание Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 05.11.2015 N 045/071/13-12ГЖИи.
2. Взыскать с Государственной жилищной инспекции Республики Карелия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) через Арбитражный суд Республики Карелия.
О.В.ИЛЬЮЩЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)