Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 27.07.2017 N Ф02-3589/2017 ПО ДЕЛУ N А19-16996/2016

Требование: О признании недействительным предписания надзорного органа.

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Предписано выполнить корректировку платы за коммунальную услугу отопления в соответствии с действующим законодательством и представить подтверждающие документы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А19-16996/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июля 2017 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Самарджич М.В. (доверенность от 02.05.2017 N 36-05/2017); Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации Будаевой А.В. (доверенность от 06.08.2015 N 378),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2017 года по делу N А19-16996/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),

установил:

Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (г. Иркутск, ИНН: 3800000220, ОГРН: 1023801003313, далее - ПАО "Иркутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) о признании недействительным предписания N 3515/16 от 27.06.2016.
Решением от 16 января 2017 года Арбитражный суд Иркутской области признал недействительным предписание Службы N 3515/16 от 27.06.2016.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года решение суда от 16 января 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Служба ставит вопрос о проверке законности судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, подлежащими отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Службы поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель ПАО "Иркутскэнерго" считает судебные акты законными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ПАО "Иркутскэнерго" выполнило корректировку платы за отопление многоквартирного дома N 40Б, расположенного по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Наймушина, за 2015 год в размере 103 149 руб. 54 коп. в сторону уменьшения.
На основании распоряжения заместителя руководителя Службы N 3515-ср-п от 27.05.2016 была проведена внеплановая документарная проверка ПАО "Иркутскэнерго" по вопросу правильности начисления платы за коммунальные услуги.
Как видно из акта проверки N 3515/16 от 27.06.2016, при анализе платежных документов, представленных ПАО "Иркутскэнерго" за 2015 год, по квартире N 25 дома N 40Б, Службой установлено, что общество выполнило корректировку размера платы за потребленную тепловую энергию на нужды отопления с нарушением требований Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), а именно при расчете корректировки платы за отопление учтены показания общедомового прибора учета тепловой энергии в летние месяцы.
27.06.2016 Службой заявителю выдано предписание N 3515/16 об устранении нарушения, представлении подтверждающих документов, выполнении корректировки платы за коммунальную услугу отопления за 2015 по многоквартирному дому N 40Б в соответствии с действующим законодательством.
Удовлетворяя вышеназванные заявленные требования, суды двух инстанций исходили из того, что корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению спорного помещения - квартира N 25 произведена обществом по формуле N 8, предусмотренной Правилами N 307, в связи с чем осуществленная обществом корректировка соответствует данным Правилам.
Выводы судов основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Из материалов проверки усматривается, что в квартире 25 дома 40Б по адресу: г. Братск, ул. Наймушина установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии; в квартире N 25 отсутствует индивидуальный прибор учета тепловой энергии.
Подпунктом "б" пункта 21 Правил N 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 (формула N 7). При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 (формула 8).
Начисление платы за отопление за конкретный месяц всегда учитывает площадь жилого помещения и непосредственно не привязано к фактически отпущенному в этом месяце объему тепловой энергии. Это неизбежно вызывает расхождение между количеством отпущенной энергии и количеством энергии, исходя из которого начислена плата населению за коммунальные услуги, независимо от того, рассчитана оплата по нормативу либо по средним данным за прошлые периоды.
Такое расхождение устраняется ежегодной корректировкой платы, цель которой - привести начисления населению в соответствие плате за ту тепловую энергию, которую потребил многоквартирный дом в целом (в зависимости от наличия общедомового прибора учета - определяется по его показаниям либо расчетным методом).
В соответствии с пунктом 27 Правил N 307 величина, полученная в результате корректировки размера платы за коммунальную услугу отопления и рассчитанная в соответствии с подпунктом "г" пункта 20, подпунктом "б" пункта 21, пунктами 23, 25 настоящих Правил, учитывается при начислении платы за коммунальную услугу отопления, подлежащей внесению в следующем месяце, или компенсируется исполнителем потребителю не позднее 1 месяца после перерасчета.
Из материалов дела видно, что общество произвело корректировку платы за коммунальную услугу отопления в соответствии с вышеприведенным законодательством, в связи с чем у Службы не имелось оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кроме того, суды правомерно руководствовались правовой позицией Министерства регионального развития Российской Федерации, изложенной в письме N 10087-ЮТ/07 от 28.05.2007 "О корректировке платы за коммунальные ресурсы". В пункте 3 письма указано, что согласно подпункту "б" пункта 21 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из среднемесячного количества потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Это позволяет потребителям вносить плату равномерно в течение 12 месяцев в году, а также координируется с размером субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемым гражданам в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к Правилам. При этом размер годовой платы за отопление рассчитывается исходя из фактически потребленного количества тепловой энергии, определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета.
Не соглашаясь с выводами судов, Служба указывает в кассационной жалобе на то, что суды не учли фактический объем потребленной тепловой энергии; приборы фиксируют фактическое потребление тепловой энергии не только на отопление, но и на нужды горячего водоснабжения.
Согласно доводам кассационной жалобы, поскольку через полотенцесушители в ванной комнате и стояки оказывается услуга по горячему водоснабжению и циркуляции в них тепловой энергии, это нельзя расценивать как дополнительный прибор отопления, и соответственно, оплачиваться она должна в составе платы за горячую воду и не может быть предъявлена гражданам в составе платы за отопление.
По мнению Службы, при расчете годовой корректировки платы за отопление фактические показания приборов, которые учитывают потребление тепловой энергии и на отопление и на горячее водоснабжение, в летние месяцы должны быть отнесены только на горячее водоснабжение, на отопление они должны быть нулевыми.
Названные доводы кассационной жалобы проверены, однако учтены быть не могут.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Пунктом 22 Правил N 307 определено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
Расчет нормативов потребления производится по Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Норматив потребления тепловой энергии на отопление устанавливается в Гкал на один квадратный метр площади жилых помещений дома в месяц и определяется путем деления суммарного расхода тепловой энергии на отопление за отопительный период на общую площадь помещений и на 12 месяцев. Расчет платы за отопление для населения определяется исходя из 12 месяцев по среднемесячному тарифу (пункт 3, формула 2 приложения к Правилам N 306).
Таким образом, норматив потребления гражданами тепловой энергии для отопления устанавливается на каждый месяц с учетом равномерного распределения расходов населения по оплате указанных коммунальных услуг в течение всего календарного года, независимо от того, что ежемесячное потребление тепловой энергии не может быть равномерным (в зимние месяцы фактическое потребление тепловой энергии больше, нежели в весенние месяцы).
При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета; корректировка размера платы за коммунальную услугу по отоплению квартиры N 25 была произведена обществом по формуле, предусмотренной Правилами N 307, и касается ситуации отсутствия индивидуального прибора учета тепловой энергии в указанной квартире (соответственно, расчетов с гражданином исходя из нормативов потребления).
Таким образом, как верно признали суды, Службой не доказано в действиях заявителя несоблюдение Правил N 307, а, следовательно, изложенное в оспариваемом предписании требование об устранении нарушений является незаконным.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, в связи с чем в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 16 января 2017 года по делу N А19-16996/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА

Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
М.М.ШЕЛЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)