Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 07.09.2016 ПО ДЕЛУ N А60-29056/2016

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 сентября 2016 г. по делу N А60-29056/2016


Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.Н. Водолазской при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.В. Мальцевой рассмотрел в судебном заседании дело N А60-29056/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление" (ИНН 6623067149, ОГРН 1106623000747)
к Административной комиссии Ленинского района города Нижний Тагил
об оспаривании постановления от 25.05.2016 N 294 о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ю.В. Зухова, доверенность от 16.02.2016,
от заинтересованного лица: Н.В. Дрожалкина, доверенность от 29.01.2016.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Управление" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Административной комиссии Ленинского района города Нижний Тагил об оспаривании постановления от 25.05.2016 N 294 о привлечении к административной ответственности.
Заинтересованное лицо в удовлетворении требований просит отказать, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд
установил:

29.03.2016 в 14 час. 53 мин., 30.03.2016 в 11 час. 30 мин., 31.03.2016 в 13 час. 04 мин. в ходе осмотра территории района по адресу: г. Нижний Тагил, Липовый тракт, вблизи многоквартирного жилого дома N 21, главным специалистом по благоустройству и ЖКХ администрации Ленинского района г. Нижний Тагил зафиксирован факт ненадлежащего содержания контейнерной площадки для вывоза ТБО и прилегающей к ней территории, а именно:
на оборудованной контейнерной площадки контейнера для вывоза ТБО переполнены, на территории, прилегающей к данной контейнерной площадки, свалка отходов (картонные коробки, деревянные ящики, бытовой мусор в мешках) и свалка крупногабаритного мусора (мебель, доски).
Составлены акты осмотра территории от 29.03.2016, от 30.03.2016, от 31.03.2016.
Установлено, что лицом, ответственным за содержание и уборку контейнерной площадки по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Липовый тракт, вблизи многоквартирного жилого дома N 21, является ООО "Управление", обслуживающее данную контейнерную площадку (график обслуживания контейнерных стоянок на 2016 год от 06.10.2015).
В отношении общества с ограниченной ответственностью "Управление" составлен протокол об административном правонарушении от 25.04.2016.
25.05.2016 вынесено постановление N 294 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управление" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество с ограниченной ответственностью "Управление" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, исходя из следующего.
Согласно с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области от 14.06.2005 N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий населенных пунктов, если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2013 N 1450 утверждены Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил".
Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение подп. 3, п. 6, п. 41, п. 174 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Нижний Тагил.
В соответствии с подп. 3 п. 6 Правил собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить устройство и содержание контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов и другого мусора, соблюдение режимов их уборки, мытья, дезинфекции, ремонта и покраски.
Согласно п. 41 Правил контейнерные площадки должны содержаться в соответствии с санитарными нормами и правилами. Вывоз мусора с контейнерных площадок осуществляется в летний период ежедневно, в зимний - не реже одного раза в три дня. Уборка контейнерных площадок производится ежедневно. Ответственность за содержание контейнерной площадки, вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора несут собственники помещений и (или) уполномоченными ими лица.
Согласно п. 174 Правил содержание придомовых территорий осуществляется в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, и настоящими Правилами.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а вне канализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов:
- - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнении и загрязнения территории;
- - проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание и ремонт жилищного фонда.
В соответствии с п. 3.7.1. постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, организацию вывоза отходов и контроль, за выполнением графика удаления отходов.
Согласно ч. ч. 1, 5 ст. 161, ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. п. 10, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей).
Лицом ответственным за содержание спорной контейнерной площадки является ООО "Управление", обслуживающее дом по адресу: г. Нижний Тагил, Липовый тракт, дом 21 (договор N НП-000152 от 01.01.2016).
Событие административного правонарушения подтверждается материалами дела и заключается в ненадлежащем содержании обществом контейнерной площадки, повлекшем скопление мусора на прилегающей к контейнерной площадке территории.
Доводы заявителя о том, что из представленных комиссии фотоматериалов невозможно установить, какая контейнерная площадка зафиксирована на фото, отклоняются судом. Заявителем в подтверждение доводов о своевременном вывозе мусора с контейнерной площадки представлены письма, скриншоты отчетов поездок ООО "ТагилСпецТранс", из которых усматривается месторасположение контейнерной площадки, совпадающее с данными о месторасположении контейнерной площадки, представленными заинтересованным лицом по настоящему делу.
Также судом отклоняются доводы заявителя относительно своевременного вывоза мусора, поскольку заявитель привлекается к ответственности не за нарушение сроков вывоза мусора и КГМ, а за ненадлежащее содержание и уборку контейнерной площадки.
В ходе осмотра данной контейнерной площадки было установлено, что на оборудованной контейнерной площадке, а также на территории, прилегающей к контейнерной площадке для сбора ТБО, навал бытового мусора и отходов, контейнера переполнены. При этом установлен факт наличия в течение трех дней большого количества бытового мусора на контейнерной площадке и возле нее, что свидетельствует об отсутствии ей регулярной уборки.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утверждены Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, в которых указано, что обеспечивать работы по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома должны управляющие организации.
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, осуществляется очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом установлена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос вины был предметом исследования административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
Вина общества выразилась в том, что имея возможность для исполнения требований по соблюдению положений действующих правил, общество не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалы дела не представлено.
У юридического лица в соответствии с осуществляемой деятельностью, имелась возможность для соблюдения законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушений.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ, в действиях заявителя является доказанным.
Существенных процессуальных нарушений закона, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе административного производства не допущено, заявителю обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.
Общество с ограниченной ответственностью "Управление" о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении извещено по юридическому адресу.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.04.2016 юридический адрес ООО "Управление": Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Дружинина, 51.
Доводы заинтересованного лица о надлежащем извещении общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении административного дела принимаются судом.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.). (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица").
Извещение от 08.04.2016 о необходимости явки законного представителя общества для составления протокола было направлено должностным лицом администрации по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Дружинина, 51. Данный адрес указан в учредительных документах и в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического адреса общества. Корреспонденция 15.04.2016 года возвращена отправителю с отметкой - отсутствие адресата по указанному адресу.
Согласно статье 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Ненадлежащая организация деятельности юридического лица в частности получения, поступающей по юридическому адресу корреспонденции, является риском самого юридического лица, все неблагоприятные последствия такой ненадлежащей организации своей деятельности должно нести само юридическое лицо.
29.04.2016 комиссией вынесено определение о принятии дела к производству, копия протокола об административном правонарушении и копия определения о времени и месте рассмотрения административного дела направлены обществу почтой. Корреспонденция направлена заказным письмом, заказное письмо обществом получено 04.03.2016 (сведения почта России).
Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10.
Согласно ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу ст. 3.1 КоАП РФ целью административного наказания (в том числе административного штрафа) является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
Исследовав материалы дела, суд установил, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в данном случае не имеется.
Согласно части 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в соответствии с ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание характер административного правонарушения, суд считает возможным снизить размер административного штрафа по постановлению N 294 от 25.05.2016 до 100 000 рублей, а постановление о привлечении к административной ответственности N 294 от 25.05.2016 в части, превышающей указанный размер административного штрафа, признать незаконным и отменить. По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Административной комиссии Ленинского района города Нижний Тагил N 294 от 25.05.2016 о назначении заявителю административного наказания в части наложения административного штрафа в размере, превышающем 100 000 руб. 00 коп. следует признать незаконным и отменить.
Поскольку в соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в сумме 6000 руб., уплаченная по платежному поручению N 178434 от 09.06.2016, подлежит возврату из федерального бюджета лицу, ее уплатившему.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
2. Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Ленинского района города Нижний Тагил N 294 от 25.05.2016 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Управление" к административной ответственности по п. 1 ст. 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ в части штрафа, превышающего 100000 (сто тысяч) руб. 00 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Расчеты и платежи" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб. 00 коп., уплаченную по платежному поручению N 178434 от 09.06.2016. Подлинное платежное поручение возвратить заявителю.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
С.Н.ВОДОЛАЗСКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)